Разработка дополнительной образовательной программы для занятий лоскутной техникой
методическая разработка (7 класс) по теме
Программа предназначена для реализации дополнительных образовательных траекторий, дополняющих и расширяющих возможности основных образовательных программ и предметов Центра образования. В структуру программы курса входит:
- Пояснительная записка;
- Учебно-тематический план с перечнем тем занятий различных видов и распределением часов;
- Методическое обеспечение курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_dopolnitelnoy_obrazovatelnoy_programmy_dlya_zanyatiy_loskutnoy_tehnikoy.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка дополнительной образовательной программы для занятий лоскутной техникой
Программа предназначена для реализации дополнительных образовательных траекторий, дополняющих и расширяющих возможности основных образовательных программ и предметов Центра образования. В структуру программы курса входит:
- Пояснительная записка;
- Учебно-тематический план с перечнем тем занятий различных видов и распределением часов;
- Методическое обеспечение курса.
Людям ужасно недостает красоты.
Наша привилегия в том,
что мы способны эту красоту
подарить себе сами.
(Кристиан Лакруа)
Пояснительная записка
Творчество – выполнение разнообразных текстильных изделий по личному замыслу средствами традиционного декоративно – прикладного искусства.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности, расширяет и углубляет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению «Технология» и рассчитана для начинающих, учащихся 5-7 классов.
Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным многовековым произведениям национального искусства. В наше время изделия народных мастериц по праву хранятся в коллекциях музеев, а лоскутная техника продолжает жить и привлекать все большое количество любителей этого вида рукоделия. Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому, она обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Для занятий не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты тканей и нитки, которые можно найти в любом доме. Вход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева – словом все, что найдется под рукой и самые обыкновенные инструменты и оборудование: ножницы, иголка, швейная машина.
Лоскутная техника шитья – увлекательное занятие, дающее большой простор фантазии. Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь.
Лоскутная техника не утратила своего обаяния и актуальна сегодня как никогда. Своим многообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают внимание - салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, декоративные панно, нарядная сумка, кошелек, изящный летний костюм или стильный жилет. Сегодня во всем мире в моде эксклюзивные вещи и ручная работа.
Используя лоскутки можно не только сшить новые вещи, но и дать вторую жизнь старым, вышедшим из моды. Что позволяют реализовать стремление украсить дом, выразить свою индивидуальность в одежде. Поэтому не нужно бояться экспериментировать, а дать волю своей фантазии, приобщая учащихся к развитию вкуса и изобретательности, творческой деятельности, радости от вещей сделанных своими руками.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Лоскутная пластика развивает у ребёнка очень много полезных качеств: аккуратность, терпение, образное мышление, творческие навыки…
Программа включает в себя несколько информационных и тренинговых блоков:
- история возникновения лоскутной техники;
- освоение способов работы на электрической швейной машине;
- процесс создания и технологии изготовления изделий;
- участие в выставках, конкурсах и других мероприятий.
Изучение программы помогает учащимся не только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в творчестве, но и установить гармоничные отношения с миром.
Программа рассчитана на привлечение учащихся 11-14 лет.
Актуальность
Современный образовательный процесс немыслим без возрождения и сохранения народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, необходимостью повышению уровня эстетического и нравственного воспитания, создания условий для максимального развития их творческого и интеллектуального потенциала, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Введение данной программы в школе полного дня обусловлено насущной необходимостью активизировать познавательный интерес у учащихся, развивать способность ориентироваться в окружающей действительности, повышать конкурентоспособность личности учащихся, а также его самореализации и самоутверждении.
Лоскутное шитьё продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты. В настоящее время лоскутное шитье применяется не только и не столько из потребности экономить материалы и деньги. Эта техника стала очень модной. Она позволяет сделать красивой и неповторимой одежду, создавать уют в квартире. Из лоскутного шитья настоящие произведения искусств.
Новизна программы
Программа дает возможность совершенствовать трудовое обучение и эстетическое воспитание учащихся, раскрыть их творческие возможности, развивать чувство красоты и гармонии, применять традиционные и новые техники лоскутного шитья, а полученные знания, умения и навыки в проектной деятельности, как самостоятельно, так и в урочное время. Широкой подход и возможность учащимся познакомиться с большим разнообразием видом творчества, попробовать свои силы в изобретательности новых идей, получить и углубить свои знания, умения и навыки в комбинировании отдельных техник, научить применять лоскутную технику для превращения безликих серийных вещей в оригинальные стильные штучки.
Особенности программы
В программе заложены разделы, связанные с воспитанием творческой личности. Например: при изучении техники «аппликация» - учащиеся творчески применяют свои знания и умения на практике, то есть происходит внутри предметный перенос знаний и умений, где у учащихся есть возможность выразить свои чувства и творчество.
Практическая значимость
Содержание программы может быть использовано учителями технологии, педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений в процессе трудового обучения и художественно - эстетического воспитания учащихся.
Цель программы: – раскрытие истоков народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества, формирование творчески мыслящей личности, обогащенной знанием народных традиций и умением реализовать на практике свои художественные идеи.
Задачи программы:
Обучающие
* Знакомить детей с основными понятиями и техниками лоскутного шитья.
* Обучать различным приемам работы с тканью.
* Научить техническим навыкам и приемам выполнения различных швов и изделий;
* Формировать умения следовать устным инструкциям.
* Создавать композиции в изделиях, выполненных в лоскутной технике. Научить техническим навыкам и приемам выполнения различных швов и изделий;
* Предоставить знания, позволяющие продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства и реализовать свой творческий потенциал.
