Подпрограмма к образовательной программе дополнительного образования детей «Пресс-центр» «Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности»
элективный курс (9 класс) по теме
Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело актуально практически для любой организации. Выпуск информационных бюллетеней, рекламных проспектов, собственных малотиражных газет и даже книг теперь становится необходимым атрибутом информационного обеспечения современных учреждений.
Основы издательского дела можно изучить с помощью текстового процессора МS Word. Конечно, выпуск солидного многотиражного издания требует работы со специальными издательскими программами (одна из них Microsoft Office Publisher). Но для эффектного оформления информационного листка или бюллетеня, школьного журнала или газеты МS Word был и остается наиболее подходящей системой, подкупающей своей простотой и доступностью.
Курс рассчитан на 16 часов. Рекомендуется изучать в 9-м классе и в рамках кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ikt.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подпрограмма
к образовательной программе дополнительного образования детей «Пресс-центр»
«Информационно-коммуникационные технологии
в редакционно-издательской деятельности»
Автор-составитель:
Ничкова Т.А.,
учитель русского языка и
литературы,
педагог дополнительного образования детей
Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности: Подпрограмма к образовательной программе дополнительного образования детей «Пресс-центр». – Панаевск: Методическая служба, 2010. – 20 с.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка…………………………....3
2. Программа спецкурса……………………………...4
3. Учебно-тематический план……………………….5
4. Методические материалы………………………...7
Список литературы………………………………..10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело актуально практически для любой организации. Выпуск информационных бюллетеней, рекламных проспектов, собственных малотиражных газет и даже книг теперь становится необходимым атрибутом информационного обеспечения современных учреждений.
Наш список окажется неполным, если мы не вспомним об огромной армии школьников и студентов. Каждый из них несколько раз в год пишет реферат или доклад на заданную учителем тему. Студенты пишут курсовые и дипломные работы. Конечно, качество работ бывает разным, но лучшие из них преподаватели могут использовать в работе с другими учащимися. В этом случае становится актуальным вопрос о публикации работ. А может быть, вы захотите создать в школе собственную газету, или издавать школьный журнал, или выпустить сборник лучших творческих работ? Во всех этих случаях вам будет просто необходимо «издательство на вашем столе».
Здесь перечислены некоторые профессии, представителям которых в современном мире просто необходима настольная издательская система. Основы издательского дела можно изучить с помощью текстового процессора МS Word. Конечно, выпуск солидного многотиражного издания требует работы со специальными издательскими программами (одна из них Microsoft Office Publisher). Но для эффектного оформления информационного листка или бюллетеня, школьного журнала или газеты МS Word был и остается наиболее подходящей системой, подкупающей своей простотой и доступностью.
Курс рассчитан на 16 часов. Рекомендуется изучать в 9-м классе и в рамках кружка.
Цели и задачи
Дать первоначальные знания основ издательской деятельности, позволяющие красиво и грамотно оформить реферат, сочинение, доклад и т. д., освоив материал этого курса, ученик сможет самостоятельно подготовить к изданию школьный журнал, газету.
Оснащение
Компьютер, программы МS Word, Microsoft Office Publisher.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
1. Основы компьютерной верстки (1ч).
Объекты печатного издания.
Оформление документов.
2. Введение в настольные издательские системы (1ч).
Аппаратный уровень поддержки.
Программный уровень поддержки.
Пользовательский уровень поддержки.
3. Издательское дело в среде текстового процессора Word (5 ч).
Основные правила ввода и редактирования текста.
Форматирование текста.
Работа с иллюстрациями.
Параметры страниц.
Создание колонтитулов, нумерация страниц.
Оформление титульного листа.
Стилевое оформление документа, создание оглавлений.
Макетирование страниц.
Подготовка к печати
Работа с шаблонами и мастерами.
4. Знакомство с издательской системой Publisher (7 ч).
Особенности использования и преимущества издательской среды.
Сравнительная характеристика издательской системы Publisher и текстового процессора Word.
Знакомство с окном программы, работа с файлами, основные команды.
Верстка страниц: текстовые блоки; работа с иллюстрациями; совместное размещение графики и текста.
5. Итоговый контроль (в форме защиты проекта) (1 ч).
6. Резерв (1 ч).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Урок 1. Основы компьютерной верстки
Объекты печатного издания. Оформление документов. Бланки. Основные типы. Основные форматы потребительских бумаг. Стандартные размеры полей, устанавливаемых в документах.
