Рабочая программа по краеведению: " История Самарского края"
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему
Примерная рабочая программа по краеведению, которая включает в себя история Самарского края с древности и до 21 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта 2004 года, на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, программы по историческому краеведению для 9 класса общеобразовательных школ - составитель Бадртдинов И.А.
Рабочая учебная программа по курсу «Краеведение. История Самарского края» предназначена для обучающихся 9 класса. При составлении рабочей учебной программы учитывались психофизиологические особенности обучающихся данного класса и их учебные возможности, а также наличие опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курсов Отечественной и зарубежной истории с 5 по 9 классы.
Цели учебного предмета «Историческое краеведение»:
- Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
- Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом.
- воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, традициям своего народа, приобщение к ценностям культуры Российского государства.
Специфика предмета:
В данном курсе рассматриваются история Самарского края, персоналии общественных деятелей, ученых, представителей различных конфессий, оказавших влияние на развитие социально-экономической и духовной жизни региона. Значимость программы заключается в возможности акцентировать связь истории зарубежных стран, истории России с историей Самарского края. В соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Основным принципом исторического краеведения является научная объективность, сочетание исторического и культурологического подходов в изложении материала.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основные составляющие учебно – воспитательного процесса:
Изучая историческое краеведение на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания о родном крае, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем родного края.
Целостность и непрерывность означают, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по истории. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (базовый курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами, с историческими картами, составление логических схем, заполнение сравнительных таблиц, решение проблемных задач, работа по вопросам, практическая работа.
Исходя из специфики учебного курса, в учебный план могут быть включены экскурсии, посещение музеев, кино-уроки и азы архиологии.
Исследовательская работа с краеведческой литературой: работа над рефератами, докладами, творческие работы, проектная деятельность, написание эссе.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по истории являются фронтальный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа с историческими документами, тест.
А также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы, тестирование.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, зачетов, защиты проекта, подготовки рефератов.
Изучение каждого раздела завершается повторительно-обобщающими уроками, акцент при этом делается на большую самостоятельную работу учащихся при подготовке опережающего задания.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение. История Самарского края» на этапе основного общего образования в 9 классе 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Ожидаемые образовательные результаты:
В ходе изучения курса «Краеведение. История Самарского края» учащиеся должны сформироваться:
- знания основных дат и событий истории Самарскоговского края;
- знания об истории основания Самары и Самарской губернии;
- знания о развитии края с древности до наших дней;
- знания важнейших достижений культуры и системы ценностей Самарского края;
- знания о развитии и роли своей малой родины в развитие Самарского;
- умения высказывать собственные суждения об историческом наследии народов своего района, края и их роли в истории России и Самарской области ;
- умения использовать знания об историческом пути и традициях народов Самарского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- умения определять приблизительный возраст архитектурных памятников;
- умения ориентироваться в специфике различных наций и народностей, конфессий, представленных в нашем регионе;
- умения объяснять смысл изученных исторических событий и явлений;
- умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов истории края и малой родины;
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Введение | 1 | |||
2 | Самарский край в конце ХVI - начале ХVII в. | 1 | 1 | ||
3 | Самара и Самарский край в начале ХVII – первой четверти ХVIII столетия | 2 | |||
4 | Самарский край во второй половине ХVIII столетия. Развитие населенных пунктов региона. | 4 | 1 | ||
5 | Самарский край в первой половине ХIХ в. | 3 | 1 | ||
6 | Самарский край во второй половине ХIХ столетия | 2 | 1 | ||
7 | Самарский край в период с 1900 по 1917 г. | 5 | 1 | ||
8 | Самарское Поволжье в советскую эпоху | 10 | 1 | ||
9 | Постсоветский период истории Самарского Поволжья | 4 | 1 | ||
10 | Урок - конференция | 2 | 1 | ||
| ИТОГО: | 34 | 7 | 1 |
Основное содержание тематического плана.
