конспект вводного занятия группы "Юные исследователи природы"
план-конспект урока (6 класс) по теме
Представленный материал "Из опыта работы с учебной группой "Юные исследователи природы" (учебная группа эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования детей МБОУ ДОД СЮТур)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
вводное занятие по программе "Юные исследователи природы" | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия:
«Введение в образовательную программу»
Время занятия: 45 минут
Возраст учащихся: 6 класс (12 лет)
Тип занятия: вводное
Используемые технологии: компьютерные, игровые, групповые, педагогика сотрудничества.
Цель: сформировать понятие об экологии как науке о взаимоотношениях в окружающем мире; создать обстановку заинтересованного изучения учащимися экологии.
Задачи:
познакомить учащихся с понятием «экология»;
развитие познавательных интересов учащихся;
способствовать формированию бережного отношения к природе, положительных качеств личности.
Оборудование: текст анкеты, экологический конструктор, кроссворд, ромашка с вопросами, инструктивные карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор, видеоролик «Влияние человека на окружающую среду», комнатное растение, скотч, листы белой бумаги, химический цилиндр (500 мл), линейка, тест-комплект «Кислотность почвы», пробы почвы и воды, «веселые и грустные» смайлики.
Предварительная подготовка: провести анкетирование учащихся – участников занятия по вопросам:
Что такое экология?
Кто такой эколог?
Легко ли быть экологом?
Ход занятия:
Организационный момент (звучит тихая музыка)
Педагог:
Я обнял глобус – шар земной,
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Здравствуйте ребята! Вместе со мной вы сегодня узнаете: что изучает наука «экология», кто такой «эколог», что нужно знать и уметь, чтобы стать настоящим экологом-исследователем.
Для этого мы отправимся в небольшое путешествие по знаниям об этой науке. Ну что, начинаем!
Изучение нового материала
Педагог: Термин «экология» в нашем XXI веке очень часто употребляется в средствах массовой информации. А что это за наука «экология»? Чем она занимается? на этот вопрос я предложила вам ответить перед началом нашего занятия. Какие же ответы я получила?
(Зачитать некоторые ответы на вопросы анкеты)
Педагог: На самом деле, экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой. Термин «экология», введенный в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем – сочетание двух греческих слов: «ойкос» - дом, жилище; «логос» - наука, учение. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме.
А о какой «дом» имел ввиду Эрнст Геккель, давая название новой науке?
(ответы учащихся)
Дом – это окружающая нас природа. Для одних организмов дом – это крошечный участок среды, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, для других – широкое пространство материков и океанов. Мы с вами тоже жители этого дома.
А знаете ли вы наших «соседей»? Сейчас мы это узнаем из ваших ответов на вопросы ромашки.
(учащиеся отрывают лепестки ромашки, отвечают на вопросы)
- Весной на проталинках появляются цветы с золотисто-жёлтой корзинкой. После цветения появляются листья. Верхняя сторона листа на ощупь производит впечатление более холодной, чем нижняя. Растение лекарственное. (Мать-и-мачеха)
- Есть на реках лесорубы, в серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочие плотины. (Бобры)
- Это дерево – особый вид ивы. У него пушистые, словно меховые серёжки. Ветки цветущего дерева люди приносят в своё жилище. (Верба)
- Что за трава, которую и слепые узнают? (крапива)
- Птица, барабанную дробь которой весной хорошо слышно в Подмосковных лесах. (дятел)
Педагог: Ребята, давайте вместе с вами, используя экологический конструктор попробуем «заселить» ландшафт («дом») характерными обитателями.
(учащиеся разбиваются на 2 группы, получают игровые поля экологического конструктора: водоем и лес, карточки с изображением обитателей, которым необходимо найти место в изображенном ландшафте)
Педагог: Вы заселили предложенные вам ландшафты живыми организмами, но кое-кого мы никуда не поселили? Про кого мы забыли?
(ответы учащихся: мы не поселили человека)
Педагог: А какое место в природе занимает человек? Давайте обратимся к фильму «Влияние человека на окружающую среду».
(учащиеся смотрят видеофрагменты о жизни нашей планеты и влиянии человека на природу)
Педагог: мы посмотрели 2 видеофрагмента: оптимистичный (о красоте нашей природы) и пессимистичный (об отрицательном влиянии человека на окружающую среду). У вас на столах лежат «веселые и грустные» смайлики. Поднимите «веселый» смайлик, если вам понравился оптимистичный сюжет. А кому понравился печальный сюжет о результатах деятельности человека – поднимите «грустные» смайлики.
