Программа работы творческого объединения учителей по подготовке учащихся к олимпиадам
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сахаптинская средняя школа»»
Назаровского района Красноярского края
Программа работы творческого объединения учителей по
подготовке учащихся к предметным олимпиадам всероссийской олимпиады школьников (ВОШ)
Сахапта 2013
Пояснительная записка
Актуальность программы
Сегодня наша страна нуждается в одаренных людях, которые были бы способны успешно решать задачи, встающие перед обществом, тем самым укрепляя и развивая его. Поэтому одним из основных направлений современного российского общества является выявление и развитие способностей всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самостоятельно развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы – поддержать ребёнка, успешно развивать его способности, готовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в дальнейшем. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, всероссийских и международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных и очных олимпиадах регионального, всероссийского и международного уровней имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в олимпиадах (через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование)
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после участия в котором вся работа быстро затухает.
Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года, а также вестись целенаправленно в течение нескольких лет (с отслеживанием результатов учащихся). Важной особенностью данной работы должно стать составление индивидуальных программ подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающих его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики к творчеству, а также использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету). Необходимо уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач. Всё это ставит перед учителем новые задачи, которые сводятся к необходимости использования всех имеющихся в его распоряжении возможностей: мысленного эксперимента, уроков - практикумов, экспериментов в школьном кабинете и т.д.
Основные этапы подготовки:
1. Выявление наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных школьников через:
- наблюдение в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планирование работы.
- при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
- основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширение кругозора:
- читаем книги, журналы
- работаем в Интернете
- общаемся дистанционно
- участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Работаем руками.
- Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
6. И не останавливаемся.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
- испытывают радость от умственного труда
- для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
План работы творческого объединения учителей по подготовке учащихся к олимпиадам
№ | Планируемое мероприятие | Срок | Ответственный | Планируемый результат |
1 | Работа с педагогами: Создание команды учителей (ТО учителей), готовых к работе по реализации программы. Организационное заседание ТО №1. | сентябрь 2013 | Руководитель ТО учителей | Проект программы работы ТО учителей |
2 | Работа с педагогами: Типы олимпиадных заданий по предметам в рамках ВОШ Заседание №2. Работа с учащимися: Включение типовых заданий в урок | октябрь 2013 | Учителя-предметники | Схема-конспект типов заданий по каждому предмету. Создание учителем-предметником алгоритма выполнения задания каждого типа Разработка дидактического материала |
3 | Работа с педагогами: Создание банка заданий ВОШ по предмету Работа с учащимися: Включение типовых заданий в урок. Участие в школьном туре ВОШ | октябрь 2013-май 2014 | Учителя - предметники | Накопление различных вариантов заданий по предмету |
4 | Работа с педагогами: Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам Анализ участия детей в муниципальном туре ВОШ Заседание №3. Работа с учащимися: Индивидуальная работа по ИОП. Включение типовых заданий в урок Участие в муниципальном туре ВОШ | Ноябрь Ноябрь-2013-май 2014 | Руководитель ТО учителей-предметников, заместитель директора по УР, учителя-предметники Предметники | Индивидуальные образовательные программы (ИОП) имеются у каждого педагога Карта (тетрадь?) индивидуального сопровождения (по отслеживанию траектории развития ребенка) |
5 | Работа с педагогами: Участие в методическом декаднике (показ способов и приемов работы с одаренными детьми) Работа с учащимися: Индивидуальная работа по ИОП. Включение типовых заданий в урок | Декабрь | Учителя-предметники | Обмен опытом Карта индивидуального сопровождения (по отслеживанию траектории развития ребенка) |
