Статья: "Программа подготовки учащихся к олимпиаде по биологии"
статья по биологии (11 класс) на тему

Ильина Ирина Леонидовна

В статье разработана прогрмма подготовки учащихся к олимпиадам муниципального и регионального уровней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_programma.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Программа подготовки учащихся к олимпиадам по биологии.

Предметные олимпиады школьников являются одной из  наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам, которая способствует подготовке учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции.

Олимпиада для школьников – это конкурс на лучшие знания по предмету, лучшую творческую работу. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться  силами, узнать неизвестное. Предметные олимпиады призваны решать задачи, связанные с выявлением одаренных детей, повышением эффективности обучения. Формированием активной личности, творческих способностей учащихся.

Предлагаемая программа предназначена для учащихся старшей ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению биологии. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний.

В процессе подготовке к олимпиаде учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса подготовки заключается в том, что он поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по биологии, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по биологии. Отличительной особенностью курса подготовки к олимпиаде является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.

Данная программа способствует индивидуализации процесса обучения. Она ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении биологии, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Программа расширяет и углубляет знания по биологии, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.

Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Ознакомить с форматом олимпиады.

Развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий.

Создать индивидуальную   программу     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающую  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики до творчества.

Изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам биологии, которые входят в основные части олимпиады.

Уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач.

Использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

Краткая характеристика олимпиадных задан

Региональный этап Всероссийской олимпиады по биологии проводится в два тура: теоретический и практический.

В содержание теоретического тура включались разнообразные тестовые задания, охватывающие следующие разделы предмета «Биология»:

Система органического мира. Царство бактерий. Царство грибов. Царство растений. Царство животных. Многообразие и эволюция живой природы. Признаки живых организмов. Человек и его здоровье. Организм и окружающая   среда. Экология. Микробиология и биотехнология. Биология как наука. Методы научного познания. Теория эволюции. Биология клетки. Цитология. Молекулярная биология. Биохимия. Генетика.

Цель первого тура – определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады. Цель второго тура – определение уровня подготовленности участников к осуществлению практической деятельности в сфере биологии. Участники должны показать умения работать с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведение простейших экспериментальных исследований, задания на решение генетических, экологических задач и задач по теории эволюции органического мира. Содержание заданий проверяет не только знания школьников, но и их умения решать различные биологические проблемы, проводить простейшие научные эксперименты.

Система подготовки участников олимпиад:

базовая школьная подготовка по предмету;

подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Основные этапы работы с учащимися при подготовке к олимпиаде

1. Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через: наблюдения в ходе уроков; организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам; оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.Создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет: реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников; уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.Планирование работы. Для этого выстраиваются индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий); предусматривается возможность отдыха, релаксации; основной  формой работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширение кругозора учащихся: чтение книг, журналов, работа в Интернете, участие в интенсивных школах и т.д.

5.Практические работы. Развитие умений непосредственно работать с инструментами, веществами, гербариями, микропрепаратами, реактивами,  приборами и т. д.

План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам

мероприятие

срок

ответственный

1.Изучение интересов, способностей учащихся

2.Создание банка данных одарённых детей 

3.Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам        

4.Разработка индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся

5.Проведение общешкольных олимпиад

6.Участие в муниципальной олимпиаде

7.Повышение квалификации педагогов

7.Организация индивидуальных занятий с теоретической и практической направленностью.

8.Организация внеклассной работы по предмету (кружок, декада, курсы по выбору и факультативы, нацеленные на развитие интеллектуальных способностей учащихся)

9.Углублённая теоретическая подготовка по предмету

10.Упражнение в решении нестандартных задач

11.Организация  исследовательской работы, работы с микропрепаратами

12.Изучение краеведческого материала

13.Текущий контроль  (консультации, рекомендации по выполнению заданий)

14. Участие в краевой олимпиаде

15.Участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня, сетевых олимпиадах

Сентябрь- апрель

Сентябрь- апрель

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Сентябрь- май

Сентябрь- декабрь

Сентябрь- май

Сентябрь- декабрь

Сентябрь- декабрь

Сентябрь- декабрь

Декабрь

Январь

Сентябрь- май

Учителя – предметники

Учителя – предметники

Учителя – предметники

Учителя – предметники

Зам. Директора по УВР

Зам. Директора по УВР

Учителя – предметники

Зам. Директора по УВР

Учителя – предметники

Учителя – предметники

Учителя – предметники

Учителя – предметники

Учителя – предметники

Литература для подготовки к олимпиадам

  1. Агафонова И.Б. Сивоглазов В.И. Биология растений грибов лишайников 10-11кл. – М.; Дрофа, 2007. – (Элективный курс)
  2. Агафонова И.Б. Сивоглазов В.И. Биология животных 10-11кл. – М.; Дрофа, 2009. – (Элективный курс)
  3. Беркимлит М.Б., Глаголев С.М., Голубева М.В. Биология в вопросах и ответах. – М.; Мирос, 1993.
  4. Вахненко Д.В.Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад школьников. – Ростов на Дону; Феникс 2005.
  5. Воронина Г.А. Школьные олимпиады. Биология. 6-9 классы. М.; Айрис-пресс, 2007.
  6. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов; Лицей, 2005.
  7. Каменский А.А., Соколова Н.А., Титов С.А. Биология 1000 вопросов и ответов. Университет Книжный дом, 1998.
  8. Ловкова Т.А. Подготовка к олимпиадам по биологии 8-11 классы. М.; Айрис-пресс, 2008.
  9. Пак Е.Г., Дулин А.Ф. Краевая олимпиада школьников по биологии и экологии. Хабаровск 2010.
  10. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. и др. Биология. Всероссийские олимпиады. Вып.1. – М.; Просвещение, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры

В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...

Программа подготовки учащихся к олимпиадам

Программа предназначена для подготовки учащихся к олимпиадам...

Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"

Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...

Тесты для подготовки учащихся к олимпиаде по биологии и экологии

Тесты для подготовки обучающихся 7-11 классов к олимпиадам по биологии и экологии...

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРОДОЛЖАЕТ КУРС ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ...

Подготовка учащихся к олимпиаде по предмету "Искусство" тесты для учащихся 9-х классов.

При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету "Искусство" бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап)....

Подготовка учащихся к олимпиаде по предмету "Искусство" тесты для учащихся 9-х классов.

При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету "Искусство" бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап)....