Образовательная программа курса "Развивающая математика"
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа включает несколько блоков:
1. "Подготовка к олимпиаде по математике"
2. "Из истории математики"
3. "Занимательные задачи"
4. "Старинные задачи"
5. "Прикладная математика"
Основная идея программы помочь ребятам, интерисующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или мные затруднения,- помочь понять и полюбить её.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Образовательная программа
курса «Развивающая математика»
составила Гридчина М.К.
2012 г.
Пояснительная записка
Данная программа имеет интеллектуально- познавательную направленность и нацелена на расширение содержания программы общего образования.
Для школьников младшего и среднего звена присуща неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружка — это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности. Математический кружок в процессе своей работы поможет расширению кругозора учащихся в различных областях элементарной математики. Разработанная программа содействует развитию математического образа мышления:
краткости речи,
умелому использованию символики,
правильному применению математической терминологии,
умению отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных,
умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.
Методы проведения занятий:
упражнения в решении занимательных задач, ребусов, загадок, задач повышенной трудности,
решение логических упражнений,
короткие сообщения членов кружка, изложение в форме инсценировки,
экскурсии,наблюдения за трудовой деятельностью взрослых,
изготовление наглядных пособий,
выпуск математических газет,
дидактические игры,
викторины.
Разработанная программа предлагает знакомство с элементами геометрии. Весь комплекс упражнений и задач развивающего характера, способствует развитию творческого мышления, позволяет формировать пространственные представления детей.
Для выполнения поставленных задач программа предусматривает следующие виды занятий:
обучающее занятие,
тренировочное занятие,
коллективно-творческое занятие,
беседы по истории математики и геометрии,
игры,
путешествия с препятствиями,
итоговое занятие.
Все занятия взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки приобретаемые детьми, находят широкое применение на других занятиях в школе (межпредметные связи с историей, природоведением и др.)
Отличительная черта программы о уже существующих — это новизна методов обучения и приёмов обучения педагогов-новаторов и личный опыт работы.
В учебно-воспитательном процессе определяющим является сотрудничество педагога, детей, родителей.
Актуальность программы
Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ЕГЭ в 9 классе.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать.
Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.
Цель программы:
расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.
Задачи:
- способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;
- развивать логическое мышление;
- развивать у учащихся интерес к математике;
- развивать у детей смекалку;
- развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;
- расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
- показать широту применения математики в жизни.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- устранение негативного отношения к математике;
- повышение оценок по математике в журнале;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение математической культуры;
- формирование логического мышления;
- применение математики в жизни.
Основное содержание программы
Программа включает в себя несколько блоков.
Первый блок – «Подготовка к олимпиаде по математике».
Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.
Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.
Второй блок – «Из истории математики».
В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.
Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.
Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.
Третий блок – «Занимательные задачи».
В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.
Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.
Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.
Четвёртый блок – «Старинные задачи».
В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.
Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.
Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.
Пятый блок – «Прикладная математика».
Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.
Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.
Формы: развивающие игры, лекции, оригами.
Условия реализации
Процесс проведения кружка предлагается организовать в виде эвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д.
Подразумевается, что занятия проводятся по 1 часу один раз в неделю для 5 - 6 классов и один раз в неделю для 7 – 8 классов с октября месяца по май. Всего 60 занятий (30 – в 5, 6 классах и 30 – в 7, 8 классах).
Учащиеся заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий. Для экономии времени целесообразно в начале занятия вручать каждому участнику письменный текст условий задач очередного занятия.
На занятиях по решению задач , в основном, работают самостоятельно. Руководитель может давать индивидуальные указания, советы.
Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.
Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается.
