Статья: "Программа подготовки учащихся к олимпиаде по биологии"
статья по биологии (11 класс) на тему
В статье разработана прогрмма подготовки учащихся к олимпиадам муниципального и регионального уровней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_programma.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа подготовки учащихся к олимпиадам по биологии.
Предметные олимпиады школьников являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам, которая способствует подготовке учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции.
Олимпиада для школьников – это конкурс на лучшие знания по предмету, лучшую творческую работу. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать неизвестное. Предметные олимпиады призваны решать задачи, связанные с выявлением одаренных детей, повышением эффективности обучения. Формированием активной личности, творческих способностей учащихся.
Предлагаемая программа предназначена для учащихся старшей ступени обучения общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению биологии. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний.
В процессе подготовке к олимпиаде учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса подготовки заключается в том, что он поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по биологии, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по биологии. Отличительной особенностью курса подготовки к олимпиаде является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.
Данная программа способствует индивидуализации процесса обучения. Она ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении биологии, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Программа расширяет и углубляет знания по биологии, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.
Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомить с форматом олимпиады.
Развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий.
Создать индивидуальную программу подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающую его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества.
Изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам биологии, которые входят в основные части олимпиады.
Уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач.
Использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
Краткая характеристика олимпиадных задан
Региональный этап Всероссийской олимпиады по биологии проводится в два тура: теоретический и практический.
В содержание теоретического тура включались разнообразные тестовые задания, охватывающие следующие разделы предмета «Биология»:
Система органического мира. Царство бактерий. Царство грибов. Царство растений. Царство животных. Многообразие и эволюция живой природы. Признаки живых организмов. Человек и его здоровье. Организм и окружающая среда. Экология. Микробиология и биотехнология. Биология как наука. Методы научного познания. Теория эволюции. Биология клетки. Цитология. Молекулярная биология. Биохимия. Генетика.
Цель первого тура – определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады. Цель второго тура – определение уровня подготовленности участников к осуществлению практической деятельности в сфере биологии. Участники должны показать умения работать с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведение простейших экспериментальных исследований, задания на решение генетических, экологических задач и задач по теории эволюции органического мира. Содержание заданий проверяет не только знания школьников, но и их умения решать различные биологические проблемы, проводить простейшие научные эксперименты.
Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Основные этапы работы с учащимися при подготовке к олимпиаде
1. Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через: наблюдения в ходе уроков; организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам; оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет: реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников; уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планирование работы. Для этого выстраиваются индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий); предусматривается возможность отдыха, релаксации; основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширение кругозора учащихся: чтение книг, журналов, работа в Интернете, участие в интенсивных школах и т.д.
5.Практические работы. Развитие умений непосредственно работать с инструментами, веществами, гербариями, микропрепаратами, реактивами, приборами и т. д.
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам
мероприятие | срок | ответственный |
1.Изучение интересов, способностей учащихся 2.Создание банка данных одарённых детей 3.Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам 4.Разработка индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся 5.Проведение общешкольных олимпиад 6.Участие в муниципальной олимпиаде 7.Повышение квалификации педагогов 7.Организация индивидуальных занятий с теоретической и практической направленностью. 8.Организация внеклассной работы по предмету (кружок, декада, курсы по выбору и факультативы, нацеленные на развитие интеллектуальных способностей учащихся) 9.Углублённая теоретическая подготовка по предмету 10.Упражнение в решении нестандартных задач 11.Организация исследовательской работы, работы с микропрепаратами 12.Изучение краеведческого материала 13.Текущий контроль (консультации, рекомендации по выполнению заданий) 14. Участие в краевой олимпиаде 15.Участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня, сетевых олимпиадах | Сентябрь- апрель Сентябрь- апрель Сентябрь Сентябрь Октябрь Ноябрь Сентябрь- май Сентябрь- декабрь Сентябрь- май Сентябрь- декабрь Сентябрь- декабрь Сентябрь- декабрь Декабрь Январь Сентябрь- май | Учителя – предметники Учителя – предметники Учителя – предметники Учителя – предметники Зам. Директора по УВР Зам. Директора по УВР Учителя – предметники Зам. Директора по УВР Учителя – предметники Учителя – предметники Учителя – предметники Учителя – предметники Учителя – предметники |
Литература для подготовки к олимпиадам
- Агафонова И.Б. Сивоглазов В.И. Биология растений грибов лишайников 10-11кл. – М.; Дрофа, 2007. – (Элективный курс)
- Агафонова И.Б. Сивоглазов В.И. Биология животных 10-11кл. – М.; Дрофа, 2009. – (Элективный курс)
- Беркимлит М.Б., Глаголев С.М., Голубева М.В. Биология в вопросах и ответах. – М.; Мирос, 1993.
- Вахненко Д.В.Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад школьников. – Ростов на Дону; Феникс 2005.
- Воронина Г.А. Школьные олимпиады. Биология. 6-9 классы. М.; Айрис-пресс, 2007.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов; Лицей, 2005.
- Каменский А.А., Соколова Н.А., Титов С.А. Биология 1000 вопросов и ответов. Университет Книжный дом, 1998.
- Ловкова Т.А. Подготовка к олимпиадам по биологии 8-11 классы. М.; Айрис-пресс, 2008.
- Пак Е.Г., Дулин А.Ф. Краевая олимпиада школьников по биологии и экологии. Хабаровск 2010.
- Пасечник В.В., Швецов Г.Г. и др. Биология. Всероссийские олимпиады. Вып.1. – М.; Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры
В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...
Программа подготовки учащихся к олимпиадам
Программа предназначена для подготовки учащихся к олимпиадам...
Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"
Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...
Тесты для подготовки учащихся к олимпиаде по биологии и экологии
Тесты для подготовки обучающихся 7-11 классов к олимпиадам по биологии и экологии...
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРОДОЛЖАЕТ КУРС ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ...
Подготовка учащихся к олимпиаде по предмету "Искусство" тесты для учащихся 9-х классов.
При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету "Искусство" бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап)....
Подготовка учащихся к олимпиаде по предмету "Искусство" тесты для учащихся 9-х классов.
При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету "Искусство" бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап)....