Образовательная программа дополнительного образования детей «Пресс-центр»
рабочая программа по теме
Большое значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово.
В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Во всех областных центрах работают комитеты по радио и телевидению.
Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Однако на уроках освоение газетных жанров происходит, как правило, стихийно, интуитивно, часто подражательно. Это связано с тем, что ни строгой научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни практических навыков учащиеся пока в школе не получают, а кружковые объединения типа «Пресс-центр», предлагающие различные виды творческой деятельности, помогают ребятам как нельзя лучше включиться в социальную практику.
Эта программа – один из способов решения многочисленных проблем. Ее отличительной особенностью является то, что она построена на обучении в процессе практики. Обучающий эффект достигается не только и не столько по причине усвоения теоретической информации, сколько в работе над созданием очередного номера газеты – в творческой мастерской – и в процессе последующего обсуждения выпуска, при анализе отзывов учащихся, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_press-centr_na_2_goda.doc | 346 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Пресс-центр»
Автор-составитель:
Ничкова Т.А.,
учитель русского языка и
литературы,
педагог дополнительного образования детей
Пояснительная записка
Два мира есть у человека,
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Большое значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово.
В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Во всех областных центрах работают комитеты по радио и телевидению.
Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Однако на уроках освоение газетных жанров происходит, как правило, стихийно, интуитивно, часто подражательно. Это связано с тем, что ни строгой научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни практических навыков учащиеся пока в школе не получают, а кружковые объединения типа «Пресс-центр», предлагающие различные виды творческой деятельности, помогают ребятам как нельзя лучше включиться в социальную практику.
Дополнительное образование в решении данного вопроса может оказать реальную помощь. Учитывая быстрый рост роли публицистики в общественной жизни, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ данного направления. Актуальность и практическая значимость программы обусловливается еще и тем, что какую бы профессию ни избрал будущий выпускник, ему необходимо умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания. Умение анализировать, общаться с людьми, опыт совместной работы в «цепочке», где от каждого звена зависит конечный результат труда, обязательно пригодится в жизни.
Эта программа – один из способов решения многочисленных проблем. Ее отличительной особенностью является то, что она построена на обучении в процессе практики. Обучающий эффект достигается не только и не столько по причине усвоения теоретической информации, сколько в работе над созданием очередного номера газеты – в творческой мастерской – и в процессе последующего обсуждения выпуска, при анализе отзывов учащихся, педагогов и родителей.
Результативность программы. Работа по программе ведется в течение 7 лет, в Панаевской школе-интернате – 4 года. С введением новых требований к оформлению программа была частично изменена в 2006 году. Коллектив объединения «Пресс-центр» является стабильным: прошедшие программу обучения воспитанники объединения выступают в качестве консультантов для вновь набранной группы. О результатах работы творческого коллектива можно судить по полученным дипломам и по уровню подготовки воспитанников.
Муниципальный уровень:
- Районный (заочный) этап IX окружного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (Диплом 1 степени)
- Муниципальный тур III Всероссийского литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!» (Диплом 1 степени);
- Муниципальный тур IV Всероссийского литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!» (Диплом 1 степени);
- Районный конкурс газет с материалами антинаркотической направленности «Мой выбор!» (Диплом 2 степени);
- Районный конкурс газет с материалами антинаркотической направленности «Мой выбор!» (Диплом 2 степени);
- Районный конкурс детского творчества «Мы за ЗОЖ». Номинация «Литературное творчество» (Участие);
- Районный конкурс детских творческих работ «Педагог – мой друг и наставник» (Диплом 3 степени);
- Районный конкурс детских творческих работ «Педагог – мой друг и наставник» (Диплом 3 степени);
- Районный конкурс детских творческих работ «Педагог – мой друг и наставник» /Номинация «Литературное творчество» (Диплом 2 степени);
- Районный конкурс детских творческих работ «Педагог – мой друг и наставник» (Участие);
- Районный конкурс детских школьных газет «Новый год в Простоквашино» (Диплом 1 степени);
- Районный конкурс детских школьных газет «Новый год в Простоквашино» (Диплом 3 степени);
- Районный этап VII Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги» (Выход в окружной этап):
- Районный этап IX Всероссийской акции «Я – гражданин России» (Диплом 1 степени);
- Районный этап всероссийского конкурса-выставки «Мы этой памяти верны» (Диплом 1 степени);
- Районный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета-2010» (Диплом 1 степени);
- Районный этап VІ Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам!» - призер
- Муниципальный тур окружного конкурса детского творчества «Мы за ЗОЖ». Номинация «Литературное творчество» - диплом 2 степени;
- Районный этап IX Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования – Диплом 1 степени
- Муниципальный тур окружного конкурса на получение денежного поощрения лучшими педагогами дополнительного образования Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" – Победитель районного этапа
Окружной уровень:
- Финал IX окружного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (Диплом 2 степени);
- Окружной этап VII Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества «Дети и книги» (Диплом 2 степени);
- Окружной этап IX Всероссийской акции «Я – гражданин России» (Диплом 3 степени, выход в финал);
- Окружной конкурс детского творчества «Стерх – символ надежды!» (Дипломы участников);
- Окружной этап Всероссийского конкурса-выставки «Мы этой памяти верны» (Диплом 1 степени)
- Окружной этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета-2010» - участие
- Окружная Интернет-викторина по творчеству А.П. Чехова «Говорю и думаю на русском…» - Диплом участника
- Окружной этап VІ Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам!» - призер
- Окружной конкурс детского творчества «Мы за ЗОЖ». Номинация «Литературное творчество» - диплом 1 степени
- Окружной этап IX Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования - отмечена специальным мнением ЭК
- Окружной конкурс на получение денежного поощрения лучшими педагогами дополнительного образования Ямало-Ненецкого автономного в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" – победитель, обладатель Гранта Губернатора ЯНАО
- Окружной конкурс средств массовой информации образовательных учреждений – итоги не подведены
- Межрайонный Форум школьной прессы
- Окружной конкурс руководителей детских и молодежных редакций средств массовой информации и литературных объединений - участие
Всероссийский уровень:
- Всероссийский конкурс «Гайдар. Время. Мы» (Участие);
- Финал IX Всероссийской акции «Я – гражданин России» (Участие);
- Финал Всероссийского конкурса-выставки «Мы этой памяти верны»;
- Межрегиональная конференция-конкурс исследовательских и проектных работ «Первые шаги» (Диплом участников)
- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» - Диплом издательского дома «Первое сентября»
- Финал VІ Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам!» - грамота за литературное творчество
Журналистика – профессия энергичных, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей, - это деятельность личностей и в то же время – коллективный труд, поэтому при организации некоторых занятий необходим дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы.
