Программа по изодеятельности "Маленькие дизайнеры"
рабочая программа по теме
Программа по изодеятельности "Маленькие дизайнеры". Эта программа для дополнительного образования в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение Детский Сад Общеразвивающего Вида №24 «Русалочка»
«Маленькие дизайнеры»
Программа по изобразительной деятельности
Составила:
Воспитатель Велиева Э.З.
Г. Подольск
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня с уверенностью можно сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.
Большинство из нас уже забыли о той радости, которую нам приносило рисование, лепка в детском саду, школе. Но она, несомненно, была. Ведь рисование – это важнейший путь освоения детьми внешнего мира. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат, ощущают. Рисуют даже запахи. Мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии искусства на всю дальнейшую жизнь человека, но исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создав условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Основной целью кружка изо-деятельности для старших дошкольников и младших школьников «Маленькие дизайнеры» является формирование творческой личности ребенка, развитие его творческих способностей (памяти, воображения).
Реализация поставленной цели возможна через решение ряда поставленных ЗАДАЧ:
1. образовательные:
- формировать умения владеть графическим и живописными материалами;
- познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, со способами работы художественными материалами;
- учить использовать различные изобразительно – выразительные средства для передачи чувств, настроения, впечатления от окружающего мира.
2. развивающие:
- развивать основные навыки необходимые для успешных занятий изобразительной деятельностью.
- развивать творческое воображение, наблюдательность, художественное восприятие.
3. воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- желание беречь все, что нас окружает;
- чувство коллективизма, взаимовыручки;
- трудолюбие и аккуратность.
Все занятия проходят в игровой форме, связаны единым сказочным сюжетом, так как именно игровая форма пробуждает желание «помочь» герою, и таким образом незаметно для ребенка решается основная учебная задача. С целью формирования опыта творческого обучения в программу вводятся коллективные задания. Выполненные на занятиях работы можно использовать для оформления школьных интерьеров и как подарки для родных и близких.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В КРУЖКЕ:
1. От простого к сложному.
2. Деятельный характер (дети играют, общаются)
3. Сотрудничество взрослых и детей.
4. Связь с ведущими видами деятельности (игра, общение)
5. Принцип радости, удовлетворения от каждого занятия, от процесса результата работы.
Основные техники, освоение которых заложено программой изо-кружка «Маленькие дизайнеры» (для детей старшего и младшего возраста)
1. МОНОТИПИЯ - одна из простейших графических техник (происходит от греч. Слов monos – один typos – отпечаток). Краска наносится на целлофан или кусочек бумаги (стекла), а уже потом этот кусочек прикладывается к той части бумаги, на которую наносится изображение и прижимается пальцами.
- Разновидность – лист складывается пополам и краска наносится только на одну сторону листа, второй половинкой листа плотно прижимается. Развернув, можно получить зеркальное изображение.
В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высыхает из листа в сложенном виде можно вырезать различные фигуры (бабочку, цветок …)
2. ДИАТИПИЯ – (от греч. dia – сквозь, через)
Эту технику считают разновидностью монотипии. Тампоном из тряпки наносят легкий слой краски на гладкую поверхность картонной папки сверху кладут лист бумаги и рисуют карандашом или заостренной палочкой. Получается оттиск – зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.
3. «ШТАМПОВКА» рисунков
Изготавливается круглая печать из деревянного бруса, на одну сторону которого наклеивается картон, а на картон – узоры из бумаги, ниток, шпагата. Затем накатывают краску и штампуют рисунки на бумаге. В такой технике можно выполнять декоративное оформление ковриков, салфеток.
4. Техника «НАБРЫЗГА»
Можно использовать щетки различного вида. Этот способ применяется для изготовления тонированной бумаги, открыток.
5. «ПО СЫРОМУ»
Лист смачивается водой, затем кистью наноситься изображение оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Для прорисовки деталей надо, чтобы рисунок высох.
6. «ВОЛШЕБНЫЕ НИТИ»
Нарезанные нитки опускаются в жидко разведенную гуашь или акварель, чтобы они пропитались. Затем нитка укладывается на лист и прикладывается другим листом. Держа верхний лист, нитку вытягивают за кончик. Получившееся изображение можно дорисовать кистью, фломастером.
