Программа элективного курса "Основы редактирования" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля.
методическая разработка (11 класс) на тему

Харина Лидия Владимировна

Элективный курс "Основы редактирования" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Управление образования МО ГО «Воркута»

                               Муниципальное общеобразовательное учреждение  

                          «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Воркуты»

 

                                     

                                      Программа элективного курса

                                       «Основы  редактирования»

             (Учебный курс профильной подготовки учащихся  11 класса    

                         с ориентацией на социально-гуманитарный

                                               профиль обучения)

                                                                   

                                                                   

                                                                   Автор Харина Лидия Владимировна,

                                                                   учитель русского языка и  литературы

                                                 

   

                                                 Воркута

                                                    2009



Предварительный просмотр:

                                                           



Предварительный просмотр:

                               Содержание программы

         

                Раздел №1.  Культура речи как многоаспектное понятие. 

      Культура речи – владение нормами литературного языка. Качества хорошей речи: содержательность (логичность, последовательность), правильность (владение нормами литературного языка), точность (умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, нормами сочетаемости, стилистической характеристикой).

              Раздел №2.  Типология ошибок и способы их устранения.

       Логические и композиционные ошибки и способы их устранения.

      Практическая работа №1.  Редактирование текста с логическими и композиционными ошибками. 

       Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний, предложений, текста). Приёмы устранения речевых ошибок (недочётов). Приёмы устранения в тексте неоправданных повторов: а) замена повторяющихся слов их синонимами (в том числе контекстуальными), использование местоимений перифраз;  б) усложнение синтаксического строя текста (использование простых предложений, осложнённых однородными членами, причастными, деепричастными оборотами и др.; использование сложных предложений).

        Использование словарей, справочников в процессе редактирования текста.

       Практическая работа №2.  Редакторская правка речевых ошибок в тексте с использованием словаря.

       Лексические ошибки (недочёты): употребление слова в несвойственном ему значении; неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов); нарушение лексической сочетаемости; употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи; немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов; употребление лишних слов (плеоназм, многословие); неправильное употребление фразеологизмов (искажение значения фразеологизма, смешение стилей, искажение грамматической формы одного из компонентов фразеологизма и др.). Способы устранения лексических ошибок.

        Практическая работа №3.  Исправление в тексте лексических ошибок.

        Грамматические (морфологические, синтаксические) ошибки и их устранение: нарушение норм грамматической сочетаемости (нарушение согласования, управления);  нарушение связи между подлежащим и сказуемым;  ошибки в построении предложений с однородными членами, деепричастными и причастными оборотами;  ошибки в построении сложного предложения и в предложениях с косвенной речью;  нарушение границ предложения;  неправильное образование падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола, форм сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия;  неудачное употребление личных и указательных местоимений;  ошибки в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий;  нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм;  неудачный порядок слов;  бедность и однообразие синтаксического строя текста;  употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).

         Практическая работа №4.  Устранение грамматических ошибок в тексте.

         Итоговое занятие.   Лингвостилистический анализ текста.                                                               



Предварительный просмотр:

                                     Учебно - тематический  

                                                 план   курса

№№

п/п

Разделы, темы

Кол-во

теория

часов

практ.

    Форма        

  контроля

 

1. Культура речи как многоаспектное понятие.

     

  1.

Культура речи – владение нормами литературного языка. Качества хорошей речи.

      1

     

 

  1. Типология ошибок и  

  способы их устранения.

     

     

  2.

Логические ошибки и способы их устранения.  Практическая работа №1.

     

     1

Редактирование текста с логическими и композиционными ошибками

   3.

Речевые ошибки. Приёмы устранения речевых ошибок.

     1

     

   4.

Использование словарей, справочников в процессе редактирования текста. Практическая работа№2.

     

     1

Редакторская правка речевых ошибок в тексте с использованием словаря

  5.

Лексические ошибки и способы их устранения. Практическая работа №3. 

     

     1

Исправление в тексте лексических ошибок

   6.

Грамматические ошибки и их классификация.

     1

     

   7.

Способы устранения грамматических ошибок. Практическая работа № 4.

     

     1

Устранение грамматических ошибок в тексте

   8.

Итоговое занятие.  Лингвостилистический  анализ текста.

     1



Предварительный просмотр:

                                       Требования к знаниям и умениям

                                                 учащихся

               

                   Учащиеся должны знать:

  • понятие о культуре речи как о владении нормами литературного языка
  • качества хорошей речи
  • разновидности речевых ошибок и приёмы их устранения
  • лексические ошибки и способы их исправления
  • логические и композиционные ошибки и способы их устранения
  • классификацию грамматических ошибок и их исправление
  • словари и справочники, помогающие производить редакторскую правку текста

                   

                      Учащиеся должны уметь:

  • редактировать текст с нарушениями норм литературного языка
  • находить и исправлять логические и композиционные ошибки в тексте
  • использовать различные приёмы устранения речевых ошибок (недочётов)
  • находить в тексте и исправлять лексические ошибки
  • находить в тексте и устранять различными способами грамматические ошибки
  • использовать в процессе редакторской правки различные словари и справочники
  • производить лингвостилистический анализ текста



Предварительный просмотр:

                                  Критерии оценки

                   учебных достижений школьников

          Для оценки качества деятельности учащихся используется рейтинговая

система достижений. Достижения школьников оцениваются баллами, которые выставляются в рейтинговую таблицу в конце каждого занятия и суммируются по окончанию изучения курса. При выставлении баллов за выполнение индивидуальных заданий учитываются

  • объём
  • сложность
  • творческий подход.

         Баллы за работу на занятиях, которые проводятся в форме дискуссии, выставляются как среднее арифметическое, складывающееся из самооценки, оценки учащихся группы и оценки учителя.

         Оцениваются баллами активность на занятии, организация групповой исследовательской работы, выполнение тестовых заданий и  творческих работ.

         При выполнении тестовых заданий критерии оценки следующие:

  • задание выполнено на 100 - 95% - 5 баллов
  • задание выполнено на  94 – 90% -  4 балла
  • задание выполнено на  89 -  80% -  3 балла


Предварительный просмотр:

                                                     Литература

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988
  2. Лингвистические знания – основа умений и навыков. Сост. Т.А. Злобина.

М., 1985

 3.  Лосева Л.М. Как строить текст. М., 1980

 4.  Москальская О.И. Грамматика текста. М., 1980

 5.  Плёнкин Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках          

      русского языка. М., 1964

  1. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1988
  2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.

     М., 1985

8.  Сенкевич Н.П. Литературное редактирование научных произведений.

     М., 1970

9.  Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. М., 1983

10. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М., 1980

11. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1980

12. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М., 1993

13. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного

      языка (словарь). М.-Л., 1973

14. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля по программе В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и прогр...

Программа элективного курса «Francais communication quotidienne. Французский язык- ежедневное общение.» для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля

В соответствии с выше изложенным и, руководствуясь Концепцией профильного обучения « Об организации и внедрении профильного образования на старшей ступени общего образования » от 18.07 02 за № 2783 со...

Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля

Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в  11 классе социально-гуманитарного профиля....

Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.

Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...

Рабочая программа по литературе, 10 - 11 классы ( социально-гуманитарный профиль)

Рабочая программа составлена на основе Федерального  компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) образования по литературе ...

Рабочая программа по праву для учащихся 10 - 11 класса социально-гуманитарного профиля

Рабочая учебная программа по праву для учащихся 10 - 11 класса  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по праву и авторской программы «Право» А. Ф. Никитина, реал...