Программа экспериментальная, рассчитана на обучение детей от 11 до 16 лет. Это группа постоянного состава. Набор обучающихся свободный.
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения: первый год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года: 30 на теорию, 114 на практику; второй год обучения - 4 часа в неделю, 144 часа в течение года: 27 на теорию, 117 на практику. Таким образом, видно, что данная программа включает в себя как теоретическую, так и практическую направленность.
Цели:
- Пробудить творческие способности учеников, вызвав у них интерес к сочинениям в публицистических жанрах;
- Развивать навыки журналисткой деятельности;
- Привить культуру творческого труда, чутье языка и вкус к работе над словом;
- Помочь учащимся самоопределиться с выбором профессии.
Реализация целей программы идет через решение ее задач.
Образовательные задачи:
- Развитие познавательного интереса к журналистской деятельности;
- Знакомство с историей развития журналистики и с основными газетными жанрами;
- Овладение учащимися знаниями основ журналистики;
- Развитие мотивации к журналистской деятельности.
Воспитательные:
- Формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции;
- Формирование культуры общения и поведения в социуме;
- Организация коллективной деятельности на основе договоренности и взаимной поддержки;
- Воспитание потребности обращения к литературному слову, использованию в жизни публицистических жанров.
Развивающие:
- Развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
- Формирование потребностей в самопознании и познании общества, в саморазвитии;
- Поддержка процессов самоопределения и самореализации творчески одаренных детей.
Программа предусматривает межпредметные связи с литературой, живописью, фотографией, информатикой.
Теоретическая часть включает в себя изучение азбуки журналистики. Практическая – творческие мастерские, индивидуальное и коллективное выполнение заданий, результатом которого становится выпуск номера газеты.
Независимо от направления работы необходимо опираться на следующие педагогические принципы:
- Уважение к личности ребенка;
- Признание права ребенка на ошибку;
- Опора на их знание и интерес, получаемый вне школы;
- Справедливость;
- Сохранение здоровья детей.
Данная программа может помочь начинающим педагогам дополнительного образования организовать работу кружка «Пресс-центр». Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены тематики выпусков газет, введения дополнительного художественного материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется конкурсной деятельности. Необходимо выпуск газеты «подгонять» под те или иные праздники и даты.
Для реализации образовательной программы кружка «Пресс-центр» необходимо дидактическое обеспечение: литература, таблицы, схемы, индивидуальные карточки, тематические слайды, теоретический материал для которых основывается на следующих источниках:
- Сочинения в газетных жанрах/А. М. Гринина-Земскова – Волгоград, «Учитель – 2», 1998;
- «Азбука журналистики»/О. И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова и др. – М., «Вентана – Граф», 2006.
Режим организации занятий
Общее количество часов в год – 144 часа, в неделю – 4 часа (2 занятия по 2 часа). Занятия проводятся каждую неделю в понедельник и четверг.
Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь: двухлетний срок обучения включает в себя четыре основных теоретических раздела:
- Журналистика как вид деятельности и профессия;
- Речевая культура журналиста;
- Журналистский текст;
- Номер газеты.
После каждого теоретического блока следуют творческий практикум и творческая мастерская, в которые входят и проверка полученных знаний, и выпуск номеров школьной газеты «Юность».
Первый год обучения «Ищи, пробуй, твори!» - дается необходимая теоретическая и практическая база. Второй год обучения «Глаголом жечь сердца людей!» предполагает расширение знаний и усовершенствование навыков.
Содержание программы
№ раздела | Название и содержание раздела | Количество часов | |
1 год обучения | 2 год обучения | ||
1 | Журналистика как вид деятельности и профессия. В разделе говорится о том, с чего начинается журналистика, что такое информация, о типах СМИ, о профессиональных и личностных качествах, которыми должен обладать журналист. | 7 | 37 |
2 | Речевая культура журналиста. Работа над созданием письменного текста. Правила создания текста, редактирование и корректура. | 12 | 14 |
3 | Структура журналистского текста. В этом разделе рассматриваются этапы создания журналистского текста – от сбора информации до подписи под готовым материалом. О способах получения и обработки информации, о структуре и жанровых разновидностях журналистского текста. | 69 | 93 |
4 | Номер газеты. В данном разделе рассматривается создание номера газеты как качественного информационного продукта. Говорится о том, как распределяются функции в редакционном коллективе, из чего складывается процесс работы над номером. | 56 |
Каждый из разделов включает теорию, творческий практикум (проверка знаний) и творческую мастерскую (практическое применение полученных знаний). Таким образом, теория воспринимается как опора, которая помогает сразу же сделать что-то на практике.
Первый год обучения
Первым этапом реализации программы является направление «Ищи, пробуй, твори!», которое нацелено на решение следующих задач:
- Развитие познавательного интереса к журналистской деятельности;
- Знакомство с историей развития журналистики и с основными газетными жанрами;
- Овладение учащимися знаниями основ журналистики;
- Развитие мотивации к журналистской деятельности.
Воспитательные:
- Формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции;
- Формирование культуры общения и поведения в социуме.
Развивающие:
- Развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
- Формирование потребностей в самопознании и познании общества, в саморазвитии.
Также на данном этапе учащимся дается общее представление о журналистике как о виде деятельности и профессии, о речевой культуре журналиста, о структуре журналистского текста и номере газеты. Происходит знакомство с новыми для них приемами групповой и индивидуальной работы (творческий практикум и творческая мастерская).
