"Герои, жизнь и быт "Повестей Белкина"
материал по теме

Бывшева Галина Ивановна

Сценарий вечера для старшеклассников, целью которого является знакомство с прозаическими  произведениями А.С.Пушкина, написанными в Болдино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroizhizn_i_byt_povestey_belkina.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Герои, жизнь и быт «Повестей Белкина»»

Сценарий вечера для старшеклассников

Цель мероприятия: Познакомить учащихся с прозаическими произведениями  А.С.Пушкина, написанными в Болдине.

 /Звучит музыка «Ностальгия», сборник  «Шедевры инструментальной музыки»/

1 Ведущий: Сухая, звенящая осень

Касается щек, точно жесть,

Листами, которые сносит

На травы, которым не цвесть.

Уже под ногой каменеет

Песок опустевших аллей,

Но зрелым спокойствием веет

От вечно прямых тополей.

И в рыжей, вот в этой метели

Я думаю только о том,

Как в Болдине листья летели

В бессмертие – лист за листом.

/Звучит музыка «Ностальгия», сборник  «Шедевры инструментальной музыки»/

2 ведущий: «Болдинской осенью» называют осень 1830 года, проведенную Пушкиным в имении Болдино нижегородской губернии и прославленную творениями поэта, созданными за эти три месяца.

   Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю его жизнь.

3 ведущий: Пушкин сам был взволнован невероятным урожаем болдинской осени, о чем радостно извещал своего друга Плетнева, вернувшись в Москву: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим анонимно. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30-ти мелких стихотворений. Хорошо! Еще не все (весьма секретное). Написал я прозой 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется – и которые напечатаем также анонимно. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает.»

4 ведущий: Именно об этих «весьма секретных» повестях  и пойдет сегодня речь

   9 сентября 1830 года Пушкин открыл особую тетрадь без переплета, просто несколько десятков сшитых и не сшитых листов в общей обертке. Открыл и без всякого заглавия и эпиграфа начал писать: «Последние пожитки Самсона Прохорова были взвалены на дрожки без рессор, и бедная кляча в четвертый раз потянулась с Басманной, где находилась лавка гробовщика, на Никитскую» .

   Затем Пушкин переименовал Самсона в Адрияна и добавил ему лошадей. Вышло: «Пара кляч в четвертый раз потащилась…». Пушкин снова поправил: «Тощая пара в четвертый раз потащилась».

   Почти каждая фраза повести «Гробовщик» исправляется, улучшается таким же образом.

5 ведущий:  Пушкин уже не раз брался за прозу: «Арап Петра Великого», «Роман в письмах», - но эти сочинения так и остались незавершенными. Выходит, «Гробовщик» - первое законченное Пушкиным произведение в прозе. Пушкин давно говорит и пишет о том, какой, по его мнению, должна быть проза: сжатой, легкой, точной. К тому же – лета к суровой прозе клонят…

   Тринадцатого сентября на той же странице, где закончен «Гробовщик» Пушкин поворачивает тетрадь на 90 * и принимается писать «поперек»: Гробовщик (написано и зачеркнуто) – Барышня-крестьянка – станционный смотритель (тоже зачеркнуто) – Самоубийца – Записки пожилого.

   И немного ниже, вероятно, предполагаемый эпиграф ко всему циклу: «А вот то будет, что и нас не будет – пословица Святогорского игумена». Очевидно того, который осуществлял над поэтом церковный надзор в Михаиловской ссылке. На обороте этого листа находим: «Рассуждения о смотрителях. Вообще люди несчастные и добрые. Приятель мой смотритель вдовый. Дочь. Тракт сей уничтожен. Недавно я поехал по нем. Дочери не нашел. История дочери. Любовь к ней писаря. Писарь за нею Петербург. Видит ее на гулянии. Возвратясь, находит отца мертвого. Могила за околицей. Еду прочь. Писарь умер. Ямщик мне рассказывает о дочери».

   В процессе работы повесть изменяется и Пушкин рассказывает о трех главных героях: о Самсоне Вырине, офицере и о красавице Дуняше.

 /Звучит музыка «Момент», сборник «Шедевры инструментальной музыки». Идет сцена из  повести «Станционный  смотритель»/

6 ведущий: В этом же сентябре Пушкин заканчивает третью повесть «Барышня-крестьянка». Судя по рукописям автора, который любил ставить точные даты окончания своих произведений, «Барышня-крестьянка» - написана в течение нескольких дней. Должно быть,  Александр Сергеевич находился в это время в хорошем, радостном состоянии духа. Да разве случается такое в жизни? Барин ходит на свидание с крестьянкой, не подозревая, что это барышня, а потом не узнает свою любимую

/Музыка «316 кбайт» , сборник «Компьютерная музыка», бой часов, сцена из повести «Барышня-крестьянка»/

1 ведущий: Почти месяц спустя Пушкин снова берется за повести. В той самой тетради, где уже разместились «Гробовщик». «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», пока без заглавий и эпиграфа, начинается новая повесть «Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна…(«Выстрел»).

