Мастер класс "Сказочные персонажи"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Шатурского муниципального района Московской области
Мастер - класс «Сказочные персонажи»
творческого объединения «ИЗО»
Педагог дополнительного образования:
Яковлева Наталья Александровна
г. Шатура.
Цель: научить детей любить сказки, различать добро и зло.
Задачи:
Развивающие:
- Развитие мышления;
- Развитие умений использовать свои знания на практике.
Воспитательные:
- Воспитание взаимовыручки, взаимопомощи, сплочённости коллектива;
- Воспитание желания быть порядочными и добрыми людьми.
Обучающие:
- Привить интерес к сказкам;
- Научить видеть доброту в сказках;
Форма проведения занятия: игра-путешествие, конкурсно-познавательное занятие.
Методы:
- Беседа;
- Задания по карточкам;
- Игра-эстафета;
Раздаточный материал: карточки с заданиями, жетоны, значки с названиями команд, карточки с буквами.
Оформление: плакат-таблица игры «Крестики-нолики»
Подготовка к игре:
1. Рисуется поле форматом 3х3 метра. Клетки игрового поля нумеруются и заполняются названиями 9-ти любых конкурсов.
Сказочная шкатулка | Вспомни сказку | Сказочный калейдоскоп |
Золотая рыбка | Эстафета «Баба Яга» | Волшебная сокровищ ница |
Конкурс капитанов | Дополни имя | Собери сказку |
2. Формируются 2 команды. Даются названия командам: Крестики и Нолики..(по жребию). Даются отличительные значки командам.
3. Игры со зрителями.
Правила и условия игры:
- Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечёркивая клетку с названием выигранного конкурса.
- Команда проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игра в следующем конкурсе.
- Побеждает команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд ( по горизонтали, вертикали, диагонали) три своих знака.
Если командам не удаётся выстроить три своих знака подряд, то разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «0» и «Х», побеждает та команда, у которой больше всего знаков на игровом поле.
Ход мероприятия:
В гостях у сказки.
Педагог : Здравствуйте, ребята! Вы пришли в гости в творческое объединение «Школа вежливости» и сегодня каждый из вас отправится в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. В этой стране очень интересно! В ней всегда побеждает добро и красота, невозможное становится возможным. Как вы думаете, ребята, что это за страна?
Дети: Сказочная.
Педагог: Да, это Страна Сказок! Именно в гостях у Сказки вы сегодня побываете. На примерах добрых героев хорошо учиться вежливости, доброте, справедливости, бороться со злом, учиться защищать всё живое на земле.
Сказочная страна ждёт вас, друзья! Представьте себе, что у вас в руках – волшебная палочка. Чтобы попасть в сказку необходимо сказать волшебные слова и взмахнуть волшебной палочкой. Готовы!
Дети: Да!
Педагог: Вот волшебные слова: «Раз, два, три, быть по-моему вели: хочу попасть в страну Сказок!». Все вместе…
Дети повторяют слова.
Педагог: Волшебная палочка перенесла вас в сказочную страну. Ребята, здесь сказочники приготовили для вас необычную игру « Крестики – Нолики». Знаете такую игру?
Дети: Да!
Педагог: Но эта игра необычная. Сейчас вам надо разбиться на две команды: 1 команда – «Крестики», 2 команда – «Нолики».
Правила игры:
- Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечёркивая клетку с названием выигранного конкурса.
- Команда проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игра в следующем конкурсе.
- Побеждает команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд ( по горизонтали, вертикали, диагонали) три своих знака.
Если командам не удаётся выстроить три своих знака подряд, то разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «0» и «Х», побеждает та команда, у которой больше всего знаков на игровом поле.
Готовы к игре?
Дети: Да!
Конкурсы:
- Сказочная шкатулка.
Задание – по описанию предмета отгадать, что находится в шкатулке:
- С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских сказок. (Игла).
- Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили такой же предмет взамен, но другого качества. (Яйцо. «Курочка Ряба»).
- С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела. «Царевна- лягушка»).
- Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это? (Чебурашка. Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».)
- В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе с её дочкой. (Цветы. «12 месяцев» С.Я. Маршак.).
- Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка, кто её автор. (Мочалка. Чуковский «Мойдодыр».)
- Сказочный калейдоскоп.
Команды по очереди тянут из шляпы вопросы и после минутного обдумывания отвечают. Если ответа нет, то вопрос передаётся команде соперников.
Вопросы:
- Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попала соринка, и я всё стал видеть злым и безобразным». (Кай, Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева».
- Кто автор сказки с таким сюжетом? «Появился на птичьем дворе маленький птенец-утёнок, и до того он был безобразным, с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью». (Г.-Х.Андерсен. «Гадкий утёнок»).
- В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? Какое? (Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? (Волк из русской сказки «Волк и семеро козлят»).
- Как Маша из сказки «Маша и медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке? (В коробе у медведя за спиной).
- Каким очень необычным транспортом воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть во дворец к царю? (Емеля из сказки «По щучьему веленью» поехал во дворец на печке.)
- Герой какой сказки вырос в волчьей стае?
- Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? (Кот в сапогах)
III. Вспомни сказку.
Каждая команда получает карточку, на которой написано название сказки и вопросы по ней:
- Сколько героев в этой сказке?
- Какие слова в ней чаще всего повторяются?
- Чему учит данная сказка?
На обдумывание даётся одна минута.