Учебно-тематический план
№ раздела | Название раздела | № темы | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
«Ищи, пробуй, твори!» | ||||||
1 | Журналистика как вид деятельности и профессия | 1 | Вводное занятие. «Тренинг знакомство». Инструктаж. | 1 | 1 | |
2-3 | Профессиональные качества журналиста. | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
5-7 | Виды средств массовой информации. Пресса. Электронные СМИ. Типы СМИ. | 3 | 2 | 1 | ||
2 | Речевая культура журналиста | 8 | Культура письменной речи. | 1 | 1 | |
9 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
10-15 | Творческая мастерская. Подбор материала и создание газеты к Дню учителя. | 6 | 6 | |||
16-18 | Критерии оценки текста. | 3 | 1 | 2 | ||
19 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
3 | Структура журналистского текста | 20-24 | Структура журналистского текста. Все начинается с заголовка. Что такое лид. | 5 | 3 | 2 |
25 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
26-33 | Основные публицистические жанры. Заметка. Виды заметок. | 8 | 2 | 6 | ||
34 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
35-42 | Творческая мастерская. Подбор материала и выпуск номера «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!» | 8 | 8 | |||
43-45 | Жанры публицистического стиля. Пришел, увидел, написал. Репортаж. | 3 | 1 | 2 | ||
46 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
47-52 | Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Наедине с осенью». | 6 | 6 | |||
53-56 | И факт, и рассуждение. Статья. | 4 | 1 | 3 | ||
57 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
58-63 | Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Мы – за здоровый образ жизни!» | 6 | 6 | |||
64-66 | Отчет, его жанровые особенности. | 3 | 1 | 2 | ||
67 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
68-73 | Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Школьные новости». | 6 | 6 | |||
74 | Комикс и его жанровые особенности. | 1 | 1 | |||
75-80 | Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Новый год в Простоквашино, или Как мы готовились к празднику…» | 6 | 6 | |||
81 | Жанр путевых заметок. | 1 | 1 | |||
82-87 | Творческая мастерская. Отчет о проведенных новогодних каникулах в Москве. Выпуск номера «Весело, весело встретим Новый год…» | 6 | 6 | |||
88 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
4 | Номер газеты | 89-91 | Номер газеты редакционный коллектив. | 3 | 2 | 1 |
92 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
93-98 | Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Глаголом жечь сердца людей…» | 6 | 6 | |||
99-104 | Работа над номером. Дизайн, формат и композиционно-графическая модель. | 6 | 3 | 3 | ||
105 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
106-115 | Творческая мастерская. Создание сборника детского творчества «Пусть строка моя станет тропою/В край любимый, в край тундровый мой…» | 10 | 2 | 8 | ||
116-117 | Использование литературных произведений при создании газеты. | 2 | 2 | |||
118-123 | Творческая мастерская. Сбор материала и выпуск номера «Я жизни своей без тундры родной/ Представить никак не могу…» | 6 | 6 | |||
124-129 | Создание макета газеты. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения». | 6 | 2 | 4 | ||
130 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
131-140 | Творческая мастерская. Сбор материала и выпуск номера «Лица Победы» | 10 | 1 | 9 | ||
141-143 | Создание отчетной папки работы кружка «Пресс-центр» за 1 год. | 3 | 1 | 2 | ||
144 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |||
Итого: | 144 | 30 | 114 |
Содержание программы
1 год обучения «Ищи, пробуй, твори!»
Наименование раздела, темы | Форма проведения | Содержание. Теория. Практика. | Оборудование | Образовательный продукт |
Журналистика как вид деятельности и профессия. 1. Вводное занятие. Тренинг «Знакомство». Инструктаж. | Тренинг. Инструктаж. | Теория: правила групповой работы, индивидуальные и общие цели посещения занятий, изучение запросов и ожиданий учащихся. Правила безопасного поведения на занятиях. Практика: введение в атмосферу тренинговых занятий. Обучение коллективной работе и выработка правил совместной деятельности. | Компьютер. Слайды, отражающие содержание инструктажа. | Перечень правил совместной работы. |
2-4. Профессиональные качества журналиста. | Лекция. Творческий практикум (ТП). | Теория: информация о журналистике как форме информационной деятельности. Набор профессиональных качеств журналиста (объективность, беспристрастность, принципиальность, толерантность, коммуникабельность, оперативность). Практика: знакомство с основными профессиональными качествами журналиста. Выполнение заданий творческого практикума. | Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Тезисы по теме. Устные письменные ответы на вопросы и задания ТП. |
5-7. Виды средств массовой информации. Пресса. Электронные СМИ. Типы СМИ. | Лекторий. Деловая игра. | Теория: о видах средств массовой информации. Печатные СМИ (газеты, журналы). Электронные СМИ (радио, телевидение). Практика: умение определять виды средств массовой информации, типы СМИ. Развитие навыков сотрудничества в ходе деловой игры. Умение настраиваться друг на друга, более ясно воспринимать себя и других. Повышение уровня внутреннего комфорта и осознание группы как команды с общими целями. | Частично заполненная сетка с заданиями и вопросники для групп. Электронная версия развернутой схемы-таблицы «Виды и типы СМИ». | Коллективная схема-таблица «Виды и типы СМИ». |
Речевая культура журналиста. 8-9. Культура письменной речи. | Лабораторная работа. | Теория: слагаемые письменной речи. Типы текстов. Практика: отработка навыков анализа письменной речи на основе уже созданных статей. Выявление логических и стилистических особенностей типов речи: повествования, описания, рассуждения. | Номера различных выпусков газет. Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Правила создания текста, которым должен следовать автор. |
10-15. Подбор материала и создание газеты к Дню учителя. | Творческая мастерская. Групповое проектирование. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Педагог - мой друг и наставник», «Профессия глазами детей») Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества. | Компьютер. Сканер. Принтер. Фотоаппарат. | Выпуск номера газеты к Дню учителя. |
16-19. Критерии оценки текста. | Лекторий. Лабораторная работа. | Теория: информация о критериях оценки текста, о типичных речевых ошибках. Практика: развитие навыков анализа своего и чужого текстов с позиции журналиста. Выполнение заданий ТП. | Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Перечень критериев оценки текста. |