Тематическое планирование
Номер заня- тия | Тема занятия | Источник | Дата проведения | |
Подготовка к школьной олимпиаде по математике. 5 часов. | ||||
1 | Решение задач по теме «Нумерация чисел». | Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных». | ||
2 | Решение задач по теме «Арифметические действия над натуральными числами и нулём». | Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных». | ||
3 | Решение задач по теме «Уравнения и неравенства». | Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных». | ||
4 | Решение задач по теме «Делимость натуральных чисел». | Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных». | ||
5 | Логические задачи. | Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных». | ||
Из истории математики. 5 часов. | ||||
6 | Старые русские меры длины, площадей. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». | ||
7 | Старые русские меры веса (массы) и объёма. | И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики». | ||
8 | Денежная система русского народа. | И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики». | ||
9 | Как умножали в Древней Индии. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». | ||
10 | Умножение по способу египтян и русских крестьян. | И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики». | ||
Занимательные задачи. 10 часов. | ||||
11 - 13 | Задачи на перекладывание спичек. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». | ||
14 - 16 | Расшифровка ребусов. | Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». | ||
17 | Задачи на переливания. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». | ||
18 | Задачи на взвешивания. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». | ||
19 | Задачи на смекалку. | Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». | ||
20 | Математическая викторина. | |||
Старинные задачи. 5 часов. | ||||
21 - 23 | Из «Арифметики Л. Ф. Магницкого» | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». | ||
24, 25 | Текстовые старинные задачи. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». | ||
Прикладная математика. 5 часов. | ||||
26 | Приёмы быстрого счёта. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | ||
27 | Расчёт семейного бюджета. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | ||
28 | Задачи «одним росчерком». | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | ||
29 | Вырезание из бумаги. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | ||
30 | Изготовление воздушного змея. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». |
7, 8 классы
Номер заня- тия | Тема занятия | Источник | Дата проведения | |||
Подготовка к олимпиаде по математике. 5 часов. | ||||||
1 | Сложные задачи на проценты. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.». | ||||
2, 3 | Текстовые задачи. | Л. М. Лоповок «1000 проблемных задач по математике». | ||||
4, 5 | Задачи заочного конкурса по математике «Осень - 2012». | |||||
Из истории математики. 6 часов. | ||||||
6 | Гений 18 века – Леонард Эйлер. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | ||||
7 | Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | ||||
8 | Трагическая судьба Эвариста Галуа. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | ||||
9 | Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | ||||
10 | «Принцесса науки» С. В. Ковалевская. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | ||||
11 | В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров. | Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». | ||||
Занимательные задачи. 10 часов. | ||||||
12 | Задачи на перекладывание спичек. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». | ||||
13 | Расшифровка текстов. | Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». | ||||
14 | Расшифровка ребусов. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | ||||
15 | Математические софизмы. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | ||||
16 | Задачи на взвешивания. | Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». | ||||
17 – 21 | Логические задачи. | Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». | ||||
Старинные задачи. 4 часа. | ||||||
22 | Задачи из «Арифметики Л. Н. Толстого». | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.». | ||||
23 | Задачи С. А. Рачинского. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.». | ||||
24 | Индийские старинные задачи. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.». | ||||
25 | Греческие, китайские старинные задачи. | С. М. Никольский и др. «Арифметика, 6 кл.». | ||||
Прикладная математика. 5 часов. | ||||||
26 | Математические фокусы. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | ||||
27 | Кулинарные рецепты. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | ||||
28 | Азбука Морзе. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | ||||
29 | Не отрывая карандаш от бумаги. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». | ||||
30 | Быстрый счёт без калькулятора. | М. В. Ткачёва «Домашняя математика». |
Используемые ресурсы
1. «Арифметика, 5 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, «Просвещение», 2005 год.
2. «Арифметика, 6 класс», авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов и др.; Москва, изд. «Просвещение», 2003 год.
3. «Великие жизни в математике», книга для учащихся 8 – 11 классов, автор Б. А. Кордемский; Москва, «Просвещение», 1995 год.
4. «Домашняя математика», книга для учащихся 7 класса средней школы, автор М. В. Ткачёва; Москва, «Просвещение», 1993 год.
5. «Задачи по математике для внеклассных занятий» (9 – 10 классы), автор И. Х. Сивашинский; Москва, «Просвещение», 1968 год.
6. «Задачи по математике для любознательных», книга для учащихся 5 – 6 классов средней школы, автор Д. В. Клименченко; Москва, «Просвещение», 1992 год.
7. «За страницами учебника математики», пособие для учащихся 5 – 6 классов средней школы, авторы И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин; Москва, «Просвещение», 1989 год.
8. «Сказки и подсказки», задачи для математического кружка, автор Е. Г. Козлова; Москва, «Мирос», 1995 год.
9. «1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 1995 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по математике ( старшая школа, углубленная программа)
Образовательная программапо математике10-11 классыУглубленный уровень. Данная образовательная программа по математике для 10-11 классов (профильный уровень) реализуется на основе след...
Программа учебного модуля «Игры разума» образовательной программы по математике летней математической школы «Интеллектуал – 2012»
Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, ...
Программа индивидуальной образовательной программы по математике для 9-11 классов
составлена с учетом трехлетнего курса...
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Программа православного компонента реализуемого в рамках образовательного программы по математике
Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Опирается на следующие законодательные и правовые документы: Конвенция ООН...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...