ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого занятия в 0бразцовой школе танца «Радуга» по программе «Народное творчество» 1 год обучения
план-конспект урока на тему

Диканская Людмила Васильевна

План-конспект и сценарий урока по программе "Народное творчество" содержит методические и организационные материалы по ознакомлению с народным праздником "Масленица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

                 

Открытого занятия  в 0бразцовой школе танца «Радуга»

по программе «Народное творчество»

1 год обучения

Педагог: Диканская Людмила Васильевна

Дата проведения:  март

Тема: Народный праздник Масленица.

Цель: Приобщение  обучающихся к традиционной народной культуре.

Задачи:

Образовательная: знакомство с традиционными элементами народного праздника

Развивающая: развитие творческой активности в деятельности по освоению традиционных элементов культуры

Воспитательная: воспитание детей в традициях отечественной народной культуры, духовно-нравственное совершенствование.

Тип занятий: Комбинированный урок: урок изучения нового материала в художественно-игровой форме.

Литература:

  1. «Обычаи, традиции, преемственность поколений», сост. Суханов И., М., 1976;
  2. Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка», Я., Академия развития, 2005;
  3. Ищук В.В., Нагибина М.И., «Народные праздники», Я., Академия,К*, 2000;
  4.  Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С-П, «Акцидент», 1997;  
  5. Панфилов В.В., «По старому русскому обычаю», РАССКАЗОВЪ, М., 2003
  6. Петров В.М., Гришина Г.Н, Короткова Л.Д. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Творческий центр СФЕРА, М., 1998.

Оборудование:   магнитофон, скамейки, стол с самоваром  блинами,  баранками и пр., кукла «Масленица», реквизит – карусель, бубен, заготовки для изготовления кукол, нитки, жетоны.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Продолжительность два часа.

1.Организационный момент – 5 минут

            Приветствие, перекличка, знакомство с темой урока.

2.Основная часть – 40 минут

  1. Вступление
  2. Игра «Золотые ворота»
  3. Первый день Масленицы (рассказ),
  4. Второй день, (рассказ, игра «Ручеек»),
  5. Третий день, (рассказ, загадки),
  6. Четвертый день, (рассказ, изготовление куклы),
  7. Пятый день, (рассказ, прослушивание песни),
  8. Шестой  день, (рассказ, игра «карусель»),
  9. Седьмой день, (рассказ)

3.Перерыв. Подготовка к заключительной части урока – 10 мин.

4.Чаепитие   - 25 минут

5.Подведение итогов – 10 минут

  1. Домашнее задание. Подведение итогов.  Выставление отметок

           

ПЛАН-СЦЕНАРИЙ

Педагог: Здравствуйте, ребята, давайте-ка посмотрим все ли пришли сегодня на наш урок?

                                                                       (Перекличка)

Педагог: Сегодня у нас замечательный урок. Мы будем говорить о русском празднике «Масленица». Кто-нибудь знает этот праздник?

                                                                       (Ответы детей)

Педагог:  За долгую холодную зиму люди уставали от монотонной и безрадостной жизни и встречали весну по-настоящему празднично. Главный весенний праздник в России – Масленица – «закрывает»  зимние обряды и гулянья. Справляется Масленица за семь недель до Пасхи – главного праздника христиан - и чаще приходится на период с конца февраля до начала марта. Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубины веков. И даже во времена, когда многие народные и религиозные праздники были забыты, люди с радостью собирались на торжественные проводы зимы и предавались масленичным удовольствиям и забавам.

                                                                         (Выходят ребята из старшего класса, они

                                                                         помогают педагогу и играют роли Скоморохов)

Скоморох: Эй, честной народ,

                   Не стой у ворот!

                   Ты не спи на пути,

                   Просим в гости зайти!

Скоморох: Спешите, проходите,

                   Времени осталось в обрез,

                   Ждут нас прибаутки,

                   Чудеса из чудес!