20-25. Структура журналистского текста. Все начинается с заголовка. Что такое лид. | Лекторий. Языковая игра в заголовках. | Теория: информация о заголовке как необходимой составляющей структуры журналистского текста. Функции заголовка (информативная, рекламная, оформительская). О разновидностях лида (лид-резюме, цитатный лид, аналитический лид, вопросительный лид, лид-«временное умолчание», «сценический лид», лид-восклицание). Практика: продолжение знакомства со структурой журналистского текста. Обучение способам создания заголовков. Обучение выбору разновидности лида. Выполнение заданий ТП. | Номера различных выпусков газет. Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Конспект по теме лектория. |
26-34. Основные публицистические жанры. Заметка. Виды заметок. | Лекторий. Творческий практикум. | Теория: информация об основных публицистических жанрах. Раскрытие понятия «заметка». Рассказ о видах заметок (информационного характера, дискуссионного характера, с выводами и предложениями). Практика: обучение написанию заметок различных видов. Умение определять публицистический жанр. Выполнение заданий ТП. | Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Таблица «Виды заметок». |
35-42. Подбор материала и выпуск номера «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!» | Творческая мастерская. Групповое проектирование. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Детское творчество»). Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества. | Компьютер. Сканер. Принтер. | Выпуск номера газеты «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!» |
43-46. Жанры публицистического стиля. Пришел, увидел, написал. Репортаж. | Лекторий. Творческий практикум. | Теория: информация об основных публицистических жанрах. Раскрытие понятия «репортаж». Рассказ о видах репортажа (информационный, проблемный, событийный, коллективный). Практика: обучение написанию репортажей различного вида. Умение определять публицистический жанр. Выполнение заданий ТП. | Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Конспект лекции. Авторские репортажи. |
47-52. Сбор информации и выпуск номера «Наедине с осенью». | Творческая мастерская. Групповое проектирование. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Творчество детей», «Поэтическая палитра»). Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества. | Компьютер. Сканер. Принтер. Репродукции картин М. Турдагина, стихотворения об осени известных поэтов. | Выпуск номера газеты «Наедине с осенью». |
53-57. И факт, и рассуждение. Статья. | Лекторий. Творческий практикум. | Теория: статья как разновидность аналитических жанров публицистики. Этапы создания журналистского материала. Виды статей (общеисследовательская, практико-аналитическая, полемическая). Практика: обучение использованию полученного теоретического материала на практике. | Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Конспект этапов создания журналистского материала. |
58-63. Сбор информации и выпуск номера «Мы – за здоровый образ жизни!» | Творческая мастерская. Групповое проектирование. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Информационная страничка», «Агитационная страничка», «Творчество детей»). Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества. | Компьютер. Сканер. Принтер. Фотоаппарат. | Выпуск номера газеты «Мы – за здоровый образ жизни!» |
64-67. Отчет, его жанровые особенности. | Лекторий. Творческий практикум. | Теория: отчет и его жанровые особенности. Практика: обучение написанию отчета с учетом его жанровых особенностей. | Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Алгоритм написания отчета. Отчеты о школьных событиях. |
68-73. Сбор информации и выпуск номера «Школьные новости». | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Круглый стол. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Ими гордится школа», «И не забудется такое никогда»). Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word. Развитие навыков коллективного творчества. | Компьютер. Сканер. Принтер. Фотоаппарат. | Выпуск номера газеты «Школьные новости». |
74. Комикс и его жанровые особенности. | Лекторий. | Теория: комикс как жанр. Практика: создание комиксов по заданной теме. Работа с программой AUSUS DVD. | Журналы комиксов. Компьютер. Диск с мультфильмом. | Электронные комиксы с уже имеющимися мультипликационными героями. |
75-80. Сбор информации и выпуск номера «Новый год в Простоквашино, или Как мы готовились к празднику…» | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Мозговой штурм. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание рубрик («Мастерская Деда Мороза», «Репетиции», «Творчество детей», «Поздравления», «Информация»). Практика: развитие навыков использования программы Microsoft Word, AUSUS DVD. Развитие навыков коллективного творчества. | Компьютер. Сканер. Принтер. Фотоаппарат. Диск с мультфильмом. Программы Microsoft Word, AUSUS DVD. | Выпуск номера газеты «Новый год в Простоквашино, или Как мы готовились к празднику…» |
81. Жанр путевых заметок. | Лекторий. | Теория: путевые заметки как жанр. Практика: обучение написанию путевых заметок. | Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Конспект этапов создания журналистского материала. |
82-88. Отчет о проведенных новогодних каникулах в Москве. Выпуск номера «Весело, весело встретим Новый год…» | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Творческий практикум. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание газеты в форме путевых заметок. Практика: обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчества. Выполнение заданий ТП. | Компьютер. Сканер. Принтер. Фотоаппарат. | Выпуск номера газеты «Весело, весело встретим Новый год…» |
Номер газеты. 89-92. Редакционный коллектив. | Лекторий. Семинар. | Теория: структура редакционного коллектива. Практика: получение представления о структуре редакционного коллектива. Выполнение заданий ТП. | Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Схема структура редакционного коллектива. |
93-98. Сбор информации и выпуск номера «Глаголом жечь сердца людей…» | Творческая мастерская. Групповое проектирование. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Практика: обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчества. | Компьютер. Сканер. Принтер. Фотоаппарат. | Выпуск номера газеты «Глаголом жечь сердца людей…» |
