Творческая мастерская. Деловая игра "Редакция"Юниор"
материал по теме

Творческая мастерская представляет опыт педагога дополнительного образования по организации и создании школьной газеты. В мастерской ребята учатся писать стихи, публицистические тексты, создавать газету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya._delovaya_igra.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая мастерская: Деловая игра «Редакция «Юниор».

Цель творческой мастерской:   представить опыт работы педагога дополнительного образования по организации школьной газеты.

Этапы проведения творческой мастерской:

1.Подготовительно-организационный момент:  

Приветствие, вступительное слово мастера, объявление темы.

Постановка целей и задач.

Презентация своего опыта.

2.Основная часть.

Содержание мастерской, её основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Рекомендации педагога по выполнению практической части мастерской. Показ приемов, используемых в процессе мастерской. Участники выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей. Афиширование - представление выполненных работ.

Практическая часть.

3.Заключительная часть.

Подведение итогов.

Обмен мнениями участников мастерской.

Самоанализ участников.

1.Презентация собственного опыта.

В системе дополнительного образования я работаю с 2004 года. С 2009 года работаю педагогом дополнительного образования. Мы с ребятами создаём школьную газету «Феникс».  Поначалу мы разделились на два коллектива: старшие и младшие (учащиеся средних и старших классов). Старшая группа издавала газету «Феникс», младшая – газету «Жираф». Недавно мы решили объединиться и создавать газету под общим названием «Феникс».

Выбор этих курсов обусловлен тем, что учащиеся с 5 класса на занятиях учатся создавать произведения разных жанров, пишут конкурсные работы, сочиняют стихи, пишут статьи и очерки не только для своей школьной, но и для районной газеты.  Занимаясь на курсе, ребенок может проявить себя, научиться работать с интересным текстом, повысить речевую и письменную грамотность, приобрести навыки работы журналиста.

Я работала по программе «Юный журналист»  и «Литературное творчество».

Цели курсов «Юный журналист»  и «Литературное творчество» - развивать литературно – творческие способности учащихся, познакомить учащихся с текстами разных стилей и жанров, овладеть журналистскими жанрами, научиться создавать газету. Также, основная цель курсов – формирование социально-активной личности с позитивным мироощущением, критическим мышлением и творческими литературно-публицистическими способностями.

Задачи данных курсов:

•        Освоение знаний стилей речи, жанров публицистического стиля.

•        Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.

•        Развитие речевой культуры.

•        Развитие художественного вкуса детей и «чувства меры».

•        Развитие интереса к чтению и желания самостоятельного поиска информации.

•        Расширение детского кругозора.

•        Воспитание информационной культуры детей.

   Учащиеся должны научиться:

•        Создавать тексты журналистских жанров,

•        Общаться с людьми и друг с другом в соответствии с коммуникативными потребностями

•        Пользоваться справочной литературой и словарями

•        Готовить макет газеты

•        Выпускать газету.

2.Практическая часть. Деловая игра «Редакция «Юниор».

Я предлагаю вам сейчас создать очередной номер нашей газеты.

Все вы – сотрудники редакции. Разделитесь на рабочие группы. Каждая группа корреспондентов получает свое задание.

Ребятам очень нравится сочинять стихи и рассказы. Каждый ребёнок в состоянии сочинить стихотворение. У кого-то лучше получается сочинять по заданному шаблону (буриме), по заданной теме, по первой строчке и т.д. Кто-то сочиняет сам. Придумать четверостишие под силу каждому ребёнку.  Далеко не у всех детей получаются стихи, которые сразу можно опубликовывать. Я поощряю ребят, их творчество, и мы выслушиваем каждое придуманное произведение. Затем предлагаем не очень удачные моменты заменить более подходящими фразами, словами. Иногда ребёнок додумывает и изменяет что-то сам.

Задание 1:  Сочинить буриме (даны только последние слова в каждой строчке), озаглавить.

Можно изменять окончания слов. Можно разделить текст на четверостишия и сочинить два разных стихотворения.

            ………………………………………………………………….счастье

            ………………………………………………………………….прекрасно            

            ………………………………………………………………….ненастье    

            ………………………………………………………………….ясно.

            ………………………………………………………………….оглянись

            ………………………………………………………………….в окне

            ………………………………………………………………….улыбнись

            ………………………………………………………………….во сне.

Что такое счастье

Что такое счастье?