Скоморох: Народ собирается,

                   Праздник начинается!

Скоморох: Ты постой, мой друг-проказник,

                   А какой сегодня праздник?

Скоморох: Про то ребята наши знают,

                   Пусть они и отвечают.

                                                                          (Ребята хором отвечают: «Масленица»)

Скоморох: Верно, Масленица!

                   Не английский, не французский,

                   Масленица – праздник русский!

                   Будем петь мы и плясать,

                   в игры русские играть.

Скоморох: Масленицу веселую открываем,

                   Веселье начинаем!

                   Заводи, честной народ,

                   Развеселый хоровод!

Педагог:    Становитесь, ребята, в хоровод и поиграем в игру «Золотые ворота»

                                                                          (Проходит игра «Золотые ворота»)

                                     Золотые ворота

                                     Проходите, господа,

                                     Первый раз прощается,

                                     Второй раз – запрещается,

                                     А на третий раз

                                     Не пропустим вас!

Педагог: С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. По народным традициям Масленицу праздновали целую неделю. А давайте вспомним дни недели.

                                                                           (Дети отвечают. За каждый правильный

                                                                            получают жетон в виде солнышка)

Педагог: Празднование совершалось по строго расписанному порядку. И каждый день недели имел свое название.

Итак – понедельник!

Его называли «Встреча»

Скоморох: Приезжай ко мне, Масленица, в гости,

                   На широкий двор:

Скоморох: На горах покататься,

                   С ребятами поиграться,

                   Сердцем потешиться!

Педагог: В этот день обычно возводили ледяные горы, катались на санях и горках, качались на качелях. А еще, встречаясь, приглашали друг друга в гости.

Второй день – вторник – звался «заигрыш». В этот день начинали собираться игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигались снежные городки.

Скоморох: А мы Масленицу встречали,

                   Сыром гору поливали,

                   На широкий двор зазывали,

                   Да блинами заедали.

Скоморох: Раз, два, три, четыре, пять

                   Мы собрались поиграть.

                   К нам сорока прилетела

                   И тебе водить велела.

                                                                     

Педагог: Снова хочется опять

                Нам ребята, поиграть!

                                                                          (Проводится игра «Ручеек»)

Педагог: Третий день Масленицы – среда – «лакомка» («сладкоежка»). В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины были обязательным лакомством в Масленицу.

Скоморох: Ну-ка, милые ребятки,

                   Отгадайте-ка загадки.

Скоморох: На сковородку наливают,

                   Вчетверо сгибают.     (блин)

Скоморох: Масляный, блестящий,

                   С корочкой хрустящей.    (блин)

Скоморох: День прибывает,

                   Когда это бывает?      (весной)

Скоморох: С последним сугробом проснулась она,

                   И первой траве улыбнулась… (весна)

Скоморох: В землю – крошки,

                   Из земли – лепешки.     (зерно)

Педагог: Четвертый день Масленицы – слыл разгульным и назывался «широкая Масленица» или «разгуляй». На этот  день приходилась середина веселья и гульбы.

Скоморох: Масленица – пышка

                   На улицу вышла.

Скоморох: С горы покататься,

                   Снежками кидаться!

Педагог: В этот день обычно вывозили чучело из соломы на санях. И катали по всему городку.  А мы сейчас попробуем сделать из этих заготовок маленькую куклу-Масленицу.

                                                                             (Детям раздают заготовки для изготовления

                                                                              маленьких кукол-Маслениц. Дети делают

                                                                              кукол)

Педагог: Пусть эти маленькие куколки останутся у вас на память и будут вас оберегать.

Педагог: Пятница – тещины вечера (папы идут в гости на блины к маминым мамам, нашим бабушкам). А бабушки очень рады, что к ним в гости приходят все родственники и угощают все своими блинами. А скажите, ребята, на что похож круглый румяный блин?