99-105. Работа над номером. Дизайн, формат и композиционно-графическая модель. | Лекторий. Лабораторная работа. Творческий практикум. | Теория: дизайн газеты – визитная карточка издания. Пять форматов газетной прессы (А1, А2, А3, А4, А5), принципы создания композиционно-графической модели. Практика: работа над дизайном газеты, композиционно-графической моделью. Выполнение заданий ТП. | Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Шаблон полосы. |
106-115. Создание сборника детского творчества «Пусть строка моя станет тропою/В край любимый, в край тундровый мой…» | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Круглый стол. | Теория: сборник как синтез творчества детей. Практика: работа над моделью сборника. Работа над художественным словом как выражением гражданской позиции. Обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчества. | Детское творчество. Компьютер. Сканер. Принтер. Фотоаппарат. | Сборник детского творчества «Пусть строка моя станет тропою/В край любимый, в край тундровый мой…» |
116-117. Использование литературных произведений при создании газеты. | Лекторий. | Теория: литературные произведение как составляющая тематики газеты. Практика: обучение подбору произведений на заданную тематику. | Тексты произведений по различным темам. | Тематическая подборка. |
118-123. Сбор материала и выпуск номера «Я жизни своей без тундры родной/Представить никак не могу…» | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Круглый стол. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Практика: работа над моделью газеты. Работа над художественным словом как выражением гражданской позиции. Обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчества. | Детское творчество. Компьютер. Сканер. Принтер. Фотоаппарат. Сборники произведений Л. Лапцуя. | Выпуск номера газеты «Я жизни своей без тундры родной/Представить никак не могу…» |
124-130. Создание макета газеты. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения» | Лекторий. Творческий практикум. Мозговой штурм. | Теория: как создавать макет газеты. Содержание понятия «колонтитулы», разработка блока «адрес и служебные сведения» Практика: применение полученных теоретических сведений на практике. Выполнение заданий ТП. | Компьютер. Тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Макет газеты. |
131-140. Сбор материала и выпуск номера «Лица Победы». | Творческая мастерская. Групповое проектирование. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Практика: работа над моделью газеты. Работа над художественным словом как выражением гражданской позиции. Обучение работе с программой Publisher. Развитие навыков коллективного творчества. | Детское творчество. Компьютер. Сканер. Принтер. Фотоаппарат. Репродукции картин на заданную тематику. | Выпуск номера газеты «Лица Победы». |
141-144. Создание отчетной папки работы кружка «Пресс-центр» за 1 год. | Лабораторная работа. | Теория: структура отчетной папки. Практика: сбор материалов в отчетную папку. | Компьютер. Принтер. Папка. | Отчетная папка. |
Второй год обучения
Второй этап программы – «Глаголом жечь сердца людей!» - направлен на повышения интереса к искусству слова, журналистике на проявление навыков журналистской деятельности на продуктивном и творческом уровнях. Курс обучения строится по тем же разделам, но материал дан в расширенном виде. Количество часов на практику увеличено.
Учебно-тематический план
№ раздела | Название раздела | № темы | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
«Глаголом жечь сердца людей!» | ||||||
1 | Речевая культура журналиста | 1 | Вводное занятие. Инструктаж. | 1 | 1 | |
2-7 | Редактирование. Учимся «видеть» ошибки. Корректура. | 6 | 3 | 3 | ||
8 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
9-14 | Творческая мастерская. Создание заметки о мероприятиях Месячника гражданской защиты. Выпуск номера «Мы за жизнь свою в ответе!» | 6 | 6 | |||
2 | Журналистский текст | 15-16 | Повторение. Расширение сведений о публицистических жанрах. | 2 | 1 | 1 |
17 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
18-24 | Творческая мастерская. Сбор информации и создание номера к Дню учителя «Педагог – мой друг и наставник». | 6 | 1 | 5 | ||
25-26 | Повторение. Расширение сведений о структуре журналистского текста. | 2 | 1 | 1 | ||
27 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
28-33 | Творческая мастерская. Сбор информации и выпуск номера «Школьные новости» | 6 | 1 | 5 | ||
34-39 | Освещение событий школьной жизни. Создание номера «Корень учения горек, да плод сладок…». | 6 | 6 | |||
40-43 | Обучение тематическому подбору иллюстраций и текстов по определенной тематике. | 4 | 1 | 3 | ||
44 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
45 | Что такое ЗОЖ. | 1 | 1 | |||
46-51 | Творческая мастерская. Сбор информации и создание номера «Азбука здоровья». | 6 | 6 | |||
3 | Журналистика как вид деятельности и профессия | 52-55 | Взаимодействие СМИ с аудиторией. | 4 | 2 | 2 |
56 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
57-61 | Творческая мастерская. Освещение событий школьной жизни. Информация о подготовке школы и села к празднованию Нового года. Заседание круглого стола. | 5 | 5 | |||
62 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
63-64 | Воздействие на аудиторию. | 2 | 1 | 1 | ||
65 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
66-72/73-78 | Творческая мастерская. Создание праздничного выпуска к Новому году. Сбор материалов и выпуска номеров: «Новый год в Простоквашино, или Приключения продолжаются…», «Новогодний калейдоскоп» | 13 | 1 | 12 | ||
79-87 | Этико-правовые основы деятельности журналистов. | 9 | 4 | 5 | ||
88 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
4 | Структура журналистского текста. Номер газеты | 89-95 | Публицистический жанр – интервью. | 7 | 2 | 5 |
96 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
97-112 | Творческая мастерская. Сбор материалов и выпуск номера «Аты-баты, шли солдаты…» | 6 | 6 | |||
113-121 | Публицистические жанры. Заметка в газету на тему дискуссионного характера. | 9 | 2 | 7 | ||
122 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
123-128 | Творческая мастерская. Сбор материалов и выпуск номера «Дети войны. Дети о войне». | 6 | 6 | |||
129-135 | Публицистические жанры. Отзыв и его жанровые особенности. | 7 | 2 | 5 | ||
136 | Творческий практикум. | 1 | 1 | |||
137-138 | Семинар-дискуссия «Роль публицистики в жизни общества» | 2 | 1 | 1 | ||
139-143 | Создание отчетной папки работы кружка «Пресс-центр» за 2 год. | 4 | 1 | 3 | ||
144 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |||
Итого: | 144 | 27 | 117 |
Содержание программы
2 год обучения «Глаголом жечь сердца людей!»