7. «ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ»
Краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские тарелочки. Пальцевой живописью получается прекрасные рисунки – в дошкольном возрасте – это украшение пальцев, следы зверей и т. п. В младших школьных – это прекрасные пейзажи.
7. «КЛЯКСОГРАФИЯ»
Капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие элементы.
- Разновидность – нанести кляксу, потом приподнять и наклоняя лист бумаги растекающейся краской создать изображение. В той технике можно рисовать деревья, животных и др.
9. «ФОТОКОПИЯ»
Рисунок наносится свечой, его не видно. Потом весь лист покрывается тушью или краской и рисунок проступает; можно использовать несколько красок.
10 «ГРАНТАЖ» (от франц. groltten – скрести, царапать) – техника царапанья. Способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитого тушью, предварительно натертого свечой.
- Разновидность – перед покрытием бумаги свечой нанести несколько ярких пятен краской, чтобы не было просветов, затем выполнить остальные этапы работы. Темы разнообразные. («Праздничный салют», «Ночное небо»)
11. Техника «АКВАТУШИ» (от латин. Agwa - вода) - на лист бумаги наносится крупный рисунок гуашью. Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь лишь частично остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами.
12. «ПЕЧАТЬ РАСТЕНИЯ»
Для работы можно использовать засушенные листья, травинки, цветы. Покрытые с одной стороны гуашью они укладываются на лист ватмана окрашенной стороной. Прижимается бумагой, после чего бумага и растение склеиваются. Можно выполнять в такой технике различные композиции: «Осенний букет», «Букет цветов».
13. «КОЛЛАЖ»
Сочетание аппликации и рисования. Причем аппликация может быть различной: из бумаги, ткани, ваты, нити, любого тросового материала.
14. «АППЛИКАЦИЯ С ДОРИСОВЫВАНИЕМ»
На лист бумаги наклеивается обрезок цветной бумаги неопределенной формы. Детям предлагается дорисовать этот бесформенный кусочек, можно использовать 2-3 кусочка цветной бумаги.
15. «ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ»
(постепенно переходящая в конструирование)
Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробки, бумагу, смятую в комочек, кусочки фанеры, дерева.
16. Техника «ВИТРАЖЕЙ»
На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем так, чтобы он был выпуклым. После того, как высохнет клей нанести краску жидкую, чтобы она свободно растекалась в пределах нанесенных контуров.
17. «ХУДОЖЕСТВЕНЫЙ МУСОР»
Рисунок наносится на предварительно скомканную и сжатую бумагу.
18. «ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК»
Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, точки могут быть разного размера.
19. «РИСОВАНИЕ НОСОМ»
В приготовленный спичечный коробок кладут различные пахнущие предметы (вата с запахом духов, бензина, карамелька т.д.) Дети изображают то, что «нюхали».
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть. Направлена на сосредоточение внимания детей, знакомство с новым материалом, использование разнообразной наглядности, развитее творческого мышления.
2. Основная часть. Направлена на развитие творческого воображения, самостоятельная деятельность детей.
3. Заключительная часть. Анализ детских работ, положительные эмоции, поддержание положительных эмоций.
Занятия кружка проводиться по подгруппам во вторую половину дня не более 30 минут с паузами-играми имитационного характера.
Планируется два занятия в неделю.
Ожидаемые результаты: более высокий уровень художественно-творческих и интеллектуальных способностей, владение навыками нетрадиционного рисования.
МАТЕРИАЛЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
- Бумага разных размеров
- Цветная бумага
- Краски (гуашь и акварель), кисти
- Графитные и цветные карандаши
- Пастель, уголь
- Тушь, перо-палочка
- Цветные восковые мелки
- Парафин, свеча
- Нитки №10
10. Различный бросовый материал: обрывки бумаги, ткан, дерево, вата
11. Засушенные листья, травинки
12. Трафарет геометрических фигур
13. Индивидуальные карточки
14. Цветные геометрические фигуры
15. Репродукции и иллюстрации картин художников – абстракционистов: авангардистов и кубистов
16. Клей, ножницы
Методическое обеспечение.
