Дополнительная образовательная программа «ТЕАТР. АКТЁРСКАЯ ГРАМОТА» М.В.Чикин
рабочая программа по теме
Дополнительная образовательная программа
«ТЕАТР. АКТЁРСКАЯ ГРАМОТА»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 3 года
Чикин М.В.- учитель русского
языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatr.aktyorskaya_gramota.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Сокольники
Принято на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ
МОУ «Средняя общеобразовательная Директор МОУ «СОШ №1»
школа №1» г. Сокольники г. Сокольники
протокол № 6 от 30.08.2007 г. ____________ М.В.Чикин
Дополнительная образовательная программа
«ТЕАТР. АКТЁРСКАЯ ГРАМОТА»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 3 года
Чикин М.В.- учитель русского
языка и литературы
г. Новомосковск
Введение
Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом
исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий
на прямое, непосредственное общение с другим человеком ( партнером, зрителем ), со
здаёт особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально
активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личнос
ти является результатом творческого процесса, связанного, по определению Г.Гачева,
с непрерывным « выпрямлением» человека, вырастанием индивида в Человека, носите
ля всей сущности человечества. В этом высказывании как бы закодирован «ключ» к
предлагаемой программе, где через познание другого (личности, индивида) происходит собственное «выпрямление» и где человечество рассматривается как часть единого Космоса, Пространства в непосредственной взаимосвязи с природой.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако надо признать, что школе в большей мере удаётся
Формальное насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого по
тенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений.Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе и в старшем школьном возрасте,
проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказывать свою точку зрения, эмоциональной обеднённости.Соединённая с общей скованностью (зажатостью, несвободой) ребёнка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков ( любое произведение ребёнка становится «вещью в себе»,не находя выхода в социальную сферу).Узость художественного кругозора, рождённая той же привычкой к стереотипу, приводит к искажению вкусовых предпочтений школьников, к неадекватной оценке своих собственных возможностей, к отсутствию потребности в познании,безоговорочному, слепому следованию общеизвестным «истинам».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направлен-
ность.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию,
Образованию, развитию ребёнка средствами театра, т.е. ребёнок на всех уровнях – от
первого года обучения к третьему – становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя
( толкователя отдельной роли ), а с другой ( на более высоких ступенях ) – художника,
композитора, режиссёра, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит, внутренней свободы-открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога-режиссёра, который на всех его этапах является соавтором, сотворцом ребёнка.
Предложенная позиция объясняется отсутствием у обучающихся достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью « быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако только формирование у ребёнка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого-то должен оказывать воздействие, который нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности». В этом заключается вторая особенность предлагаемой программы, отличие которой от других имеющихся программ по театральному искусству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции обучающегося через включение его во все этапы создания спектакля. Это, с одной стороны, требует от ребёнка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности. А с другой – ликвидирует одну из причин понижения значимости для обучающихся собственно сценической деятельности: практическую непричастность их к режиссёрскому творчеству – процессу постановки спектакля.
Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая её физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по ритмике, гимнастике, сценическому движению, пантомиме. Программа предполагает изучение истории мирового театра, основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причёсок, интерьера и т.д., ибо «всё на свете есть человек, ибо в каждом предмете, в каждой мысли живёт их умерший или живущий создатель» (Г.Гачев). Постигая истоки бытия, моделируя собственное представление о жизни народов, ребёнок определяет собственное место в мировом процессе, становясь, с одной стороны, его неотъемлемой частицей, а с другой – ощущая в себе весь бесконечный «смысл, цель, гармонию мироздания».
В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.
Основной, доминирующей особенностью программы является активное включение в процесс развития личности других, смежных театру искусств.
Выход на интегрирование связан с возможностью театра как модели мира, проецирующей внутри себя не только множественность структур человеческих отношений, но и потенциальное движение к восстановлению нарушившихся связей: «бытия и человека, общества и личности, разрозненного и случайного, личного и разного – в целостность»(Г.Гачев). В результате ребёнок должен почувствовать себя частицей мироздания в историческом времени и пространстве, освоив при этом присущие человечеству материальные и духовные ценности.
Программа построена по принципу блоков, которые организованы по вертикали и горизонтали одновременно. Блоки, расположенные по вертикали, учитывают периодизацию развития ребёнка и имеют стадии, условно названные как :
- период накопления (погружения)- 1-ый год обучения;
- период моделирования – 2-ой год обучения;
- период становления собственного «Я» - 3-ий год обучения.
1-ый год обучения, период накопления
Цель: Погружение в пространство цвета, звука, движения через подражание как «захвата чужого бытия в себя» - овладение формой, где театр становится «школой согласования тела с душой и души с телом как независимых миров»,школой обучения чувств ребёнка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию, а, в конечном счёте, представление о нерасторжимой связи природы и человека. Общеэстетическое развитие.
Задачи: 1.Знакомство с историей театра и овладение театральной терминологией.
2.Освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актёра, через идентификацию себя с другим существом или определённым предметом.
3.Освоение творческой этики.
4.Постановка спектакля.
