ПРОГРАММА социально – педагогического сопровождения лицеистов в процессе обучения и их социализации.
рабочая программа по теме

Данная программа соцально- педагогического сопровождения обучающихся - итог многолетней работы социального  педагога. В ней представлены обоснование, цели и задачи, формы реализации и прогнозируемый результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sps.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

   социально – педагогического сопровождения лицеистов в процессе  обучения и их социализации.

Составила: социальный педагог МОУ ИТЛ № 24  г.Нерюнгри

Власенко Лариса Анатольевна

АКТУАЛЬНОСТЬ.

        Воспитывают не только отдельные лица, воспитывает весь семейный, весь школьный уклад.

Воспитывает улица, воспитывают общественные учреждения, вся окружающая обстановка, весь общественный строй. Воспитывают события. Воспитывают не только детей, но и взрослых.

                                                Н.К. Крупская.

        Воспитание процесс извечный и бесконечный.

        Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Но общепринятого определения у него нет т.к. оно многозначно.

 Воспитание в широком социальном смысле, включает не только воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, но и воздействие общества на человека, т.е. объединяя воспитание и социализацию.

        Социализируется ребёнок, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя из позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. В процессе социализации подросток может быть включен в различные социальные отношения. Нормы существования, принятые в этих группах могут противоречить друг другу, что ведёт к дезадаптации.

        За последнее десятилетие произошли разительные перемены в социально – политической системе. Социально – экономическая политика государства в настоящее время разительно отличается от политики эпохи социализма.

        Роль социального педагога в этих процессах - налаживать взаимовыгодное  взаимодействие между личностью учащегося и обществом, его окружающим. Главная сфера деятельности  - социум, сфера ближайшего окружения ребенка, образовательная среда, в которой он общается.

        По государственным статистическим данным заметно ухудшилось здоровье детей, увеличение психических расстройств, быстрый рост хронических заболеваний.

        Большое распространение получило употребление ПАВ, задача социальных педагогов -  расширить информационное пространство. Усилить пропаганду ЗОЖ.

Инвалидность – ещё одна тяжелейшая проблема с которой сталкиваются сегодня многие семьи.

Дети - инвалиды, проживающие в микрорайоне ИТЛ № 24

2008 г.

2009г.

2010г.

Обучаются в лицее

9

14

13

Обучаются в других учебных учреждениях

2

1

2

Надомное обучение

3

2

1

Не подлежат обучению

1

1

0

Задача службы сопровождения -  вовлекать детей - инвалидов микрорайона  в         общественную жизнь лицея.

Ещё одна актуальная проблема: увеличение количества детей находящихся на опеке и попечительстве.

        За последнее десятилетие  значительные изменения произошли в социально – экономическом устройстве страны. И как следствие - изменения в системе образования.

        Главная задача Российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

 В соответствии

с изменением государственного определения престижа воспитания, формируемого им социального заказа, изменились и направления социально педагогического сопровождения школьников  в процессе обучения, его содержание.

        В эпоху социальных перемен произошло материальное, имущественное и социальное расслоение детской среды. Резкое расслоение общества на богатых и бедных, оказывает негативное влияние на неокрепшую психику подростков.

Нормы существования в различных социальных группах разительно отличаются друг от друга. Так, например, ценности «прививаемые» ребёнку в школе, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его семье,  в его компании во дворе. И сегодня уже не ставится задача подготовки детей к жизни, чаще говорится об адаптации.

В таких условиях вопрос о социально – педагогическом сопровождении школьников в процессе их обучения и их социализация очень актуален. Социально – педагогической службой лицея накоплен богатый опыт работы.

Обоснование программы.

        Информационно-технологический лицей №24  является муниципальным общеобразовательным учреждением, где обучаются дети из семей с разным социальным статусом: от элиты до социально – обездоленных. Резкое расслоение общества по доходам, демонстрация частью населения благосостояния, нажитого не всегда трудовым путём, порождает у молодёжи неверие в социальную справедливость. Резкое расслоение общества на богатых и бедных, оказывает негативное влияние на неокрепшую психику подростков.

Роль семьи в воспитании  несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения.

 Статистические данные по стране утверждают, что с каждым годом увеличивается количество «кризисных» семей в стране. В микрорайоне нашей лицея установилась относительная стабильность.