                                                                             (Дети отвечают: «На солнышко»)

Педагог: Правильно. А вот пословицы о пятом дне Масленицы.

Скоморох: Блин – символ солнца, счастливых браков и хороших детей.

Скоморох: Эх, блин, блин, блин,

                   Хорошо, что не один.

Педагог: А сейчас мы послушаем песню про блины.

                                                                            (Звучит песня «Ой, блины, мои блины»)

Педагог: Суббота – золовкины посиделки. Золовка или молодая жена должна была пригласить в гости семью своего мужа и показать какая она хорошая хозяйка.

В этот день молодежь устаивала веселые посиделки с песнями и танцами. А затем шли гулять на улице и кататься на санях и каруселях.

Скоморох: Скоморох Гаврила

                   катает всех на диво!

                   Кому делать нечего,

                   Катает всех до вечера!

Скоморох:                                                        (Берет в руки реквизит «Карусель»,

                                                                            приглашает детей покататься на

                                                                            импровизированной карусели)

                   Еле, еле, еле, еле

                   Закрутились карусели…

                   А потом, потом, потом

                   Все бегом, бегом, бегом.

                                                                            (Дети держатся за ленточки карусели и                                                                                                            бегут быстрей и быстрей)

                   Тише, тише, погодите,

                    Карусель остановите.

Педагог:   В этот день обычно люди шли в храм, просили у всего «мира» прощения, затем возвращались к забавам. К вечеру вокруг чучела Масленицы затевались игры, песни, хороводы. Завершался праздник сожжением чучела.

Скоморох: А Масленица-то нас обманула!

                   Обманула, провела,

                   Годика не дожила,

                   Говорила семь недель,

                   А остался - один день!

Скоморох: Масленица догорела,

                   Всему миру надоела,

                   Обманула, провела,

                   Годика не дожила,

                   До Поста довела.

Педагог: До Поста довела… А в Пост полагалось не есть жирного и мясного, вести себя скромно и чинно. Это было время испытания и понимания  - а хороший ли я человек?

Но Пост еще впереди, а сейчас…

Скоморох: Пожалуйста, друзья, дорогие,

                   Горячие блины для вас испечены!

Скоморох: Сдобные лепешки не лезут в окошко,

                   А горячие блины сами в рот просятся!

Педагог: Приглашаем всех за стол. Отведайте чаю с блинами и баранками.

                                                                                   (Чаепитие)

Педагог: Вот мы и узнали, что за праздник – Масленица. Запомнили сколько дней длится Масленица? Правильно – 7. А какой главный элемент Масленицы? Правильно – блины.

А что символизирует блин? Правильно – солнышко? Молодцы, ребята. А теперь домашнее задание. Сделать рисунок на тему: народный праздник Масленица. И подсчитаем полученные вами жетоны за правильные ответы.  

 (Подведение итогов. Выставление отметок.)

 

 Педагог: Вы все сегодня молодцы. Надеюсь, что вам было интересно. И вы узнали много                                                    полезного. А я с нетерпением буду ждать ваши рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Л.В.Диканская Глава 8 из методической брошюры «Влияние искусства на формирование человека». ШКОЛА ТАНЦА «РАДУГА»

Описание опыта работы в творческом объединении "Школа танца "Радуга", одним из руководителей которого является автор. Описана система формирования духовно-нравственных качеств, творческой активности в...

Конспект открытого занятия “Барыня-щеголиха” на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымковская игрушка”

Cоздание авторской работы: “Барыня щеголиха” (Дымковская игрушка)Создать изображение дымковской игрушки ”Барыня-щеголиха” акварелью на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымков...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

Дополнительная образовательная программа "Народное творчество"

Дополнительная образовательная программа "Народное творчество" ориентирована на воспитание детей и подростков на отечественных традициях и народной культуре. Формирование у детей бережного отношения к...

Использование элементов устного народного творчества при обучении географии в школе

               ОглавлениеВвеление……………………………………&helli...