2-ой год обучения, период моделирования
Цель: Освоение духовных ценностей через моделирование-присвоение различных общественных структур и форм общения (навык социальной адаптации), «примерка» на себе многообразных Ликов-человеческих масок, характеров, типов, скрывающих до поры собственное лицо. Театр в данном случае выступает как «арифметика социальных отношений» (Д.Б.Эльконин), где сценическая борьба открывает смысл существования различных миров в их взаимосвязи и взаимозависимости и где ребёнок учится конструировать эти модели миров – пространств – зависимостей, действуя в различных стилевых жанрах, отражающих характер конкретной модели.
Задачи: 1.Продолжение знакомства с историей театра и овладение театральной терминологией.
2.Усвоение основ выступления актёра перед зрителем.
3.Освоение образа-маски.
4.Освоение творческой этики.
5.Постановка спектакля.
3-ий год обучения, период становления собственного «Я».
Цель: Выйти на «личностное начало», формирование своего собственного Образа, Мира, Пространства. Через свободное (идеальное) общение со зрителем ребёнок должен научиться «нести в мир культуру радостного беспокойства» (Г.Гачев). Создание авторского театра, где обучающиеся выступают не только как исполнители, но, прежде всего как толкователи (автор, режиссёр) спектакля в целом. Общеэстетическое развитие.
Задачи: 1.Продолжение знакомства с историей театра и овладение театральной терминологией.
2.Познакомиться с технологией создания «характера» на сцене.
3.Освоение образа-типа, образа-характера, действия от своего собственного лица.
4.Освоение творческой этики.
5.Постановка пьесы.
В конце 1 года обучения обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- владение знаниями об истории театра;
- владение театральной терминологией;
- коллективность в выполнении заданий;
- управление своим вниманием (к предмету, распределение внимания, к партнёру);
- умение активизировать свою фантазию;
- начальное умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;
- умение видеть в особенностях бессловесных элементов действия проявление определённой индивидуальности человека;
- первоначальное умение превращать своё поведение в поведение другого человека, животного, предмета;
- навык коллективного творчества при осуществлении задуманного события в сценическом задании;
- культура восприятия замечаний и советов, как педагога, так и товарищей;
- культура суждений о рабате других;
- навык определять замысел, сценическую задачу этюда только по реально совершаемым действиям исполнителя (или исполнителей);
- выработка критериев целесообразности и логичности поведения в этюде;
- ориентация на поиск экстремальных условий как средства достижения выразительного поведения на сцене.
В конце 2 года обучения обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- владение и пользование словесными воздействиями;
- внимание к размещению тела в сценическом пространстве;
- ориентация на выразительность своего поведения;
- навык продолжительного поведения в заданном образе (характере, особенности) действий;
- навык сочинения, подготовки, выполнения этюдов;
- ответственность исполнителя перед партнёрами и зрителями;
- навык использования и совершенствования приобретённых технических умений при решении исполнительских задач;
- навык импровизационного оправдания установленных мизансцен;
- ответственное исполнение роли в отрывке от начала до конца (умение не выбиваться);
- навык точного соблюдения текста;
- умение в случае надобности помочь партнёру, удерживая свою задачу;
- культура восприятия реакции зрителей;
- навык домашней работы над ролью;
- умение вносить корректировку в своё исполнение отрывка.
В конце 3 года обучения обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- навык видеть параметры общения в окружающей среде и произведениях искусства;
- применение полученных знаний в создании характера сценического образа;
- навык творческой требовательности к себе;
- навык ответственности перед зрителями;
- стремление к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.
Блоки данной дополнительной образовательной программы отражают содержательный аспект программы, выявляя при этом основные направления развития ребёнка средствами театрального искусства. К последним относятся:
- освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актёра;
- творческая деятельность в процессе создания образа отдельного героя или спектакля в целом;
- освоение творческой этики;
- общеэстетическое развитие.
Первое направление предполагает постоянный тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности. Интеграция искусств осуществляется здесь прежде всего через включение элементов изобразительного искусства, литературы, музыки, танца в единый процесс многостороннего развития личности ребёнка. Вместе с тем данное направление предполагает совершенствование речевого аппарата, включая навык чёткого произношения звуков, постановку дыхания, развитие динамического диапазона голоса, развитие и совершенствование речевого аппарата ребёнка через развитие всей мышечной системы и навыков координации в пространстве.
Занятия включают в себя элементы сценической гимнастики и акробатики, темы по сценическому движению и пантомиме, упражнения по сценической речи, практикум по гриму.
Тренинг по внутренней и внешней технике проводится с детьми на протяжении всего времени обучения, однако его цели и задачи целиком подчиняются целям и задачам каждой из указанных стадий становления личности обучающегося, обозначенных в качестве трёхступенчатой модели движения ребёнка к собственному «Я».
В результате решения частных задач (в том числе и чисто профессиональных) постепенно уступает место комплексной тренировке элементов актёрского и режиссёрского мастерства, чередующей в различных комбинациях всю сумму полученных навыков и умений.
Вторая линия развития связана с участием ребёнка в творческой деятельности по созданию образа отдельного героя или спектакля в целом. Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира, постепенно переводя воспитанника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики, определение сверхзадачи и т. д. Освоение позиции исполнителя происходит через идентификацию ребёнка с образом театральной куклы – 1-ый год обучения, освоение образа-маски – 2-ой год обучения, образа-типа, образа-характера, действие от своего собственного лица – 3-ий год обучения.