«Колобок» - сказка для первой команды. ( семеро героев: дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса. Учит осторожности. Слова: «Я колобок, колобок…»)
«Репка» - сказка для второй команды. (семеро героев: репка, бабка, дедка, внучка, жучка, кошка, мышка. Учит взаимопомощи и дружбе. Слова: «Бабка за дедку…»)
IV. Эстафета «Баба Яга».
Реквизит: веники или швабры. Первый участник команды берёт швабру и ставит её между ног. По команде ведущего первые игроки бегут до отметки и обратно, передают швабру следующим участникам.
V. Конкурс капитанов.
Ведущий задаёт одинаковые вопросы капитанам по очереди. Кто за одну минуту даст больше правильных ответов – победитель. Ответы дают на листочках.
Вопросы:
- Лучший в мире крокодил. (Гена).
- Сколько козлят у многодетной козы? (7).
- Гордость Варвары-красы? (коса).
- Самая известная курочка. (Ряба).
- Кто тянул репку перед Жучкой? (внучка)
- Мальчик-луковка. (Чиполлино).
- Крокодиловая река в Африке. (Лимпопо).
- Сказочная скатерть. (Самобранка).
- Назовите братьев – Чук и … (Гек).
- Снежная баба в детстве. (Снегурочка).
- Дедушка – любитель зайцев. (Мазай).
- Девочка с голубыми волосами.(Мальвина).
- Воздыхатель Мальвины. (Пьеро).
- Кто разморозил серце Кая? (Герда).
- Девочка, которая растаяла весной. (Снегурочка).
- Былинный богатырь из города Мурома. (Илья).
VI. Волшебная сокровищница.
Ведущий описывает волшебные предметы, а команды должны отгадать его и назвать.
- Скатерть - самобранка
«Только кликнешь, откуда ни возьмись, появляется стол накрытый, на нём – бочонок пива да бык печёный, в боку нож точёный».
- Ковёр – самолёт.
«Подхватит меня буйный вихрь и понесёт – горы и леса, города и деревни так внизу и замелькают».
- Сивка- бурка.
«вещая каурка, одна шерстинка серебряная, другая – золотая; бегу – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».
- Волшебное кольцо.
« если перекинуть меня с руки на руку – тотчас 12 молодцев явятся, и что им ни будет приказано, все за единую ночь сделаю.»
VII. Дополни имя.
Сказочные герои часто носят длинные имена. Ведущий называет одну часть имени командам по очереди, а они дополняют вторую.
- Кощей… (Бессмертный).
- Елена…(Прекрасная).
- Иван…(Царевич).
- Василиса…. (Премудрая).
- Спящая…(красавица).
- Мальчик –с….(пальчик).
- Финист…(Ясный Сокол).
- Змей…(Горыныч).
- Крошечка…(Ховрошечка).
- Сивка….(Бурка).
- Конёк…(Горбунок).
- Заяц…(хвастун).
VIII. Золотая рыбка.
Игрокам даются удочки с магнитами. Им необходимо поймать рыбку, потом передать эстафету следующему игроку.
IX. Собери сказку.
Каждая команда получает карточку, на которой записаны названия пяти сказок, но все буквы перемешаны. Задание – собрать сказку.
Сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Дюймовочка», «Буратино».
Игра со зрителями.
Загадки:
- Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
- У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
- Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым
Его и богатым. (Конёк-горбунок)
- Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (скатерть-самобранка).
Педагог: Вот и закончились все задания. Победила в игре – дружба, доброта. Понравилось ли вам, ребята, в Стране Сказок?
Дети: Да!
Педагог: Но путешествие наше подошло к концу. Пора возвращаться нам обратно. Возьмите в руки «волшебную палочку», взмахните ей и скажите: «Раз, два, три, быть по-моему вели: хочу вернуться домой.»
Спасибо вам, ребята, что вы пришли. До новых встреч!
Приложение №1.
Свитки из «Сказочной шкатулки».
1 свиток.
С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских сказок.
2 свиток.
Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили такой же предмет взамен, но другого качества
3 свиток.
С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована
4 свиток.
Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это?
5 свиток.
В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе с её дочкой
6 свиток.
Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка, кто её автор
Приложение №2.
Вспомни сказку.
Карточка №1. Сказка «Колобок»
Вопросы:
- Сколько героев в этой сказке?
- Какие слова в ней чаще всего повторяются?
- Чему учит данная сказка?
Карточка №2. Сказка «Репка»
Вопросы:
- Сколько героев в этой сказке?
- Какие слова в ней чаще всего повторяются?
- Чему учит данная сказка?
Приложение №3.
- Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попала соринка, и я всё стал видеть злым и безобразным»
- Кто автор сказки с таким сюжетом? «Появился на птичьем дворе маленький птенец-утёнок, и до того он был безобразным, с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью»
- В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? Какое?
- Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек?
- Как Маша из сказки «Маша и медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке?
- Каким очень необычным транспортом воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть во дворец к царю?
- Герой какой сказки вырос в волчьей стае?
- Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину?)
Приложение №4.
Собери сказку: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Дюймовочка», «Буратино
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"
Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...
Мастер-класс по изготовлению кукольных персонажей из изолона для театра кукол
Изолон — материал гигиенически безопасный и очень приятный на ощупь. Он мягкий, теплый, упругий, поэтому нравится детям. Изолон не рвется и не ломается, зато очень хорошо режется даже маникюрным...
Открытый урок по литературе«Причины столкновения персонажей в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».
Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения....
урок рисования в 7 классе "Портреты библейских персонажей"
Урок на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета) проводится в 7 классе в 3 четверти на тему отводится два часа. Тема «Портреты библейских персонажей» интересна тем, что...
Урок мини-проект "Создание словаря персонажей славянской мифологии"
Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемыЗадачи:1. Совместный поиск учащимися и педагогом новых...
Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа."
Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе п...
Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа"_презентация
Презентация к уроку.Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать...