программа ритмическая гимнастика для начальной школы
рабочая программа по теме
дана программа рпедназначена для учителей физической культуры, учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ritmika.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ритмической гимнастике для начальной школы, основана на курсе гимнастики, подвижных игр, обще развивающих упражнений, написана в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», «Обязательным минимумом содержания образования»,«Примерной программой образовательной области «Физическая культура».
Программа содержит примерный объём знаний и умений и не разделена по классам, что позволяет учителю выстраивать структуру изучения данного образовательного компонента.
На изучения данного образовательного компонента
рекомендуется выделять 1 час в неделю.
Цель: содействие всестороннему, гармоничному развитию личности, формирование у учащихся целостного представления о ритмической гимнастике, её возможностях в повышении работоспособности, укреплении здоровья, приобретение навыков самостоятельных занятий.
Музыкальное ритмическое воспитание ставит задачи:
- всестороннего гармонического развития форм тела и функций организма
- укрепление организма
- воспитание эстетических качеств, морально - волевых качеств,
- развитие памяти, умственного кругозора
- развитие двигательных умений, навыков
- воспитание общей культуры поведения.
Ритмическая гимнастика является разновидностью оздоровительной гимнастики. Основное её содержание - сочетание несложных обще развивающих упражнений, бега, прыжков, танцевальных элементов, волнообразных движений, упражнений с расслаблением выполненных слитно без пауз для отдыха, в определённом заданном темпе под музыку, преимущественно поточным методом. Популярность ритмической гимнастики - обеспечивается её доступностью, эффективностью, эмоциональностью, эстетичностью.
Доступность ритмической гимнастики основана на использовании известных и несложных обще развивающих упражнений.
Эффективность ритмической гимнастики связана с тем, что целенаправленное влияние гимнастических упражнений на опорно - двигательный аппарат, на отдельные группы мышц суставов, связок, сочетается со значительным воздействием на сердечно - сосудистую и дыхательную систему.
Название «аэробика»: «аэро» - воздух, «биос» - жизнь.
«Аэробная гимнастика» - понятие, принятое для обозначения подобной гимнастики. Поточный метод выполнения упражнения по характеру нагрузки на организм ставит ритмическую гимнастику в один ряд с другими важными средствами оздоровительной гимнастики, с упражнениями циклического характера, бегом, ходьбой, лыжами и т.п.
Эмоциональность занятий очень важный фактор, объясняющий притягательность ритмической гимнастики. Яркая, тонизирующая музыка, включение танцевальных движений, их ритмичность, позитивный эмоциональный фон занятий, демонстрация упражнений подготовленным ведущим, эстетическая окраска ypoкa в целом – всё это поднимает настроение, побуждает к активности, снимает психическую напряжённость, благотворно влияет на центральную нервную систему занимающихся.
В связи с перечисленными особенностями ритмическую гимнастику рекомендуют использовать в занятиях с различным контингентом школьников. Упражнения и характер нагрузки должен быть подобран индивидуально. В зависимости от решаемых задач могут составляться комплексы ритмической гимнастики разной направленности.
При определении содержания упражнений, составлении комплексов и проведении занятий ритмической гимнастики необходимо руководствоваться общими правилами и принципами, типичными для гимнастики.
Ритмическая гимнастика - музыкальная форма гимнастики. Музыка в данном случае носит функциональный характер, определяет ритм и темп движения: Наиболее подходит к ритмической гимнастике эстрадно - танцевальная музыка моторного характера в стиле «диско», а также народные мелодии в современной обработке.
При проведении ритмической гимнастики преподаватель особенно внимательно должен контролировать функциональное состояние. занимающихся, прежде всего их самочувствие и по пульсу, и ориентируясь на внешние признаки (потоотделение, цвет кожи, дрожание конечностей, настроение, мимика) и по показателям ч.с.с в минуту. Согласно рекомендации Всемирной организации здравоохранения, занятия оздоровительными видами физической культуры, в том числе ритмической гимнастикой должны проводиться с интенсивностью нагрузок в диапазоне 65 - 90 % от максимума.
Ритмика помогает младшим школьникам выражать свои чувства в движении, внимательно слушая музыку. С помощью музыки дети глубже понимают сyть упражнений, учатся владеть своим телом, согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться во времени и пространстве, быть самостоятельными в поиске выразительных движений.
Ритмика сочетает в себе духовное и физическое, что так необходимо человеку.
Основные средства ритмики - музыка и движение. Основными музыкальными темпами являются взаимосвязи упражнений с содержанием музыки, темпом, динамикой, метроритмом,
построением музыкального произведения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Связь vпражнений с содержанием музыки.
После прослушивания музыкального произведения учитель предлагает детям определить характер музыки и отобразить его в движении, для чего подбирает соответствующие упражнения. Например, ритмический характер музыки передаётся мягкими шагами, плавными движениями рук; весёлый - шагами польки, подскоками и т.д. Выразительное отображение содержания музыки позволяет школьнику понять музыкальное прoизведение, определить своё отношение к нему, способствует развитию активности и самостоятельности в передаче характера музыки.
Связь упражнения с темпом музыки. ,
Учитель воспитывает у детей умение выполнять упражнение в соответствии с медленным, умеренным и быстрым темпом музыки, сохранять заданный темп движений без музыкального сопровождения. Дети должны знать, что существует зависимость между темпом музыки и амплитудой выполнения упражнений. Чем быстрее темп, тем короче амплитуда движений, и наоборот.
Связь упражнений с динамикой.
Детей надо учить передавать движениями различные динамические опенки музыки. Например, громкое звучание - это прыжки, ходьба строевым шагом; тихое - мягкий шаг, шаг крадучись, плавные движения руками. Постепенное увеличение силы звучания ходьба, постепенно расширяя... круг; уменьшение - ходьба, постепенно уменьшая круг.
Акцент в музыке - взмах руками, резкий выпад, поворот. Следует обратить внимание детей. на взаимосвязь между динамикой и изменением силы напряжения мьшц, подобрав для этого соответствующие упражнения.
Связь упражнения с метроритмом.
В процессе занятий дети воспринимают на слух сильные и слабые доли, отличая их движениями. Например, на сильную долю следует бросок мяча вверх, а на слабую - ловля мяча. Учитель даёт школьникам понятие о длинной и короткой длительности, развивает ритмическую память при выполнении ритмических рисунков в размере 2/4, 3/4, 4/4, знакомит с тактом, дирижёрским текстом. Учитель дирижирует в различном темпе медленно, быстро, умерено и т.д.
Связь упражнений с построением музыки.
Учитель знакомит детей с частями музыкального произведения, обращая внимание на характер каждой части, контрастность, повторность частей. При ознакомлении с музыкальными фразами необходимо подбирать музыку с простой и ясной фразировкой. Нужно привить школьникам умение с началом музыки или после вступления, самостоятельно без команды учителя начинать движение на первую сильную долю и Т.п.
В качестве упражнений, с помощью которых формируются музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения, рекомендуется следующее.
1. Разновидности ходьбы, бега, прыжков. Это - шаг на носках, мягкий, строевой, высокий, пружинящий, в полуприседе, скрестный, выпадами; подскоки, прыжки на обеих и на одной ноге; лёгкий бег, высокий, острый бег.
2. Упражнения для развития мышечного чувства.
К этим упражнениям относятся пружинящие движения руками и ногами, взмахи, расслабления, волнообразные движения руками и т.д. С помощью таких движений дети должны научиться не только напрягать мышцы но и регулировать степень их напряжения,
расслаблять их, осознавать тяжесть тела.
3. Упражнения для отдельных групп мышц и подвижности в суставах.
Это - простые гимнастические упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и головы, ног.
4. Упражнения ритмической гимнастики.
5.Упражнения хореографии.
Применяют для развития пространственной и временной ориентации, точности движений. Это - различные позиции рук, ног, движения по позициям типа полуприседаний, выставление ноги вперёд и в сторону, бросковыe движения ногой. К данной группе упражнений можно отнести так же равновесия и повороты на обеих и на одной ноге.
5. Упражнения с предметами (мячами, лентами, флажками и т.п.).
Способствуют развитию чувства предмета его масса, формы,' свойств.. Выполняя упражнения с предметами под музыку, дети познают характер движения по амплитуде и направлению.
6. Элементы танца.
Обогащают двигательный фонд занимающихся, учат внимательно относится. к своему партнёру, находить с ним общий ритм движений. это - приставные шаги, переменные галопа, польки, элементы национальных и современных танцев.
7. Мvзыкально - ритмические упражнения и игры.
Они строятся на конкретных подражательных образах зверей птиц, а так же человеческой деятельности. Музыка сообщает каждому движению определённый содержательный ритм, . эмоциональный, ритмический или динамический характер. Создавая игровой образ, дети. слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Самостоятельная работа над музыкально - двигательным образом развивает творческие способности детей.
На элементы ритмики в уроке целесообразно отводить 5-7 мин. в любой части урока в зависимости от его задач и подготовленности школьников.
Примерный практический материал.
Ходьба различного характера.
1. «Идут девочки и мальчики» - ходьба бодрого характера. Учитель сообщает детям, что они на параде, где звучит торжественная музыка. Дети выполняют бодрый шаг. Бодрый шаг - это обычный шаг, но более устремлённый и решительный. Этому способствуют движения рук, которые сильными взмахами вперёд и назад как бы увлекают тело вперёд. Бодры~ характер музыки и шага позволяет детям выше поднимать голову, направляя взгляд выше товарища, идущего впереди. Дети выпрямляются, улучшается осанка. Воплощение этого музыкального образа, работа над ним, вызывает у детей приподнятое настроение, сплачивает коллектив. При работе над движением бодрого шага у детей одновременно воспитываются такие навыки, как ходьба в колонне с интервалом, по кругу, умение чётко начать движение с началом музыки и закончить с окончанием марша, приставляя ногу к ноге. для музыкального сопровождения ходьбы бодрым шагом можно использовать
музыку: М. Фрадкин «Пионерский марш», Э. Парлов «Марш». ,
2. «Давайте погуляем» - ходьба спокойного характера. От бодрого шага спокойный отличается отсутствием устремлённости, энергичного движения руками. Шаг выполняют плавно, мягко, с носка, с постепенным перекатом на всю стопу. Несколько однообразная песня создаёт у детей лёгкое, уравновешенное настроение, которое отражается в их походке - спокойной, неторопливой. Для музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку: Т. Ломовой «Этюд», грампластинка «Мэри Попинс, до свидания» - «Увертюра».
З. «Певучий хоровод» - пружинящий шаг. Грампластинка «За дальнею околицей» - «Вот речка льётся». Класс может быть разделён на три - четыре группы, которые соревнуются между собой. Выигрывает группа, выполнившая задание организованнее других.
Упражнения для воспитания чувства ритма.
1. «Хлопки» . Дети стоят на месте и выполняют хлопки на каждый счёт учителя. В упражнении вырабатывается умение начинать и заканчивать упражнение по сигналу учителя.
2. «Ритмы, ритмы». Можно провести это упражнение в виде соревнования. Внимательно слушая учителя девочки хлопают на счёт 1 и З, а мальчики - на счёт 2 и 4. Кто ошибается и хлопает не на свой счёт, получает штрафное очко. Упражнение воспитывает у школьников умение слушать счёт и выполнять под него определённые движения., Упражнения с хлопками про водят также в ходьбе на месте, и в движении, что, безусловно, усложняет их.
Ходьба и бег в различном темпе.
«Ускоряй и замедляй». (грампластинка «А может быть, ворона ...»). Постепенно изменяющийся темп музыки и движения вызывает у детей эмоциональный отклик, у них повышается двигательная активность. Это упражнение является основным приёмом для совершенствования ходьбы и бега. Оно вырабатывает у детей качества, которые в дальнейшем дают им возможность естественно и непринуждённо изменять выразительные вижения.
Упражнения для развития мышечного чувства.
Чтобы в движениях передать динамическое, ритмическое разнообразие, дети должны уметь не только напрягать мышцы, но и регулировать, изменять степень их напряжения, расслаблять. В качестве упражнений можно предложить следующее:
1. «Деревянные и матерчатые куклы». Изображая деревянныx кукол, дети учатся чувствовать напряжённое состояние мышц всего тела, изображая матерчатыx ненапряжённое.
2. «Твёрдые и мягкие руки, ноги», Подняв руки вперёд, до предела выпрямить все суставы и напрячь мышцы от плеча до кончиков пальцев, затем, не опуская рук, ослабить напряжение. Руки, пассивно сгибаясь в локтях, кистях и пальцах, опускаются и как бы ложатся на мягкую подушку.
Комплекс упражнений «Игрушки».
Можно использовать в водной части урока.
1. «Классики». И.П. - о.С. 1-4 - 4 подскока на левой ноге; 5-8 - 4 подскока на правой ноге; 9-16 - 8 беговых шагов на месте.
2. «Чебурашка». И.п. - о.С. 1-3 - три шага на месте или с продвижением; 4 - притоп с полунаклоном в сторону притоптывающей ноги, руки к ушам, локти вниз, ладони вперёд; 5-8 - тоже, но другой ногой.
3. «Матрёшка». И.П. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-4 - два раза подняться и опуститься на носках; 5-7 - два наклона головы вправо, указательный палец правой руки к правой щеке; 8 - и.П.; 9-16 - тоже, но наклоны головы влево.
4. «Лягушонок». Ид - тоже. 1 - руки вперёд; 2 - полуприсед, руки в стороны; 3-6 повторить движения на счёт 1-2 два раза; 7-8 ид
5. «Насос». И.П. - о.С. 1-2 полуприсед, руки вверх; 3-4 - И.п.; 5-6 тоже, но вьпад левой;
7-8 - ид
6. «Неваляшка». И.П. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-4 - наклон туловища в сторону.
7. «Регулировщик». И.П. - О.с. 1- поворот туловища вправо, правую руку в сторону, все пальцы, кроме указательного, в кулак; 2 - и.П.; 3-4 - тоже, но влево.
8. «Болванчик. И.П. - о.с. 1-2 - поворот Туловища вправо, полунаклон назад, правую ногу согнуть вперёд, носок на себя, руки дугами в стороны, локти вниз, ладони вперёд, пальцы врозь; 3-4 - и.п.; 5-8 - тоже, но поворот туловища влево.
9. Кораблик. И.п. - руки в стороны. 1-3 - выпад правой, руки вверх, трДЫ «спружинить», 4- и.п.; 5-8 - тоже, но выпад левой.
10. «Зайцы». И.П. - о.с. 1-4 - 4 прыжка на обеих ногах, руки у головы ладонями вперёд (ушки); 5-8 - 4 прыжка ноги врозь, ноги вместе; 9-16 - 8 беговых шагов на месте.
11. «Прогулка». И. п. - о. с. Ходьба на месте и с продвижением. 1-8 - 8 шагов вперёд; 9-16 поворачиваясь кругом, 8 шагов по дуге направо в и.п.
12. «Гуси». И.П. - о.с. 1-2 - руки дугами в стороны вверх - вдох; 3-4 - руки вниз - выдох. В качестве музыкального сопровождения учитель может подобрать любую музыку, наиболее точно отражающую характер упражнений.
Успешное использование ритмической гимнастики во всех классах наиболее рационально в вводной и основной частях. С ритмической гимнастики можно начинать любой урок - гимнастики, игровой и другие. Использование ритмической гимнастики положительно сказывается на развитии координации, ритмичности, лёгкости и пластичности перемещений. Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений. С её помощью можно развивать физические качества: силу, гибкость, ловкость, выносливость.
Литература:
1. Б.И. Загорский
Физическая культура.
М. «Высшая школа» 1989г.
- .Б. Мейсконс, Л.Е Любомиров
Методика физического воспитания школьников
М. «Просвещение»1989г.
3. В.М. Смоленский
Гимнастика и методика преподавания.
М. Физическая культура и спорт» 1987г.
4. Журнал « Физическая культура в школе»
№3 1991г. «Ритмическая гимнастика на уроках к 1 – 4 классах»
№8 1991г. « Элементы ритмики на уроках в 1 – 2 классах»
№9 1991г. «Ритмическая гимнастика на уроках к 1 – 4 классах»
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано
начальных классов зам. директора
Руководитель______________________ _________________________
«МОУ СОШ №2 г. Коряжма»
Архангельской области
Программа факультативного курса
«РИТМИКА» 1 – 4 класс
Завойкина Н.В.
Учитель физической культуры
I квалификационная категория
Коряжма
2007г.
Тематическое планирование «Ритмика» 2 класс
- Разучивание комплекса ОРУ под музыку. Игра на внимание. Релаксация.
- Упр. на развитие мышечного чувства. Игра на внимание. Релаксация.
- Упр. на развитие мышечного чувства, подвижности в суставах. Игра на координацию. Релаксация.
- Упр. на развитие мышечного чувства, подвижности в суставах. Игра на координацию. Релаксация.
- Упр подвижности в суставах. Упр. с обручем. Игра на координацию. Релаксация.
- Упр. с обручем. Игра. Релаксация. «Пальминг». Танец «Приветствие».
- Упр. с обручем. Игра. Танец «Приветствие». Релаксация. «Пальминг»
- Танец «Приветствие». Музыкально – ритмические игры.
- Связь упр. с динамикой Игра. Релаксация. «Пальминг»
2 четверть
- Связь упр. с динамикой. Игра «Ритмы, ритмы». Релаксация. «Пальминг»
- Элементы русского танца. Игра «Ритмы, ритмы». Релаксация. «Пальминг»
- Связь упр. с динамикой. Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Упр. с мячом. Игра «Невод». Релаксация. «Пальминг»
- Упр. с мячом. Игра «Невод». Релаксация. «Пальминг»
- Упр. с мячом. Игра «Невод». Релаксация. «Пальминг»
- Музыкально – ритмические игры. Релаксация. «Пальминг»
3 четверть
- Связь упр. с содержанием музыки. Релаксация. «Пальминг»
- Связь упр. с содержанием музыки. Релаксация. «Пальминг»
- Упр. со скакалкой. Связь с темпом музыки. Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Упр. со скакалкой. Связь с темпом музыки. Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Упр. со скакалкой. Связь с темпом музыки. Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Упр. Хореографии. Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Упр. Хореографии. Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Упр. Хореографии. Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Танец «Настоящий друг»
- Танец «Настоящий друг» Игра «Ритмы, ритмы» в движении.
4 четверть
- Танец «Настоящий друг» Игра «Ритмы, ритмы» в движении. Релаксация. «Пальминг»
- Комплекс ритмической гимнастики Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Комплекс ритмической гимнастики Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Комплекс ритмической гимнастики Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Упр. на воспитание чувства ритма. Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Упр. на воспитание чувства ритма. Игра. Релаксация. «Пальминг»
- Повторение танцевальных компазиций.
- Повторение изученного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика в начальной школе: разминка, игра, творчество.
В данном материале говорится о необходимости развития мелкой моторики у учащихся начальной школы, о значении пальчиковой гимнастики для детей 7-8 лет, и описывается методика работы над "Пальчиковым тв...
Рабочая программа по информатике в начальной школе
Рабочая программа по информатике и ИКТ для начальной школы разработана на основе· Программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным техн...
Программа правовой грамотности для начальной школы "Путешествие в Мультляндию, или Юные правоведы"
В рамках реализации учебных программ для начальных специальных коррекционных классов VII типа специального курса по изучению прав и обязанностей детей не предусмотрено. Однако в современно...
Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"
Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...
Презентация "Русская трапеза" к программе ФГОС 2 поколения начальной школы по программе Праздники, Традиции,Ремесла
Тема: Русская трапеза.Цели:· Учебная: познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни;·...
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Включение в содержание учебной деятельности по физической культуре в начальных классах упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формирова...
Рабочая программа "Ритмическая гимнастика"
В данной рабочей программе представлены разделы для изучения движений ритмической гимнастики от простго (танцевальные шаги) к сложному (танцевальные движения и разные виды танцев)....