Такая логика развития личности средствами театрального искусства явно противоречит логике обучения актёрскому мастерству, принятой в театральных вузах, где процесс воспитания актёра начинается прежде всего с освоения позиции «Я» - в предлагаемых обстоятельствах», но является вполне закономерной в связи с возрастными особенностями и возможностями школьников.
К этим особенностям можно отнести и отсутствие внутренней критики на начальной ступени обучения, и неумение абстрагироваться от внешних раздражителей, и возрастающую с каждым годом общую скованность и зажатость ребёнка, граничащие с повышенной ранимостью и готовностью к стрессам.
Предлагаемая программа художественно-творческого развития личности средствами театрального искусства имеет универсальный характер, и её элементы могут быть использованы в самых различных формах учебно-воспитательного процесса, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.
Ориентированная, прежде всего на творчество педагога, она даёт широкую возможность сконцентрировать своё внимание на поиске собственного стиля преподавания, включая сюда не только методику, но и структурно-организационные формы занятий, выбор художественного материала, творческих заданий, определение необходимости и принципов включения смежных искусств. В результате данная дополнительная образовательная программа может стать основой для создания других программ, приспособленных к конкретным условиям конкретного учреждения, коллектива, студии.
Предполагаемые результаты: Овладение основными знаниями о истории театра; овладение основными знаниями и навыками актёрской грамоты; постановка спектакля.
Срок реализации дополнительной образовательной программы «Театр. Актёрская грамота» - 3 года (144 часа при нагрузке 4 часа в неделю). Форма занятий как аудиторная так и внеаудиторная, групповая и индивидуальная.
Рассчитана программа на обучающихся в возрасте 11- 17 лет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Разделы, темы | Общее количество часов | Теорети- ческих | Практи- ческих |
1.1. | История театра | 17 | 17 | -- |
1.2. | Многообразие выразительных средств в театре | 4 | 2 | 2 |
1.3. | Значение поведения в актёрском искусстве | 14 | 2 | 12 |
1.4. | Связь предлагаемых обстоятельств с поведением | 12 | -- | 12 |
1.5. | Значение подробности в искусстве | 4 | 1 | 3 |
1.6. | Целесообразность поведения | 4 | 1 | 3 |
1.7. | Органичность поведения | 8 | -- | 8 |
1.8. | Бессловесные элементы действия | 30 | 2 | 28 |
1.9. | Специфика актёрских задач | 10 | 2 | 8 |
1.10. | Подготовка к выступлению и его проведение | 41 | -- | 41 |
4 часа в неделю | 144 | 27 | 117 |
Содержание программы
1-ый год обучения
1.1. История театра. 17 ч. (17/-)
Театр и его язык. Драматург и актёр. Пьеса (драма) – основной материал для спектакля. Сценарий. Диалог. Монолог. Конфликт. Трагедия. Комедия. Сатирическая комедия. Юмористическая комедия. Драма
Древнейшие формы театральных представлений: первобытная община (обряды: пантомима, танец, музыка и пение – священное действие: земледельческие обряды); театрализованные религиозные сцены о судьбе богов в Египте; Древняя Греция: культ бога Диониса (Вакха), зарождение драматургических жанров. Трагедия: Эсхил, Софокл и Еврипид. Комедия. Сатировская драма. Аристофан. Менандр. Пантомима – древнейший вид сценического искусства. Древний Рим: продолжение традиций греческого театра: итальянская комедия – палматы. Тит Макций Плавт. Страны Востока – соблюдение условности.
Средневековый театр. Гистригоны – народные актёры. Церковный театр – основная форма театрального искусства Европы средних веков. Литургическая драма, полулитургическая драма. Мистерия. Моралите: персонажи – аллегорические фигуры.
1.2. Многообразие выразительных средств в театре. 4 ч. (2/2)
Драматургия, декорации, костюмы, музыкальное и шумовое оформление, вспомогательная роль этих выразительных средств.
История грима. Разновидности грима (театральный, бытовой). Гримировальные принадлежности. Хара/ктерный грим.
Практическая часть. Работа с литературой по данной теме. Оформление эскизов. Подбор музыкального оформления спектакля. Отработка правил нанесения грима на лицо и технология разгримирования. Разработка эскиза характерного образца и воплощение его на своём лице с помощью театрального грима.
1.3. Значение поведения в актёрском искусстве. 14 ч. (2/12)
Что такое «актёрская фантазия и воображение».Возможности актёра «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнёров. Компоненты поведения (интонация, мимика, жест). Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино и театральном искусстве, живописи.
Практическая часть. Наблюдение за поведением в жизни, художественной литературе, кино и театральном искусстве, живописи. Тренинги на внимание. Тренинги на воображение. Тренинги на освобождение мышц. Навыки пантомимы. Выразительное чтение. Сценический этюд.
1.4. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. 12 ч. (-/12)
Связь предлагаемых обстоятельств (истории, предыстории) с поведением. Помощь актёру в «превращениях» от декораций и костюмов.
Практическая часть. Использование декораций, реквизита и костюма на сцене. Положение актёра на сцене. Сценические этюды. Тренинги на воображение.
