Автор: Л.В.Диканская Глава 8 из методической брошюры «Влияние искусства на формирование человека». ШКОЛА ТАНЦА «РАДУГА»
методическая разработка по теме

Диканская Людмила Васильевна

Описание опыта работы в творческом объединении "Школа танца "Радуга", одним из руководителей которого является автор. Описана система формирования духовно-нравственных качеств, творческой активности в работе с детьми и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glava_8_iz_metodicheskoy_broshyury.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

   Глава 8 из методической брошюры «Влияние искусства на формирование  человека». Автор: Л.В.Диканская

                                           8.ШКОЛА ТАНЦА «РАДУГА»

             Хореография – самый древний и очень популярный вид искусства. Разнообразие жанров хореографического искусства – классический балет, современный модерн танец, бальный, салонный танец, диско-танец, разнообразные виды уличного танца, степ, фольклорный танец, народно-сценический танец – позволяет людям выбрать самый интересный и приемлемый для себя.

             Совсем недавно много говорили о гиподинамии. Сейчас эту тему редко затрагивают, но проблема осталась. Особенно это заметно в детской среде. Искривление позвоночника, сутулость, нарушение координации движений. Все это ведет за собой и психологические проблемы – закомплексованность, зажатость, заниженная самооценка, некоммуникабельность и др. А иногда родители сталкиваются, наоборот, с гиперактивностью ребенка, его неуправляемостью, размытостью понимания социальных правил и норм.  К сожалению, современные школы все меньше имеют влияние на ребенка. Поэтому многие родители самостоятельно ищут пути решения этих проблем.

               С давних времен считалось положительным и даже необходимым приобщение ребенка к культурным ценностям, к миру искусства. Детей учили стихосложению, живописи, пению, танцам. Сейчас, когда духовные ценности, к сожалению, теряют свое былое значение, большая ответственность за воспитание и развитие ребенка возлагается, прежде всего, на семью и на тех специалистов, которые непосредственно занимаются воспитанием и развитием подрастающего поколения. Музыкально-ритмические занятия имеют большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

            Более десяти лет назад,  мы создали школу танца «Радуга», основной целью которой, было гармоничное развитие детей на основе хореографического искусства. Основное назначение Школы танца воспитание человека высокой культуры и нравственности.

            Комплексный подход к обучению выявил следующие задачи:

  1. Создание оптимальных условий для развития индивидуальности;
  2. Развитие творческих способностей;
  3. Овладение новыми знаниями, умениями, навыками, направленными на достижение определенного результата;
  4. Овладение детьми подготовительных профессиональных этапов хореографического искусства;
  5. Формирование восприятия истинной национальной культуры.

                Предметы, которые входят в систему обучения нашей школы, взаимосвязаны и как бы дополняют дуг друга. Основными предметами являются:

  1. Классический танец;
  2. Народно-сценический танец;
  3. Ритмика;
  4. Современная пластика;
  5. Основы бального танца.

                   Дополнительные предметы:

  1. Этика;
  2. Народное творчество;
  3. Актерское мастерство;
  4. История танцевального искусства;
  5. История костюма;
  6. Основы грима.

                     Предметы вводятся постепенно, один, два предмета в год.

   Специализация школы – народный танец, поэтому, приобщение к народной культуре, к народному творчеству является приоритетным. Ребенок должен представлять себе, для чего он разучивает цикл специальных упражнений, таких сложных и непонятных на первый взгляд. А нужны они для того, чтобы выразить в танце эмоции, передать настроение и движение. «Смотри, Танечка, говорим мы ребенку, применяя позиции рук, которые мы разучили, ты сможешь хорошо изобразить куколку в «Танце кукол!» Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребенке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, осваивать средства музыкальной выразительности и

композиционноного построения произведения, достигнуть мастерства импровизации и основ творчества.

           С годами у нас выработался особый подход к обучению детей. Мы понимаем, что обучение не единственная деятельность нашей школы. Воспитательный процесс – является важнейшей и составляющей частью всей работы. Но специфика обучения танцу предполагает определенный результат. И это естественно, - каждый педагог хочет видеть итог своей работы, а каждый родитель мечтает полюбоваться своим ребенком и его способностями. Поэтому, принимая ребенка в нашу школу, мы, прежде всего, знакомимся и беседуем с его родителями. Рассказывая о нашей школе, мы пытаемся узнать о мотивациях, которые привели к нам наших собеседников, о ребенке и семье. Уже из первого разговора с родителями можно определить некоторые проблемы в воспитании, психическом и физическом развитии ребенка, а также узнать о серьезности намерений родителей решить эти проблемы. Хотя мы сразу предупреждаем, что серьезные проблемы должны решать врачи и психотерапевты, но принимаем детей без особого отбора. К нам приходят дети с 3-6 лет и обучаются у нас в течение 7-10 лет. За это время мы очень хорошо узнаем их, и они становятся нам близкими и родными.