Наименование раздела, темы | Форма проведения | Содержание. Теория. Практика. | Оборудование | Образовательный продукт |
Речевая культура журналиста. 1. Вводное занятие. Инструктаж. | Круглый стол. Инструктаж. | Теория: правила групповой и индивидуальной работы; изучение запросов и ожиданий учащихся. Правила работы за компьютером, здоровьесбережения; правила безопасного поведения на занятиях. Практика: обучение коллективной работе и выработка правил совместной деятельности. | Компьютер. Слайды, отражающие содержание инструктажа. | Памятки. |
2-8. Редактирование. Учимся «видеть» ошибки. Корректура. | Лекция. Творческий практикум. | Теория: информация о том, из чего складывается редактирование (ознакомительное чтение, углубленное чтение, шлифовочное чтение). Виды правок: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка. Композиция и типичные ошибки композиции журналистского текста. Классификация ошибок (стилистические, логические, грамматические, фактические). Содержание понятия «корректура», корректурные знаки и их назначение. Практика: использование теоретического материала на практике. | Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП | Тезисы. Таблица «Корректурные знаки». Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП. |
9-14. Заметка. Выпуск номера «Мы за жизнь свою в ответе!» | Творческая мастерская. Групповое проектирование. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Месячник гражданской защиты», «Мы в поход с тобой идем…», «День зеленного огонька», «Азбука дорожного движения в картинках», «Советы родителям». Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного творчества.. | Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат. | Выпуск номера «Мы за жизнь свою в ответе!» |
15-17. Повторение. Расширение сведений о публицистических жанрах. Творческий практикум. | Творческий практикум. | Теория: повторение информации о публицистических жанрах (заметка, репортаж, статья, отчет, путевые заметки). Расширение сведений о данных жанрах. Практика: работа со статьями периодической печати. Выполнение заданий ТП. | Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Пополнение «Тематической копилки» примерами текстов различных публицистических жанров. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП. |
18-24. Сбор информации и создание номера к Дню учителя «Педагог – мой друг и наставник». | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Школа празднует День педагога – праздник мудрости, знаний, труда…», «Учитель – это призвание», «Мама – учитель», «Мне повезло: моя мама – учитель…», «Ну, настоящий мужчина…», рисунки детей. Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального творчества.. | Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат. | Выпуск номера «Педагог – мой друг и наставник» |
25-27. Повторение. Расширение сведений о структуре журналистского текста. Творческий практикум. | Творческий практикум. | Теория: информация о том, как можно добыть информацию, об основных методах сбора информации (изучение документов, наблюдение, работа с людьми). Практика: сбор информации на заданную тему. Выполнение заданий ТП. | Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Памятки, конспект. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП. |
28-33. Сбор информации и создание номера «Школьные новости». | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Книжное царство – мудрое государство», «Адрес детства – Россия» (путевые заметки). Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального творчества. | Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат. | Выпуск номера «Школьные новости» |
34-39. Освещение событий школьной жизни. Сбор информации и выпуск номера «Корень учения горек, да плод сладок». | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Знание – сила», «Визитные карточки участников школьного конкурса «Ученик года». Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального творчества. | Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат. | Выпуск номера «Корень учения горек, да плод сладок». |
40-44. Обучение тематическому подбору иллюстраций и текстов по определенной тематике. Творческий практикум. | Лекторий. Творческий практикум. | Теория: информация о грамотном подборе и выстраивании на полосе иллюстраций, об умении выставлять акценты, о дополнительных графических средствах (шрифт, иллюстрация, линейки, рамки и т.п.). Практика: использование теоретического материала на практике, создание полосы. | Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Пополнение «Тематической копилки» примерами текстов с иллюстрациями и другими дополнительными графическими средствами. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП. |
45-51. Что такое ЗОЖ. Выпуск номера «Азбука здоровья». | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Чистота – залог здоровья» (комикс), «Советы доктора Айболита», «Детское творчество». Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального творчества. | Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат. | Выпуск номера «Азбука здоровья». |
52-56. Взаимодействие СМИ с аудиторией. Творческий практикум. | Лекторий. Творческий практикум. | Теория: информация о характеристике знаний аудитории, типы выборки аудитории (простой случайный отбор, механическая выборка, гнездовая выборка, серийная выборка). Практика: применение теоретического материала на практике. Выполнение заданий ТП. | Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Тезисы. |
57-62. Освещение событий школьной жизни. | Творческая мастерская. Круглый стол. | Теория: информация о подготовке школы и села к празднованию Нового года. Практика: создание иллюстративного материала о ходе подготовки, фотоотчет. | Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат. | Макет газетной полосы. |
63-65. Воздействие на аудиторию. Творческий практикум. | Лекторий. Творческий практикум. | Теория: позиции воздействия на аудиторию («журналист-наставник», «сторонний наблюдатель», «равноправный собеседник»). Методы общения с аудиторией (убеждение, внушение, формирование стереотипов и др.). Практика: применение теоретического материала на практике. Выполнение заданий ТП. | Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Памятки. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП. |
66-72/73-78. Создание двух номеров к Новому году: «Новый год в Простоквашино, или Приключения продолжаются…», «Новогодний калейдоскоп». | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа. | Теория: информация о тематическом содержании данных номеров. Создание статей: «Новый год стучится в двери…», «Отдыхаем всей семьей», «Рождественские каникулы». Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального творчества. Использование приемов комикса, интервью-поздравления. | Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат. | Выпуск номеров: «Новый год в Простоквашино, или Приключения продолжаются…», «Новогодний калейдоскоп». |
79-88. Этико-правовые основы деятельности журналистов. Творческий практикум. | Лекторий. Творческий практикум. | Теория: знать о правах и обязанностях журналиста, знать содержание понятий: «цензура», «мораль», «этика». Практика: применение теоретического материала на практике. Выполнение заданий ТП. | Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Памятки. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП. |
89-96. Публицистический жанр – интервью. Творческий практикум. | Лекторий. Лабораторная работа. Творческий практикум. | Теория: информация об интервью и его видах, о составных частях интервью. Советы будущим интервьюерам. Практика: сбор информации с помощью интервью. Выполнение заданий ТП. | Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Памятки. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП. |
97-112. Сбор материалов и выпуск номера, посвященного Месячнику оборонно-массовой и спортивной работы. | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Военно-спортивная игра «Командарм – Патриот - 08», «Армейские забавы», «Защитники Отечества», «Защитники земли русской», «Рыцарский турнир», «Танцуют все!», «Тропа к генералу», «Созвучие душ». Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального творчества. | Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат. | Выпуск номера «Аты-баты, шли солдаты…». |
113-122. Публицистические жанры. Заметка в газету на тему дискуссионного характера. Творческий практикум. | Лекторий. Творческий практикум. | Теория: жанровые особенности заметки дискуссионного (полемического) характера. Практика: написание заметки данного вида. Выполнение заданий ТП. | Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Памятки. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП. |
123-128. Сбор материалов и выпуск номера «Дети войны. Дети о войне». | Творческая мастерская. Групповое проектирование. Индивидуальная работа. | Теория: информация о тематическом содержании данного номера. Создание статей: «Сороковые – роковые…», «Дети – герои», «Дети о войне». Практика: подбор фотоматериалов, сбор информации, развитие навыков использования программы Publisher. Развитие навыков коллективного и индивидуального творчества. | Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат. | Выпуск номера «Дети войны. Дети о войне». |
129-136. Публицистические жанры. Отзыв и его жанровые особенности. Творческий практикум. | Лекторий. Мозговой штурм. Творческий практикум. | Теория: жанровые особенности отзыва. Практика: написание отзыва. Выполнение заданий ТП. | Компьютер, тематические слайды, распечатки заданий ТП. | Памятки. Устные и письменные ответы на вопросы и задания ТП. |
137-138. Семинар-дискуссия «Роль публицистики в жизни общества». | Семинар. | Теория: информация о роли публицистики в жизни общества. Практика: устные и письменные высказывания по данной теме. | Компьютер, тематические слайды. | Памятки, тезисы. |
139-144. Создание отчетной папки работы кружка «Пресс-центр» за второй год. | Лабораторная работа. | Теория: структура отчетной папки. Практика: сбор материалов в отчетную папку. | Компьютер. Принтер. Папка. | Отчетная папка. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Реализация задач образовательной программы дополнительного образования «Пресс-центр» осуществляется через различные формы занятий: лектории, деловые игры, лабораторные работы, выполнение практических заданий, семинары-дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, «мозговой штурм», творческие практикумы.
В воспитании и развитии навыков творческой работы программа опирается на следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. В качестве главных методов программы избраны следующие: творческий метод и системный подход.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности юнкоров, в первую очередь в подборе материала и написании статей на определенную тему.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, публицистический материал, виды журналистской деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы основывается на материалах учебника «Азбука журналистики», авторы: О. И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова и др. – М., «Вентана – Граф», 2006.
В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий.
Первый год обучения:
- Журналистика как форма информационной деятельности;
- Профессиональные качества журналиста;
- Виды средств массовой информации;
- Культура письменной речи;
- Критерии оценки текста;
- Структура журналистского текста;
- Основные публицистические жанры;
- Материалы к творческим практикумам.
Второй год обучения:
- Редактирование;
- Взаимодействие СМИ с аудиторией;
- Воздействуем на аудиторию;
- Этико-правовые основы деятельности журналистов;
- Публицистический жанр – интервью;
- Заметка в газету на тему дискуссионного характера.
Также к методическому обеспечению программы прилагаются публицистические и художественные тексты, необходимые для выполнения творческих практикумов, материалы которых также находятся в Приложении 1.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование: мультимедийный проектор, экран; компьютер с программой Publisher (лучше несколько); сканер; принтер цветной и черно-белый (желательно с рабочим форматом А3); цифровой фотоаппарат. Брошюратор и материалы к нему: кольца разного объема, обложки. Резак для бумаги, канцелярский нож. Канцелярские принадлежности: бумага писчая; белый картон формата А3, А4; фотобумага формата А3, А4; стиплер брошюровальный с большим разъемом; диски и т.п.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Первый год обучения:
- Наличие интереса к профессии журналиста; стремление к литературному (публицистическому) самовыражению (репортажи, создание номеров газет);
- Владение некоторыми основами журналистской деятельности;
- Проявление навыков журналистской деятельности (написание заметки информационного характера, тематическая подборка высказываний, стихотворных произведений, репродукций картин).
Второй год обучения:
- Наличие повышенного интереса к искусству слова, журналистике;
- Увеличение объема написанных статей;
- Проявление навыков журналистской деятельности (самостоятельное создание номера газеты).
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:
- 1 уровень – репродуктивный с помощью педагога;
- 2 уровень – репродуктивный без помощи педагога;
- 3 уровень – продуктивный;
- 4 уровень – творческий.
Характеристика знаний, умений, которые должны получить обучающиеся, определяется в соответствии с теоретическими и практическим пунктами программы.
Результатом обучения является изменение в познавательных интересах обучающихся и профессиональных направлениях, в психических механизмах (мышление, воображение), в практических умениях и навыках, в проявлении стремления к творчеству и овладении приемами творческой деятельности.
Способы проверки
Творческие практикумы, тестирование, участие в конкурсах различного уровня.
Мониторинг осуществляется по трем направлениям:
- Мониторинг усвоения учащимися теоретической части программы (того, что они должны знать по окончании курса занятий). Для осуществления мониторинга используются:
- Творческие практикумы;
- Круглый стол;
- Урок-семинар.
Выполняя различные виды работы, ребята в течение года набирали определенное количество баллов: набранные 50-60 баллов соответствуют оценке «зачтено», 61-80 баллов – «хорошо», свыше 80 баллов – «отлично». Общее количество баллов складывалось из количества баллов, полученных в ходе выполнения обязательных и дополнительных (выбранных самими учащимися) заданий. За выполнение заданий обычной сложности ребята получали от 3 до 5 баллов, повышенной сложности – до 10 баллов. Максимальную оценку (10 баллов) они также получали при успешном прохождении внешней экспертизы (работа, опубликованная в газете, выступление с докладом или научным сообщением по проблематике СМИ на занятиях-семинарах и круглых столах).