Урок 2. Введение в настольные издательские системы
Аппаратный уровень поддержки. Программный уровень поддержки. Пользовательский уровень поддержки.
Урок 3. Издательское дело в среде текстового процессора Word
Основные правила ввода и редактирования текста. Форматирование текста.
Урок 4. Работа с иллюстрациями
Вставка иллюстраций. Технология работы с иллюстрациями. Изменение размеров иллюстраций.
Урок 5. Параметры страниц
Создание колонтитулов, нумерация страниц. Оформление титульного листа. Стилевое оформление документа, создание оглавлений.
Урок 6. Макетирование страниц. Подготовка к печати
Понятие многоколоночной верстки. Буквица. Предварительный просмотр документа. Установки параметров печати. Команда Файл/Печать.
Урок 7. Работа с шаблонами и мастерами
Создание документа на основе шаблона документа. Создание документа на основе шаблона при помощи мастера. Создание шаблона документа.
Урок 8. Знакомство с настольной издательской системой Publisher
Особенности использования и преимущества издательской среды PageMaker.
Сравнительная характеристика издательской системы и текстового процессора Word.
Уроки 9-11. Знакомство с окном программы, работа с файлами, основные команды
Пункты меню: Файл, Редактирование, Макет, Текст, Элемент, Сервис, Просмотр, Окно, Помощь. Создание страниц для верстки издания. Шаблоны. Нумерация страниц.
Уроки 12-14. Верстка страниц
Текстовые блоки, работа с иллюстрациями, совместное размещение графики и текста.
Урок 15. Подготовка проекта (резервный урок)
Урок 16. Итоговый контроль (защита проекта)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Урок 1. Основы компьютерной верстки
1. Объекты печатного издания. Оформление документов.
Чтобы овладеть искусством компьютерной верстки необходимо освоить простые алгоритмы работы с различными объектами: символами, абзацами, текстами, таблицами, иллюстрациями. Необходимо собрать фактический материал.
2. При подготовке печатного издания предстоит работать со следующими объектами: Документы и Инструменты. Каждый объект имеет свои свойства.
Объект Текст имеет следующие свойства:
- вид шрифта (кегль, гарнитура, цвет);
- стиль абзаца;
- параметры страницы.
Объект Фигурный текст имеет свойства:
- вид шрифта (кегль, гарнитура, цвет);
- форма текста;
- специальные эффекты (тень, наклон, поворот);
- размещение на странице. Объект Рисунок имеет свойства:
- формат графического файла;
- размер, масштаб;
- цветовое решение;
- размещение на странице.
С помощью инструментов мы производим различные операции над документами: ввести текст, придать ему необходимый вид, расположить на странице, оформить красивый заголовок, украсить внешний вид вашего документа, сделать содержание его более понятным.
3. Итак, для того чтобы подготовить свое первое издание, необходимо освоить следующий алгоритм:
1. Ввод текста.
2. Редактирование текста.
3. Форматирование символов.
4. Форматирование абзацев.
5. Вставка иллюстраций.
6. Вставка сносок.
7. Вставка колонтитулов.
8. Форматирование страниц.
9. Оформление титульного листа.
4. Документ - основной объект деятельности в сфере управления.
5. Стандарт - образец, который удовлетворяет по своим признакам, свойствам и качествам определенным правилам. ГОСТы.
6. Бланки. Основные типы: общий бланк для подготовки любого документа (кроме письма), бланк конкретного документа (приказ, справка, акт и т. д.), бланк письма.
7. Основные форматы потребительских бумаг.
8. Стандартные размеры полей, устанавливаемых в документах.
Урок 2. Введение в настольные издательские системы
Название «настольная издательская система» берет начало от английского термина desrtop publishing. В широком смысле слова этот термин означает совокупность аппаратных и программных средств, используемых для подготовки и создания образца печатной продукции, готового для тиражирования.
Первые настольные издательские системы на основе персональных компьютеров появились в 1980-х годах, когда фирма Арр1е Computer разработала первый лазерный принтер с высоким качеством печати. Именно появление этих принтеров стало стимулом к быстрому развитию аппаратных и программных средств, способных обеспечить издательский процесс.
