Рабочая программа и тематическое планирование подготовки учащихся к олимпиаде по астрономии. 11класс.
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему
Данная публикация будет полезна преподавателям, занимающихся подготовкой обучающихся в 11 (общеобразовательном) классе к олимпиаде по астрономии. Программа разработана на основе программы и рекомендаций подготовки к олимпиадам Угольникова О.С., заместителя председателя Методической комиссии по астрономии Всероссийской олимпиады школьников. Календарно - тематическое планирование составлено для двух часов занятий в неделю. В конце работы приводится часть материала из публикации О.С. Угольникова, уточняющая тематику разделов, взятых мной для изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._i_planir._podgotovki_k_olimpiade.docx | 272.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа и тематическое планирование
подготовки учащихся к олимпиаде по астрономии
в 11 (общеобразовательном) классе
на 2013 – 2014 учебный год
Разработчик:
Апрельская Валентина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования Российской Федерации.
Программа разработана на основе программы подготовки к олимпиадам
Угольникова Олега Станиславовича – научного сотрудника Института космических исследований РАН, кандидата физико-математических наук, заместителя председателя Методической комиссии по астрономии Всероссийской олимпиады школьников.
Рабочая программа
Пояснительная записка
В Федеральном компоненте Государственного Образовательного Стандарта «Астрономия» как самостоятельная учебная дисциплина не присутствует. В то же время в пояснительной записке к программам по физике для старшей школы отмечена как неразрывная связь физики с астрономией, так и необходимость увеличения доли астрономической компоненты в содержании курса физики. Существующие школьные учебники по астрономии представляются достаточно традиционными – элементы астрометрии, описательный экскурс по объектам солнечной системы, классификация звездных объектов и, наконец, элементы космологии. Не умаляя четкой структуры содержания, ощущается определенный дефицит «физичности» в описании астрономических явлений.
При подготовке учащихся к участию в олимпиаде, учитываю эти моменты, поэтому подготовка начинается с интенсивного изучения школьного курса астрономии, затем по предлагаемой программе.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать/уметь:
- понятие приливного ускорения ;
- анализ гравитационного воздействия;
- теорию движения точки в поле тяжести двух тел;
- понятия пяти точек либрации;
- должны уметь получить выражения для положения первых трех точек либрации:
- должны также иметь представление о размерах и форме полости Роша и ее приложении к вопросу о свойствах и эволюции тесных двойных систем
- понятия рассеяния и поглощения света, определения коэффициента поглощения и оптической толщины;
- явление атмосферной рефракции, ее зависимость от зенитного расстояния, эмпирическая формула и область ее применения, эффекты удлинения дня и изменения формы Солнца и Луны вблизи горизонта;
- интенсивность излучения. Понятие спектра. Излучение абсолютно черного тела. Формула Планка. Приближения Релея-Джинса и Вина, области их применения. Распределение энергии в спектрах различных астрономических объектов;
- основы спектрального анализа;
- представление о спектрах солнечной короны, планетарных и диффузных туманностей, полярных сияний;
- ядерные источники энергии звезд, запасы ядерной энергии;
- эволюцию Солнца и звезд;
- строение и типы галактик.
Содержание программы
1. Основы теории приливов.
Приливное воздействие. Понятие о радиусе сферы Хилла, полости Роша. Точки либрации.
2. Оптические свойства атмосфер планет и межзвездной среды.
Рассеяние и поглощение света в атмосфере Земли, в межпланетной и межзвездной среде, зависимость поглощения от длины волны. Атмосферная рефракция, зависимость от высоты объекта, длины волны света.
3. Законы излучения.
Интенсивность излучения. Понятие спектра. Излучение абсолютно черного тела. Формула Планка. Приближения Релея-Джинса и Вина, области их применения. Распределение энергии в спектрах различных астрономических объектов.
4. Спектры звезд.
Основы спектрального анализа. Линии поглощения в спектрах звезд, спектральная классификация. Атмосферы Солнца и звезд. Фотосфера и хромосфера Солнца.
5. Спектры излучения разреженного газа.
Представление о спектрах солнечной короны, планетарных и диффузных туманностей, полярных сияний.
6. Представление о внутреннем строении и источниках энергии Солнца и звезд.
Ядерные источники энергии звезд, запасы ядерной энергии. Выделение энергии при термоядерных реакциях. Образование химических элементов в недрах звезд различных типов, в сверхновых звездах (качественно).
7. Эволюция Солнца и звезд.
Стадия гравитационного сжатия при образовании звезды. Время жизни звезд различной массы. Сверхновые звезды. Поздние стадии эволюции звезд: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. Гравитационный радиус. Пульсары.
8. Строение и типы галактик.
Наша Галактика. Ближайшие галактики. Расстояние до ближайших галактик. Наблюдательные особенности галактик. Состав галактик и их физические характеристики. Вращение галактических дисков. Морфологические типы галактик. Активные ядра галактик, радиогалактики, квазары.
9. Основы космологии.
Определение расстояний до галактик. Сверхновые I типа. Красное смещение в спектрах галактик. Закон Хаббла. Скопления галактик. Представление о гравитационных линзах (качественно). Крупномасштабная структура Вселенной. Реликтовое излучение и его спектр.
10. Приемники излучения и методы наблюдений.
Элементарные сведения о современных методах фотометрии и спектроскопии. Фотоумножители, ПЗС-матрицы. Использование светофильтров. Прием радиоволн. Угловое разрешение радиотелескопов и радиоинтерферометров.
11. Дополнительные вопросы.
Дополнительные вопросы по математике: основы метода приближенных вычислений и разложений в ряд. Приближенные формулы для cos x, (1+x)n, ln (1+x), ex в случае малых х.
Дополнительные вопросы по физике: Элементы специальной теории относительности. Релятивистская формула для эффекта Доплера. Гравитационное красное смещение. Связь массы и энергии. Основные свойства элементарных частиц (электрон, протон, нейтрон, фотон). Квантовые и волновые свойства света. Энергия квантов, связь с частотой и длиной волны. Давление света. Спектр атома водорода. Космические лучи. Понятие об интерференции и дифракции.
Календарно – тематическое планирование занятий ( 2 ч. в неделю)
№ п/п | Дата | Содержание занятий |
1 | 03.09. | Приливное воздействие. Понятие о радиусе сферы Хилла, полости Роша. Точки либрации. Обзор вопросов небесной механики. |
2 | 10.09. | Рассеяние и поглощение света в атмосфере Земли, в межпланетной и межзвездной среде, зависимость поглощения от длины волны. Атмосферная рефракция, зависимость от высоты объекта, длины волны света. |
3 | 17.09. | Интенсивность излучения. Понятие спектра. Излучение абсолютно черного тела. Формула Планка. Приближения Релея-Джинса и Вина, области их применения. Распределение энергии в спектрах различных астрономических объектов. |
4 | 24.09. | Основы спектрального анализа. Линии поглощения в спектрах звезд, спектральная классификация. Атмосферы Солнца и звезд. Фотосфера и хромосфера Солнца. |
5 | 01.10. | Представление о спектрах солнечной короны, планетарных и диффузных туманностей, полярных сияний. |
6 | 08.10 | Ядерные источники энергии звезд, запасы ядерной энергии. Выделение энергии при термоядерных реакциях. Образование химических элементов в недрах звезд различных типов, в сверхновых звездах (качественно). |
7 | 15.10 | Стадия гравитационного сжатия при образовании звезды. Время жизни звезд различной массы. Сверхновые звезды. Поздние стадии эволюции звезд: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. Гравитационный радиус. Пульсары. |
8 | 22.10 | Наша Галактика. Ближайшие галактики. Расстояние до ближайших галактик. Наблюдательные особенности галактик. Состав галактик и их физические характеристики. Вращение галактических дисков. Морфологические типы галактик. Активные ядра галактик, радиогалактики, квазары. |
9 | 29.10. | Определение расстояний до галактик. Сверхновые I типа. Красное смещение в спектрах галактик. Закон Хаббла. Скопления галактик. Представление о гравитационных линзах (качественно). Крупномасштабная структура Вселенной. Реликтовое излучение и его спектр. |
10 | 05.11 | Элементарные сведения о современных методах фотометрии и спектроскопии. Фотоумножители, ПЗС-матрицы. Использование светофильтров. Прием радиоволн. Угловое разрешение радиотелескопов и радиоинтерферометров. |
11 | 12.11. | Элементы специальной теории относительности. Релятивистская формула для эффекта Доплера. Гравитационное красное смещение. Связь массы и энергии. Основные свойства элементарных частиц (электрон, протон, нейтрон, фотон). Квантовые и волновые свойства света. Энергия квантов, связь с частотой и длиной волны. Давление света. Спектр атома водорода. Космические лучи. Понятие об интерференции и дифракции. |
12 | 19.11 | Строение солнечной системы. Обзор. |
13 | 26.11. | Природа тел солнечной системы. |
14 | 02.12. | Эволюция Вселенной. |
15 | 09.12. | Особенности движения Земли и Луны. |
16 | 15.12 | Солнце и жизнь Земли. |
Учебно – методические средства обучения.
