План-конспект занятия по народно-сценическому танцу на основе коммуникативно-деятельного подхода в обучении
учебно-методический материал

Освоение  техники исполнения дробных выстукиваний в русском танце

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_zanyatiya_po_narodnomu_tantsu.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №2»

городского округа Самара

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  

ПО НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОМУ ТАНЦУ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Предмет:  народно-сценический танец

Класс: 3 год обучения, 2018 г.

Автор образовательной программы, тип программы: Петрова Светлана Федоровна авторская программа «Народно – сценический танец»

Тема занятия : «Дробные выстукивания русского танца»

Структура занятия, рекомендуемый материал: урок народного танца у станка и на середине.

Тип урок: изучение нового материала и совершенствование знаний и умений.

Форма организации учебной работы:

-коллективная (повторение ранее изученных движений у станка и на середине зала)

-индивидуальная работа; работа в малых группах (составление комбинаций движений)

Методы и формы обучения: наглядная, словесная, практическая, метод показа, демонстрация и просмотр видеофильмов.

Ход урока:

1.Вводная часть. Поклон. Марш по залу (различные виды  шага, бега)

2.Учебно-тренировочная часть  (народно-сценический экзерсис у станка)

3. Объяснение  нового материала-темы урока «Дробные выстукивания народного танца»

 -теоретическая часть

-практическая часть (на середине зала).

4.Проверка самостоятельного задания и закрепление нового материала_

5.Технические средства: фортепиано, музыкальный центр, аудиозаписи, CD-диски, телевизором, доской для наглядных пособий 

6.Рекомендуемый материал: подборка нотного материала (русские народные мелодии «Сударушка», « Русский лирический», « Ой на горе», « Я на камушке сижу», « Барыня», « Канава», « Ах, вы сени», украинские  и белорусские народные  мелодии « Бульба», «Казачок», «Гандзя», « Что это звон» и другие.

Методическая литература: Ткаченко Г. «Народный танец» ,из-во1975г; Климов А. « Основы русского народного танца» -М.,1975г., Устинова Т. « Русские танцы», М., « Молодая гвардия»,1955г.

  1. Актуализация знаний.

Основные задачи педагога

Образовательные: закрепление теоретических    знаний и умений   танцевальной лексики русского танца, применение практических навыков при выполнении самостоятельного задания.

Развивающие:  способствовать развитию памяти, внимания, выразительности, эмоциональности, музыкальности исполнения, характерной манеры исполнения  движений русского танца и в частности дробных выстукиваний.

Воспитательные:  воспитание навыков совместной коммуникативно - креативной деятельности педагога-хореографа и учащегося.

Деятельность  педагога

Деятельность  обучающихся

  1. Организационные моменты.  А)Приветствие педагога. Учитель предлагает учащимся выполнить поклон.

Б) Вводная часть. Разминка. ( Учитель предлагает учащимися выполнить разминку - марш по залу с применением различных видов шага и бега).

Задача – настроить детей на работу, создать творческую атмосферу на уроке.

        2.Актуализация опорных знаний. Педагог  дает задание – выполнить народно-сценический экзерсис, поясняя цели и задачи.

А) Учебно-тренировочная часть. Народно  - сценический экзерсис у хореографического станка.

 Задача – « разогреть» суставно-мышечный аппарат учащегося и подготовить организм ребенка к более сложной нагрузке, совершенствовать исполнение    ранее изученных упражнений, закрепить  полученные знания и умения. В процессе выполнения задания педагог  делает замечания по выполнению упражнений, корректирует работу учащихся, напоминает  правила исполнение элементов, указывая на типичные ошибки, допущенные при исполнении.  Учитель подбадривает детей, отмечает хорошее выполнение задания.

Дети выстраиваются  в зале по линейкам и выполняют поклон. Учащиеся показывают навыки согласованно-ритмического взаимодействия.

 

Дети выполняют разминку   и занимают свои  места у хореографического станка.

Учащиеся выполняют комплекс упражнений  народно – сценического экзерсиса у станка в строгой последовательности.

-приседания и полуприседания в (русском

характере.)

-упражнения для подвижности стопы в (татарском характере)

-маленькие броски в ( белорусском характере)

-подготовка к «веревочке» в ( русском характере)

-круг ногой по полу в (украинском характере.)

-флик - фляк  ( в характере матросского танца).

-«каблучные» (в русском характере)

-дробные выстукивания (простая дробь, обратная дробь).

В процессе выполнения задания дети слушают замечания педагога, стараются исправлять допущенные ошибки.

  1. Этап целеполагания.

Основные задачи педагога: формирование и развитие у учащихся инциативности в освоение практического  танцевального материала,  способности самостоятельно  и творчески мыслить.

Деятельность  педагога

Деятельность обучающихся

  1. Озвучивание темы, цели и задач.

Педагог озвучивает тему урока, цель и задачи.

 Цель – освоение  правил исполнения дробных выстукиваний русского танца.

Задачи:

-развитие четкости, ритмичности исполнения дробных выстукиваний.

-развитие координации движений.

-отработка и закрепления  манеры  и чистоты исполнения дробных выстукиваний.

-воспитание настойчивости, силы воли, умения работать в группе.

 

2.Мотивация на учебно-познавательную деятельность.

Педагог раскрывает тему урока, используя разные  методы обучения.

-словестное объяснение ( рассказ о разновидностях дробных выстукиваниях в русском танце, о правилах исполнения дробей, о методической раскладке исполнения , о манере и характере исполнения.)

