Программа по лоскутной технике
рабочая программа по технологии на тему
программа создана мной на 5 курсе обучения в НГПУ им.К.Минина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Лоскутная пластика»
I Пояснительная записка
Тип программы: модифицированная
Вид программы: общеразвивающая
Направление программы: художественно-эстетическое
Лоскутная техника – выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям.
На протяжении веков менялись материалы и способы изготовления лоскутных изделий, создавались новые орнаменты, композиции. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork. На Руси широкое распространение занятия лоскутной техники получило во второй половине XIX века, когда в нашей стране наладилось производство разнообразнейших тканей. Кусочки ткани оставшиеся при раскрое экономные хозяйки сохраняли, а затем пускали в дело. Так стали появляться в дизайне и оформления интерьера жилья, а так же изделия, которое широко использовались в хозяйстве – мозаичные фрески, одеяла, гобелены, наволочки, сумки, одежда, куклы. Для отделки используются так же ленты, кружева, шнуры.
Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет). Лоскутная техника проста и доступна каждой женщине, так как для исполнения изделий в стиле лоскутной техники не нужны какие-то особенные инструменты, материалы, навыки и умения.
Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.
Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя, способствовать развитию художественного вкуса у детей.
Программа кружка лоскутного шитья «Лоскутная фантазия» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа кружка лоскутного шитья «Лоскутная фантазия» является программой внеурочной деятельности по обслуживающему труду. Организация внеурочной деятельности с учащимися по обслуживающему труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно, внеурочная деятельность по обслуживающему труду, призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная идея программы кружка лоскутного шитья «Лоскутная фантазия».
С первых занятий с кружковцам проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места. Они знакомятся с историей лоскутного шитья.
Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы. Основными в работе с кружковцами становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.
На практических занятиях кружковцы обучаются технологии обработки лоскутков ткани, различные техники изготовления изделий из лоскутов, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.
II Программа составлена на основе:
1. Программы дополнительного образования детей кружка лоскутного шитья «Мастерица»: педагог доп. образования Санкина Т.В.
2. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.
III Цели и задачи программы
Цель: сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности, способствовать овладению детей практическими учениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
Задачи:
Обучающие:
- научить традиционным приемам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;
- закреплять навыки работы на швейной машине и с наиболее распространёнными инструментами;
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью;
Развивающие:
- осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у детей, развивать эмоциональный отклик на красоту;
- развивать творческое воображение, художественный вкус;
- развитие внимания, памяти;
- развитие у детей пространственного воображения, креативного мышления, абстрактного представления готового изделия и эстетического отношения к действительности;
Воспитательные:
- воспитать бережливость;
- воспитание терпения, настойчивости и усидчивости на занятиях, аккуратности при выполнении работы;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Основные принципы:
- Принцип доступности и посильности
- Принцип наглядности
- Принцип сочетания различных форм и методов обучения
Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.
Объём учебной нагрузки в неделю составляет:
1год обучения 2 часа;
2 год обучения 2 часа.
Количество учебных часов в год:
1год 68 часов; 2 год – 68 часов.
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. В кружок набираются дети среднего школьного возраста, 11 – 15 лет. Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.
IVМетодические указания
На занятиях используются различные методы обучения – словесные, наглядные, практические.
Формы занятий – групповые и индивидуально-групповые. Имеют место как традиционные формы (рассказ, беседа, дискуссия, практическая работа), так и нетрадиционные (игры, праздники, конкурсы).
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.
Формой активизации учебно-воспитательного процесса является посещение исторического музея г.Богородска, посещение всевозможных ярмарок и выставок, где будет происходить знакомство детей с творчеством народных умельцев, встречи с народными мастерами.
Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.
V Направления программы
- 1 направление «Лоскуток за лоскутком»
На первом этапе кружковцы узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Дети под руководством педагога осваивают и закрепляют технику квадрат и треугольник , изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия. Данное направление существует как в первом, так и во втором году обучения детей. Во втором – изучаются более сложные техники узора.
- 2 направление «Фантазии из лоскутков»
Дети изучают такие виды орнаментов и техник, мозаика из полос, спираль, звезда, уголки, колодец, ляпачиха, русский квадрат, пуфики, витражи. По мере усвоения кружковцами приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у детей развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа кружковцы должны уметь выполнять чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы дети освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия. Данное направление также существует как в первом, так и во втором году обучения детей. В первом году на этом этапе работы дети так же знакомятся с аппликацией и элементами вышивки.
- 3 направление «Дизайн изделия»
На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной. Кружковцы осваивают составление эскизов, обучаются находить дизайнерские решения. Деятельность детей приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить детям себя мастерами и творцами. Данное направление также существует как в первом, так и во втором году обучения детей. В первый год обучения это более простое изделие (подушка, грелка на чайник, летняя сумка, прихватка). По итогам второго года дети выполняют более сложную творческую работу, в которой могут совмещаться разные размеры лоскутов, разные техники их соединения, разные виды орнамента и отделки изделия. Данное изделие ребенок полностью разрабатывает сам.