- Воронцов – Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. –М.: Наука, 1980.
- Дагаев М.М. Астрофизика.-М.: Наука, 1991.
- Сурдин В.Г. Задачи астрономических олимпиад. – М.: Наука, 1996.
- ЦОРы
- Сайт. Астрономия для школьников: http://www.intellect-video.com/2364/Astronomiya-dlya-shkolnikov-online/
Использованный материал из § 1.4 публикации
« Методическая подготовка к олимпиадам. Программа олимпиады 11 класс» Угольникова Олега Станиславовича.
1.4.1. Основы теории приливов.
Приливное воздействие. Понятие о радиусе сферы Хилла, полости Роша. Точки либрации.
Вопрос содержит элементы теории возмущенного движения, качественное
знакомство с которой было проведено в 9 классе, и разбивается на две части.
Первая часть – анализ гравитационного воздействия близкого тела на другое тело с конечными размерами, который целесообразно проводить на примере
воздействия Луны на Землю. Вводится понятие приливного ускорения и
получается его выражение в линейном приближении (малость размеров Земли по сравнению с расстоянием до Луны). Школьникам дается представление о проявлении лунных приливов на Земле. На качественном уровне описываются вековые изменения в системе Земля-Луна, вызываемые приливными взаимодействиями: уже произошедшая синхронизация осевого вращения Луны и будущая синхронизация осевого вращения Земли, наподобие системы Плутон-Харон.
Вторая часть вопроса представляет теорию движения точки в поле
тяжести двух тел, обращающихся вокруг центра масс по круговым орбитам.
Вводятся понятия пяти точек либрации, дается представление об их
устойчивости. Учащиеся должны уметь получить выражения для положения
первых трех точек либрации. Вопрос также включает в себя вывод выражения для радиуса сферы Хилла, внутри которой тело остается спутником меньшего по массе тела (планеты, компоненты двойной звезды, спутника галактики и т.д.) в приближении малости массы этого тела по сравнению с массой большого центрального тела.
Школьники должны также иметь представление о размерах и форме
полости Роша и ее приложении к вопросу о свойствах и эволюции тесных
двойных систем.
1.4.2. Оптические свойства атмосфер планет и межзвездной среды.
Рассеяние и поглощение света в атмосфере Земли, в межпланетной и
межзвездной среде, зависимость поглощения от длины волны. Атмосферная
рефракция, зависимость от высоты объекта, длины волны света.
Данный пункт включает понятия рассеяния и поглощения света, определения
коэффициента поглощения и оптической толщины. Учащиеся должны иметь
представление об оптической толщине вертикального столба воздуха в земной атмосфере для ясного неба в зависимости от длины волны, связь этой
зависимости с цветом ясного дневного неба. Аналогичные данные
представляются для атмосферного аэрозоля, межпланетной и межзвездной пыли, дается представление о зодиакальном свете, темных туманностях.
Рассматривается также явление атмосферной рефракции, ее зависимость
от зенитного расстояния, эмпирическая формула и область ее применения,
эффекты удлинения дня и изменения формы Солнца и Луны вблизи горизонта. На основе зависимости рефракции от длины волны объясняется явление «зеленого луча».
1.4.3. Законы излучения.
Интенсивность излучения. Понятие спектра. Излучение абсолютно черного
тела. Формула Планка. Приближения Релея-Джинса и Вина, области их
применения. Распределение энергии в спектрах различных астрономических
объектов.