Появление настольных издательских систем позволило перенести основные этапы подготовки к печати из типографии на обычный рабочий стол. При этом появилось много положительных моментов: комплексность работы над изданием, независимость от типографии, сокращение времени на подготовку полиграфической продукции. Подготовка печатного издания - комплексный процесс, который включает в себя следующие этапы: набор, редактирование и корректирование текста, подготовка иллюстраций, разработка дизайна всего издания.
Урок 3. Издательское дело в среде текстового процессора Word
При вводе текста необходимо соблюдать некоторые правила: переход на новую строку происходит автоматически, окончание абзаца маркируется нажатием клавиши
Редактирование - проверка и исправление текста при подготовке к печати.
Форматирование текста - процесс оформления страницы, абзаца, строки, символа.
Прямое форматирование фрагментов, стилевое форматирование.
Практическая работа
Урок 4. Работа с иллюстрациями
Вставка иллюстраций из коллекции Clipart, файлов, в т. ч. сканированных изображений. Изменение размеров иллюстраций, расположение на странице.
Практическая работа
Выберите подходящие по смыслу изображения в коллекции ClipArt; (Вставка - Рисунок - Картинки) и вставьте их в подготовленный файл Proba. Подберите подходящий размер изображений и расположение на странице.
Урок 5. Параметры страниц
Создание колонтитулов, нумерация страниц. Оформление титульного листа. Стилевое оформление документа, создание оглавлений.
На первом этапе работы с печатным изданием надо установить параметры его страниц. К ним относятся размер и ориентация листа, величина полей, расстояние от колонтитулов до верхнего и нижнего краев страницы. Установленные параметры могут быть изменены в процессе работы над изданием. Параметры страниц могут быть одинаковыми для всего издания, а могут быть различными в разных разделах (как правило, это относится к колонтитулам).
При выравнивании по ширине могут возникать слишком большие интервалы между словами. Чтобы этого избежать, необходимо установить переносы в словах. Если же в начале работы с документом задать функцию автопереноса, то этот процесс автоматизируется. Автоперенос задается в диалоговом окне Расстановка переносов, которое вызывается командой Расстановка переносов в меню Сервис. Для задания функции автопереноса необходимо установить флажок Автоматическая расстановка переносов. Диалоговое окно позволяет также разрешить или запретить переносы в словах из прописных букв, ограничить число последовательных переносов, т. е. число строк, расположенных подряд и оканчивающихся переносом.
В колонтитул выносится текст (справочная информация), название раздела, подраздела, нумерация страниц, может быть вставлен рисунок. Для создания и редактирования используется специальная панель инструментов Колонтитулы, которая вызывается командой Вид/Колонтитулы.
Информация, содержащаяся на титульном листе, использование приложений WordArt.
Правила оформления заголовков и подзаголовков, способы расположения в тексте, технология оформления.
Практическая работа
Установите следующие параметры страницы для будущего издания:
- формат бумаги - А4,
- ориентация - книжная;
- поля - зеркальные: верхнее - 2 см, нижнее - 2,5 см, внутреннее - 1 см, внешнее - 2,2 см; переплет - 1,3 см.
Урок 6. Макетирование страниц.
Подготовка к печати
Понятие многоколонной верстки, верстка двухколонной и трехколонной полос. Буквица.
Подготовка издания к распечатке: предварительный просмотр, установки печати.
Практическая работа
Сверстайте текст файла Proba1 в две колонки с общим заголовком, Proba2 - в три колонки с заголовком на две колонки. Вставьте буквицу на первой странице.
Урок 7. Работа с шаблонами и мастерами
Создание документа на основе шаблона документа. Создание на основе шаблона при помощи Мастера. Изменение шаблона документа. Создание шаблона документа. Использование электронных форм в шаблонах. Добавление текстового поля, раскрывающегося списка.
Практическая работа
1. На основе шаблона служебной записки создайте документ.
2. На основе шаблона письма создайте документ.
3. Используя Мастер, создайте собственное резюме.
4. Придумайте и создайте шаблон фирменного бланка учреждения.
5. Создать электронную форму «Бланк заказа обеда с доставкой на дом».
Урок 8. Знакомство с настольной издательской системой Publisher
Если вы хотите передать свой труд в издательство и далее в типографию, то вам потребуется специальная программа верстки, к которым в первую очередь относятся Publisher. Издательская система имеет некоторые функции и инструменты, которых нет в текстовом процессоре.
