Программа социально-педагогической направленности "Школа Лидера"
рабочая программа по теме
Программа «Школа Лидера» - это социально-образовательная развивающая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста.Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы Дома детского творчества социально-педагогической направленности. Образовательная программа рассчитана на обучающихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста - 14-17 лет. Специальных требований к знаниям при приеме в объединение нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_lidera.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
«ОДОБРЕНА» «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании Директор МОУ ДОД ДДТ
Педагогического совета ______ Трифонова Л.А.
Протокол № ___ от «__» _________г. «___» ______________г.
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Школа Лидера»
Срок реализации программы– 1 год
Возраст обучающихся – 14-17 лет
Разработчик – Титова А. С.
педагог дополнительного образования
р.п. Усть-Донецкий
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Актуальность данной программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Ожидаемые результаты
- Содержание программы
- Учебно-тематический план
- Методическое обеспечение программы
- Методы, на которых базируется программа
- Оборудование для занятий
- Учебно-методическое обеспечение
- Список литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Школа Лидера» - это социально-образовательная развивающая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста.
Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заклю чается социально-образовательная направленность программы.
Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоопределения личности, самоутверждения молодежи в активной социальной роли. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях.
Основное достоинство программы «Школа Лидера» заключается в том, что практическая составляющая программы реализуется в деятельности детского общественного объединения – районной детской организации «Росинка» Усть-Донецкого района.
Данная комплексная программа ориентирует подростков на ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Программа предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоцио нальной устойчивости личности.
Программа представляет собой, на мой взгляд, систему оптимальных методик и технологий формирования лидерских качеств старшеклассников. В программе используются материалы и разработки социально-психологической службы ВДЦ «Орленок».
Цель программы: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений.
Задачи:
- Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
- Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).
- Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
- Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
- Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
- Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
- Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы Дома детского творчества социально-педагогической направленности.
Образовательная программа рассчитана на обучающихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста - 14-17 лет. Специальных требований к знаниям при приеме в объединение нет.
Работа «Школы Лидера» планируется в режиме очно-заочных занятий. С сентября каждого года предполагается набор группы обучающихся в состав которых входит по 2-3 человека от каждой школы района. «Школа Лидера» работает весь учебный год по 1 занятию в месяц продолжительность занятий 2 часа, таким образом, программа рассчитана на 9 занятий (18 часов).
Ожидаемые результаты:
- Получение практических знаний по организации работы органов
самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, игровым и органи заторским технологиям. - Приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности.
- Приобретение умений проведения анализа и выстраивания перспективы собственной деятельности.
- Усвоение ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.
В конце учебного года предполагается подведение итогов реализации программы в форме деловой игры «Лидер». По итогам прохождения игры каждый участник проекта получает сертификат о прохождении курса «Школа Лидера».
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1: «Лидер». Создание условий для развития лидерского потенциала. Ознакомление с понятием: ученическое самоуправление.
Занятие 2: «Самовыражение лидера». Формирование и развитие лидерских и конкурентоспособных качеств личности. Ознакомление с правовыми основами деятельности ученического самоуправления.
Занятие 3: «Поведение лидера». Развитие навыков уверенного поведения. Ознакомление с различиями и возможностями органов самоуправления и детских общественных организаций.
Занятие 4: «Общение лидера». Ознакомление подростков с приёмами конструктивного, бесконфликтного общения, с моделями ученического самоуправления.
Занятие 5: «Команда лидера» Ознакомление участников с алгоритмом создания команды. Проектирование системы ученического самоуправления.
Занятие 6: «Команда лидера -2» Получение подростками опыта принятия важных для группы людей решений (как элемента лидерского поведения). Ознакомление с выборными технологиями формирования органов ученического самоуправления.
Занятие 7: «Лидер ли я в группе?» Развитие навыков группового взаимодействия, в частности, осознание участниками собственной позиции в группе. Ознакомление с организацией деятельности органов ученического самоуправления.
Занятие 8: «Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе». Ознакомление с игровыми методами и способами выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей.
Занятие 9: Подведение итогов реализации программы. Деловая игра «Лидер».
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Теоретические занятия | Кол-во часов | Практические занятия | Кол-во часов |
1 | Лидер | 2 | Основные качества и способности лидера. Ученическое самоуправление | 0,5 | Знакомство с группой и программой. Проработка некоторых лидерских качеств. | 1,5 |
2 | Самовыражение лидера | 2 | Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. Правовые основы деятельности ученического самоуправления. | 0,5 | Обучение приемам и способам самораскрытия. Упражнения на развитие навыков самовыражения. Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий. | 1,5 |
3 | Поведение лидера | 2 | Информации о способах уверенного поведения. Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности. | 0,5 | Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. | 1,5 |
4 | Общение лидера | 2 | Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга. Модели ученического самоуправления. | 0,5 | Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений. | 1,5 |
5 | Команда лидера | 2 | Беседа о необходимости работы в команде. Алгоритм создания команды. Проектирование системы ученического самоуправления. | 0,5 | Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. | 1,5 |
6 | Команда лидера - 2 | 2 | Информирование подростков о различных стилях лидерства. Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления. | 0,5 | Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений. | 1,5 |
7 | Лидер ли я в группе? | 2 | Рассмотрение видов лидеров, собственных позиций поведения в процессе совместной деятельности. Организация деятельности органов ученического самоуправления. | 0,5 | Групповая работа посредством игровых методов и арт-терапевтических методов. | 1,5 |
8 | Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе | 2 | Рассмотрение игровых методов диагностики лидеров. | 0,5 | Проигрывание игровых методов в группе. | 1,5 |
9 | Деловая игра «Лидер» | 2 | Игра на выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению. | 2 | ||
ИТОГО: | 18 | 4 | 14 |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий.
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды.
Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления и лидерству, журналы «Внешкольник», «Воспитание школьника», сборники материалов работы социально-педагогической службы всероссийского детского центра «Орлёнок», сборники из серии «В помощь школьному психологу».
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000.
- Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
- Битянова М.Р. Школьная психологическая служба. – М., 1999.
- Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
- Вачков И.В., Дербко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
- Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
- Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
- Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
- Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.
- Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Пособие для студ. психол. факультетов университетов. - М., 2003.
- Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
- Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.
Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании ТТ.1,2. - М.,1999.
- Рогов Е.И. Психология группы – М.; Владос, 2005.
- Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004
- Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
- Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003г.
- Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой / авт.-сост. – Д.В. Рогаткин .- Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.
- Шелби Б. Тесты для детей. – М., 1999.
- Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы / авт.-сост. Алымова Н. А. , Надточий Е. И. - Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА социально – педагогического сопровождения лицеистов в процессе обучения и их социализации.
Данная программа соцально- педагогического сопровождения обучающихся - итог многолетней работы социального педагога. В ней представлены обоснование, цели и задачи, формы реализации и прогнозируемый р...
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...