VI Тематическое планирование
Тематический план
кружка «Лоскутная фантазия»
1 год обучения
№ | Разделы и темы. | Количество учебных часов | ||
Раздел. | Тема. | |||
Теория. | Практика. | |||
Лоскуток за лоскутком | ||||
1 | Вводное занятие. История лоскутного шитья. | 2 | 2 | |
2 | Инструменты и материалы. Правила безопасности. | 2 | 2 | |
3 | Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков. | 2 | 1 | 1 |
4 | Цветовые сочетания. Техника «квадрат». | 2 | 1 | 1 |
5 | Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат» | 2 | 1 | 1 |
6 | Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат» | 2 | 1 | 1 |
7 | Орнамент. Техника «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
8 | Орнамент. Техника «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
9 | Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
10 | Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
Фантазии из лоскутов | ||||
11 | Техника «Полоска». | 2 | 1 | 1 |
12 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 2 | 2 | |
13 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 2 | 2 | |
14 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 2 | 2 | |
15 | Изготовление традиционного узора «Колодец» | 2 | 1 | 1 |
16 | Изготовление изделия в технике «Колодец» | 2 | 2 | |
17 | Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. | 2 | 1 | 1 |
18 | Изготовление изделия со спиральным узором | 2 | 2 | |
19 | Изготовление изделия со спиральным узором | 2 | 2 | |
20 | Изготовление изделия в технике «Уголки» | 2 | 1 | 1 |
21 | Изготовление изделия в технике «Уголки» | 2 | 2 | |
22 | Техника «ромбы» | 2 | 1 | 1 |
23 | Изготовление изделия в технике «Ромбы» | 2 | 2 | |
24 | Аппликация. Способы выполнения. | 2 | 1 | 1 |
25 | Выполнение аппликации. | 2 | 2 | |
26 | Выполнение стёжки. Ручная стёжка. | 2 | 1 | 1 |
27 | Выполнение стёжки. Машинная стёжка. | 2 | 2 | |
28 | Приёмы получения разных фактур. | 2 | 2 | |
Дизайн изделия | ||||
29 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 2 | 2 | |
30 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2 | 2 | |
31 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2 | 2 | |
32 | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 2 | 2 | |
33 | Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка. | 2 | 2 | |
34 | Экскурсии | 2 | 2 | |
Итого: | 68 | 21 | 47 |
Тематический план
кружка «Лоскутная фантазия»
2 год обучения
№ | Разделы и темы. | Количество учебных часов | ||
Раздел | Тема. | |||
Теория. | Практика. | |||
Лоскуток за лоскутком | ||||
1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности. | 2 | 2 | |
2 | Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. | 2 | 1 | 1 |
3 | Изготовление изделия из квадратов и треугольников. | 2 | 2 | |
4 | Изготовление изделия из квадратов и треугольников. | 2 | 2 | |
Фантазии из лоскутов | ||||
5 | Пошив лоскутного узора из многоугольников. | 2 | 1 | 1 |
6 | Узор из многоугольников. Изготовление изделия. | 2 | 2 | |
7 | Узор из многоугольников. Изготовление изделия. | 2 | 2 | |
8 | Узор из многоугольников. Изготовление изделия. | 2 | 2 | |
9 | Лоскутная техника «Пуфики». | 2 | 1 | 1 |
10 | Изготовление изделия в технике «Пуфики». | 2 | 2 | |
11 | Изготовление изделия в технике «Пуфики». | 2 | 2 | |
12 | Лоскутная техника «Витражи». | 2 | 1 | 1 |
13 | Лоскутная техника «Витражи». | 2 | 1 | 1 |
14 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2 | 2 | |
15 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2 | 2 | |
16 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2 | 2 | |
17 | Лоскутная техника «Ляпачиха». | 2 | 1 | 1 |
18 | Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». | 2 | 2 | |
19 | Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». | 2 | 2 | |
20 | Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». | 2 | 2 | |
21 | Пошив лоскутного узора «русский квадрат». | 2 | 1 | 1 |
22 | Пошив лоскутного узора «русский квадрат». | 2 | 2 | |
23 | Изготовление изделия с узором «русский квадрат». | 2 | 2 | |
24 | Изготовление изделия с узором «русский квадрат». | 2 | 2 | |
25 | Изготовление изделия с узором «русский квадрат». | 2 | 2 | |
26 | Пошив лоскутного узора «След улитки». | 2 | 1 | 1 |
27 | Пошив лоскутного узора «След улитки». | 2 | 2 | |
28 | Изготовление изделия с узором «След улитки». | 2 | 2 | |
29 | Изготовление изделия с узором «След улитки». | 2 | 2 | |
Дизайн изделия | ||||
30 | Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. Выбор рисунка и материалов. | 2 | 2 | |
31 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2 | 2 | |
32 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2 | 2 | |
33 | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 2 | 2 | |
34 | Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка. | 2 | 2 | |
Итого: | 68 | 10 | 58 |
VII Основное содержание программы
1 год обучения (68 час)
Вводное занятие. История лоскутного шитья. 2 часа
Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.
