Программа подготовки учащихся к олимпиадам
материал по теме
Программа предназначена для подготовки учащихся к олимпиадам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_k_olimpiadam.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Курежская основная общеобразовательная школа
ПРИКАЗ
От 13.02.2012 г. № 9
« Об организации работы с одаренными детьми »
В связи с низкими результатами участия детей в районном этапе Всероссийской олимпиады и на основании приказа № 29 от 08.02.2012 г. УОАР
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить программу подготовки учащихся к олимпиадам (Приложение 1).
- Утвердить список одаренных детей (предметная одаренность) (Приложение 2).
- Утвердить список педагогов, курирующих предметно-одаренных детей (Приложение 3).
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор школы _____________ М.Г.Пономарева
Приложение 1 к приказу № 9 от 13.02.2012
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Курежская основная общеобразовательная школа
Программа
подготовки учащихся к олимпиадам
Пояснительная записка
Актуальность программы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планируем работу.
- при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
- основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширяем кругозор:
- читаем книги, журналы
- работаем в Интернете
- общаемся дистанционно
- участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Работаем руками.
- Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
6. И не останавливаемся.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
- испытывают радость от умственного труда
- для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам
№ | Планируемое мероприятие | Срок | Ответственный | Планируемый результат |
1 | Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности | май 2012, начало сентября 2012 | педагог-психолог | Карта одаренности на каждого ребенка |
2 | Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам | февраль 2012 | учителя-предметники, зам.директора по УВР | Проект программы |
3 | Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми | февраль 2012-сентябрь 2012 | заместитель директора по УВР, директор школы |
|
4 | Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся, на 2012-2013 учебный год | сентябрь 2012 | Заместитель директора по УВР, директор школы | Утвержденное расписание занятий курсов по выбору и факультативов (Факультатив «Подготовка к олимпиадам по математике» - Никитин Н.С.) |
5 | Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам | сентябрь 2012 | Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога |
6 | Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д. | в течение года согласно плану работы ОУ | Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в данных мероприятиях – 90-100% |
7 | Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 г. | согласно плану работы ОУ | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в мероприятии – не менее 9% |
8 | Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др. | в течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики | сертификаты участников, дипломы |
9 | Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет | в течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики | График работы компьютерного кабинета |
10 | Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html) | в течение года | Школьный библиотекарь, учитель информатики | Читают интернет-журнал – 24% |
11 | Подписка на периодический журнал «Юный эрудит» | Май 2012, октябрь 2012 | Школьный библиотекарь | Повышение интереса к чтению научного журнала у 33% учащихся |
12 | Работа с педагогическими кадрами. Семинары по теме: «Особенности обучения одаренных детей» | В течение года | Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО учителей-предметников | Повышение уровня педагогического мастерства с одаренными детьми у 32% учителей |
13 | Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения» | По плану ОУ | Заместитель директора по УВР, кл. руководители | 10% родителей оказывают ощутимую помощь в работе с одаренными детьми |
14 | Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня | В конце года | Заместитель директора по УВР |
|
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Приложение 2 к приказу № 9 от 13.02.2012
Список одаренных детей
(предметная одаренность)
№ п/п | Ф.И.О. | Класс (2011/12 уч. г.) | Год рожд. | Адрес (индекс, р-н, город/поселок, улица, № дом, кв.) | Способности (ф/м, гум. и т.д.) |
1 | Шабуров Даниил Евгеньевич | 1 | 2004 | 662696, Идринский район, с.Куреж, ул.Зеленая, 35 | Вокальные данные |
2 | Власенко Виктория Геннадьевна | 1 | 2004 | 662696, Идринский район, с.Куреж, ул.Степная, 7-2 | Вокальные данные |
2 | Величко Андрей Александрович | 3 | 2002 | 662696, Идринский район, с.Куреж, ул.Зеленая, 33 -2 | Вокальные данные Интеллектуальные (гуманитарные) способности |
.3 | Зыков Назар Николаевич | 3 | 2001 | 662696, Идринский район, с.Куреж, ул.Украинская, 54-1 | Интеллектуальные (математические)способности |
4 | Соколова Дарья Ивановна | 3 | 2001 | 662696, Идринский район, с.Куреж, ул.Украинская, 20-1 | Вокальные данные Интеллектуальные (математические)способности |
5 | Петрик Яна Александровна | 4 | 2001 | 662696, Идринский район, с.Куреж, ул. Молодежная, 3-2 | Вокальные данные Интеллектуальные (Природоведение) способности |
6 | Маслак Никита Андреевич | 4 | 2001 | 662696, Идринский район, с.Куреж, ул. Зеленая, 9-2 | Вокальные данные Интеллектуальные (природоведение) способности |
7 | Керимов Ильтфат Бабаевич | 7 | 1998 | 662696, Идринский район, с.Куреж, ул. Украинская 61 | Вокальные данные, гуманитарные способности, |
8 | Власов Олег Николаевич | 7 | 1998 | 662696, Идринский район, с.Куреж, ул. Зеленая 21-1 | гуманитарные способности |
9 | Пискунов Юрий Юрьевич | 7 | 1998 | 662696, Идринский район, с.Куреж, ул. Молодежная2-1 | гуманитарные способности (русский язык) |
Приложение 3 к приказу № 9 от 13.02.2012
Список педагогов, курирующих предметно-одаренных детей
Учителя-предметники:
- Котляр Валентина Ивановна, учитель начальных классов
- Усенко Денис Николаевич, учитель начальных классов
- Акулова Олеся Александровна, учитель биологии
- Власенко Жанна Павловна, учитель русского языка и литературы
- Никитин Николай Сергеевич, учитель математики
- Пономарева Марина Геннадьевна, учитель истории
Члены администрации:
- Пономарева Марина Геннадьевна, директор школы
- Власенко Жанна Павловна, заместитель директора по УВР
Узкие специалисты:
- Клочкова Оксана Николаевна, психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы творческого объединения учителей по подготовке учащихся к олимпиадам
План работы ТОУ...
Программа подготовки учащихся старшей школы к участию в олимпиадах по математике
Актуальность создания программы обусловлена совершенствованием содержания занятий математического кружка как ведущей формы дополнительного математического образования и форм работы п...
Рабочая программа и тематическое планирование подготовки учащихся к олимпиаде по астрономии. 11класс.
Данная публикация будет полезна преподавателям, занимающихся подготовкой обучающихся в 11 (общеобразовательном) классе к олимпиаде по астрономии. Программа разработана на основе программы и рекомендац...
Статья: "Программа подготовки учащихся к олимпиаде по биологии"
В статье разработана прогрмма подготовки учащихся к олимпиадам муниципального и регионального уровней....
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...
Программа подготовки учащихся к Олимпиаде по предмету «Физическая культура»
Цель программы: подготовка учащихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре; создание условий и предоставление возможностей учащимся для дос...
Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по биологии
Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее по...