- Диагностика исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончанию курса занятий). Она основывается на анализе и оценке участия в создании выпуска номера газеты, участию в конкурсах литературного творчества различного уровня.
- Помимо проверки уровня усвоения материала (ЗУН), можно проводить мониторинг уровня личностного развития ребенка (трудолюбие), социальной воспитанности. Заполнение таблицы достижений позволяет проследить участие каждого воспитанника в конкурсной деятельности различного уровня. Итогом мониторинга является диагностическая карта успеваемости воспитанников, за основу заполнения которой берется методика, разработанная Ямальским центром внешкольной работы.
Данная методика позволяет повысить эффективность учебной деятельности и предоставляет возможности для более объективной оценки успеваемости. Специфическая особенность – накопительный характер оценки. Определенным количество баллов оцениваются следующие показатели:
- Знания (теоретическая подготовка ребенка);
- Умения (практическая подготовка);
- Обладание опытом (конкретным);
- Личностные качества.
Чтобы иметь возможность оценить качество подготовки воспитанника, результаты ранжируются. На каждом уровне определяются критерии оценок и присваиваются баллы (Таблица 1).
Таблица 1
Критерии оценки результатов технологической подготовки
Знать/понимать | Умение использовать | Владение опытом | Наличие личностных качеств | |
1 балл | Наличие общих представлений | Репродуктивный несамостоятельный | Очень незначительный опыт | Проявились отдельные элементы |
2 балла | Наличие ключевых понятий | Репродуктивный самостоятельный | Незначительный опыт | Проявились частично |
3 балла | Наличие прочных знаний | Продуктивный | Эпизодическая деятельность | Проявились в основном |
4 балла | Творческий | Периодическая деятельность | Проявились полностью | |
5 баллов | Богатый опыт |
Мониторинг результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Методы диагностики |
1. Уровни знаний / пониманий
| Наблюдение, тестирование, контрольный опрос, собеседование |
2. Уровни умения применять знания на практике
| Контрольное задание |
3. Наличие опыта самостоятельной деятельности
| Анализ, исследовательские работы, конкурсные работы, наблюдение |
4. Сформированность личностных качеств
| Анализ, наблюдение, собеседование |
На основе вышеприведенного анализа заполняется диагностическая карта (оценочный лист) таблица 2.
Диагностическая карта успеваемости воспитанников объединения
Ф.И.О. | Знать / понимать (маx-3 балла) | Уметь использовать (маx-4 балла) | Владеть опытом (маx-5 баллов) | Личностные качества (маx-4 балла) | Итого баллов | Оценка | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Иванов А. |
Результаты деятельности каждого обучающегося по каждому из показателей суммируются для определения итогового балла. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется по формуле:
К усв = Ф/П *100%
Где К усв- коэффициент усвоения
Ф – фактический объем знаний (набранная сумма баллов)
П – полный объем знаний (максимальная сумма баллов).
В дальнейшем можно перейти к пятибалльной системе оценки.
Коэффициент сформированности:
80-100 «отлично»
50-79 «хорошо»
30-49 «удовлетворительно»
Менее 29 «неудовлетворительно»
Данный подход к оценке результатов обучения позволяет:
- Выявить этапы и уровни образовательного процесса
- Определить поэлементную систему оценки знаний обучающихся;
- Обеспечить воспитанникам возможность самооценки своей учебной деятельности;
- Осуществлять более объективную оценку технологической подготовки обучающихся;
- Ознакомление обучаемых с логикой и структурой содержания способствует мотивации образовательной деятельности, служит основой осознания обучаемыми значимости получаемых знаний для формирования трудовых навыков и умений преобразования окружающей действительности.
Данные проведенного мониторинга за 1 и 2 годы первого и второго потоков обучения воспитанников кружкового объединения «Пресс-центр» помещены в Приложении 2 «Мониторинг (первый год обучения). Мониторинг (второй год обучения)».
В Приложении 3 «Творческая мастерская» помещены изображения титульных листов школьной газеты «Юность», издаваемой воспитанниками кружкового объединения в рамках работы по программе «Пресс-центр». Также в приложение включена информация о творческих проектах, выполненных кружковцами в рамках конкурсной деятельности.
Приложение 4 содержит информацию о тиражировании материалов школьной газеты «Юность» через публикацию статей на страницах районной газеты «Время Ямала».
Литература для учителя:
- К разделу «Журналистика как вид деятельности и профессия»
- Система средств массовой информации/Под ред. Я. Н. Засурского. – М., 2003.
- Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002). – М., 2002.
- Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2001.
- Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2001.
- К разделу «Речевая культура журналиста»
- Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2001.
- Лукина М. М. Технология интервью. – М., 2003.
- Накорякова К. М. Литературное редактирование. – М., 2002.
- Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. – Екатеринбург, 2002.
- Смелкова З. С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2002.
- К разделу «Журналистский текст»
- Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах. – Волгоград, 1998.
- Ким М. Н. Жанры современной журналистики. – М., 2004.
- Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
- Шостак М. И. Журналист и его произведения. – М., 1998.
- К разделу «Номер газеты»
- Дизайн периодических изданий/Под ред. Э. А. Лазаревич. – М., 2000.
- Волков В. В. и др. Дизайн газеты и журнала. – М., 2003.
- Гуревич С. М. Номер газеты. – М., 2002.
- Ныркова Л. М. Как делается газета. – М., 1998.
Литература для учащихся:
- Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста;
- М. Ф. Мэллет. Не жалейте черновики – это не золото на мраморе;
- В. В. Скоробогатько. Палитра оформителя. Элементы газетной графики;
- М. И. Шостак. Факт и новость.
Художественные тексты:
- М. М. Зощенко. Аристократка;
- И. Ильф, Е. Петров. Журналист Ошейников;
- Эдгар По. Как была набрана одна газетная заметка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подпрограмма к образовательной программе дополнительного образования детей «Пресс-центр» «Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности»
Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело актуально практически для любой о...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...