История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России и на Терском берегу.
Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.
Инструменты и материалы. 2 часа
Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.
Объекты труда: Шаблоны и трафареты.
Цвет. Цветовые сочетания. 4 часа
Цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.
Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.
Шаблоны. Раскрой лоскутков. 1 час
Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.
Объекты труда: шаблоны, ткани.
Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» 3 часа
Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.
Орнамент. Виды орнаментов. 4 часа
Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.
Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.
Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». 4 часа
Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.
Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». 8 часов
Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец». 4 часа
Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором. 6 часов
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки.
Изготовление изделия в технике «Уголки». 4 часа
Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия.
Объекты труда: Коврик, подставка под горячее или др.
Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы». 4 часа
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.
Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации. 4 часа
Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка.
Объекты труда: панно, лоскутная картина.
Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. 4 часа
Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий.
Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Приёмы получения разных фактур. 2 часа
Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов.
Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Изготовление творческого изделия. 10 часов
Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Экскурсия в музей. 2 часа
Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством – коллекцией лоскутных изделий, с одеждой, бытом поморов.
2 год обучения (68 час)
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности. 2 часа
Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.
Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. 2 часа
Законы и правила орнаментальной композиции. Составление узора из квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. Раскрой лоскутных деталей. Пошив узора.
Объекты труда: Лоскутный узор.
Изготовление изделия из квадратов и треугольников. 4 часа
Технология пошива. Выполнение узора из квадратов и треугольников. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, коврик на стул, салфетка.
Пошив лоскутного узора из многоугольников. Узор из многоугольников. Изготовление изделия. 8 часов
Изготовление шаблона. Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора из многоугольников. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная подушка, салфетка, подушка-игрушка «черепаха».
Лоскутная техника «Пуфики». Изготовление изделия в технике «Пуфики». 6 часов
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление «пуфиков», их соединение. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Объёмные одеяла, покрывала для кукол, декоративные подушки.
Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике «Витражи».
10 часов
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив фрагментов лоскутного узора, соединение. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: декоративная подушка, сумка.
Лоскутная техника «Ляпачиха». Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».
8 часов
Подбор, раскрой, сортировка лоскутков. Технология пошива. Настрачивание лоскутков на основу. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: подушка, сумка, коврик.
Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат». 10 часов
Подбор ткани, раскрой полосок. Технология пошива. Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: салфетка, коврик, панно, небольшое одеяло или др.
Пошив лоскутного узора «След улитки». Изготовление изделия с узором «След улитки». 8 часов
Зарисовка рисунка на бумаге в натуральную величину. Изготовление шаблонов.
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «След улитки». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: салфетка, панно, прихватка.
Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. 10 часов
Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Соединение с прокладкой и подкладкой. Оформление изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
VIII Результаты образовательного процесса
Способы определения результативности
- Проведение диагностики ЗУН обучающихся в начале, середине и конце года.
- Составление индивидуальной карты «Оценка результатов освоения программы».
- Итоговая аттестация обучающихся в конце учебного года.
(все таблицы для мониторинга представлены в Приложении 1)
Основные знания и умения:
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-историю лоскутного шитья;
-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;
-способы выполнения аппликации, стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», в свободной технике по спирали;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-делать аппликацию;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-составлять и шить узоры из треугольников и квадратов;
-техники пошива лоскутных узоров «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;
-способы выполнения стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры из треугольников и квадратов, «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ;
• Проведение выставок работ обучающихся;
• Участие во внутриучрежденческих выставках и конкурсах;
• Участие в районных и областных выставках и конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта. Лоскутная техника "Крейзи"
Лоскутная техника "крейзи". Технологическая карта пригодится начиная с 5 по 7 классы. После пошива изделий, остаются обрезки ткани, которые можно использовать для техники "Крейзи". З...
Разработка дополнительной образовательной программы для занятий лоскутной техникой
Программа предназначена для реализации дополнительных образовательных траекторий, дополняющих и расширяющих возможности основных образовательных программ и предметов Цен...
Образовательная программа "Лоскутная техника"
программа рекомендована для летей среднего возраста....
Образовательная программа "Лоскутная техника"для детей 7-10 лет.
Программа сновного курса...
Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"
Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по технологическому направлению «Лоскутная техника»
Правительство Санкт-ПетербургаКомитет по образованию Санкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического образования Институт детстваКафедра педагогики семьи Дополнительная...
Методическая разработка раздела программы "Лоскутная техника"
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья основам работы с тканью....