Рассмотрение вопроса начинается с полного определения интенсивности
излучения и его спектра как зависимости интенсивности на единицу длины волны (частоты) от длины волны (частоты) излучения. На базе сделанных определений постулируется (без вывода) спектральная зависимость интенсивности излучения абсолютно черного тела, выраженная функцией Планка. Устанавливается связь между функцией Планка и пройденными ранее законами Стефана-Больцмана и Вина. Из функции Планка получаются приближения Релея-Джинса и Вина, обозначаются области их применения.
Дается представление о том, спектры каких астрономических объектов
близки к функции Планка (это, прежде всего, звезды), а у каких они кардинально отличаются (газовые туманности, солнечная корона, свечение ночного неба и полярные сияния).
1.4.4. Спектры звезд.
Основы спектрального анализа. Линии поглощения в спектрах звезд,
спектральная классификация. Атмосферы Солнца и звезд. Фотосфера и
хромосфера Солнца.
Рассмотрение вопроса начинается с того факта, что спектры звезд хоть и близки к функции Планка, но все же отличаются от нее. Отличие заключается, прежде всего, в наличии спектральных линий поглощения – уменьшения интенсивности в некотором интервале длин волн. От учащихся требуется понимание, что каждая линия соответствует некоторому химическому элементу, атом или ион которого эффективно поглощает излучение данной длины волны. При этом соотношение интенсивности линий одного элемента характеризует температуру поверхности
звезды, причем, в отличие от показателя цвета, эта оценка уже не будет зависеть от межзвездного поглощения.
Спектральный анализ позволяет разбить все звезды на спектральные
классы. Учащиеся должны знать 7 основных спектральных классов звезд (знание дополнительных классов не обязательно). Спектральный класс часто откладывается вместо показателя цвета по оси абсцисс диаграммы Герцшпрунга-Рассела.
От школьников также требуется знание температуры и спектрального
класса Солнца, наиболее примечательных линий в его спектре и
соответствующих им химических элементов. Полезно представление о спектрах звезд других спектральных классов. Необходимо также понятие о солнечной хромосфере как нижнем слое атмосферы Солнца, знание температуры, условий наблюдения и вида спектра хромосферы, содержащим, наоборот, линии излучения.
1.4.5. Спектры излучения разреженного газа.
Представление о спектрах солнечной короны, планетарных и диффузных
туманностей, полярных сияний.
Спектры объектов, перечисленных в формулировке пункта, содержат так
называемые запрещенные линии излучения. Механизм излучения в запрещенной линии выходит за рамки описываемой программы. Школьники должны представлять только один основополагающий факт: атом может излучать в запрещенной линии, только если за характерное время излучения (порядка нескольких секунд) он не столкнется с другим атомом или электроном. Такие условия выполняются в разреженном газе, к примеру, в солнечной короне, в туманностях и в верхних слоях земной атмосферы. Запрещенные линии не могут наблюдаться в спектре плотного газа, из которого состоят звезды.
Учащиеся должны иметь общее представление об атомах и ионах,
обычные и запрещенные линии которых наблюдаются в спектрах разреженной газовой среды, и о непрерывном спектре солнечной короны, образованном рассеянием солнечного излучения на свободных электронах и на частицах межпланетного пространства.
1.4.6. Представление о внутреннем строении и источниках энергии Солнца и звезд.
Ядерные источники энергии звезд, запасы ядерной энергии. Выделение энергии при термоядерных реакциях. Образование химических элементов в недрах звезд различных типов, в сверхновых звездах (качественно).
Рассмотрение данного пункта начинается с полного определения звезды, как
устойчивого газового тела, излучающего энергию за счет реакций термоядерного синтеза. Пункт программы предусматривает общие сведения об источнике энергии звезд, которая обеспечивает нагрев звезды и препятствует ее гравитационному сжатию. Учащиеся должны знать уравнения термоядерных реакций протон-протонного цикла, основного для звезд солнечного типа, иметь представление также об углеродном цикле превращения водорода в гелий, идущем в недрах более массивных звезд главной последовательности. Знание КПД термоядерных реакций (количество выделяемой энергии на единицу массы сгорающего водорода) и доли водорода, участвующей в реакциях, позволяет оценить запас термоядерной энергии звезд.
Школьники также должны иметь представление о дальнейшем синтезе
тяжелых элементов вплоть до железа в недрах массивных звезд после окончания горения водорода и последующего сжатия ядра звезды. Массивные звезды, вспыхивающие в конце своей жизни как сверхновые, выбрасывают в окружающее пространство химические элементы тяжелее железа, для синтеза которых необходимы затраты энергии.