   Затем появились «Сильвио» и его старый соперник А., переделанный потом в графа Б. – счастливый баловень судьбы, совсем из другого круга, нежели остальные герои повести, бедные, мелкопоместные, не слишком удачливые.

   После того, как Сильвио объясняет своему юному другу, от чего не мог прежде стреляться, тут Пушкин прибегает к одному из любимых своих приемов: в скобках помечает – «окончание потеряно», а под этим – «12 октября 1830. Болдино». Но этой необыкновенной осенью поэту удается все, и в последующие два дня окончание повести найдено. Автор обозначает цифрой II новую главу (единственная повесть Белкина делящаяся на главы) и пишет еще почти столько же, сколько было прежде.

   Действие переносится в деревню так похожую на Болдино, в которой «жил только управитель», «осенние и зимние вечера в совершенном уединении», «Близких соседей около меня не было», «малое число книг найденных мною…»

   И вот последний, шестнадцатый лист повести: Сильвио убит под Скулянами. Затем дата: «1830. 14 октября».

( Сцена из повести «Выстрел».  Музыка «316 кбайт», сборник «Компьютерная музыка»)

2 ведущий: В день лицейской дружбы 19 октября на том же месте, где рождалось стихотворение «Моя родословная» поэт написал план новой повести «Метель». «Помещик и помещица, их дочь, бедный помещик. Сватается, отказ. Увозит ее. Метель. Едет мимо. Останавливается. Барышня больна. Он едет с отчаянья в армию. Убит. Мать, отец умирают. Она помещица. За нее сватаются. Она мнется. Полковник приезжает. Объяснение.»

   Как и в других повестях, улыбка, кажется, почти не покидает рассказчика, хотя где-то «за сценой» крестьянская бедность, гибель Владимира, бедного армейского прапорщика под Бородином.

   В развязке повести произошло совпадение, столь же редкое, почти невероятное, как «неузнавание» в «Барышне-крестьянке» .

 /Звучит музыка «Ромео и Джульетта», сборник  «Шедевры инструментальной музыки», сцена из повести «Метель»/

3 ведущий:  Болдинские повести Пушкина были изданы в 1831 году. Они стали основой русской реалистической прозы. Основываясь на них, писали свои произведения Гоголь, Достоевский, Тургенев, Толстой. И в конце Х!Х века на западе заговорили о русской литературе, как о чем-то необыкновенном, а начиналось все осенью 1830 года.

   Прошло много лет. Многое изменилось с тех пор, но повести Белкина до сих пор читают с удовольствием.

/Звучит музыка «Ностальгия», сборник «Шедевры инструментальной музыки»/

4 ведущий: Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,

У каждой эпохи свои подрастают леса.

А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеевичем

Поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.

В наш век нам не надо по улицам мыкаться ощупью

Машины нас мчат, и ракеты уносят нас в даль…

А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,

Хотя б одного, и не будет отныне, а жаль…

/ Звук музыки усиливается -  «Ностальгия», сборник  «Шедевры инструментальной музыки» /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Жизнь свою народу отдаю». (Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля).

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать  понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов наше...

Учитель на войне. Жизнь и подвиг Героя Советского Союза Б.Н.Суровцева

Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех людей нашей страны. Между первым днем войны и 9 Мая 1945 года прошло 1418 дней неимоверного труда, смертей, голода, с...

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

"Героями становятся или рождаются? Жизнь и смерть Андрея Жданова"

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Герою России, погибшему в Чеченской республике, выпускнику нашей школы - Жданову А.П.Цель – формирование чувства патриотизма, долга и ответственности ...

Тема урока: Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Испытания в жизни подростка. Теория на уроке: Поступки героев и их характер.

Данный урок проводится в 6-ом классе, технология - проблемно-диалогическая, что позволяет повысить активность учащихся и активизировать их мыслительные процессы. Технологическая карта урока моставлена...

«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы

Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...

План-конспект урока литературы в 6 классе по теме «Знакомство с жизнью провинциальных героев «Повестей Белкина» А.С. Пушкина»

Пояснительная записка Разработка уроков по литературе для 6-го класса по программе Коровиной В.Я. предполагает комплексный подход в обучении, расширение круга чтения, повышение его качества. В шестом ...