Социальный  статус семей

         

2008 г.

2009г.

2010г.

Всего семей

955

969

927

рабочие

174

18,2

209

21,5

267

28,5

служащие

235

24,6

225

23,2

264

28,4

частн. предприниматель

46

4,8

48

4,95

61

6,6

безработные

27

2,8

13

1,3

13

1,4

пенсионеры

15

1,5

16

1,65

21

2,3

смешанные семьи

458

47,9

458

47,3

301

32,5

Образовательный уровень родителей

2008 г.

2009г.

2010г.

Всего родителей

1601

1705

1627

высшее

565

35,2

610

36

667

41

неполное высшее

106

6,6

90

0,5

119

1,2

средне  специальное

654

40,8

741

43,5

624

38,4

среднее

265

16,6

252

14,8

201

12,4

неполное среднее

11

0,7

12

0,7

16

0,98

 

Социологическая карта лицея

2008г.

2009г.

2010г.

К-во неблагополучных семей

19

4

10

К-во малообеспеченных семей

133

145

105

К-во многодетных семей

74

79

69

          3 ребёнка

61

68

56

          4 ребёнка

6

7

5

          5 детей

4

3

3

          6 детей

3

1

0

Мать- одиночка

29

21

16

           1 ребёнок

24

19

13

           2 ребёнка

4

2

3

          3 ребёнка

1

0

0

          4 ребёнка и более

0

0

0

Мать, воспитывающая детей одна

211

203

207

           1 ребёнок

133

146

141

           2 ребёнка

67

49

57

          3 ребёнка

9

7

6

          4 ребёнка и более

2

1

2

Отец- одиночка

5

2

6

           1 ребёнок

3

1

4

           2 ребёнка

2

1

1

          3 ребёнка

0

0

0

Особенностью социума лицея является то, что её коллектив постоянно пополняются учащимися других школ города.

Год

Всего поступило детей

Из школ города

Из других регионов

2008 - 2009г.

83

52

31

2009 - 2010г.

96

62

32

2010г 2011г.

105

64

41

 Данная  категория учащихся проживает в микрорайоне других школ, но

  • хотят обучаться в профильных классах в лицее;
  • не хотят обучаться в школах по месту жительства по субъективным причинам.

Ещё одна актуальная проблема - увеличение количества детей, находящихся на опеке и попечительстве.

Учащиеся, состоящие на опеке и попечительстве.

Год

2008г.

2009г.

2010г.

Количество детей находящихся на опеке и попечительстве

14

16

19

Учащиеся, состоящие на различных видах учёта.

2008г.

2009г.

2010г.

Всего учеников в лицее

974

969

961

Всего на учете

28

19

10

Внутрилицейский учет

13

1

5

На учете КДН и ЗП

4

3

4

На учете ПДН

11

6

1

        Снижение количества обучающихся, состоящих на различных видах учёта, позволяет сделать вывод,  о том, что социальная служба МОУ ИТЛ № 24 находится в стадии устойчивого функционирования. И по этому первостепенной задачей мы ставим задачу «работа ППМС службы лицея в условиях объективной реальности»

Семья  

  • Восприятие родителями лицея, как учреждения сферы обслуживания; самоустранение от воспитания
  • увеличение количества детей, находящихся на опеке и попечительстве.

Социум

  • Нормы существования в различных социальных группах разительно отличаются друг от друга
  • Резкое расслоение общества на богатых и бедных

В микрорайоне лицея расположены следующие социальные учреждения:

ЦРТДиЮ (центр развития творчества детей юношества)

ЦИТ (центр информационных технологий)

Образовательный центр «Ива»

Школа английского языка

Медицинское училище

Соматическое отделение НГБ

В микрорайоне лицея расположены следующие магазины и торговые киоски:

  1. Кафе «Обжорка»
  2. «Дева»
  3. «Стрела»
  4. «Эрзи»
  5. «Север-сад»
  6. «Антураж»
  7. «Панорама»
  8. «Стрелец»
  9. «Медео»
  10. «Мираж»
  11. «Валерия»
  12. «Мастер»
  13. «Алма»
  14. «Вист»
  15. «Овен»
  16. «Садко»
  17. «Заур»
  18. «Верный»
  19. «Огуз»
  20. «Роза»
  21. «Озал»
  22. « Продукты 24 часа»

