План-конспект урока литературы в 6 классе по теме «Знакомство с жизнью провинциальных героев «Повестей Белкина» А.С. Пушкина»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Пояснительная записка
Разработка уроков по литературе для 6-го класса по программе Коровиной В.Я. предполагает комплексный подход в обучении, расширение круга чтения, повышение его качества.
В шестом классе учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащимися: восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного.
В этом курсе должна быть затронута одна из ведущих проблем– художественное произведение и его автор, портрет и характеры героев.
Необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, прививать им навыки грамотного анализа прочитанного художественного произведения. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительное чтение, поэтому на уроках литературы в 6-м классе формированию навыков выразительного чтения уделяется особое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_2018.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 6 классе
по теме: «Знакомство с жизнью провинциальных героев «Повестей Белкина» А.С. Пушкина»
Цель урока: познакомить учащихся с героями «Повестей Белкина», с особым колоритом и изяществом прозы А.С. Пушкина; выявить нравственные проблемы, поставленные в повестях; совершенствовать навыки монологической речи и анализа текста.
Методические приемы: рассказ учителя, выступления учащихся, беседа по вопросам, комментированное чтение.
Оборудование урока: иллюстрации учащихся к «Повестям Белкина», портрет А.С. Пушкина, монографическое издание Ю.М. Лотмана «Пушкин».
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Содержание предисловия повести.
3. Проблема автора и рассказчика.
4. Особенности композиции «Повестей». Роль эпиграфов в цикле.
5. Повесть «Выстрел». Чтение по ролям.
6. Роль случая в композиции повести «Метель». Чтение по ролям.
7. Ирония в изображении героев повести «Гробовщик».
8. История Самсона Вырина: «маленький человек» или нерадивый отец? Чтение эпизодов повести.
9. Веселый маскарад в повести «Барышня-крестьянка». Чтение по ролям.
10. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
Пояснительная записка
Разработка уроков по литературе для 6-го класса по программе Коровиной В.Я. предполагает комплексный подход в обучении, расширение круга чтения, повышение его качества.
В шестом классе учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащимися: восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного.
В этом курсе должна быть затронута одна из ведущих проблем– художественное произведение и его автор, портрет и характеры героев.
Необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, прививать им навыки грамотного анализа прочитанного художественного произведения. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительное чтение, поэтому на уроках литературы в 6-м классе формированию навыков выразительного чтения уделяется особое внимание.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
«Повести Белкина» – первое законченное прозаическое произведение Пушкина. А.С. так сформулировал основной закон своей прозы: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Вопрос: Как по вашему, удалось Пушкину соответствовать этому принципу в «Повестях»?
(Да).
Кто из знакомых вам писателей XIX века тоже отличался лаконичностью и точностью в своих рассказах?
(А. П. Чехов).
Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткое время. В село Болдино Нижегородской губернии Пушкин приехал 3 сентября хлопотать о приданом (у невесты приданого не было). Ему было немного досадно, что за этими хлопотами пропадет осень – лучшее для него рабочее время: «Все это не очень утешно, – пишет он в письме другу и издателю Плетневу. – Еду в деревню, Бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…»
Однако оглядевшись, уже 9 сентября он пишет тому же Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всякой всячины, и прозы и стихов».
В болдинском уединении есть еще одно для Пушкина очарованье, оно совсем не мирное: рядом таится смерть, кругом ходит холера. Чувство опасности веселит и дразнит – Пушкин любил опасность и риск, это будило его творческие силы.
Вопрос: Каким образом это ощущение близости смерти, опасности проявилось в сюжетах «Повестей»?
(В них есть и дуэли, и неожиданные случайности, и любовь, и смерть, и тайные страсти, и романтические приключения).
Итак, за короткий промежуток времени с 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей цикла.
Вопрос: Перечислите их, пожалуйста.
(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
2. Содержание предисловия повести.
Цикл предваряет предисловие «От издателя».
Вопрос: Кто берет на себя роль издателя?
( Роль издателя Пушкин взял, вероятно, на себя, обозначив инициалы «А.П.»)
Вопрос: Кому Пушкин приписывает авторство «Повестей»?
(Авторство же он приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину).
Вопрос: Что мы о нем узнаем?