Пункт программы включает в себя схемы внутреннего строения Солнца и
звезд различного типа, механизмы переноса энергии от центра в различных слоях звезд.
1.4.7. Эволюция Солнца и звезд.
Стадия гравитационного сжатия при образовании звезды. Время жизни звезд различной массы. Сверхновые звезды. Поздние стадии эволюции звезд: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. Гравитационный радиус. Пульсары. Вопрос включает в себя представление о разных этапах в жизни звезды и процессах, происходящих в ее недрах в каждом из этапов.
Первый этап – стадия гравитационного сжатия при образовании звезды.
Ядерные реакции в недрах еще не начались, звезда излучает за счет своего сжатия и высвобождения гравитационной энергии. Учащиеся должны уметь оценивать время гравитационного сжатия и величину энерговыделения звезды в этот период в зависимости от массы, размеров и температуры протозвездного облака.
Следующий этап, занимающий большую часть времени жизни звезды –
период нахождения на главной последовательности. В недрах звезды происходит горение водорода. Зная соотношение «масса-светимость» для звезд главной последовательности и величину ядерных запасов энергии звезды, учащиеся могут оценить время жизни звезд разной массы на главной последовательности.
Необходимо обратить особое внимание школьников на малое время жизни
массивных звезд, что является причиной отсутствия соответствующей части главной последовательности на диаграмме Герцшпрунга-Рассела старых шаровых скоплений и дает возможность оценивать по этой диаграмме возраст скопления.
По окончании горения водорода звезда перемещается на диаграмме
Герцпрунга-Рассела в область красных гигантов. Звезда состоит из плотного гелиевого ядра и разреженной оболочки. В зависимости от массы звезды в ядре может идти синтез более тяжелых элементов.
Поздние стадии эволюции звезды также зависят от ее массы. Звезды
солнечного типа сбрасывают оболочку, оставляя плотное гелиевое ядро – белый карлик. Более массивные звезды испытывают гравитационный коллапс, взрываясь как сверхновые звезды. На месте такой звезды может остаться сверхплотная нейтронная звезда или черная дыра. Сверхновой звездой может стать и белый карлик, входящий в тесную двойную систему с перетеканием массы на плотный компонент.
Учащиеся должны представлять положение звезд разной массы в
различные периоды жизни на диаграмме Герцшпрунга-Рассела, знать
характерные массы и размеры белых карликов и нейтронных звезд, величину
гравитационного радиуса, при сжатии до которого звездный остаток
превращается в черную дыру. Кроме этого, школьникам должны быть известны наблюдательные проявления нейтронных звезд (пульсары различных типов) и черных дыр в двойных системах. Участники должны иметь представление об аккреции вещества на сверхплотные объекты как источнике энергии ярчайших рентгеновских и гамма-источников в Галактике.
1.4.8. Строение и типы галактик.
Наша Галактика. Ближайшие галактики. Расстояние до ближайших галактик.
Наблюдательные особенности галактик. Состав галактик и их физические
характеристики. Вращение галактических дисков. Морфологические типы
галактик. Активные ядра галактик, радиогалактики, квазары.
Пункт включает в себя представление о типах и свойствах галактик во
Вселенной. Анализ начинается с нашей Галактики, ближайших похожих на нее галактик (Туманность Андромеды, Туманность Треугольника), а также других близких галактик (например, Большое и Малое Магеллановы Облака).
На основе существующей в настоящее время системы классификации
галактик исследуются галактики разных морфологических типов, отмечается их различие по массам, относительному вкладу газа и молодых звезд, динамическим характеристикам. Выделяются группы взаимодействующих галактик и галактик со спутниками.
Для галактик с наличием диска дается представление о распределении
массы в диске и зависимости орбитальной скорости от расстояния до центра.
Показывается наличие темного гало, оказывающего сильное влияние на вращение галактики. Дается представление о баре, механизме возникновения спиральных ветвей.
Вопрос включает в себя также общие сведения о центральных телах
галактик, активных ядрах и квазарах, источниках активности ядер и их
наблюдательных проявлениях в различных диапазонах спектра.
1.4.9. Строение и типы галактик.