Школа

  • Отсутствие социального заказа

Здоровье

  • Большое распространение получило употребление ПАВ:
  • Увеличение числа детей – инвалидов

Уровень заболеваний (диспансерные больные) май 2005

Заболевания

Кол-во диспансерных больных

%

Болезни эндокринной системы

128

10,6

Болезни нервной системы

27

2.25

Болезни глаз

295

24.5

Болезни уха

6

0.5

Болезни органов дыхания

21

1.7

Болезни органов пищеварения

117

9.7

Болезни кожи

8

0.6

Болезни мышечной системы

141

11.8

Болезни мочеполовой системы

16

1.3

Прочие болезни

125

10.42

Цель программы:

Максимальное содействие развитию личности ребёнка, формирование здоровой, зрелой, целостной, социализированной личности, конкурентоспособной, способной к самореализации в социуме.           

Создание благоприятных условий и возможностей в лицее для полноценного развития личности, охраны здоровья и жизни детей.

        

        Задачи:

  • Работа ППМС службы лицея в условиях объективной реальности;
  • Создание условий для::

  • самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно-приемлемого поведения;
  • обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников;
  • для осознания целей пребывания в лицее и после её окончания
  • максимального развития личности каждого ребёнка;

  • Усилить степень влияния занятий физической культуры на  социально   неблагополучных детей при их адаптации в социуме;
  • Укрепление здоровья и пропаганда ЗОЖ  через занятия физической культурой с тренирующей направленностью.
  • Воспитание гражданина России, повышение уровня правовой просвещенности;
  • Оздоровление межличностных отношений;
  • Вовлечение учащихся  в творческую деятельность по интересам в системе дополнительного образования, особенно неблагополучных детей;
  • Привлечение  родителей к участию в воспитательном процессе;
  • Коррекция девиантности поведения и формирование поведенческих навыков, соответствующих социальным нормам;
  • Контроль за соблюдением  прав ребёнка, гарантированных государством;
  • Педагогика поддержки и педагогика воздействия;
  • Работа с пед. коллективом, направленная на переориентацию работы педагога с модели педагогического воздействия на модель педагогической поддержки учащихся.

         

В основу Программы взяты:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон «О правах ребёнка»;
  • Закон «Об образовании»;
  • Постановление «О Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних»;
  • Закон  «Об основах системы  профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Программа воспитательной работы МОУ ИТЛ № 24.

Содержание программы:

  • Информационно-аналитический блок
  • Социально-педагогическая поддержка
  • Работа с семьёй
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений
  • Работа с общественными и государственными организациями
  • Работа с пед. коллективом

Программа направлена на:

  • Организацию разносторонней и разнообразной деятельности по профилактике правонарушений;
  • налаживание взаимовыгодного  взаимодействия между личностью учащегося и обществом, его окружающим;
  • предупреждение дезадаптации подростков в современных социально- экономических и политических условиях;
  • воспитание общечеловеческих ценностей;
  • выявление причинно – следственных связей девиантности поведения, оказание педагогической помощи в процессе реабилитации обучающихся.

Акцент программы:

        Развитие мира детства – это процесс параллельный развитию мира взрослости.

Реализация программы социально – педагогического сопровождения лицеистов в процессе  обучения и их социализации.

Информационно-аналитический блок

Задачи:

  • сбор,  анализ представление необходимой информации о социуме лицея и микрорайона
  •  выявление подростков и семей,  нуждающихся в социально- педагогической помощи.

Формы реализации:

  • Проведение операции «Всеобуч», с целью:
  • выявления подростков нигде не обучающихся и не работающих;
  • выявление  школьников, не приступивших к учебным занятиям;
  • выявление семей, воспитывающих детей- инвалидов ;
  • сбор информации о выпускниках лицея и их дальнейшем трудоустройстве, сверки в учебных заведениях города;

  • Проведение операции «Подросток» с целью:
  • создания социологической карты микрорайона;
  • создание перспективно- возрастной карты  микрорайона;
  • сверки в КДНиЗП, ПДН списков несовершеннолетних, совершивших правонарушения, вновь поставленных на учёт и снятых с учёта;

  •  Проведение операции «Занятость»:
  • информация о занятости проблемных подростков в учреждениях дополнительного образования и спортивных секциях;
  • сбор информации о летнем отдыхе подростков, их трудоустройстве на период летних каникул.
  • Проведение операции «Семья»:
  • Выявление семей «группы риска»;
  • Неблагополучные семьи
  • Многодетные семьи
  • Малообеспеченные семьи
  • Семьи, воспитывающие детей инвалидов
  • Родители приёмных детей.