Выступление ученика с объяснением предисловия: От друга и соседа Белкина узнаем, что Иван Петрович родился в добропорядочной семье, вырос и вел обычную жизнь помещика после их смерти, был человек честный и кроткий, был сердечно привязан к другу А.П.; оставил после внезапной смерти много рукописей, одна из которых и досталась А.П. Это первый литературный опыт Ивана Петровича, и друг в предисловии просит читателя отнестись к нему снисходительно.
Вопрос: Для чего Пушкину понадобилась мистификация с авторством Белкина?
(Белкин оказывается идеальным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от других лиц).
3. Проблема автора и рассказчика.
Вопрос: Кто еще, кроме Белкина, выступает в роли рассказчиков в «Повестях»?
(Несколько особ, будто бы поведавших ему свои истории (см. примечание Пушкина), наконец, сам Пушкин).
Вопрос: Что объединяет этих «особ», которые выступают в роли рассказчиков?
(Все эти особы – люди одной среды, деревенской или городской, провинциальной, в их жизни кипят романтические страсти).
4. Особенности композиции «Повестей». Роль эпиграфов.
Вопрос: Что еще общего вам удалось заметить в композиции «Повестей»?
(Эпиграфы).
Вопрос: Что такое эпиграф? Сколько эпиграфов в «Повестях»?
1) Эпиграф к Предисловию взят из «Недоросля» Д.И. Фонвизина: То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник. – Митрофан по мне.
Вопрос: В чем признается Пушкин?
(Для Пушкина Белкин оказывается идеальным повествователем, он «по нему»).
2) Эпиграфы к «Выстрелу»: Стрелялись мы (Е.А. Баратынский). Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел). А. Бестужев-Марлинский. (Перекликается с сюжетом повести).
3) Эпиграф к «Метели»: Кони мчатся по буграм, /Топчут снег глубокой…/Вот в сторонке божий храм / Виден одинокой.
Вдруг метелица кругом; Снег валит клочками; Черный вран свистит крылом, Вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы. Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы. В.А. Жуковский. (Иллюстрация к описанию метели, в которую попал Владимир, тайный жених Марьи Гавриловны).
Вопрос: Почему Пушкин и повесть называет «Метель», и эпиграф посвящает ей?
(Метель становится едва ли не главным действующим персонажем повести).
4) Эпиграф к «Гробовщику»: Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной? Г.Р. Державин
Вопрос: Какой тон задает этот эпиграф?
(Философский).
5) Эпиграф к «Станционному смотрителю»: Коллежский регистратор, /Почтовой станции диктатор. Князь Вяземский.
Вопрос: Вы заметили иронию в словах Пушкина? В чем она?
(Ирония: диктатор – человек, пользующийся неограниченной властью, а Вырин – слабый, робкий, бедный человек, на него кричат и даже иногда «готовы прибить» проезжающие).
6) Эпиграф к «Барышне-крестьянке»: Во всех ты, Душенька, нарядах хороша! Богданович. (Маскарад Лиза – Акулина – Бетси).
5. Повесть «Выстрел».
Вопрос: В какую среду погружает нас Пушкин?
Повесть знакомит нас со средой и образом жизни армейских офицеров: утром ученье, манеж, обед у полкового командира… вечером пунш и карты.
Рассказ ученика: Вечный военный Сильвио кажется исключительной личностью, но вся его жизнь ушла на месть графу, счастливому и в жизни, и в любви. Сильвио не убивает графа, а сам пропадает, не сделав в жизни ничего значительного.
Ребята читают эпизод приезда Сильвио в дом графа, когда тот возвращается с женой с прогулки, и жена падает на колени, умоляя Сильвио не стрелять в мужа. «Я доволен, я видел твое смятение, твою робость … Будешь меня помнить», – произносит Сильвио на прощание.
Вопрос: Что стало для Сильвио смыслом жизни?
(Вся его жизнь была положена на то, чтобы увидеть смятение и робость обидчика, заставить его затрепетать).
Какой вывод мы сделаем?
(Жизнь Сильвио, который поначалу представляется фигурой романтической и необыкновенной, пуста и бесплодна, т.к. отягщена чувством мести).
6. Роль случая в композиции повести «Метель».
Вопрос: В какую среду переносит нас «Метель»?
(Повесть «Метель» переносит нас в среду провинциального дворянства, в семью богатого помещика).
Рассказ ученика.
Чтение эпизода описания метели. Звучит музыка Свиридова.
Вопрос: Что делает метель?
(Метель соединяет Марью Гавриловну с Бурминым).
Вопрос: Чем по прошествии времени так привлек Бурмин нашу героиню?