-наглядная демонстрация формирования навыка исполнения «простой дроби». Учитель показывает исполнение дроби сначала под музыку, а затем переходит на счет «раз» «-и»-«два»-«и».

Далее педагог и дети слушают мелодию, под которую, учащиеся будут выполнять задание педагога. Учитель задает вопрос: «Дети, какой  характер, музыкальный размер этой  мелодии?»

 

.Дети перестраиваются  в линейки  на середину зала. Слушают объяснение учителя.

2.Учащиеся слушают педагога и отвечают на вопрос учителя.

Дети вместе с учителем обсуждают и методом диалога разбирают движение на отдельные элементы. Беседуя с педагогом,  дети вспоминают, систематизируют, обобщают ранее освоенный программный материал.

Дети слушают мелодию. Отвечают на вопрос учителя.

Дети определяют размер мелодии-2\4.Русская народная песня « Варенька»

  1. Этап планирования.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

.1.Учитель предлагает выполнить  подготовку к исполнению «простой дроби», показывая начальную форму изучения дроби.

- методом беседы учитель активизирует память, внимание  обучающихся.

- методом показа учитель разучивает движение в разных темпах вместе с детьми.

-методом устного контроля учитель контролирует и корректирует работу детей. Учитель предлагает исполнить « простую дробь»  по группам (1-я линия; 2-я линия;3-я линия). Педагог  вместе с детьми просматривает выполнение учебного задания каждой группой в отдельности и предлагает учащимся проанализировать выполнение  учебного задания.

После того, как учащиеся выделили типичные ошибки: исполнение не четкое и не ритмичное (удар каблука на счет «раз», а не на «и»); колено рабочей ноги не на должном  уровне; неправильное положение корпуса.   Педагог просит  - повторить   учебное задание.

-метод личностно-ориентированного подхода

 Контролирует выполнение движения и определяет индивидуальные затруднения. Задерживает свое внимание на «средних» и «слабых учениках».

После многократных повторений выполнение учебного задание улучшается. Учитель предлагает детям – отметить учащихся, кто сумел  справиться с  учебным заданием  и допустил меньше ошибок.

Дети, встав на свои места исполняют « простую дробь» под счет в медленном темпе. Педагог стоит впереди учащихся.

Постепенно темп увеличивается в зависимости от усвоения учебного материала.

.Дети анализируют свою работу и работу других учащихся.

Дети выполняют задание по группам.

Учащиеся, просмотрев выполнение задания, анализируют, отмечают положительные моменты и указывают на допущенные ошибки.

Дети повторяют учебное задание несколько раз.

Дети повторяют движение еще несколько раз. «Сильные» учащиеся помогают более слабым ученикам.

Дети самостоятельно отмечают учащихся, справившихся с учебным  заданием.

4 этап. Учебные действия по реализации

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

 Закрепление полученных знаний. Цель: уметь запомнить и воспроизвести информацию, тренировка выносливости и памяти.

1.Педагог предлагает учащимся   выполнить самостоятельную  творческую работу по группам: каждой группе придумать  и исполнить  танцевальную комбинацию, состоящую из проученной «простой дроби» и движений русского танца  на выбор – («бег», « моталочка», «молоточки», «перескоки»).

 2.Педагог в завершении урока предлагает учащимся просмотреть ряд танцевальных постановок профессиональных коллективов и ответить на вопросы: 1.Назовите танцы, где встречаются  дробные выстукивания? 2.Скакими другими движениями русского танца они были соединены в танцевальную комбинацию?

 

Дети прослушивают творческое задание.

Учащиеся делятся на группы и самостоятельно выполняют творческое задание.

Дети смотрят видеоролик и отвечают на вопросы учителя. Ответы:1.«Топотуха», «Полянка»; 2. « Перескоки», «Моталочка», «Одинарные и двойные молоточки».

5 этап. Рефлексия (итог занятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Рефлексия учебно-познавательной деятельности.

 Цель – соотнести поставленную задачу с достигнутыми результатами.

2. Педагог контролирует  эмоциональное состояние учащихся в конце урока.

3. Рефлексия педагога собственной деятельности.

4.Педагог стимулирует поощрением правильное выполнение задания.

Оценивает группу и каждого ученика

индивидуально, называет отличившихся

5.Окончание урока. Учитель подводит итоги - выполнены ли цели, что удалось лучше. Мотивирует на дальнейшее сотрудничество с учащимися и достижения ими успеха в освоении искусства танца. Прощается с учащимися.

Оценивают свое эмоциональное состояние

Оценивают свою работу на уроке.

Дети слушают монолог учителя

Выполняют  поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого занятия в 0бразцовой школе танца «Радуга» по программе «Народное творчество» 1 год обучения

План-конспект и сценарий урока по программе "Народное творчество" содержит методические и организационные материалы по ознакомлению с народным праздником "Масленица"....

План-конспект внеурочного занятия по хореографии Бальные танцы. Вальс.

План-конспект внеурочного занятия по хореографии. Бальные танцы. Вальс....

План-конспект открытого занятия по классическому танцу 1 год обучения

Тема: «Классический  танец»Цель: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы...

Занятие кружка."Народный сценический танец"

Занятие развивает:-координацию движений- освоение плана зала- движение в различных ракурсах и рисунках- навыки ансамблевого  исполнения .-творческое мышление, фантазию;- выразитель...