Развивающие:
* Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображения.
* Развить склонности и способности детей к художественному творчеству;
* Раскрыть детям красоту и значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;
* Развивать творческое воображение, художественный вкус.
* Развивать у учащихся способность работать руками, усидчивость и глазомер.
* Расширять коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные:
* Воспитывать интерес к лоскутной технике.
* Создать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующий неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся;
* Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, настойчивость и предприимчивость, приучать к аккуратности и самоконтролю, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “«Скажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я запомню! Дай мне действовать самому, и я пойму!»;
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения и работы в коллективе. Учащиеся ведут исследовательскую деятельность по заданной теме. Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся без страха перед трудностями, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Практическая работа проводиться в учебном классе-мастерской.
В процессе работы по программе лоскутного шитья, учащиеся совмещают и объединяют в одно целое замысел, материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение изделия.
Программа занятий по лоскутному шитью разработана в соответствии с особенностями материально - технического обеспечения ЦО № 1085 и интересами учащихся, родителей и рассчитана на учащихся 5-7х классов. Общее количество часов, отводимых на изучение программы 68 часов, то есть 34 занятия по 2 часа в неделю.
Основное содержание программы составляют практические работы
(до 75% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, инструктаж)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповые – организация работы в малых группах
• индивидуальные – выполнение заданий, решение проблем, с одаренными учащимися, подготовка к конкурсам
Педагогические технологии:
1.Развитие творческой и активной личности;
2.Личностно-ориентированный подход;
3.Дифференцированность и индивидуальность обучения.
Система оценки результатов
Оценка теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяет определить индивидуальные способности и склонности учащихся. При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе, оценивается динамика личных и коллективных достижений, удовлетворенность учащихся и родителей на основе собеседований. По результатам своих работ организовывать выставки, участие в окружных конкурсах, праздничных мероприятиях. По окончании обучающего процесса – награждение грамотами и подарками.
Система набора учащихся.
1. Рекламное объявление в фойе Центра образования.
2. Проведение презентации с представлением выставки и последующим объявлении о наборе.
Предполагаемые результаты
В результате обучения в течение учебного года по программе предполагается, что учащиеся получат следующие основные знания, умения и навыки:
* будут знать основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства;
* освоят основные техники лоскутного шитья;
* будут уметь составлять несложный узор для лоскутных блоков;
* узнают и овладеют основными законами композиции изделий;
* будут уметь пользоваться различными способами перевода рисунка на разные ткани;
*овладеют технологией кройки деталей из ткани и собирания их в блоки, готовое полотно;
* будут уметь выбирать нужную ткань для лоскутного шитья.
Проверка результатов обучения имеет текущий и итоговый характер.
4.3. Разработка тематического планирования занятий лоскутной техники
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Теоретическое обучение | Практическое обучение | Всего | ||
1. | Вводное занятие. История лоскутного шитья. Материалы и инструменты. Правила безопасности. | 2 | 2 | |
2. | Волшебные свойства лоскутной техники. Изготовление тряпичной куклы. | 1 | 1 | 2 |
3. | Цвет и его значение для лоскутного шитья. Шаблоны. Раскрой лоскутков. | 1 | 1 | 2 |
4. | Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. | 1 | 1 | 2 |
5. | Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» | 1 | 3 | 4 |
6. | Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». | 1 | 3 | 4 |
7. | Техника «Полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». | 1 | 3 | 4 |
8. | Техника «волны», «криволинейные крейзи» | 1 | 3 | 4 |
9. | Изготовление изделия традиционного узора в технике «Колодец» | 1 | 3 | 4 |
10. | Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат | 1 | 3 | 4 |
11. | Узор из многоугольников. Изготовление изделия. | 1 | 3 | 4 |
12. | Техника «Уголки». Изготовление изделия в технике «Уголки» | 1 | 3 | 4 |
13. | Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором | 1 | 3 | 4 |
14. | Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике | 1 | 3 | 4 |
15. | Лоскутная техника«»ЙО-Йо». Изготовление изделия в технике «Йо -Йо». | 1 | 3 | 4 |
16. | Объемные техники «пуфики». | 1 | 3 | 4 |
17. | Аппликация. Способы выполнения. Изготовление изделий с аппликацией. | 1 | 3 | 4 |
18. | « Лоскут в интерьере». Диванная подушка. | 4 | 4 | |
19. | Индивидуальные творческие работы с использованием лоскутной техники. | 4 | 4 | |
Всего | 18 | 50 | 68 |
Работа по календарно – тематическому плану гарантирует выполнение программы и предохраняет учащихся от перегрузок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».
В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...
Разработка тематического планирования занятий по лоскутной технике
Разработка тематического планирования занятий по лоскутной технике....
ПОЛОЖЕНИЕ о разработке дополнительных образовательных программ
Представленный методический материал содержит порядок разработки содержания и принятия дополнительных образовательных программ МБОУ СОШ. Будет полезен как методистам, заместителям директор...
Программа по лоскутной технике
программа создана мной на 5 курсе обучения в НГПУ им.К.Минина...
Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении
Настоящие методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении составлены на основе методических...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Авторская разработка дополнительной образовательной программы обучения английскому языку по социальному – педагогическому направлению для 5 класса.
Творческое объединение «Английский c увлечением» органично входит в учебно-воспитательный процесс. Во время занятий ученики получают дополнительный блок лексических единиц, что, след...