ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого занятия в 0бразцовой школе танца «Радуга» по программе «Народное творчество» 1 год обучения
план-конспект урока на тему
План-конспект и сценарий урока по программе "Народное творчество" содержит методические и организационные материалы по ознакомлению с народным праздником "Масленица".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Открытого занятия в 0бразцовой школе танца «Радуга»
по программе «Народное творчество»
1 год обучения
Педагог: Диканская Людмила Васильевна
Дата проведения: март
Тема: Народный праздник Масленица.
Цель: Приобщение обучающихся к традиционной народной культуре.
Задачи:
Образовательная: знакомство с традиционными элементами народного праздника
Развивающая: развитие творческой активности в деятельности по освоению традиционных элементов культуры
Воспитательная: воспитание детей в традициях отечественной народной культуры, духовно-нравственное совершенствование.
Тип занятий: Комбинированный урок: урок изучения нового материала в художественно-игровой форме.
Литература:
- «Обычаи, традиции, преемственность поколений», сост. Суханов И., М., 1976;
- Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка», Я., Академия развития, 2005;
- Ищук В.В., Нагибина М.И., «Народные праздники», Я., Академия,К*, 2000;
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С-П, «Акцидент», 1997;
- Панфилов В.В., «По старому русскому обычаю», РАССКАЗОВЪ, М., 2003
- Петров В.М., Гришина Г.Н, Короткова Л.Д. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Творческий центр СФЕРА, М., 1998.
Оборудование: магнитофон, скамейки, стол с самоваром блинами, баранками и пр., кукла «Масленица», реквизит – карусель, бубен, заготовки для изготовления кукол, нитки, жетоны.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Продолжительность два часа.
1.Организационный момент – 5 минут
Приветствие, перекличка, знакомство с темой урока.
2.Основная часть – 40 минут
- Вступление
- Игра «Золотые ворота»
- Первый день Масленицы (рассказ),
- Второй день, (рассказ, игра «Ручеек»),
- Третий день, (рассказ, загадки),
- Четвертый день, (рассказ, изготовление куклы),
- Пятый день, (рассказ, прослушивание песни),
- Шестой день, (рассказ, игра «карусель»),
- Седьмой день, (рассказ)
3.Перерыв. Подготовка к заключительной части урока – 10 мин.
4.Чаепитие - 25 минут
5.Подведение итогов – 10 минут
- Домашнее задание. Подведение итогов. Выставление отметок
ПЛАН-СЦЕНАРИЙ
Педагог: Здравствуйте, ребята, давайте-ка посмотрим все ли пришли сегодня на наш урок?
(Перекличка)
Педагог: Сегодня у нас замечательный урок. Мы будем говорить о русском празднике «Масленица». Кто-нибудь знает этот праздник?
(Ответы детей)
Педагог: За долгую холодную зиму люди уставали от монотонной и безрадостной жизни и встречали весну по-настоящему празднично. Главный весенний праздник в России – Масленица – «закрывает» зимние обряды и гулянья. Справляется Масленица за семь недель до Пасхи – главного праздника христиан - и чаще приходится на период с конца февраля до начала марта. Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубины веков. И даже во времена, когда многие народные и религиозные праздники были забыты, люди с радостью собирались на торжественные проводы зимы и предавались масленичным удовольствиям и забавам.
(Выходят ребята из старшего класса, они
помогают педагогу и играют роли Скоморохов)
Скоморох: Эй, честной народ,
Не стой у ворот!
Ты не спи на пути,
Просим в гости зайти!
Скоморох: Спешите, проходите,
Времени осталось в обрез,
Ждут нас прибаутки,
Чудеса из чудес!
Скоморох: Народ собирается,
Праздник начинается!
Скоморох: Ты постой, мой друг-проказник,
А какой сегодня праздник?
Скоморох: Про то ребята наши знают,
Пусть они и отвечают.
(Ребята хором отвечают: «Масленица»)
Скоморох: Верно, Масленица!
Не английский, не французский,
Масленица – праздник русский!
Будем петь мы и плясать,
в игры русские играть.
Скоморох: Масленицу веселую открываем,
Веселье начинаем!
Заводи, честной народ,
Развеселый хоровод!
Педагог: Становитесь, ребята, в хоровод и поиграем в игру «Золотые ворота»
(Проходит игра «Золотые ворота»)
Золотые ворота
Проходите, господа,
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Педагог: С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. По народным традициям Масленицу праздновали целую неделю. А давайте вспомним дни недели.
(Дети отвечают. За каждый правильный
получают жетон в виде солнышка)
Педагог: Празднование совершалось по строго расписанному порядку. И каждый день недели имел свое название.
Итак – понедельник!
Его называли «Встреча»
Скоморох: Приезжай ко мне, Масленица, в гости,
На широкий двор:
Скоморох: На горах покататься,
С ребятами поиграться,
Сердцем потешиться!
Педагог: В этот день обычно возводили ледяные горы, катались на санях и горках, качались на качелях. А еще, встречаясь, приглашали друг друга в гости.
Второй день – вторник – звался «заигрыш». В этот день начинали собираться игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигались снежные городки.
Скоморох: А мы Масленицу встречали,
Сыром гору поливали,
На широкий двор зазывали,
Да блинами заедали.
Скоморох: Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Педагог: Снова хочется опять
Нам ребята, поиграть!