1. Базовое учебное пособие.
2. Видеофильмы: - «10 уроков рисования»
- «Народные мысли»
- «Художники России»
3. Наглядные пособия по рисованию.
4. Авторские разработки занятий.
5. Календарно-тематический план.
Литература:
Учебные пособия с разработками:
- Страунинг А. М. «Развитее творческого воображения
дошкольников на занятиях по изобразительной
деятельности»;
- Чернова Е. В. «Пластилиновые картины» серия «Город
мастеров»;
- Ильина М. В. «Развитие невербального
воображения»;
- Казакова Р. Г. «Нетрадиционные техники планирования,
конспекты занятий»;
- Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства»;
- «Тайны бумажного листа», «Волшебный пластилин»
из серии «Искусство детям»;
Учебно-тематическое планирование, 72 часа.
№ занятия | Тема | Цель | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Что такое «Дизайн»? | Познакомить детей с профессией дизайнера, подготовить фон для коллективной работы | 1 |
2, 3 | «Осенние фантазии» в технике «Тиснение» | Обучение технике тиснение. | 2 |
4 | Изготовление индивидуальной работы по замыслу детей с использованием техники «Тиснение» | Дать возможность детям самостоятельно выбрать тему для рисунка и выполнить его в предложенной технике | 1 |
5, 6 | «Осенние фантазии» в технике «Тычкование» | Обучение технике тычкования | 2 |
7, 8 | «Осенние фантазии» в технике «Спираль, мазок» | Обучение техникам спираль и мазок | 2 |
9 | «Осенние фантазии» в технике «печатание» | Обучение технике печатание | 1 |
10 | Изготовление индивидуальной работы по замыслу детей с использованием техники «Печатание» | Дать возможность детям самостоятельно выбрать тему для рисунка и выполнить его в предложенной технике | 1 |
11, 12 | Панно «Фантазия» (из круп разных видов) | Познакомить с «насыпной» техникой изображения различными видами семян и крупы, расширить знания детей о различных видах зерновых культур. | 2 |
13, 14 | «Мое необыкновенное дерево» | Обучение технике: выкладывание изображения крупой, рисование пластилином. Развитие творческого воображения. | 2 |
15, 16 | «Волшебные грибы. Грибная поляна» | Обучение технике: рисование крупой по пластилиновой пластине. Развитие творческого воображения. | 2 |
17, 18 | «Кораблик». Флористическая композиция из сухих листьев. | Познакомить с понятием «флористический дизайн», «прессованная флористика». Составляем пробную композицию из сухих листьев. Овладеваем основными навыками выполнения ошибаны. | 2 |
19, 20 | «Забавные человечки» | Развиваем фантазию, умение видеть новое в привычных формах, учимся составлять законченную композицию. | 2 |
21, 22 | «Осенние фантазии» (коллективная работа) | Обучение составлению коллективных композиций с использованием флористического материала. | 2 |
23 | «Я люблю пушистое, я люблю колючее» (ежик, зайчик, медвежонок) | Обучение технике: тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролон. Развитие творческого воображения. | 1 |
24, 25 | «Волшебный хоровод снежинок. Такие разные снежинки» | Обучение технике оригами; крупа по темному фону. Развитие творческого воображения. | 2 |
26 | «Снеговик» Дизайн наряда снеговика. | Развитие творческого воображения. Учить детей сочетанию цветов. | 1 |
27 | «Какие разные эти елочки» | Закреплять технику рисование тычком и использование объемной аппликации. Развитие творческого воображения. | 1 |
28, 29 | «Сказочная зимняя ночь» | Обучение технике: черно-белый грантаж. Развитие творческого воображения. | 2 |
30, 31, 32 | «Мастерская Деда Мороза». | Занятие по конструированию из бумаги с использованием бросового материала. Изготовление ёлочных игрушек. | 3 |
33 | «Фантазии зимнего леса» | Обучение технике: рисование свечой. Развитие творческого воображения. | 1 |
34, 35, 36 | «Зима в деревне» Коллективный коллаж. | Закрепление выбора техники. Развитие творческого воображения. | 3 |
37, 38 | «Тульский пряник» | Работа с соленым тестом. Изготовление сувенира – пряника. Знакомство с промыслом. | 2 |