Тематический блок, тема учебного занятия | Количество часов |
Введение Что изучает историческое краеведение? Знания об истории региона, своего населённого пункта. Роль региона в истории страны. Самарский край в древности. | 1 |
Самарский край в конце XVI – начале XVII вв. Заселение Самарского края. Этапы колонизации края, факторы, благоприятствующие его освоению. Самара на левом и правом берегу Волги. | 1 |
Самара и Самарский край в начале 17 – первой четверти 18 столетия-2 ч. События «смутного времени» в регионе. Возрастание военно-стратегического значения Поволжья. Рост населения Самарского края, социальные и экономические преобразования этого периода. Образование наместничества. Торгово-транспортное и промышленное значение Самары. Восстания С.Разина и К. Булавина и Самарсский край. Помещичья колонизация правобережья. | 2 |
Самарский край во второй половине ХXIII столетия Национальные факторы в экономическом развитии края. Начало освоения левобережья Самарской губернии. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва в Самарском крае. От города-крепости к образованию наместничества (губернии) | 4 |
Самарский край в первой половине ХIХ в. Массовое заселение Поволжья. Специализация на зерновом производстве. Отрасли сельского хозяйства. Развитие промышленности, торговли, транспорта. Развитие народного образования. Зарождение театральной жизни. Городская архитектура 70-х годов. Религиозные организации Самарсской губернии: структура и деятельность | 3 |
Самарский край во второй половине ХIХ столетия «Великие реформы» в Самарской губернии. Общественное движение в 60-е годы 19 века: «народническое движение», «хождение в народ», землевольческие поселения. Народники и социал-демократы 1880-90 гг. Деятельность либералов и степень их влияния на политическую жизнь Самарской губернии. Социально-экономическое развитие губернии: вторая половина 19-начало 20 вв. | 2 |
Самарский край в период с 1900 по 1917 г. События первой русской революции (1905 – 1907 гг.) в Самарской губернии. Формы народного движение и его специфика. Влияние революционных событий на дальнейшее развитие общественно-политической ситуации в России и крае. Роль П.А. Столыпина в Самарской губернии в 1905 г. Первая мировая война и февральская революция в Самарском крае. Изменение социально-экономического положения в годы войны. Февральская революция 1917 г. Развитие революционного процесса (весна-лето 1917 г.). Установление двоевластия. Культура Самарского края во второй половине XIX - начале XX вв.: народное образование, литература, театры, цирк, кинотеатры, архитектура. Религиозная жизнь региона. Общественные движения: причины, формы, содержание, итоги. Политические лидеры | 5 |
Самарское Поволжье в советскую эпоху Октябрьская революция 1917 г. в Самарской губернии. Переход самарских большевиков к захвату власти. Процесс советизации. Первые социально-экономические мероприятия новой власти. Гражданская война в Самарском крае. Новая экономическая политика в Самарской губернии (1921-1929 гг.). Причины перехода к НЭПу в губернии. Состояние сельского хозяйства и промышленности в этот период. Изменения в социальной структуре общества. Коллективизация и индустриализация и их итоги Культурная жизнь региона: ликвидация неграмотности и развитие образования и науки. Работа культурно-просветительских учреждений в 20-30-гг. Положение религиозных организаций Самарской губернии. Создание АССР немцев Поволжья. Экономическое и культурное развитие автономии в 1920- 1930 –е гг. Самарская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Перестройка промышленности на военный лад. Рост военной продукции. Промышленность и сельское хозяйство в условиях военного времени. Оборонные мероприятия 1941-1943гг. Помощь госпиталям. Ликвидация Немецкой автономии в 1941 году. Учёные и деятели искусства фронту. Материальная и финансовая помощь фронту. Промышленность и сельское хозяйство в послевоенный период (1946-1964 гг.). Освоение целинных земель. Общественная и культурная жизнь. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт в 1965 –1985 гг. Культурное развитие региона. Самарская область в годы перестройки (1985-1991 гг.). Экономическое развитие области. Общественно – политическая жизнь и духовная жизнь. Деятельность религиозных организаций. | 10 |