            Объясняя родителям наши приемы обучения и воспитания, мы вовлекаем в учебно-воспитательный процесс и самих родителей. Мы видим: если родители серьезно и заинтересованно относятся к занятиям, так же относится и ребенок (или наоборот). Кстати, чаще всего покидали нашу школу те дети, родители которых совершенно не интересовались их занятиями или были равнодушны. Беседуя с родителями, мы предупреждаем их, что не собираемся внедряться в семейный процесс воспитания ребенка. Мы только хотим посредством искусства и приобщения к творчеству помочь  ребенку в его становлении и самовоспитании. Поэтому нам очень важно быть уверенными в твердом решении ребенка и родителей заниматься в нашей школе. Ведь всем известна истина о том что «научить невозможно, но можно научиться». Конечно, мы понимаем, что для окончательного решения остаться в нашей школе или уйти необходимо время. Поэтому каждому вновь поступившему мы даем время для адаптации. 2-3 недели достаточный срок, для того, чтобы родители и дети поняли, туда ли они попали.

           

           И вот первый открытый урок. Вот они наши малыши, уже одетые в форму для занятий, правильно причесанные, занявшие каждый свое место на сцене. Сцена! Это особое место. Это место, где человек преображается. Вот он – один на один со зрительным залом. Это место испытания, экзамена, Но и место удовольствия, восторга творчества, вдохновения. Все смотрят на него, чего-то ждут и он должен оправдать эти надежды. И не беда, если что-то еще не получается. Осознание того, что ты на подмостках, что ты в центре внимания, что тобой любуются (пусть пока это только мама) дает тебе «крылья» и уверенность в себе.  А если мы посмотрим на родителей, сидящих в зале, зададим себе вопрос: «А кто же более счастлив? Дети, стоящие на сцене, или их родители, сидящие в зрительном зале?» Скорей всего и те, и другие. Но ведь это только первые шаги. Дальше еще много чего будет. Радости и огорчения, успех и неудачи. Все как в жизни и все всерьез.

               Специфика нашей школы – вовлечение в учебно-творческий процесс родителей. Мы сразу объясняем родителям, что ребенку нужна помощь и поддержка. В возрасте - 3-6 лет ребенок не может еще осознанно решить заниматься ему всерьез каким-то делом или нет. Пока за них решают родители. Вспомните историю Паганини. Возможно, он и не стал бы гениальным музыкантом, если бы его отец не был бы таким настойчивым, а, порой даже жестоким. Интересно, что же движет папой, мамой,  бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой, когда они приводят к нам своих малышей?  Я думаю, никто из них не строит далеко идущие планы. Но, наверное, у всех есть понимание того, что эти занятия принесут пользу ребенку. Вот ответы на этот вопрос, которые чаще всего мы получаем:

  1. Девочка (мальчик) очень любит танцевать;
  2. Я в молодости танцевала в хореографическом коллективе, хочу, чтоб и ребенок овладел этим искусством;
  3. Мой сын гиперактивен, врач посоветовал направить эту активность в нужное русло;
  4. Нам очень нравится ваша школа, мы видели ваш отчетный концерт, это хорошее занятие для ребенка;
  5. Здесь занимается наша дочь, хотим, чтобы и сын занимался;
  6. Наша девочка очень пластичная, но замкнутая, хочется, чтоб она стала немного раскованней;
  7. Танцы – это моя любовь и нереализованная мечта, хочу, чтобы и мой внук танцевал.

           «Нереализованная мечта» - не каждый взрослый может признаться в этом. Но, почти каждый родитель, видит в ребенке свое продолжение. Мы знаем об этом, поэтому призываем в свои союзники родителей. И делаем это разными формами и методами. Например, почти всегда дверь в балетный класс открыта. Родители могут проследить весь процесс обучения. Вместе с малышами они знакомятся с азбукой хореографии, правилами поведения и общения на уроке. Вот урок окончен, преподаватель выходит из балетного класса, ее обступают мамы (именно они бывают самыми заинтересованными). «Сегодня мы осваивали 3-ю и 4-ю  позиции ног и прыжки»,- говорит преподаватель, и показывает: «Посмотрите вот третья позиция, а вот четвертая. Прыжки вы видели. Помогите детям выучить эти элементы к следующему уроку».

          Показательным примером того, как работа с детьми оказывает влияние на близких этих детей, может служить следующий пример:

Как-то на улице ко мне подошла женщина (между прочим, занимающая у нас в городе высокий пост). В нашей школе занимаются две ее внучки. Женщина смущенно поздоровалась и сказала: «Извините, вчера вечером занималась с внучками, они мне показали движение, которое нужно выучить, а название забыли, подскажите, пожалуйста». Я растерялась: «Но какое движение?» И бабушка, словно прилежная ученица, показала движение, которое учила вместе с внучками. «А»,- обрадовалась я  - «Это движение называется «веревочка». «Спасибо вам огромное»- сказала мне счастливая женщина.