Когда всё прекрасно.

За окном ненастье,

А на душе так ясно!

Вокруг попробуй оглянись,

Свет увидишь ты в окне,

Счастью смело улыбнись,

Печаль исчезнет как во сне.

                        Стихотворение ученицы 6 класса Хвостовой Насти

Задание 2.

    Одной из важных тем, которые мы изучаем, является стилистика. Для журналистов основным является публицистический стиль. А какими  особенностями обладает публицистический стиль?  Эти особенности вам известны из школьного курса русского языка. Докажите, что данный текст относится к публицистическому стилю.

Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в данном тексте?

Текст и задания к нему выдаётся каждому участнику.

Текст.

(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как  система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции?  (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

        (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой  широкой  гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика.  (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания

литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

        (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова,  «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять  Ленинграду!

        (9)Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству.  (10)Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин,  или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

         (13)Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования  нашего народа,  нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17)Так должны же  мы как-то отстаивать себя…

(В.Непомнящий)

Укажите, какие средства выразительности используются автором. Найдите их и подчеркните их в тексте.

1. экспрессивный повтор

2. ряды однородных членов

3. развернутые сравнения

4. газетно-публицистическая фразеология

5. разговорные синтаксические конструкции

6.риторические вопросы, восклицания.

7. эпитеты

8. вводные слова.

                                                                 Тихомирова Наташа    8 кл.                                                                                                                                                                            

Задание 3.

А теперь попробуйте сами написать текст-рассуждение на заданную тему. Старайтесь использовать языковые средства публицистического стиля, о которых мы говорили в предыдущем задании.

Тема рассуждения «Первый учитель».

Обязательно озаглавьте свой текст. Можете оставить предложенное заглавие или придумать своё.

Первый учитель.

Как показывает жизнь, всё, что важно для нас, никогда не забывается. Вот и у меня также получается.                                                                                     Все мы когда-то были первоклассниками.  И все помнят своего первого учителя. Кто-то запомнил один выдающийся момент, а кто-то помнит каждое слово учителя. Я сама вспоминаю, как 1 сентября, будучи  первоклассницей, впервые перешагнула порог школы. Какие чувства  испытывали я и мои родители!  Да и что, в принципе, рассказывать. Каждый, наверное, это помнит.

Четыре года мы учились в начальных классах, и это время так  быстро пролетело. В начале пятого класса мы часто навещали первого преподавателя, рассказывали ей всё хорошее и плохое, что случалось с нами. Я до сих пор помню её взгляд. Она смотрела на нас вроде бы как на взрослых, но одновременно и как на маленьких детей. Со временем мы стали ходить к ней всё реже и реже. Вот и возник вопрос. Почему? Как я сказала, к первому учителю мы приходим сказать, что теперь нам нравится, а что не нравится. А по прошествии  ещё одного года  мы вроде бы приспособились к новым условиям. Здесь уже были новые учителя, друзья, другая жизнь. Но всё-таки, мне кажется, нужно  хоть иногда навещать своего первого учителя. Ведь именно этот человек рад нас видеть независимо от того, что мы хотим сказать. Поэтому можно просто заглянуть к преподавателю и сказать:  «Здравствуйте». И вам станет хорошо на душе, и учителю тепло и ясно.

Шлычкова Алёна, 9 б

Моя первая учительница

Когда мы были маленькими, мамы и папы привели нас в первый класс. И первый человек, с которым мы познакомились в школе, была наша первая и самая любимая учительница.

Как мы волновались первого сентября! Ведь это был самый важный день в нашей жизни! Наша учительница была красивая, добрая, умная и справедливая. Мы с первого дня очень её полюбили. Она  нас многому научила, чтобы мы могли идти дальше по жизни легко и без препятствий.

Мы хотим сказать ей огромное спасибо за всё, что она сделала для нас. Быть настоящим учителем - это талант. Ведь учитель должен передать свои знания детям. И мы желаем нашей первой учительнице и всем учителям, чтобы у них всегда были очень хорошие, умные и талантливые ученики.

Дибирова Аида,  8а

Профессия -Учитель

На протяжении вот уже более сорока лет, начиная с 1965 года,  школы в начале октября по-особенному шумны и торжественны, ведь скоро День учителя. Кто не знает этот праздник? Ученики с нетерпением ждут его, чтобы поздравить любимых учителей.

