Программа элективного курса "Основы редактирования" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля.
методическая разработка (11 класс) на тему
Элективный курс "Основы редактирования" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования МО ГО «Воркута»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 г. Воркуты»
Программа элективного курса
«Основы редактирования»
(Учебный курс профильной подготовки учащихся 11 класса
с ориентацией на социально-гуманитарный
профиль обучения)
Автор Харина Лидия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Воркута
2009
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Раздел №1. Культура речи как многоаспектное понятие.
Культура речи – владение нормами литературного языка. Качества хорошей речи: содержательность (логичность, последовательность), правильность (владение нормами литературного языка), точность (умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, нормами сочетаемости, стилистической характеристикой).
Раздел №2. Типология ошибок и способы их устранения.
Логические и композиционные ошибки и способы их устранения.
Практическая работа №1. Редактирование текста с логическими и композиционными ошибками.
Речевые ошибки (нарушения правил, норм и традиций в области словоупотребления, образования грамматических форм, построения словосочетаний, предложений, текста). Приёмы устранения речевых ошибок (недочётов). Приёмы устранения в тексте неоправданных повторов: а) замена повторяющихся слов их синонимами (в том числе контекстуальными), использование местоимений перифраз; б) усложнение синтаксического строя текста (использование простых предложений, осложнённых однородными членами, причастными, деепричастными оборотами и др.; использование сложных предложений).
Использование словарей, справочников в процессе редактирования текста.
Практическая работа №2. Редакторская правка речевых ошибок в тексте с использованием словаря.
Лексические ошибки (недочёты): употребление слова в несвойственном ему значении; неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов); нарушение лексической сочетаемости; употребление диалектных и просторечных слов в литературной речи; немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов; употребление лишних слов (плеоназм, многословие); неправильное употребление фразеологизмов (искажение значения фразеологизма, смешение стилей, искажение грамматической формы одного из компонентов фразеологизма и др.). Способы устранения лексических ошибок.
Практическая работа №3. Исправление в тексте лексических ошибок.
Грамматические (морфологические, синтаксические) ошибки и их устранение: нарушение норм грамматической сочетаемости (нарушение согласования, управления); нарушение связи между подлежащим и сказуемым; ошибки в построении предложений с однородными членами, деепричастными и причастными оборотами; ошибки в построении сложного предложения и в предложениях с косвенной речью; нарушение границ предложения; неправильное образование падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола, форм сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия; неудачное употребление личных и указательных местоимений; ошибки в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий; нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм; неудачный порядок слов; бедность и однообразие синтаксического строя текста; употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).
Практическая работа №4. Устранение грамматических ошибок в тексте.
Итоговое занятие. Лингвостилистический анализ текста.
Предварительный просмотр:
Учебно - тематический
план курса
№№ п/п | Разделы, темы | Кол-во теория | часов практ. | Форма контроля |
| 1. Культура речи как многоаспектное понятие. |
| ||
1. | Культура речи – владение нормами литературного языка. Качества хорошей речи. | 1 |
| |
|
способы их устранения. |
|
| |
2. | Логические ошибки и способы их устранения. Практическая работа №1. |
| 1 | Редактирование текста с логическими и композиционными ошибками |
3. | Речевые ошибки. Приёмы устранения речевых ошибок. | 1 |
| |
4. | Использование словарей, справочников в процессе редактирования текста. Практическая работа№2. |
| 1 | Редакторская правка речевых ошибок в тексте с использованием словаря |
5. | Лексические ошибки и способы их устранения. Практическая работа №3. |
| 1 | Исправление в тексте лексических ошибок |
6. | Грамматические ошибки и их классификация. | 1 |
| |
7. | Способы устранения грамматических ошибок. Практическая работа № 4. |
| 1 | Устранение грамматических ошибок в тексте |
8. | Итоговое занятие. Лингвостилистический анализ текста. | 1 |
Предварительный просмотр:
Требования к знаниям и умениям
учащихся
Учащиеся должны знать:
- понятие о культуре речи как о владении нормами литературного языка
- качества хорошей речи
- разновидности речевых ошибок и приёмы их устранения
- лексические ошибки и способы их исправления
- логические и композиционные ошибки и способы их устранения
- классификацию грамматических ошибок и их исправление
- словари и справочники, помогающие производить редакторскую правку текста
Учащиеся должны уметь:
- редактировать текст с нарушениями норм литературного языка
- находить и исправлять логические и композиционные ошибки в тексте
- использовать различные приёмы устранения речевых ошибок (недочётов)
- находить в тексте и исправлять лексические ошибки
- находить в тексте и устранять различными способами грамматические ошибки
- использовать в процессе редакторской правки различные словари и справочники
- производить лингвостилистический анализ текста
Предварительный просмотр:
Критерии оценки
учебных достижений школьников
Для оценки качества деятельности учащихся используется рейтинговая
система достижений. Достижения школьников оцениваются баллами, которые выставляются в рейтинговую таблицу в конце каждого занятия и суммируются по окончанию изучения курса. При выставлении баллов за выполнение индивидуальных заданий учитываются
- объём
- сложность
- творческий подход.
Баллы за работу на занятиях, которые проводятся в форме дискуссии, выставляются как среднее арифметическое, складывающееся из самооценки, оценки учащихся группы и оценки учителя.
Оцениваются баллами активность на занятии, организация групповой исследовательской работы, выполнение тестовых заданий и творческих работ.
При выполнении тестовых заданий критерии оценки следующие:
- задание выполнено на 100 - 95% - 5 баллов
- задание выполнено на 94 – 90% - 4 балла
- задание выполнено на 89 - 80% - 3 балла
Предварительный просмотр:
Литература
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988
- Лингвистические знания – основа умений и навыков. Сост. Т.А. Злобина.
М., 1985
3. Лосева Л.М. Как строить текст. М., 1980
4. Москальская О.И. Грамматика текста. М., 1980
5. Плёнкин Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках
русского языка. М., 1964
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1988
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.
М., 1985
8. Сенкевич Н.П. Литературное редактирование научных произведений.
М., 1970
9. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. М., 1983
10. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М., 1980
11. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1980
12. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М., 1993
13. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного
языка (словарь). М.-Л., 1973
14. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России для 10 профильного класса (социально-гуманитарный профиль)
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю....
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля по программе В.В.Бабайцевой
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и прогр...
Программа элективного курса «Francais communication quotidienne. Французский язык- ежедневное общение.» для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля
В соответствии с выше изложенным и, руководствуясь Концепцией профильного обучения « Об организации и внедрении профильного образования на старшей ступени общего образования » от 18.07 02 за № 2783 со...
Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля
Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....
Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.
Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...
Рабочая программа по литературе, 10 - 11 классы ( социально-гуманитарный профиль)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) образования по литературе ...
Рабочая программа по праву для учащихся 10 - 11 класса социально-гуманитарного профиля
Рабочая учебная программа по праву для учащихся 10 - 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по праву и авторской программы «Право» А. Ф. Никитина, реал...