1.5. Значение подробности (детали) в искусстве. 4 ч. (1/3)
Художественная деталь. Ремарки автора. Подробности костюма и декорации.
Практическая часть. Поведение на сцене. Тренинги на воображение. Тренинги на внимание.
1.6. Целесообразность поведения. 4 ч. (1/3)
Ремарки автора. Режиссура. Возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.
Практическая часть. Поведение на сцене. Движение и перемещение по сцене. Тренинги на воображение. Тренинги на внимание.
1.7. Органичность поведения. 8 ч. (-/8)
Требования к органичности поведения в условиях вымысла. Открытие роли особых значительных событий в возникновении интересного поведения. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах запланированного события. Основы сценического движения.
Практическая часть. Поведение на сцене. Движение и речь. Сценические этюды.
1.8. Бессловесные элементы действия. 30 ч. (2/28)
Знакомство с элементарными закономерностями логики действий. Бессловесные элементы действия и их значение (пристройки, оценки, все, мобилизация). Оправдание заданных элементов действий. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах заданной особенности характера действия (на материале бессловесных элементов действия, заданных элементов поведения). Представления о неразрывной связи психологического и физического в действии. Основные компоненты пластики.
Практическая часть. Наблюдение за бессловесными элементами действия в жизни, литературе, кино и театре. Упражнения на координацию движения и равновесия. Упражнения для освоения пространства. Навыки пантомимы. Движения и передвижения по сцене.
1.9. Специфика актёрских задач. 10 ч. (2/8)
Первоначальное формирование представления о специфике актёрских задач. Действенный характер актёрской задачи. Предлагаемые обстоятельства как рамки, активизирующие возникновение задачи.
Практическая часть. Сценические этюды на заданную тематику.
1.10. Подготовка к выступлению и его проведение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Разделы, темы | Общее количество часов | Теорети- ческих | Практи- ческих |
2.1. | История театра | 17 | 17 | -- |
2.2. | Бессловесные элементы действия | 6 | -- | 6 |
2.3. | Словесные действия | 16 | 4 | 12 |
2.4. | Логика действий и предлагаемые обстоятельства | 12 | 2 | 10 |
2.5. | Связь словесных действий с бессловесными элементами действия | 6 | 1 | 5 |
2.6. | Драматургический материал как канва для выбора логики поведения (действий) | 3 | 3 | -- |
2.7. | Проявление характера персонажа в общении | 4 | 1 | 3 |
2.8. | Работа над ролью в отрывке | 25 | 4 | 21 |
2.9. | Актёр и его роли | 14 | -- | 14 |
2.10. | Подготовка к выступлению и его проведение | 41 | -- | 41 |
4 часа в неделю | 144 | 32 | 112 |
Содержание программы
2-ой год обучения
2.1. История театра. 17 ч. (17/-)
Театр эпохи Возрождения. Итальянский театр: истоки нового театра: народное искусство и гуманизм; карнавалы, маскарады и лицедейства; комедия дель арте; формирование законов театрального искусства; любительский гуманистический театр («учёные» комедии). Николо Макиавелли, Пьетро Аретино.
Испанский театр: Лопе де Руэда, Мигель Сервантес де Сааведра; «Золотой век» испанского театра – Лопе де Вега Карпио («драмы чести», «комедии плаща и шпаги»); Педро де ла Барка (философская трагедия).
Английский театр: Золотой век английской драмы; Вильям Шекспир и его театр «Глобус».
Театр 17-18 вв.: Жан Батист Мольер, Жан Расин, Пьер Корнель; Джон Эверидж, Уильям Уичерли, Уильям Конгрив – театр эпохи Реставрации в Англии. Театры Парижа и Лондона: «Комедии Франсез», «Фрури-Лейн», «Ковен-Гарден». Театр классицизма.
Театр Французской революции: Франсуа Жозеф Тальма – создатель революционного классицизма.
Искусство актёра. Режиссёр – организатор спектакля. Выдающиеся режиссёры.
2.2. Бессловесные элементы действия (повторение). 6 ч. (-/6)
Дальнейшее совершенствование в использовании элементов бессловесных действий.
2.3. Словесные действия. 16 ч. (4/12)
Психофизическая выразительность речи: словесные воздействия как подтекст. Речь и тело (формирование представления о соответствии работы тела и речи). Уникальность органичного воплощения каждого элемента логики действия. Основы сценической речи, культура речи. Роль гласных и согласных звуков на сцене. Основные орфоэпические правила. Понятие «дикция» и её значение. Техника речи и её значение. Дыхание и голос. Роль дыхания на сцене. Понятие «артикуляция». Артикуляционная гимнастика. Особенности работы над прозаическим произведением; монологи, диалоги.
Практическая часть. Тренинги по дыханию и постановки голоса. Упражнения по дыханию и посылу голоса. Упражнения для губ, языка, речевого аппарата в целом. Работа над дикцией и выразительностью речи. Движение и речь. Сценические этюды.
2.4. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. 12 ч (2/10)
Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий. Заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства. Основные формы значения сценических этюдов. Этюд как основа развития воображения. Понятие «оценка фактов», общий «ансамбль» спектакля.