Постсоветский период истории Самарского Поволжья Становление новых экономических и общественных отношений. Изменения в культурной жизни области. Возрождение утраченных духовных традиций. | 4 |
Резерв | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля, измерители | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Введение | 1 | Беседа | ||
2 | Основание Самары | 1 | Фронтальный опрос | ||
3 | Начальные этапы заселения Самарского края (конец ХVI-ХVII вв.) | 1 | Беседа | ||
4 | Самара и Самарский край в конце ХVII -первой четверти ХVIII в. | 1 | Фронтальный опрос | ||
5 | Население и экономическое развитие Самарского края в середине и во второй половине ХVIII в. | 1 | Фронтальный опрос | ||
6 | Самарский край в годы крестьянской войны 1773-1775 гг. | 1 | Эссе | ||
7-8 | От города-крепости до губернского города. | 2 | Защита эссе, исследований. | ||
9 | Заселение и экономическое развитие в первой половине Х1Х в. | 1 | Фронтальный опрос | ||
10 - 11 | Культура Самарского края в конце ХVIII -первой половине Х1Х в. | 2 | Защита исследований. | ||
12 | Социально-экономическое развитие Самарской губернии | 1 | Фронтальный опрос | ||
13 | Народническое движение в Самарском крае в пореформенный период. | 1 | Беседа | ||
14 | Самарский край в годы первой российской революции (1905-1907 гг.) | 1 | эссе | ||
15 | Самарский край в годы Первой мировой войны и Февральской революции. | 1 | тест | ||
16- 17 | Культура Самарского края второй половины Х1Х – начала ХХ в. | 2 | Беседа | ||
18 | Общественные движения в Самарской губернии. | 1 | Фронтальный опрос | ||
19 | Октябрьская революция в Самарской губернии. | 1 | эссе | ||
20 | Новая экономическая политика в Самарской губернии (1921-1928). | 1 | тест | ||
21-22 | Культурное развитие Самарского региона 1920-е – 1930-е гг. | 1 | Фронтальный опрос | ||
23 | Немецкая автономия на Волге. От возникновения до ликвидации (1918–1941 гг.) | 1 | Составление плана-конспекта | ||
24 | Экономика Самарской области в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) | 1 | Составление плана-конспекта | ||
25 | Всенародная помощь трудящихся Самарской области фронту. | 1 | эссе | ||
26- 27 | Самарская область в 1946-1964 гг. | 2 | Фронтальный опрос | ||
28 | Самаркая область в 1965–1985 гг. | 1 | Фронтальный опрос | ||
29 | Самарская область в годы перестройки (1985 –1991 гг.) | 1 | Фронтальный опрос | ||
30 | Постсоветский период истории Самарского Поволжья. | 1 | Составление плана-конспекта | ||
31- 32 | Символы Самаркой области. | 1 | Фронтальный опрос | ||
33-34 | Урок-конференция. | 1 | Защита творческих работ рефератов, .проектов. |
Информационно – методическое обеспечение:
УМК:
на учебник В.Н. Данилова «История Самарского края с древнейших времен до наших дней», 9 класс, Саратов, ООО «Приволжское издательство, 2009.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
ХРОНОС: Всемирная история в Интернете
Всемирная история: Единое научно- образовательное пространство
История Отечества «СГУ» УМК том 1.882 – 1801 гг. «статпро» 2006
Всеобщая история “CorDis” УМК 2004
Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Электронная энциклопедия «Энциклопедия история России (862-1917 гг.)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по краеведению "История Тверского края" в 9 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, задачи курса, планируемые результаты обучения,основное содержание и список литературы....
Сюжетно-ролевой классный час «Путешествие в историю Самарского края»
Цель. Познакомить учащихся с историей Самарского края и её знаменитыми людьми. Задачи: - образовательные: содействовать в ходе урока усвоению учащимися основных фактов истории Самарской губернии, её...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...
Обзорная экскурсия в краеведческом музее "История Самарского края"
Обзорная экскурсия в краеведческом музее "История Самарского края"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" по ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" для 5-9 классов...
Рабочая программа по краеведению "История Илима - история Сибири"
Рабочая программа по краеведению ориентирована на учащихся средней общеобразовательной школы, рассчитана на базовое (факультативное) изучение. Рабочая прогр...
Рабочая программа курса "Краеведение. По страницам истории Тульского края"
Рабочая программа курса "Краеведение. По страницам Тульского края"(пояснительная записка и планирование курса)...