-    Сбор социологической информации и составление социологической карты лицея;

  • Проведение социометрии в проблемных классах;
  • Анкетирование учащихся на предмет выявления употребления ПАВ;
  • Использование социально – психологической диагностики для коррекции девиантности поведения ;
  • Анкетирование с целью выявления причин неуспеваемости;

Социально – педагогическая поддержка

Задачи:  

Оказание квалифицированной помощи несовершеннолетним и их семьям в решении социально – педагогических, жизненных проблем.

Совершенствование форм и методов работы ППМС в пору социальных перемен.

Формы реализации:

  • меры по дальнейшему трудоустройству подростков нигде не обучающихся и не работающих;
  • возвращение не приступивших; к учебным занятиям детей в учебные заведения, для продолжения получения образования;
  • беседы по профориентации; знакомство с учебными заведениями города, помощь проблемным детям при поступлении в другие учебные заведения;
  • информационно – разъяснительная работа среди проблемных детей с целью их вовлечение в систему дополнительного образования;
  • помощь в трудоустройстве на период летних каникул;
  • работа с детьми, поставленными на учёт за летний период, оформление документов учёта;
  • продолжение индивидуальной работы с проблемными детьми, состоящими на учёте ПДН, КДНиЗП, в/ш учёте;
  • отслеживание результатов через индивидуальные карты;
  • посещение проблемных семей, составление актов ЖБ;
  • обеспечение бесплатным питанием учащихся из проблемных семей;
  • оказание помощи в приобретении учебных принадлежностей;
  • индивидуальные коррекционно-развивающие беседы  с родителями и детьми с целью оказания социально – психологической помощи и коррекции внутрисемейных отношений;
  • выступление на родительских собраниях с анализом проблем социализации лицеистов и предложениями по их разрешению;
  • индивидуальные и групповые беседы  о последствиях употребления ПАВ и по пропаганде ЗОЖ ;
  •  предупреждение  педагогического травматизма, т.е. обучение без неудачников, без второгодников;
  • участие в проведении
  • ПМПК,
  • Заседаний комиссии «Всеобуч»,
  • Заседаний комиссии «Дисциплины и порядка»;
  • конструктивное разрешение конфликтов в ученической среде
  • организация помощи в Приюте при Комплексном Центре Социальной Помощи Семье и Детям«Тускул».

Работа с семьёй

Задачи:  

Повышение психолого-педагогического уровня родителей.

Всестороннее и систематическое изучение семей.

Корректировка взаимоотношений в семье, помощь родителям в осознании социальной значимости ребёнка.

Усилить ответственность родителей за воспитание детей, создание условий для их всестороннего развития.

Профилактика семейной запущенности детей.

Формы реализации:

  • индивидуальное консультирование родителей по проблемам социализации и обучения детей;
  • помощь в получении консультаций у специалистов по различным социально – бытовым проблемам;
  • консультирование о методах разрешении внутрисемейных конфликтов;
  • осуществление контроля за соблюдением прав ребенка, гарантированным семейным кодексом;
  • патронаж неблагополучных семей, выявление нарушений прав ребёнка в семье
  • жестокое обращение
  • антисанитарное состояние жилища
  • недостаточное питание
  • отсутствие необходимых вещей
  • препятствия, чинимые родителями, при получении образования;

-     передача информации о невыполнении родителями своих       обязанностей в государственные и общественные организации;

  •  организация адресной материальной помощи проблемным семья, привлечение для этого общественных, государственных организаций и предприятий.

Профилактика безнадзорности и правонарушений

Задачи:

        Усилить работу по профилактике безнадзорности и правонарушений.

         Воспитание гражданина России.

        Повысить уровень правовой просвещенности.

         Усилить степень влияния занятий физической культуры на  социально        неблагополучных детей при их адаптации в социуме.

        Формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить  преодоление негативных проявлений среди детей и молодёжи

Формы реализации:

  • сверки с инспектором ПДН, секретарём КДНиЗП по вновь поставленным на учёт  и разработка совместных мероприятий по коррекции поведения несовершеннолетних;
  • разноуровневые беседы и лекции по знакомству с законами, регламентирующими современную жизнь;
  • мониторинг правовой просвещённости;
  • отслеживание результатов работы с проблемными детьми через индивидуальные карты;
  • участие в проведение инспектором ПДН Дня профилактики;
  • контроль за посещением занятий физической культурой, как средство восстановление  социального статуса проблемного ребёнка в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций;
  • мониторинг ( в течении учебного года) занятости проблемных подростков в учреждениях дополнительного образования, с целью создания наиболее благоприятных условий для  самореализации личности;
  • рейды инспектора ПДН, социальных педагогов, родительской общественности с целью контроля за выполнением Правил поведения детей и подростков Республики Саха (Якутия) в общественных местах.

Работа с общественными и государственными  организациями

Задачи:

        Привлекать общественные  и государственные организации к работе службы социально – педагогическое сопровождение шклицеистов  с целью оптимизировать  процессе  обучения и социализация подростков.

Формы реализации:

  • Патронаж неблагополучных семей совместно с работниками Комплексного Центра Социальной Помощи Семье и Детям «Тускул»;
  • Подготовка информации для отдела «Опеки и попечительства»
  • о неблагополучной обстановке в семье, где есть опекаемые дети
  • о злостном нарушении прав ребёнка в семье
  • ходатайства об изъятии детей из неблагополучных семей в связи с        угрозой их жизни и здоровью;
  • направление материалов для принятия мер по фактам ненадлежащего исполнения обязанностей родителями или лицами, их заменяющими в КДНиЗП и органы управления образованием;
  • ходатайства об изъятии детей из неблагополучных семей в связи с        угрозой их жизни и здоровью;
  • помощь работников здравоохранения в организации лекций и консультаций;
  • ходатайство о помещено детей в специализированные учреждения для несовершеннолетних;
  • представление интересов несовершеннолетних в органах ОДН УВД и прокуратуры;
  • совместная работа с органами «Соц. защиты» по оказанию адресной помощи малообеспеченным семьям;
  • совместная  с ЦТиЗ работа по трудоустройству подростков и их родителей.

Работа с педагогическим коллективом

Задачи:

 Предупреждение  педагогического травматизма т.е. обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния угнетающие жизнедеятельность детей.

Предупреждение конфликтных ситуаций учитель- ученик, учитель- родитель.

Координация педагогической помощи обучающимся, испытывающим проблемы в обучении. .

Формы реализации

  • социометрия;
  • анкетирование, с целью создания социального портрета класса;
  • участие в проведении классно- обобщающего контроля;
  • индивидуальное консультирование классных руководителей по проблеме
  • преодоления межличностных конфликтов
  • работа с пренебрегаемыми и отвергаемыми детьми
  • работа с проблемными семьями;
  • выступление на педсоветах с освещением социальных аспектов обсуждаемых проблем;
  • подбор методической литературы и организация книжных выставок «В помощь классному наставнику»;
  • участие в работе ПМПк;

Прогнозируемый результат

  • уменьшение, удержание на прежнем уровне  количества проблемных детей
  • вовлечение в творческую деятельность по интересам в системе дополнительного образования до 100 % детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • наиболее продуктивное, целенаправленное привлечение семьи к осуществлению воспитательно -профилактической деятельности;
  • исключить отсев несовершеннолетних из лицея.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»

Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года.    Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Программа содержит пояснительную записку, содержание работы и план работы на год...

Программа социально-педагогического сопровождения

Программа обеспечивает в рамках ФГОС социально-педагогическое сопровождение обучающихся с 2013 по 2018год....

Программа социально-педагогического сопровождения детей группы "группы риска" из неблагополучных семей

Программа направлена на оказание комплексной помощи учащимся из неблагополучных семей: в формировании личностных нравственных кчеств, а также навыков организации здорового образа жизни, социальная защ...

программа социально - педагогического сопровождения проблемных и неблагополучных семей обучающихся в образовательной организации

программа социально - педагогического сопровождения проблемных и неблагополучных семей  обучающихся в образовательной организации...

Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска" на 2016 - 2018 г.

Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска" разработана для реализации в период с 2016 по 2018 г. Целью данной программы служит адаптация учащихся школы, отно...