Учитель – профессия, имеющая тысячелетнюю историю, одна из самых уважаемых и ценимых в обществе. Ведь учитель становится близким человеком  с самого первого класса. Это человек, который с раннего детства помогает узнавать новое, еще неизвестное, но такое интересное и познавательное. Учитель первым замечает и первые успехи, и промахи, и первую любовь.

Труд учителей и преподавателей заслуживает глубокого признания и благодарности. А ведь каждый учитель, несомненно, имеет свои воспоминания о школе — любимые и нелюбимые учителя, уроки дни напролет, в которых было немало радости, и те труды, потраченные на учебу и незамысловатые вязи шпаргалок. Вспоминаются и школьные товарищи, с которыми велись разговоры каждую переменку.                          Я  предлагаю родителям и всем учителям на минуту задуматься о том, как изменил их жизнь хороший, добрый, самый любимый учитель, память о котором они сохранили на долгие годы...

Комарова Алена, 11а класс

Учителя и их бремя

Учителя несут бремя нашего просветления, успешно несут. Просто за это мы должны и морально обязаны поблагодарить их во время праздника, который целиком и полностью принадлежит им. Я говорю о Дне Учителя.

В этот особенный и праздничный день хочется пожелать всем учителям (планеты, и особенно нашей школы), чтобы они с такой же грацией и с таким же успехом  (ибо, я надеюсь, что в нашей школе имеются люди, которые по себе знают, что работа, проделанная учителем, успешна), несли знамя умственного и нравственного возвышения.

И мне хочется во всеуслышание заявить: я горд своими учителями!

Надеюсь, что и ты, читающий эти строки ученик, согласишься с моими словами, уверен, согласишься…

Игнат Давыденко, 8б класс

Читаем получившиеся рассуждения. Обязательно отмечаем признаки публицистического стиля. Ребята обмениваются мнениями о прослушанных текстах.

Задание 4.

Одним из важных этапов создания любой газеты, в том числе и школьной, является структурирование материала. Придумайте рубрики, на ваш взгляд, необходимые в школьной газете. Дайте им названия.

Напоминаю ребятам, что рубрика объединяет в себе материалы, связанные одной идеей, темой, событием, информационным поводом и т.д.) Соответственно, главное ее назначение - объявить, обозначить главную тему. Помимо этого рубрики помогают создать более четкую структуру газеты, помочь читателям разобраться и найти необходимые ему по тематике материалы.

Итак, ребята выделили основные рубрики нашей газеты:

Проба пера (рассказы, истории);

Юный поэт (стихи собственного сочинения);

Поздравляем (Статьи, написанные к какому-либо празднику);

Это интересно (материал о самых необычных событиях в мире, интересные факты);

О животных;

Мой любимый уголок Санкт-Петербурга;

Жизнь замечательных людей (факты из биографии знаменитых людей);

Выбираем профессию(информация о популярных профессиях);

Улыбнись (весёлые истории из жизни школы, анекдоты, смешные рецепты);

Отгадайка (ребусы, кроссворды, задачи «с подвохом»);

Темы, не обозначенные рубриками:

Школьная жизнь (о событиях, происходящих в школе, информация о конкурсах, фестивалях, а также о работе ОДОД);

Спорт;

Увлечения;

Мой кумир (о жизни звёзд, любимых певцов и актёров);

Когда ребята определились с рубриками и их названиями, предлагаю соотнести с какой-либо рубрикой, созданный ими сегодня материал.

Получилось, что стихотворение мы помещаем в рубрику «Юный поэт», а рассуждение об учителях в рубрику «Поздравляем» (если газета выходит накануне праздника) или «Проба пера».

3.Заключительная часть.

Итак, все задания выполнены.

Озвучивание результатов.

А теперь скажите, какими качествами нужно обладать нам самим, чтобы издавать интересную, содержательную газету? (Беседа)

  1. Быть всегда в курсе всех событий в школе;
  2. быть любознательными, всем интересоваться, «идти в ногу со временем»;
  3. уметь фотографировать;
  4. быть настоящими лидерами, способными увлечь за собой;
  5. быть честными, стараться объективно излагать информацию.

(Самоанализ участников мастерской)

Заполните анкету, ответьте на два вопроса:

1) чему новому я научил (ась,ся) сегодня?

2) чему бы я хотел (а) научиться на следующем занятии?

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...