Практическая часть. Сценические этюды. Движение на сцене.
2.5. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия. 6 ч. (1/6)
Разные варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия со словесными воздействиями. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Зарождение представления о действенном характере замысла этюда.
Практическая часть. Работа над дикцией и выразительностью речи. Сценические этюды.
2.6. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения (действий). 3 ч. (3/-)
Знакомство с драматургией. Пьеса, отрывок как канва для выбора логики поведения на сцене. Значение и способы превращения своей логики действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке. Расширение представлений о специфичности замысла в театрально-исполнительском искусстве.
2.7. Проявление характера персонажа в общении. 4 ч. (1/3)
Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения.
Практическая часть. Сценические этюды.
2.8. Работа над ролью в отрывке. 25 ч. (4/21)
Работа над ролью (одним отрывком) всех обучающихся группы. Определение различий в характере действия в разных исполнениях
Разъяснение роли конфликта как основного условия сценической выразительности. Необходимость и неизбежность импровизационного разнообразия в осуществлении выбранной логики поведения.
Практическая часть. Сценические этюды. Показ одного и того же отрывка в разных составах.
2.9. Актёр и его роли. 14ч. (-/14)
Практическая часть. Параллельная отделочная работа над несколькими ролями каждого обучающегося как средство активизации овладения техникой действий.
2.10. Подготовка к выступлению и его проведение. 41 ч. (-/41)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-ий ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Разделы, темы | Общее количество часов | Теорети- ческих | Практи- ческих |
3.1. | История театра | 10 | 10 | -- |
3.2. | Борьба как условие сценической выразительности | 4 | 2 | 2 |
3.3. | Параметры общения | 17 | 3 | 14 |
3.4. | Исполнительская техника и её роль в работе артиста | 4 | 2 | 2 |
3.5. | Работа актёра над ролью | 26 | 2 | 24 |
3.6. | Импровизация в работе актёра | 12 | 4 | 8 |
3.7. | Мизансцены в спектакле | 12 | 2 | 10 |
3.8. | Специфика работы актёра перед зрителем | 10 | 1 | 9 |
3.9. | Анализ обучающимися своей работы и работы товарищей в учебном спектакле | 4 | 2 | 2 |
3.10. | Теоретическое обобщение пройденного материала | 4 | 4 | -- |
3.11. | Подготовка к выступлению и его проведение | 41 | -- | 41 |
4 часа в неделю | 144 | 32 | 112 |
Содержание программы
3-ий год обучения
3.1. История театра. 10 ч. (10/-)
Музыкальный театр: Опера. Балет. Мюзикл. Русский театр. Народные истоки русского театра. Театр кукол. Русский театр 18 века. Русский театр второй половины 18 века. Ф.Г.Волков. Русский театр первой половины 19 века. Яковлев, Семёнова, Щепкин, Мочалов, Мартынов. Русский театр второй половины 19 века. Русский театр конца 19 – начала 20 веков. Комиссаржевская, Ленский, Немирович-Данченко, Станиславский, Мейерхольд. Советский театр.
Истоки современной драмы. Г.Ибсен. Б.Шоу. А.П.Чехов. Экспрессионизм. Трагикомедия. Театр абсурда. Современный театр.
3.2. Борьба как условие сценической выразительности. 4 ч. (2/2)
Проявление индивидуальности человека в общении. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Логика межличностного общения.
Практическая часть. Работа над дикцией и выразительностью речи. Сценические этюды.
3.3. Параметры общения. 17 ч. (3/14)
Проявление основных характерологических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнёром (параметры общения); оборонительность и наступательность (инициативность), деловитость и претенциозность, сила и слабость, дружественность и враждебность и т.д. Проявление характера персонажа в логике и особенностях речи. Параметры общения и характер персонажа.
Практическая часть. Наблюдение за проявлениями основных параметров общения в жизни, в кино, на сцене, в художественной литературе, живописи. Воспроизведение в этюде увиденных и заданных параметров межличностного общения.
3.4. Исполнительская техника и её роль в работе актёра. 4 ч. (2/2)
Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актёра.
Практическая часть. Работа над дикцией и выразительностью речи. Сценические этюды. Наблюдение за техникой актёров.
3.5. Работа над ролью в спектакле. 26 ч. (2/24)
Применение знаний технологии действия для создания характера, образа. Характер и характерность. Представление о сверхзадаче. Ответственность за точное выполнение установленного психологического рисунка роли.
Практическая часть. Сценические этюды. Работа над дикцией и выразительностью речи.
3.6. Импровизация в работе актёра. 12 ч. (4/8)
Импровизация. Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе.
Практическая часть. Сценические этюды. Работа над дикцией и выразительность речи.
3.7. Мизансцены в спектакле. 12 ч. (2/10)
Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. Связь мизансцен с задачами каждой сцены и спектакля в целом.
Практическая часть. Сценические этюды.
3.8. Специфика работы актёра перед зрителем. 10 ч. (1/9)
Импровизация и точность исполнения роли.
Практическая часть. Сценические этюды.