(Проводится игра «Ручеек»)
Педагог: Третий день Масленицы – среда – «лакомка» («сладкоежка»). В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины были обязательным лакомством в Масленицу.
Скоморох: Ну-ка, милые ребятки,
Отгадайте-ка загадки.
Скоморох: На сковородку наливают,
Вчетверо сгибают. (блин)
Скоморох: Масляный, блестящий,
С корочкой хрустящей. (блин)
Скоморох: День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
Скоморох: С последним сугробом проснулась она,
И первой траве улыбнулась… (весна)
Скоморох: В землю – крошки,
Из земли – лепешки. (зерно)
Педагог: Четвертый день Масленицы – слыл разгульным и назывался «широкая Масленица» или «разгуляй». На этот день приходилась середина веселья и гульбы.
Скоморох: Масленица – пышка
На улицу вышла.
Скоморох: С горы покататься,
Снежками кидаться!
Педагог: В этот день обычно вывозили чучело из соломы на санях. И катали по всему городку. А мы сейчас попробуем сделать из этих заготовок маленькую куклу-Масленицу.
(Детям раздают заготовки для изготовления
маленьких кукол-Маслениц. Дети делают
кукол)
Педагог: Пусть эти маленькие куколки останутся у вас на память и будут вас оберегать.
Педагог: Пятница – тещины вечера (папы идут в гости на блины к маминым мамам, нашим бабушкам). А бабушки очень рады, что к ним в гости приходят все родственники и угощают все своими блинами. А скажите, ребята, на что похож круглый румяный блин?
(Дети отвечают: «На солнышко»)
Педагог: Правильно. А вот пословицы о пятом дне Масленицы.
Скоморох: Блин – символ солнца, счастливых браков и хороших детей.
Скоморох: Эх, блин, блин, блин,
Хорошо, что не один.
Педагог: А сейчас мы послушаем песню про блины.
(Звучит песня «Ой, блины, мои блины»)
Педагог: Суббота – золовкины посиделки. Золовка или молодая жена должна была пригласить в гости семью своего мужа и показать какая она хорошая хозяйка.
В этот день молодежь устаивала веселые посиделки с песнями и танцами. А затем шли гулять на улице и кататься на санях и каруселях.
Скоморох: Скоморох Гаврила
катает всех на диво!
Кому делать нечего,
Катает всех до вечера!
Скоморох: (Берет в руки реквизит «Карусель»,
приглашает детей покататься на
импровизированной карусели)
Еле, еле, еле, еле
Закрутились карусели…
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Дети держатся за ленточки карусели и бегут быстрей и быстрей)
Тише, тише, погодите,
Карусель остановите.
Педагог: В этот день обычно люди шли в храм, просили у всего «мира» прощения, затем возвращались к забавам. К вечеру вокруг чучела Масленицы затевались игры, песни, хороводы. Завершался праздник сожжением чучела.
Скоморох: А Масленица-то нас обманула!
Обманула, провела,
Годика не дожила,
Говорила семь недель,
А остался - один день!
Скоморох: Масленица догорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До Поста довела.
Педагог: До Поста довела… А в Пост полагалось не есть жирного и мясного, вести себя скромно и чинно. Это было время испытания и понимания - а хороший ли я человек?
Но Пост еще впереди, а сейчас…
Скоморох: Пожалуйста, друзья, дорогие,
Горячие блины для вас испечены!
Скоморох: Сдобные лепешки не лезут в окошко,
А горячие блины сами в рот просятся!
Педагог: Приглашаем всех за стол. Отведайте чаю с блинами и баранками.
(Чаепитие)
Педагог: Вот мы и узнали, что за праздник – Масленица. Запомнили сколько дней длится Масленица? Правильно – 7. А какой главный элемент Масленицы? Правильно – блины.
А что символизирует блин? Правильно – солнышко? Молодцы, ребята. А теперь домашнее задание. Сделать рисунок на тему: народный праздник Масленица. И подсчитаем полученные вами жетоны за правильные ответы.
(Подведение итогов. Выставление отметок.)
Педагог: Вы все сегодня молодцы. Надеюсь, что вам было интересно. И вы узнали много полезного. А я с нетерпением буду ждать ваши рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автор: Л.В.Диканская Глава 8 из методической брошюры «Влияние искусства на формирование человека». ШКОЛА ТАНЦА «РАДУГА»
Описание опыта работы в творческом объединении "Школа танца "Радуга", одним из руководителей которого является автор. Описана система формирования духовно-нравственных качеств, творческой активности в...
Конспект открытого занятия “Барыня-щеголиха” на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымковская игрушка”
Cоздание авторской работы: “Барыня щеголиха” (Дымковская игрушка)Создать изображение дымковской игрушки ”Барыня-щеголиха” акварелью на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымков...
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи
Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...
Дополнительная образовательная программа "Народное творчество"
Дополнительная образовательная программа "Народное творчество" ориентирована на воспитание детей и подростков на отечественных традициях и народной культуре. Формирование у детей бережного отношения к...
Использование элементов устного народного творчества при обучении географии в школе
ОглавлениеВвеление……………………………………&helli...
План-конспект занятия по народно-сценическому танцу на основе коммуникативно-деятельного подхода в обучении
Освоение техники исполнения дробных выстукиваний в русском танце...
Календарно-тематическое планирование по программе "Народное творчество"
Знакомство с русской культурой....