39 | «Животные, которых я сам придумал» | Обучение технике кляксографии. Развитие творческого воображения. Знакомая форма – новый образ. | 1 |
40 | «Я в волшебном лесу» | Обучение технике: выдувание воздушной струи через трубочку. | 1 |
41, 42 | «Дорисуй каплю» | Обучение технике: «живая капля». Развитие творческого воображения. | 2 |
43 | Валентинки для родителей | Изготовление открытки-валентинки | 1 |
44, 45 | Поздравление для папы | Изготовление объемной аппликации | 2 |
46 | Первый день весны. | Обучение составлять индивидуальные композиции, используя соленое тесто | 1 |
47 | «Чудесные цветы для мамы» | Продолжать обучать технике оригами. Развитие творческого воображения. | 1 |
48, 49 | «Волшебство весеннего леса» | Развитие творческого воображения. Закреплять навыки сочетания цветов. | 2 |
50 | «Нарядное платье для мамы» | Обучение технике: графика, штрих, линия, пятно. Составление цветового решения платья из лоскутков ткани. | 1 |
51 | «Звездное небо» Коллаж. | Обучение технике: набрызг, использование восковых мелков. | 1 |
52, 53 | «Веточка сирени в подарок детскому саду» | Обучение технике: изготовление бумажного теста путем скатывания комочков из цветных салфеток; нетрадиционная аппликация с элементами лепки. Развитие творческого воображения. | 2 |
54 | Клоун на день смеха. | Изготовление игрушки клоуна из бросового материала | 1 |
55, 56 | Изразцы. | Знакомство детей с народно-прикладным искусством | 2 |
57 | «Тарелочка». | Познакомить с техникой папье-маше. | 1 |
58, 59 | «Тарелочка». Роспись готового изделия. | Познакомить с различными видами росписи посуды (обобщающее занятие). Роспись готового изделия. | 2 |
60, 61 | «Весенняя композиция» (занятие по оригами). | Знакомство с искусством оригами, её историей. Учимся слушать и «слышать», развиваем внимание, усидчивость, развиваем пространственное мышление | 2 |
62, 63 | Занятие оригами по выбору детей. | Те же. | 2 |
64, 65, 66 | «Изготовление ювелирных украшений» (из бумаги, фольги, бросового материала). | Развитие конструктивных навыков, мелкой моторики, воображения, аккуратности, умения доводить дело до конца. | 3 |
67, 68, 69 | «Цветы из бумаги» | Развитие конструктивных навыков, мелкой моторики, воображения, аккуратности, умения доводить дело до конца. | 3 |
70, 71 | «Деревья и кустики» | Поделки из природного материала. | 2 |
72 | Итоговое занятие | Беседа. Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Школа юного дизайнера для 5-9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ Методического пособия «Занятия в школе дизайнера» 5-9 классы/ авт. -сост. Е.Г. Верешинникова. Р.В. Игнатьева. –Изд.2-е – Волгоград : Учитель,20011 -151. с. Допол...
Программа кружка Юный дизайнер
Эта программа кружка расчитана на 4 часа в неделю, предназначена для занятий с учащимися 2-5 классов. Она состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематическ...
Программа кружка Юный дизайнер
Эта программа кружка расчитана на 4 часа в неделю, предназначена для занятий с учащимися 2-5 классов. Она состоит из нескольких разделов: пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематическ...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Дизайнер»
Актуальность и педагогическая целесообразность. Дизайн (от англ. Design – замысел, проект, чертеж, рисунок) обозначает различные виды проектировочной деятельности, которые формируют эстетические и фун...
Рабочая программа кружка «Юный дизайнер»
Рабочая программа кружка «Юный дизайнер» рассчитана на учащихся 5-7классов, на 1 год, на 68 часов. Продолжительность занятия 2 часа...
Программа допрофессиональной подготовки "Дизайнер интерьера"
Программа дополнительного образования "Дизайнер интерьера"...
Программа кружка «Юный дизайнер» 5-8 класс
Помочь ученику сориентироваться в выборе профессии, связанных с художественными знаниями; познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям; дать возможность у...