(Полковник Бурмин имеет Георгия в петлице, он ранен, у него «интересная бледность», но главное: он до сих пор не бросился к ногам Марьи Гавриловны).
Чтение по ролям последнего эпизода повести, когда полковник Бурмин и Марья Гавриловна выясняют, что они муж и жена.
Какой вывод можно сделать?
Ученики делают вывод с помощью учителя, что в этой повести свою роль сыграл случай.
7. Ирония в изображении героев повести «Гробовщик».
Вопрос: с героями из какой среды знакомит нас Пушкин?
В этой повести мы погружаемся в мир ремесленников, узнаем об их радостях и горестях.
Учащийся передает содержание повести и делает вывод, что в мире ремесленников, куда из помещичьей среды мы попадаем, живут только наживой. А для Адриана нажива – это смерть людей. Вот гробовщик ждет смерти купчихи Трюхиной, чтобы взять побольше денег с ее родственников за похороны.
Чтение по ролям разговора сапожника с гробовщиком.
Чтение эпизода сна гробовщика, когда к нему во сне приходят мертвецы поздравить его с новосельем.
Вопрос: Как выглядят клиенты Адриана Прохорова?
(Все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, купцы в праздничных кафтанах. Только один, стыдясь своего рубища, смиренно стоял в углу. Его-то и отталкивает гробовщик).
Какой вывод можно сделать?
(Смерть уравнивает всех).
8. История Самсона Вырина.
Вопрос: в какую среду мы попадаем на этот раз?
(Самсон Вырин – мелкий чиновник).
Одна из самых сложных, неоднозначных, на мой взгляд, является повесть «Станционный смотритель». Поэтому мы еще вернемся к этой повести в седьмом классе.
Первый ученик кратко рассказывает историю Дуни и гусара Минского.
Второй ученик передает историю Самсона Вырина.
Чтение эпизода, в котором описан приезд Дуни на могилу отца.
Какой вывод мы можем сделать?
Сопоставление истории Дуни с историей о блудном сыне из евангельской притчи.
Вопрос: Кто вызывает в этой повести наше сочувствие: Дуня, которая невольно повторила историю библейского блудного сына, или ее отец?
Впервые в русской литературе XIX века Пушкин раскрыл тему маленького человека, которую дальше развили в своих произведениях Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский.
9. Веселый маскарад в «Барышне-крестьянке».
Вопрос: Чем отличается эта повесть от всех остальных?
Пушкин завершает цикл повестей легкой и радостной «Барышней-крестьянкой», в которой мы попадаем в мир дворянской усадьбы, где действие одновременно происходит и в шутку и всерьез. Повесть эту можно назвать водевилем.
Вопрос: Что такое водевиль?
(Веселая театральная пьеса с музыкой и танцами).
Ученик передает краткое содержание повести «Барышня-крестьянка». Лиза Муромская – живая, умная, смелая барышня, не побоявшаяся переодеться в крестьянское платье и очаровать молодого барина, да так, что Алексей полюбил Акулину, собравшись на ней жениться. И когда в конце повести обман раскрылся, перед нами предстали милые русские люди: Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский и их дети – Лиза и Алексей.
Вопрос: Сколько раз в повести переодевается Лиза?
(Два раза: она предстает перед нами в образе крестьянской девушки Акулины и чопорной Бетси).
Чтение эпизода, в котором Лиза предстает перед гостями в гриме.
Чтение эпизода счастливой развязки.
10. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
«Повести Белкина» были первыми законченными произведениями Пушкина-прозаика. Введя условный образ повествователя Ивана Петровича Белкина и целую систему рассказчиков, Пушкин прокладывает дорогу Гоголю, Достоевскому, Чехову и последующему развитию русской прозы. Впервые героями становятся не царственные особы, не исторические личности, а самые что ни на есть простые люди.
Пушкин, любитель живого, простого, народного показывает нам, читателям, что жизнь его провинциальных героев вовсе не заурядна, скорее наоборот. Пушкин любуется своими героями, жалеет их, сочувствует им, иронизирует над ними – и не оставляет нас равнодушными. Недаром и в двадцатом веке по «Повестям» снято много кинофильмов: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Метель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"
Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...
план-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол"
конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол", цель, задачи, ход урока....
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока в 6 классах по теме: "У. Шекспир. Жизнь и творчество"
План-конспект открытого урока английского языка в 6 классах по теме: "У. Шекспир.Жизнь и творчество"...
План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса. Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."
Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина». ...