Определение расстояний до галактик. Сверхновые I типа. Красное смещение в спектрах галактик. Закон Хаббла. Скопления галактик. Представление о
гравитационных линзах (качественно). Крупномасштабная структура
Вселенной. Реликтовое излучение и его спектр.
Один из вопросов, освещенных в данном пункте программы – измерение
расстояний до далеких галактик, в которых нельзя проводить фотометрию
отдельных звезд – цефеид, являющихся основой для измерений расстояний на меньших масштабах. Эту проблему решают сверхновые звезды I типа в далеких галактиках, у которых абсолютная звездная величина в максимуме светимости связана с особенностями кривой блеска и может быть измерена.
Фундаментальный закон Хаббла, являющийся основой современной
космологии, связывает скорость удаления галактики и расстояние до нее
линейной зависимостью, коэффициент пропорциональности которой называется постоянной Хаббла. Учащиеся должны иметь представление, с каких расстояний начинает действовать этот закон. Вместо лучевой скорости обычно используется величина красного смещения спектральных линий за счет эффекта Доплера.
Школьники должны быть ознакомлены с элементами специальной теории
относительности, позволяющей связывать красное смещение и лучевую скорость как при малых скоростях (где можно пользоваться упрощенной линейной формулой), так и при скоростях, приближающихся к скорости света.
Вопрос включает в себя представление о характерных размерах и
взаимных расстояниях скоплений галактик, предельные величины красных
смещений, на которых в настоящее время наблюдаются галактики, сверхновые I типа и квазары, основы динамики галактик и скоплений галактик, в частности, наличие скрытой массы в скоплениях галактик. Дается представление о явлении гравитационного линзирования на далеких галактиках и о влиянии, которое оно может оказать на наблюдаемые характеристики самых удаленных объектов Вселенной.
Заключительная часть вопроса состоит в анализе свойств реликтового
излучения Вселенной, его спектра и природы. Рассмотрение основ космологии можно завершить обзором моделей «открытой» и «закрытой» Вселенной, этапов эволюции Вселенной и возможных сценариев ее будущего развития.
1.4.10. Приемники излучения и методы наблюдений.
Элементарные сведения о современных методах фотометрии и спектроскопии.
Фотоумножители, ПЗС-матрицы. Использование светофильтров. Прием
радиоволн. Угловое разрешение радиотелескопов и радиоинтерферометров.
Вопрос требует от учащихся представления об общих принципах работы,
преимуществах и недостатках различных приемников излучения (глаз,
фотографическая эмульсия, фотоэлектронные умножители, ПЗС-матрицы), факторах, учет которых необходим при фотометрических или спектральных исследованиях: поглощение света в атмосфере, фон ночного неба, особенности спектральной чувствительности приемников излучения…
Даются общие представления о методах астрономических наблюдений в
других диапазонах электромагнитного спектра, в частности, в радиодиапазоне, сведения о методе радиоинтерферометрии со сверхдлинной базой (РСДБ), дающем наилучшее угловое разрешение в настоящее время.
1.4.11. Дополнительные вопросы.
Дополнительные вопросы по математике: основы метода приближенных
вычислений и разложений в ряд. Приближенные формулы для cos x, (1+x)n,
ln (1+x), ex в случае малых х.
Дополнительные вопросы по физике: Элементы специальной теории
относительности. Релятивистская формула для эффекта Доплера. Гравитационное красное смещение. Связь массы и энергии. Основные 0 k свойства элементарных частиц (электрон, протон, нейтрон, фотон). Квантовые и волновые свойства света. Энергия квантов, связь с частотой и длиной волны. Давление света. Спектр атома
водорода. Космические лучи. Понятие об интерференции и дифракции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.
Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...
Рабочая программа и тематическое планирование элективного курса по подготовке к ОГЭ 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для вып...
Рабочая программа и тематическое планирование Курса внеурочной деятельности Подготовка к ОГЭ
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»,- Приказ минобрн...
Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01
Рабочая программа и тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...
Рабочая программа и тематическое планирование ПМ 01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа ..."
Материал содержит рабочую программу ПМ.01, тематическое планирование МДК 01.01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий средств измерений..." рабочую программу учебной и произ...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)...
Тематическое планирование подготовки обучающихся к Олимпиаде по предмету «История».
Предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему ...