Программа подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде по биологии
методическая разработка по биологии
Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей, выдвигают задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В ПРЕДМЕТНОЙ
ОЛИМПИАДЕ ПО БИОЛОГИИ
РАЗРАБОТЧИК:
учитель высшей категории
С.А.Ширина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы
Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей, выдвигают задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых.
Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает, на мой взгляд, участие школьников в предметных олимпиадах. Главная их задача, по моему мнению, заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьной дисциплины и выявлению талантливых учащихся.
Школьные конкурсы исследовательских проектов «Шаг в будущее», « Шаг в будущее. Юниор», «Леонардо», «Молодые исследователи», «Экоштурм», городской интеллектуальный марафон хорошо известны школьникам Сургута и ХМАО-Югры.
Участие школьников в заочных олимпиадах окружного, Всероссийского и Международного уровней имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
ВВЕДЕНИЕ
Предметные олимпиады по биологии позволяют школьникам, да и учителю тоже, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования и педагогической практики.
Олимпиады охватывают обширный круг знаний по школьному курсу биологии и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель. Олимпиады всегда привносят в изучение предмета творческое начало. Дети, начинающие интересоваться наукой, не должны оставаться без внимания и помощи в развитии творческого мышления.
По биологии проводятся внутришкольные, городские, окружные, российские и международные олимпиады. В них принимают участие учащиеся 5–11-х классов (наряду с этими традиционными научно-образовательными испытаниями также проводятся дистанционные олимпиады и конкурсы по биологии, охватывающие профили: медико-биологический, естественнонаучный). В некоторых случаях проводятся даже олимпиады среди учащихся классов развивающего и корректирующего обучения и другие состязания школьников
Проведению олимпиад должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним. Как показывает опыт работы, процесс подготовки к олимпиадам и конкурсам должен начинаться с начала учебного года. Для подготовки учитель отбирает в каждом классе группу учащихся из 3–5 человек, интересующихся предметом и достигающих наилучших результатов в обучении.
Подготовка школьников к олимпиадам должна осуществляться в школе под руководством учителя. В некоторых случаях со школьниками работают преподаватели вузов, ресурсных центров, которые курируют одаренную молодежь. Например, в образовательном учреждении есть профильные классы, занятия в которых ведут преподаватели Сургутского государственного университета, Сургутского педагогического университета, Сургутского медицинского колледжа. Эти педагоги, как правило, также выступают в качестве кураторов, оказывающих подготовку к олимпиадам. Подготовка школьников к олимпиадам и успешное выступление обучающихся являются одними из показателей качества работы учителя.
Задания для олимпиад и конкурсов разрабатываются и утверждаются методическими объединениями учителей-предметников не позднее чем за 2-3 недели до проведения олимпиады.
Вариант олимпиадных заданий для любого класса по предмету включает вопросы из разных курсов данной дисциплины, а не только из тех, которые изучаются в школе на определенном возрастном этапе.
Победителем олимпиады или конкурса может стать только тот учащийся, который хорошо ориентируется в разных областях той или иной дисциплины. Так, на одной из школьных олимпиадах вариант заданий по биологии для 9 класса, например, включал вопросы по анатомии и физиологии человека, зоологии, ботанике и охране природы.
Задания школьной олимпиады содержат, как правило, вопросы и упражнения различных типов и степени сложности. В них должно быть несколько более простых, так называемых «утешительных» вопросов для менее подготовленных, или впервые участвующих в олимпиаде школьников. Наличие в олимпиадных заданиях более легких вопросов я считаю обязательным, так как, поставив перед новичками очень сложную задачу, учитель рискует навсегда утвердить в них неверие в свои силы со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Сложные вопросы олимпиады должны играть главную роль в отборе победителей школьного тура олимпиады. Их решение требует от участников олимпиады большого напряжения сил, и с ними могут справиться лишь те учащиеся, которые находятся на достаточно высокой ступени интеллектуального развития и овладения системой знаний по биологии.
Приведу основные типы заданий, используемые при составлении школьных олимпиад:
- Задачи, требующие мобилизации имеющейся в памяти информации;
- Вопросы с рисунками и схемами;
- Задачи типа «найди ошибку»;
- Вопросы на наблюдательность;
- Вопросы на перечисление;
- Вопросы о функциях;
- Упражнения о способах решения задачи;
- Задания на сопоставление;
- Вопросы на глобальные связи;
- Задания, требующие выдвижения гипотез;
- Задания-тесты (именно они в последние годы получают все большее распространение среди олимпиадных заданий, они позволяют в максимальной степени формализовать ответ учащегося, что существенно облегчает проверку и сравнение результатов и делает их более объективными) и др.
Сложность и оригинальность олимпиадных задач требует продуманного подхода при подготовке участника олимпиады: ненавязчивость и добровольность, высокая мотивация обучения, продуманность и систематичность занятий. Для эффективности работы необходимо использовать различные приёмы: погружение (индивидуальная работа при поиске возможного решения поставленной задачи), обмен опытом (работа в двойках, обмен и критика возникших идей), мозговой штурм (обсуждение решений четвёркой), подсказка (беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением), консультация (консультация у более опытных товарищей или консультация учителя).
Победители внутришкольных олимпиад готовятся к городским олимпиадам. Подготовка к городскому туру олимпиады требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень его владения фактическим материалом различных разделов того или иного школьного курса, уровень сформированности познавательной самостоятельности, творческий потенциал, особенности мышления и другие факторы. После разработки программы начинается ее последовательная реализация. Работа ведется по всем разделам школьного курса, при этом рассматриваются задания разной степени сложности, структуры и характера.
Безусловно, работа по подготовке школьника к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает большую самостоятельную работу ученика с дополнительной литературой, в том числе и по поиску ответов на вопросы и задания, предлагаемые учителем. Во всей этой работе кроется огромный потенциал для развития познавательных сил школьника-участника олимпиады.
Победители городских предметных олимпиад готовятся для участия в окружных олимпиадах. Порядок подготовки школьников к окружным олимпиадам остается примерно таким же, как при подготовке к городским олимпиадам, но задания и вопросы, рассматриваемые при этом, являются более сложными. В подготовке учащихся к областным олимпиадам широко используются задания олимпиад прошлых лет.
Итак, подготовка школьников к олимпиадам заключается, на наш взгляд, не столько в «наполнении и накачивании» их дополнительными знаниями (они и так знают достаточно много), сколько предполагает широкое использование заданий творческого характера, предполагающих оригинальное решение различных научных проблем.
Олимпиады, как показывает педагогический опыт, обладают огромным потенциалом для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то есть способствуют достижению основных целей обучения в школе.
Таким образом, главное в вопросах олимпиад и конкурсов – это творческий характер заданий, требующих проявить школьникам навыки познавательной самостоятельности.
Успешное выступление школьников в олимпиадах и конкурсах определяется не только работой учителя-предметника или преподавателя вуза, курирующего потенциального абитуриента, но и деятельностью администрации учебного заведения, создающей в конечном итоге условия для качественной подготовки школьника к олимпиаде.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И УЧАСТИЮ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДМЕТНЫХ ШКОЛЬНЫХ ОЛИМПИАДАХ
При подготовке к олимпиаде необходимо следовать определенной системе.
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога).
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которой вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Создание творческих групп, команд школьников, готовящихся к олимпиадам, которые позволяют:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
Планирование работы:
- при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстроить индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- предусмотреть возможность отдыха, релаксации;
- основная форма работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
Расширение кругозора учащихся:
- чтение книг, журналов;
- работа в Интернете;
- дистанционная подготовка;
- участие в интенсивных школах и т.д.
Работа руками:
- Развиваем умения непосредственно работать с лабораторным
оборудованием, приборами, веществами, реактивами и т.д.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности;
- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность;
- испытывают радость от умственного труда;
- для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметной подсистемы работы с одаренными детьми.
- Признание педагогом того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Для обеспечения успешной подготовки школьников к предметным олимпиадам, необходимо организовать данный вид работы в течение всего учебного года. Предлагаю годовой план работы, который позволит структурировать и координировать работу при подготовке к олимпиаде.
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам
№ | Планируемое мероприятие | Срок | Ответст венный | Планируемый результат |
1 | Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности | май, начало сентября | педагог-психолог | Карта одаренности на каждого ребенка |
2 | Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам | февраль | учитель-предметник, зам.директора по УВР, педагоги дополнительного образования, социальные партнеры | Проект программы |
3 | Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми | февраль - сентябрь | заместитель директора по УВР, директор школы |
|
4 | Утверждение расписания курса по выбору и факультатива, нацеленного на развитие интеллектуальных способностей учащихся | сентябрь | Заместитель директора по УВР, директор школы | Утвержденное расписание занятий курсов по выбору и факультативов |
5 | Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предмету | сентябрь | Руководитель МО естественнонаучных дисциплин, заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка |
6 | Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д. | в течение года согласно плану работы ОУ | Руководитель МО естественнонаучных дисциплин, заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в данных мероприятиях – 90-100% |
7 | Организация участия одаренных детей в школьном и городском этапах Всероссийской олимпиады школьников | согласно плану работы ОУ | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в мероприятии – не менее 9% |
8 | Создание системы дистанционного участия детей в предметных дистанционных олимпиадах | в течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, | сертификаты участников, дипломы |
9 | Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет | в течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | График работы компьютерного кабинета |
10 | Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» -http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» -http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html) | в течение года | Школьный библиотекарь, учителя-прдметники | Читают интернет-журнал – 24% |
11 | Работа с педагогическими кадрами. Семинары по теме: «Особенности обучения одаренных детей» | в течение года | Заместитель директора по УВР, руководитель МО естественнонаучных дисциплин | Повышение уровня педагогического мастерства с одаренными детьми у 32% учителей |
12 | Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения» | по плану ОУ | Заместитель директора по УВР, классные руководители | 10% родителей оказывают ощутимую помощь в работе с одаренными детьми |
13 | Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня | в конце года | Заместитель директора по УВР, учителя -предметники |
|
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Приложение 1
Для наилучшего планирования работы по подготовки к олимпиадам предлагаю перечень тем по основным общеобразовательным предметам, успешное усвоение которых необходимо школьникам для участия в олимпиадах.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПО БИОЛОГИИ
Вирусы, бактерии, грибы, лишайники
Вирусы
Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Вирусы – возбудители болезней.
Бактерии
Строение, размножение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий. Роль бактерий в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
Грибы, лишайники
Общая характеристика и классификация грибов. Роль грибов в природе, хозяйстве, медицине.
Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайника в природе.
Растения
Клеточное строение растительного организма
Особенности строения растительной клетки. Клеточное строение растений.
Ткани растений (строение и функции).
Общее знакомство с цветковыми растениями
Цветковое растение и его органы: корень и побег. Разнообразие корневых систем. Строение и видоизменение побегов. Строение цветка. Соцветия. Плоды и семена. Способы распространения семян.
Фотосинтез. Дыхание.
Классификация растений.
Низшие и высшие растения. Отделы высших растений.
Водоросли. Строение и размножение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль в природе. Мхи, папоротники, хвощи и плауны (строение, размножение, циклы развития). Голосеменные (строение, размножение, распространение, происхождение, значение в природе). Покрытосеменные. Класс Двудольные растения. Класс Однодольные растения. Семейства Двудольных и Однодольных растений. Общая характеристика семейств.
Размножение растений
Размножение и его значение. Способы размножения.
Растения и окружающая среда
Растение – целостный организм. Роль растений в природе и жизни человека.
Развитие растительного мира
Основные этапы в развитии растительного мира
Животные
Общие сведения о животном мире
Особенности строения клеток животных. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных.
Одноклеточные животные
Общая характеристика одноклеточных животных. Тип Саркожгутиковые. Классы Саркодовые и Жгутиковые. Особенности строения и жизнедеятельности (пресноводные, морские и паразитические формы). Цикл развития дизентерийной амёбы.
Эвглена зеленая, особенности ее строения и питания. Паразитические жгутиковые.
Класс Споровики. Малярийный паразит. Цикл развития. Многообразие споровиков (токсоплазма, кокцидии).
Тип Инфузории. Инфузория-туфелька. Раздражимость. Балантидий.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные
Общая характеристика. Классификация. Строение, размножение, питание, регенерация, цикл развития (пресноводная гидра). Морские кишечнополостные (коралловые полипы, медузы) и их значение.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви
Тип Плоские черви. Общая характеристика, классификация. Общая схема циклов развития сосальщиков и ленточных червей. Многообразие видов (печёночный сосальщик, кошачий сосальщик, широкий лентец, бычий цепень, эхинококк, белая планария).
Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Представители. Циклы развития аскариды человеческой, острицы, трихинеллы, ришты. Круглые черви-паразиты растений.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика, классификация. Основные ароморфозы. Дождевой червь, его среда обитания, внешнее строение, передвижение. Ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности. Регенерация. Размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании. Многообразие кольчатых червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа. Классификация. Многообразие моллюсков (малый прудовик, виноградная улитка, слизни, устрица, мидия и др.), их значение в природе, жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа. Классификация. Основные ароморфозы.
Класс Ракообразные. Характеристика класса. Среда обитания ракообразных. Особенности строения, жизнедеятельности: размножение, многообразие ракообразных.
Класс Паукообразные. Характеристика класса. Отряды паукообразных.
Класс Насекомые. Характеристика класса и отрядов. Отряды насекомых. Многообразие. Роль насекомых в природе и в жизни человека.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа. Классификация типа.
Ланцетник. Среда обитания. Особенности строения ланцетника как низшего хордового.
Класс Рыбы
Общая характеристика класса.
Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение, нерест и развитие. Приспособленность рыб к среде обитания. Многообразие рыб. Хозяйственное значение рыб.
Класс Земноводные
Общая характеристика класса и отрядов. Основные ароморфозы. Происхождение.
Класс Пресмыкающиеся
Общая характеристика класса. Основные ароморфозы. Особенности строения, поведения. Многообразие земноводных. Происхождение.
Класс Птицы
Общая характеристика класса. Ароморфозы. Отряды птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, поведение птиц. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Происхождение птиц. Роль птиц в природе и жизни человека.
Класс Млекопитающие
Общая характеристика класса. Ароморфозы. Подклассы и отряды млекопитающих, их характеристика, представители. Особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение млекопитающих.
Эволюция животного мира
Человек и его здоровье
Общий обзор организма человека
Значение знаний о строении, жизнедеятельности организма человека и гигиене для охраны его здоровья. Человек и окружающая среда.
Органы и системы органов. Строение клетки (мембрана, цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии и другие органеллы). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Рефлексы. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма. Организм – единое целое.
Опорно-двигательная система
Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав, строение и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей. Кости скелета туловища, кости черепа.
Мышцы, их функции. Особенности строения скелетной мускулатуры. Основные группы мышц. Работа мышц.
Болезни опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Внутренняя среда организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Группы крови. Иммунитет.
Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Регуляция работы сердца. Круги кровообращения, лимфообращение.
Болезни крови и системы кровообращения.
Дыхание
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Механизм дыхания. Регуляция дыхания.
Болезни органов дыхания.
Пищеварение
Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения. Преобразование пищи в отделах пищеварительного тракта. Зубы. Регуляция пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них.
Болезни органов пищеварения.
Обмен веществ и энергии
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Влияние алкоголя и токсических веществ. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.
Выделение
Органы мочевыделительной системы. Строение почки и нефрона. Образование мочи.
Болезни органов мочевыделительной системы.
Кожа
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Гигиена кожи. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях, электрошоке.
Железы внутренней секреции
Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны. Внутрисекреторная деятельность желез внутренней секреции.
Примеры эндокринных заболеваний.
Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность
Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.
Строение и функции спинного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Кора больших полушарий, функции зон коры.
Вегетативная нервная система (строение, функции).
Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена.
Роль И.И. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.
Безусловные и условные рефлексы. Особенности образования.
Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.
Болезни, связанные с нарушением нервной системы.
Общая биология
Уровни организации живого. Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы.
Эволюционное учение
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Микроэволюция. Факторы эволюции. Видообразование. Макроэволюция. Пути и направления эволюции. Биологический прогресс и регресс.
Развитие органического мира
Краткая история развития органического мира. Теории возникновения жизни на Земле.
Происхождение человека
Характеристика этапов антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы.
Основы экологии
Предмет и задачи экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный, их комплексное воздействие на организм. Структура экосистемы. Цепи питания. Экологические пирамиды. Экологическая ниша.
Основы учения о биосфере
Биосфера. В.И. Вернадский о возникновении биосферы. Граница биосферы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество и его функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Ноосфера.
Основы цитологии
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица организма. Строение клетки и её органелл. Особенности строения клеток прокариот и эукариот.
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Биополимеры, их строение и функции.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его этапы.
Пластический обмен. Пластический обмен у аутотрофных и гетеротрофных организмов. Фотосинтез. Хемосинтез. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Деление клетки – основа размножения и индивидуального развития организмов. Митотический цикл. Митоз. Мейоз.
Половое и бесполое размножение организмов. Гаметогенез.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие на примере многоклеточного животного. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.
Основы генетики
Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные методы генетики.
Основы молекулярной генетики. Строение и функции нуклеиновых кислот. Реакции матричного синтеза. Характеристика генетического кода. Репликация ДНК. Транскрипция. Трансляция. Ген, признак, генотип, фенотип. Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности Менделя и Моргана. Формы взаимодействия генов. Закон расщепления. Закон независимого наследования. Наследование признаков, сцепленных с полом. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Цитологические основы закономерностей наследования.
Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека.
Формы изменчивости. Модификационная, комбинативная и мутационная изменчивость. Репарация ДНК. Генетика популяций.
Основы селекции
Центры происхождения культурных растений. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости. Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, искусственный мутагенез. Гетерозис. Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения.. Отдаленная гибридизация домашних животных. Биотехнология и ее основные направления: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия. Значение биотехнологии для селекции. ГМО.
Рекомендуемая литература по биологии.
- Биология: Для поступающих в вузы. // Под ред. В.Н. Ярыгина. - М.: Высшая школа, 2013.
- Биология. Новейший справочник. // Под ред. Н.В. Чебышева.- М.: Махаон, 2007.
- Биология. Пособие для поступающих в вузы // Под редакцией Чебышева Н.В.- М.: 2010
- Богданова T.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Биология. Полный курс. В 3-х томах.-М., ОНИКС, 2005.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. - Биология (Т.1, 2, 3). - М.: Мир, 1990, 1996.
- Каменский А.А., Соколова Н.А., Валовая М.А. «Основы биологии» ( полный курс общеобразовательной средней школы) из –во Экзамен. Москва 2004 - 446с.
- Калинова Т.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. «Отличник ЕГЭ. Биология» / ФИПИ – М: Интеллект – центр, 2010 – 256с.
- Кириленко А.А. «Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ»/ Ростов н/Д: Легион, 2011 – 176с.
- Общая биология. Таблицы. Схема. Гигани О.Б.-М., Владос, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах
В данной работе приведены задания (4 занятия), используемые в практике подготовки обучающихся средней и старшей школы для участия в предметных олимпиадах. Задания есть практическая часть системы...
Проект - программа работы учителя с одарёнными детьми в сельской школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах: «Via scientiarum (дорога знаний)»
Данный проект-программа является системой работы учителя-предметника , направленной на успешную подготовку учеников к выступлению на предметных олимпиадах. Опробировано....
результаты участия в предметной олимпиаде
результаты участия в предметной олимпиаде...
Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 9 класс.
Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» рассчитана на учащихся 9 класса. Тематическое планирование учебного...
Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 11 класс.
Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» для 11 класса. Тематическое планирование учебного материала при 1 з...
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...
Программа "Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах"
Программа предназначена для работы со школьниками, имеющими склонности к предмету и желающих пополнить не только базовые знания по географии, но и изучать предмет углубленно с целью успешного применен...