3.9. Анализ обучающимися своей работы и работы товарищей в учебном спектакле. 4 ч. (2/2)
Тренировка умения проанализировать работу свою и своих товарищей. Умение видеть рост от спектакля к спектаклю. Приобретение умения работать над совершенствованием роли: закрепление удачных находок и устранение ошибок.
Практическая часть. Анализ выступлений. Сценические этюды.
3.10. Теоретическое обобщение пройденного материала. 4 ч. (4/-)
Обобщение пройденного материала о истории театра и актёрской грамоте. Основные термины и понятия.
3.11. Подготовка к выступлению и его проведение. 41 ч. (-/41)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Репетиционное помещение и мастерская.
- Материалы для изготовления декораций.
- Гримировальные принадлежности.
- Парики, накладки, костюмы.
- Реквизит и бутафория для спектакля.
- Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая, осветительная аппаратура.
- Дидактический материал (карточки, наглядные пособия).
ЛИТЕРАТУРА
1. По специфике театрально-исполнительского искусства
1.1. Акимов Н.П. О театре. – М.;Л: Искусство, 1978
1.2. Гоголь Н.В. Театральный разъезд после представления новой комедии: Приложение к «Ревизору»// Собр. Соч.: в 7 т.- М.: Художественная литература, 1984-1987. –Т.4.
1.3. Кедров М.Н. Статьи, речи, беседы, заметки. Статьи, воспоминания о М.Н.Кедрове.- М.: ВТО, 1978.
1.4. Певцов И.Н. Литературно-театральное наследие – М.: ВТО, 1978.
1.5. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма.- М.: Искусство, 1953.
1.6. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 8 т.- М.: Искусство, 1954-1961.
1.7. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: в 2 т.- 2-е издание – Л.: Искусство, 1984.- Т.2; Статьи, записи репетиций.
1.8. Топорков В.О. Станиславский на репетиции. – М.: Искусство, 1949.
1.9. Топорков В.О. Четыре очерка о К.С.Станиславском.- М.: Советская Россия, 1963.
1.10.Чехов А.П. Литературное наследие: В 2 т.-М.: Искусство, 1986.-Т.2: Об искусстве актёра.
1.11.Щепкин М.С. Жизнь и творчество: В 2т.- М.: Искусство, 1984.
2. По художественной педагогике
2.1. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств.- Л.; М.: Искусство, 1967.
2.2. Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Станиславского.- 2-е издание –М.: Искусство, 1951.
2.3. Горчаков Н.М. Станиславский о работе режиссёра с актёрами.-М.: ВТО, 1958
2.4. Данилов Г. Не убить Моцарта!- М.: Педагогика, 1086.
2.5. Ершов П.М. Технология актёрского искусства. -2-е издание- М.: РОУ, 1992.
2.6. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология: (Взаимодействие людей в жизни и на сцене).- М.: Искусство, 1972.
2.7. Ершова А.А., Букатов В.М. Актёрская грамота – подросткам.- М., 1994.
2.8. Ершова А.А., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы.- М.: АКМЭ, 1995.
2.9. Коган Г. У врат мастерства.- М.: Музыка, 1969.
2.10.Кристи Г.В. Воспитание актёра школы Станиславского.- М.: Искусство, 1978.
2.11.Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии.- М.: Искусство,1979.
2.12. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям.- 2-е издание.- М.: Прогресс, 1978.
2.13.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1981.
2.14.Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй.- М.: Прогресс, 1978.
2.15.Топорков В.О. О технике актёра.- 2-е издание,- М.: ВТО, 1959.
2.16.Уткин Б.И.Воспитание профессионального слуха музыканта в училище.- М.: Музыка, 1985.
2.17.Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога,- М.: педагогика, 1986.
3. По истории театра
3.1. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Искусство. Том 12.- М.: Просвещение, 1968.
3.2. Древо познания. Универсальный иллюстрированный справочник для всей самьи.- Маршалл Квендиш, 2003
ПРИЛОЖЕНИЯ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
- Знакомство с сущностью исполнительского театрального творчества.
- Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом и т.д.)
- Упражнения на память физических действий.
- Упражнения по курсу «Художественное слово» (выразительное чтение).
- Тренинги.
- Подготовка и проведение внеурочных внешкольных мероприятий.
- Сбор сведений о театрах Тульской области.
- Проведение театральных викторин, конкурсов, выпуск стенгазет.
- Посещение театров.
- Постановка пьесы на сцене.
- Знакомство с историей театра.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ТЕАТР. АКТЁРСКАЯ ГРАМОТА».
- Представление о вечности и бесконечности мироздания через освоение жанра трагедии (категория трагического).
- Значение театра в духовном обогащении человека, формирование его мировоззрения.
- Развитие эмоциональной памяти (моделирование образа на основе заданной эмоции) первоначальный навык импровизации.
- Драматургия пантомимы. Моделирование своего представления о жизни через сочинение этюдов на основе пластики и мимики.
- Навык работы над монологической речью.
- Условный грим. История театральной маски.
- Освоение характера как неповторимой человеческой индивидуальности в пьесах трагедийного жанра. Развитие навыка анализа исполнения
- Умение активно использовать полученные навыки работы над ролью.
- Выявление индивидуальности.
- Попытка через спектакль поставить и решить кардинальные вопросы жизни, показать духовную красоту человека, величие его характера (неисчерпаемость классики, её способность отвечать на различные вопросы современности).