6 | Работа с педагогами: Представление системы работы по подготовке учащихся к ВОШ Заседание №4 Работа с учащимися: Индивидуальная работа по ИОП. Включение типовых заданий в урок | Февраль | Учителя-предметники | Систематизация опыта Карта индивидуального сопровождения (по отслеживанию траектории развития ребенка) |
7 | Работа с педагогами: Проблемы, возникающие при подготовке учащихся к ВОШ Заседание №5 Работа с учащимися: Индивидуальная работа по ИОП. Включение типовых заданий в урок | Март | Руководитель ТО учителей-предметников, заместитель директора по УР, учителя-предметники | Выявление имеющихся проблем, возможные варианты их решения Карта индивидуального сопровождения (по отслеживанию траектории развития ребенка) |
8 | Анализ деятельности ТО (что приобрели педагоги, что приобрели учащиеся) | Май | Руководитель ТО учителей-предметников, заместитель директора по УР, учителя-предметники | Рефлексия деятельности. Оформление педагогами рефлексивных листов. Анализ индивидуальных достижений ребенка |
Список одаренных детей
(предметная одаренность)
№ п\п | Ф.И. ученика | класс | Год рождение | Полный адрес |
Приложение 2
Типы олимпиадных заданий по обществознанию | Формулировка задания |
|
1) 2)
|
|
|
| «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение. |
| |
|
слов, цифры и даты из предложенного. Слова и сочетания слов даны в списке в единс твенном числе. Они пронумерованы Запишите ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА выбранных вами слов и сочетаний в последовательности, в которой они даны в тексте. 2.Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный размер. Назовите век, когда жил каждый , и область (-ти) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) отрывка. |
| |
| |
|
1. | Тема: Общество и человек | ||
1.1. | Общество как форма жизнедеятельности людей. Системное строение общества Общество как динамичная система | Общество Сферы общества Социальные институты | Индивидуальная работа Отработка задания на ряды (тип 1,2) |
1.2. | Общественный прогресс и его формы. Критерии общественного прогресса | Прогресс Регресс Революция Реформа Модернизация Инновация | Индивидуальная работа Отработка задания на ряды (тип 3) |
1.3. | Многовариантность общественного развития (типология обществ) Ученые о типологии обществ | Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество | Индивидуальная работа Отработка задания «Правильное написание обществоведческих терминов» Групповая работа Отработка задания «Работа с изобразительным материалом» |
1.4. | Угрозы XXI века (глобальные проблемы современности) Глобализация | Глобальные проблемы Глобализация | Индивидуальная работа Отработка всех типов заданий на ряды |
1.5. | Развитие знаний об обществе Науки, изучающие общество | Формационный подход Цивилизационный подход Общественные науки Экономикс Политология Социология История Культурология Этика Эстетика Философия Психология | Групповая работа Отработка задания «Работа с изобразительным материалом» |
1.6. | Промежуточный контроль усвоения знаний и способов деятельности | Выполнение олимпиадных заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры
В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...
План работы творческого объединения учителей физики и информатики по теме "Реализация возможностей ИКТ и их использование в профессиональной деятельности учителя"
План работы школьного творческого объединения учителей физики и информатики на 2011-2012 учебный год по теме«Реализация возможностей ИКТ и их использование впрофессиональной деятельности уч...
Выступление на МО учителей естественно-научного цикла «Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике»
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по математике.Целями проведения математических олимпиад являются:— расширение кругозора учащихся;— развитие интереса у...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Программа работы проблемно-творческой группы по теме: «Подготовка учащихся к ГИА по математике»
Тема: Подготовка учащихся к ГИА по математикеЦель:оказание методической помощи учителям, входящим в состав группы, по подготовке учащихся к ГИА;обмен информацией об организации работы учителей математ...
Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по немецкому языку
В ходе образовательного процесса перед нами учителями встает задача индивидуализации обучения и создания дополнительной информационной среды для высокомотивированных учащихся, дающей возможность наибо...
Особенности психолого-педагогических мониторинговых исследований образовательно- воспитательной деятельности на примере работы творческого объединения «Инфогалактика» в ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи»
Краткая аннотация: В статье представлен обобщенный опыт работы специалистов ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» по реализации дополнительных образ...