(учащиеся поднимают смайлики)
Педагог: Конечно, мы предпочитаем жить в красивом и чистом «доме» - нашей природе. А от нас может зависеть благополучие нашей природы?
(ответы учащихся: да, может.)
Педагог: Человек может выступать в роли созидателя. При этом он сажает деревья, убирает бытовые отходы, не загрязняет окружающую среду. Большую помощь в данной работе оказывают экологи. Вспомним ваши ответы на второй и третий вопрос анкеты.
(зачитать ответы учащихся на вопрос анкеты: кто такой эколог? Легко ли быть экологом?)
Педагог: вы правильно заметили, что эколог – это человек, который изучает природу, любит и бережет окружающую среду. Те ребята, которые хотят в будущем выбрать профессию эколога – юные экологи или юные исследователи природы. Давайте заполним схему. Какие виды деятельности характерны для эколога-исследователя?
? | Эколог-исследователь | ? |
? | ? |
(учащиеся заполняют схему: работа с литературой, походы и экспедиции, работа в лаборатории, изучение истории родного края)
Педагог: Сегодня у нас есть возможность поработать в экологической лаборатории. Решая конкретные проблемы, мы сможем понять трудности, с которыми сопряжена работа ученого, и ощутить радость открытий. По словам В.И. Вернадского: «Ученые – те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему влечет их чувство».
Вам предстоит исследовать воду, воздух и почву этого района и сделать вывод об экологической обстановке в этом «доме».
(учащиеся разбиваются на 3 группы, получают инструктивную карточку с методикой исследования, пробу воды, почвы или комнатное растение для определения запыленности воздуха; необходимое оборудование; выполняют свое задание)
Педагог: Вы немного поработали в лабораториях. Предоставляем слово каждой группе – рассказать о полученных результатах.
(учащиеся рассказывают о результатах исследования, делают вывод)
Закрепление изученного
Педагог: Сегодня за занятии мы с вами лишь немного прикоснулись к науке экологии, и попробовали почувствовать себя юными исследователями природы. А насколько вы меня внимательно слушали, я узнаю, благодаря кроссворду.
(учащиеся разгадывают кроссворд на доске)
1Э |
2 | К |
3 | О |
4Л |
5 | О |
6 | Г |
Куда отправляются экологи-исследователи с целью изучения окружающей среды? (экспедиция)
Ученый, который ввел в науку термин «экология».(Геккель)
Живой организм, который чаще всего отрицательно влияет на природу. (Человек)
Помещение со специальным оборудованием для экологических исследований. (Лаборатория)
Что значит греческое слово «ойкос» в переводе на русский язык? (дом)
Переведите на греческий язык слово «наука». (Логос)
Педагог: Ребята, А.С. Пушкина можно назвать экологом?
(Учащиеся отвечают на вопрос. Ответ: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». На что же намекает пушкинская сказка о золотой рыбке? Рыбка – это мать-природа, добрая, мудрая и строгая. А старуха-вымогательница – это современный человек. Урок же заключается в том, что нужно уметь ограничивать свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта...)
Педагог: Быть экологом непросто, но интересно. На занятиях в экологическом кружке мы учимся познавать природу, учимся быть ее друзьями, ведь мы выбираем роль человека-созидателя в природе.
Звучит музыка. На экране слайды красивой природы, занятий юных исследователей в экспедициях и полевых лабораториях.
Педагог:
Посмотри мой новый друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Она: Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.
О, как природа-мать
Терпима и добра, но, чтоб её лихая
Участь не постигла, давайте сохраним
На стрежнях – осетра, касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте–ка мы все на век объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся.
Спасибо вам за внимание, до скорых встреч на занятиях в группе «Юные исследователи природы»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект вводного занятия по театральному творчеству
Данная разработка представляет конспект самого первого занятия по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству "Постижение". Основная цель данного занятия- заинтересовать ребя...
План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"
Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...
Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет
Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры» для детей 5-6 летТема: Черно-белое королевствоЦель: Знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи:...
Конспект вводного занятия - путешествия "Путешествие по океану "Друзья природы"
Конспект занятия для воспитанников первого года обучения (младшего школьного возраста) по программе "Друзья природы". Цель занятия - познакомить воспитанников с главными темами учебной программы...
Конспект вводного занятия секции пешеходного туризма.
Конспект вводного занятия секции пешеходного туризма....
Конспект кружкогого занятия "Юные исследователи" в 5 классе
Это занятие - коллективная игра-исследование на тему «Развитие народных промыслов в Горномарийском районе».Оно разработано с целью ознакомления обучающихся с методикой организации учебных и...
Конспект вводного занятия для 8 класса «Природа Республики Бурятия»
Конспект вводного занятия...