- Изучение основ «Этики» Станиславского.
- История театрального искусства.
Тема: Значение подробности (детали) в искусстве.
Цель: Освоение понятия о художественной детали и её значения
в искусстве.
Задачи: - познакомить с понятием «художественная деталь» и раскрыть её роль в искусстве;
- познакомить с жанром «трагедии» (история, родоначальники);
- развивать навыки сценической речи.
Оборудование: магнитофон, фонограммы, телевизор, видеомагнитофон, видеозапись спектакля, портреты Софокла, Эсхила и Еврипида, раздаточный материал (карточки по теме «Костюм»), репродукции картин, пальчиковые куклы.
Ход занятия:
- Объявление темы, цели и задач занятия.
- Импровизация.
Игра (поведение на сцене при неизвестных обстоятельствах)
*По рассказу А.П.Гайдара «Поход».
Участвуют 4 человека: Красноармеец, Отец, Алька и Мать.
1). Педагог читает рассказ, а дети (герои) должны изображать действия, о которых идёт речь в тексте.
2). Делимся своими впечатлениями.
- Знакомство с понятием «художественная деталь».
1. От франц. – подробность, мелочь.
- Выразительная подробность в произведении, которая очень важна для его осмысления и понимания. (определение, далее х.д.)
К х.д. преимущественно относят подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, поведения, действия и речи. Первоначально х.д. осознавалась как средство, вносящее достоверность и правдивость в произведение. Но в последствии эстетические функции детали усложнились.
Деталь может быть уточняющей, проясняющей и обнажающей (раскрывающей) замысел творца.
Л.Н.Толстой говорил: «Никакой мелочью нельзя пренебрегать в искусстве, потому что иногда какая-нибудь полуоторванная пуговица может осветить известную сторону жизни данного лица».
От мировоззрения (взглядов на жизнь) художника зависит, останется ли эта подробность в художественном произведении мелочью или выявит суть жизни.
Функция детали в контексте связана и с жанром произведения. И мы сейчас убедимся в этом на примерах:
Деталь в живописи.
Перед вами репродукция картины одного из величайших итальянских художников конца 16 начала 17 веков Микеланджело Меризи де Караваджо «ужин в Эммаусе».
Это полотно отличается драматичностью освещения, театральностью жестов и высочайшим реализмом в передаче деталей. На нём изображён постоялый двор вблизи Иерусалима, где двое учеников Христа узнают в разделившем с ними трапезу страннике воскресшего Бога и Учителя. Подсказка заключается в жесте, которым Христос благословил трапезу,- этот жест напоминает о Тайной Вечери.
На столе мы видим жареную птицу, хлеб, вино, воду и фрукты. Детали, изображённые в реалистичной манере, являются вместе с тем очевидными символами. Хлеб и вино здесь символизируют Причастие; жареная птица и переспелые фрукты – смерть (перезрелый виноград, подпорченные яблоки); гранат – Воскресение (гранат обычно связывают с мифологической Персефоной, полгода проводившей в Царстве мёртвых, но воскрешавшей с наступлением весны).
Лицо Христа: Юное, неожиданно безбородое лицо Христа ярко контрастирует со старообразными, обожжёнными солнцем лицами его учеников. Появление Христа в новом облике позволило ему оставаться не узнанным до той минуты, когда он протянул руки, благословляя трапезу.
Раскинутые руки: Жест, выражающий удивление безымянного ученика, повторяет положение рук Христа на кресте. Левая рука ученика протянута к зрителю театральным жестом, а дальняя кажется слишком большой. Левая рука будто выступает из картины в реальное пространство, помогая зрителю ощутить себя участником изображённой сцены.
Раковина: является символом странника.
Деталь в музыке:
Прослушивание музыкального отрывка – Вивальди.
- Закройте глаза, что вы себе представляете, слушая музыку?
- Какие детали уловили? (пение птиц, шум деревьев)
Деталь в театре:
Просмотр фрагментов спектакля «Червонный валет» М.Цветаевой в исполнении школьников.
Обращаем внимание на декорации – как оживают валеты, выходя из них; костюм бубнового валета – алая рубаха, блестящий, яркий воротник, головной убор шута – всё это характеризует героя, подталкивает его к определённым действиям.
Маска в руках бубнового валета явно контрастирует с его одеждой и поведением (чёрно-белая маска комедии и трагедии).
- Что она может означать? Может быть именно в маске скрывается сама сущность этого действующего лица?
- Моделирование
- Перед вами карточки, на которых изображены костюмы древних римлян, и карандаши. Попробуйте добавить в костюм какую-то деталь.
- Как изменился костюм? Наполнился ли он новым содержанием, смыслом? Каким?
5. Упражнения по сценической речи.
1). Лента гласных:
Произнести гласные с переменным ударением.
2). Скороговорки:
- Из-под топота копыт пыль по полю летит.
- Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
3). Произнести фразу с различными оттенками чувств: радостно, удивлённо, восхищённо, обиженно, трагично, иронично:
- Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь – не утонет в речке мяч.
- История театра
Продолжаем знакомиться с историей театра:
Трагедия
Трагические мотивы встречаются во всех видах искусства: живописи, поэзии, музыке, философии и литературе. Понятие «трагедия» возникло в Греции свыше 2000 лет назад, однако теперь оно обычно связано с драмой.
Две маски – трагедия и комедия – до сих пор считаются символами театра.
Слово это греческое и буквально означает «козлиная песнь». В раннем греческом театре образу козла придавалось особое значение. Козлов приносили в жертву в обрядах плодородия, посвящённых богу Дионису. В честь Диониса греки исполняли так называемые сатировские драмы (комедии, как правило, следовали за трагедиями) – шутливые пьесы с участием хора сатиров, которые изображались как полулюди-полуживотные. Кроме того, козёл часто был наградой для победителей драматических конкурсов.
Греки впервые использовали понятие трагедия в 10 в. до н.э. для описания особого типа праздничных представлений. Эти действия больше походили на религиозные церемонии, чем на современные развлекательные театральные зрелища.
На формирование трагедии как вида драмы оказали влияние три великих греческих драматурга, чьи творения сохранились до наших дней – Эсхил, Софокл и Еврипид. Созданные ими произведения основаны на мифологических сюжетах, заимствованных из эпических поэм Гомера.
Основной темой греческих трагедий было предназначение человека. Главный герой всегда наделён исключительными качествами, например происходит из царского рода. Перипетии в его судьбе происходят в результате действия или события, нарушающего социальное или природное равновесие, что означало противостояние богам. Так, в трагедии Софокла «Царь Эдип» главный герой, фиванский царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца и женится на матери, Подобные ситуации возникают под давлением обстоятельств, по воле героя из-за гордыни. Однако при этом нарушаются божественные законы, что ведёт к трагедии, например к смерти или увечью. Такая развязка рассматривается как кара богов или торжество справедливости.
Несмотря на печальный исход, цель этих трагедий была не в том, чтобы наводить уныние на зрителей. Основной тезис знаменитой трилогии Эсхила «Орестея», описывающей злоключения семейства Агамемнона, прогневавшего богов, сводится к тому, что человек обязательно сталкивается со злом, его страдания неизбежны, но благодаря им он учится жизни. Необходимо пройти через страдания, очиститься и стать мудрее, а не впадать в уныние. После трагических событий всегда наступает положительный сдвиг, и герой искупает свою изначальную вину. Согласно греческой традиции, после трёх трагедий должна следовать комедия. Но комедия – это не противоположность трагедии. Противоположность трагедии – это отчаяние и цинизм.
- На следующем занятии мы более подробно познакомимся с «отцами» трагедии: Эсхилом, Софоклом и Еврипидом.
6.Отработка поведения на сцене (Тренинг на воображение «Превращение»).
Старшие: изобразить животное, совершающее какое-либо действие (умывающийся котёнок, обезьяна ест банан, грациозно скачущая лошадь, хомяк на гороховом поле).
Младшие: придумать характер кукле и попробовать передать его голосом ( Баба-Яга, Карабас Барабас, Лиса (пальчиковые куклы).
- Подведём итоги:
– Что нового узнали на занятии?
- Какова же роль художественной детали (подробности) в искусстве?
- Что такое трагедия?
- Кого считают основоположниками трагедии?
- Вспомним скороговорки, которые сегодня разучили.
Оформление доски
1-ый блок:
Художественная деталь (подробность)
Живопись
Музыка
Литература
Театр:
костюм, декорации, освещение, реквизит, интонация
2-ой блок:
и, а, о, у, ы, э
Из-под топота копыт пыль по полю летит.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Наша Таня громко плачет, радостно умирая
Уронила в речку мячик. удивлённо трагично
Тише , Танечка, не плачь, восхищённо обезумев
Не утонет в речке мяч. обиженно
3-ий блок:
Трагедия
Козлиная песнь
Сатировская драма
Портреты: Софокл, Эсхил, Еврипид.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Театр мюзикла «ВДОХНОВЕНИЕ»
Дополнительная образовательная программа "Театр мюзикла "Вдохновение" имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей 7-16 лет. Данная программа может быть полезна учителям...
Дополнительная образовательная программа Театр миниатюр «МАСКИ»
Дополнительная образовательная программа "Театр миниатюр "Маски" имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей 7-16 лет. Программа может быть полезна учителям общеобразовательн...
Дополнительная образовательная программа "Театр моды"
Данный материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями технологии....
Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)
Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения: для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...
Дополнительная образовательная программа ТЕАТР, ГДЕ ИГРАЮТ ДЕТИ
Программа рассчитана на 5 лет. Преподавание ведётся одним педагогом. Программа НЕ СТАВИТ цель - "подготовка в театральные ВУЗы". Принимаются все желающие - не зависимо от наличия талантов\способностей...
Дополнительная общеобразовательная программа "Театр моды "Стиль"
Особенность данной программы состоит в том, что обучающиеся применяют полученные знания и практический опыт в работе над творческими проектами, за счет систематизации курсов и более углубленного...
Дополнительная общеобразовательная программа "Театр Страна Чудес"
· Программа строится на синтезе искусств, предполагает широкий диапазон творческих проявлений ребенка (вокал, ритмопластика, актерское мастерство, панто...