         На основе наблюдений в нашей школе можно сделать вывод:  приобщение детей к искусству каким-то образом влияет и на их родителей. Это заметно, если сравнить тех, кто не первый год с нами и тех, кто пришел впервые. Каждый год на первых родительских собраниях мы говорим одни и те же, возможно прописные, истины. Мы рассказываем о правилах поведения в общественных местах, о наших требованиях и даже некоторых правилах приличия. Странно, но многие даже не знают как вести себя в зрительном зале, на сцене или за кулисами и т.д. Порой родители ведут себя как дети.

                                                                                                                               

И нам приходится снова и снова учить их (хотя у нас и нет такой цели). Но ведь вокруг нас дети. И они как губки впитываю все, что видят вокруг. Если папа входит в зрительный зал,   не сняв головной убор, то и его сын (а это видно из наших наблюдений) будет делать то же самое. А ведь даже быть настоящим зрителем – это тоже искусство.

             Можно сделать предположение, что любовь к искусству, передается по наследству. А, возможно, и  на генном  уровне. Хотя талант – дар Божий – дается не каждому. Некоторые дети трудом и упорством достигают высоких результатов. Вот пример. Одно время в нашей школе было и вокальное отделение. В основном там занимались девочки, но был и мальчик. Пухленький такой, но приветливый и улыбчивый. Мама воспитывала его одна и, понимая, что не может уделять ему много времени, определила его заниматься к нам в школу. Но через некоторое время вокальное отделение у нас закрылось. Этот ребенок стал заниматься в музыкальной школе. И как же мы удивились, когда мама мальчика пришла к нам и сказала, что ее сын окончил музыкальную школу, и она хочет, чтобы он снова занимался у нас: «Хочу, чтобы не было у него пустого времяпрепровождения, пусть не теряет привычного ритма жизни». Мы растерялись, вспомнив о его пухлости и некоторой угловатости, тем более, что в старшей группе у нас занимались дети, хореографический стаж которых был 7-10 лет. И все же мы не могли отказать этим милым людям. И вот итог: Сергей (так зовут этого мальчика) действительно оказался очень одаренным и трудолюбивым ребенком. За полгода он освоил основные элементы хореографии, а еще через полгода вошел в репертуар старшей группы, в следующие полгода он перешел в основной состав Народного ансамбля танца «Воркута» и вместе с этим коллективом стал Лауреатом Международных фестивалей в Москве и Италии. Сейчас он, окончив хореографическое училище, пробует свои силы как педагог-хореограф и учится заочно в технологическом институте. Мама гордится своим сыном, а мы гордимся таким учеником. Кстати, очень многие наши выпускники быстро определяются в своей жизни и добиваются больших успехов и в учебе и в карьере.

           Искусство, как показывает опыт, заставляет по-особому относиться к жизни, к людям. «Коллектив», «ансамбль», «партнер» - термины, которые обретают свою реальность в занятиях хореографией. Даже если номер сольный,

                                                                                                                         

                                                                                                                                   

ты тоже будешь зависеть от многого: номер ставит балетмейстер, костюм шьет костюмер, концертмейстер – аккомпанирует и т.д.. Умение ладить с людьми, подчинить свои устремления общей цели, помочь другому для улучшения результата – все это необходимые компоненты совместной работы и, в конце концов, задатки, которые необходимы для взращивания культурного и порядочного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Интеграция предметов искусств в начальной школе" (на примере изобразительного искусства и музыки)

На сегодняшний день проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна как для теории, так и для практики. Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин. кото...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого занятия в 0бразцовой школе танца «Радуга» по программе «Народное творчество» 1 год обучения

План-конспект и сценарий урока по программе "Народное творчество" содержит методические и организационные материалы по ознакомлению с народным праздником "Масленица"....

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме:«Работа над подвижностью различных частей – центров тела в процессе выполнения комбинации джаз – модерн танца и контактной импровизации»

Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся девятого года обучения (13 – 14 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...

Методическая разработка "Влияние занятий фехтованием на развитие самостоятельности у юных спортсменов" Авторы - Вишнякова Г. А., Григорьева Н.И.

Методическая разработка "Влияние занятий фехтованием на развитие самостоятельности у юных спортсменов" Авторы - Вишнякова Г. А., Григорьева Н.И....

Методическое пособие по постановке танца для обучающихся детей хореографическому искусству в студии современного танца Метаморфозы

Целью данного пособия является помощь при создании законченного произведения искусства....