Вся работа в Publisher организуется на специальном поле, которое носит название «монтажный стол». Его особенность - это возможность одновременного размещения на нем различных материалов для верстки: текстовых блоков, рисунков, нескольких страниц издания аналогично тому, как это делается на вашем письменном столе.
Создание страницы-шаблона, т. е. страницы, на которую вынесены все повторяющиеся элементы: колонтитулы, колонцифры, графическое оформление, направляющие колонок, а также дальнейшая вставка необходимого количества таких страниц.
Создание модульной сетки и использование библиотеки модульных сеток.
Модульная сетка - это схема расположения на странице блоков информации. Она образуется при определении количества и ширины колонок и зависит от расположения горизонтальных направляющих, которые показывают верхнюю и нижнюю границы блока.
Итак, профессиональная издательская система в первую очередь предназначена для верстки издания, она способна выполнять целый ряд функций, недоступных текстовому процессору.
Приступать к работе с издательской системой надо тогда, когда у вас подготовлен текст, иллюстрации и составлен на бумаге план будущего издания.
Уроки 9-11. Знакомство с окном программы, работа с файлами, основные команды
Выберите значок Microsoft Office Publisher и запустите программу. Вы попадаете в главное окно программы, имеющее обычный вид окна в Windows.
Пункты меню: Файл, Вид, Вставка, Формат, Сервис, Таблица, Расположение, Окно, Справка. Кроме меню программы, в окне могут находиться некоторые палитры. Палитрами в Publisher называют специальные панели, облегчающие доступ к некоторым возможностям программ. Среди палитр необходимо, прежде всего, выделить Палитру инструментов, которая определяет вид выполняемой работы.
Управляющая палитра в каждом режиме работы предоставляет быстрый доступ к соответствующим функциям. Например, в режиме работы с текстом осуществляется быстрый доступ к функциям форматирования текста.
С помощью Палитры цветов можно задавать цвет текста, фона, рисунка, созданного с помощью Палитры инструментов, а также создавать новые и редактировать имеющиеся цвета.
Кроме перечисленных палитр следует обратить внимание на Палитру стилей (форматирование абзацев с помощью стилей) и Палитру страниц-шаблонов, служащую для их создания. Режимы отображения и отключения палитр управляются через меню Окно с помощью команд Показать и Спрятать соответствующую палитру.
Практическая работа
1. Создайте страницы-шаблоны для разворота, на каждой странице - по две колонки разной ширины, зеркально расположенные, На расстоянии 0,5 см от верхней границы страницы проходит декоративная прямая линия. На нижней границе расположены колонцифры, смещенные к внешнему краю разворота.
2. Создайте страницу-шаблон для двухстороннего разворота, на котором заданы три колонки одинаковой ширины, колонцифра расположена по центру нижней границы. На расстоянии 1 см от нижней границы проведена двойная декоративная линия.
3. Разработайте и создайте собственный вариант страницы-шаблона.
Уроки 12-14. Верстка страниц
Текст в Publisher представлен в виде особого объекта - текстового блока. Текстовый блок можно перемещать, масштабировать (при этом параметры самого текста не меняются), делить на несколько текстовых блоков, соединять с другими блоками. Для того чтобы вставить текстовый блок, необходимо выполнить команду Вставка /Надпись. Через несколько секунд курсор примет форму пиктограммы текста. Эту пиктограмму надо установить в левый верхний угол предполагаемого текстового блока и нажать левую клавишу мыши. Существующий в документе текстовый блок можно увидеть, нажав левую клавишу мыши с выбранным инструментом Стрелка.
Содержимое текстового блока можно форматировать подобно тому, как это делалось в текстовом процессоре. Для выполнения операций с текстом надо перейти в текстовый режим, нажав на Палитре инструментов соответствующую кнопку.
Иллюстрации вставляются в документ аналогично тому, как вставляется текст, или же могут быть перенесены из другой программы с помощью буфера обмена. Вставленную иллюстрацию можно перемещать; масштабировать визуально (для сохранения пропорций надо удерживать клавишу
Важнейшим вопросом верстки является совместное размещение графики и текста на странице. Как уже говорилось, издательская система обладает всеми функциями расположения графических элементов и текстовых блоков.
Существует несколько основных способов размещения графики и текста:
- независимое расположение графики и текстовых блоков;
- обтекание графики текстом.
Первый способ используется в том случае, когда нет необходимости в обтекании графики текстом. Текстовые блоки и графика свободно размещаются на странице.
В остальных случаях используется команда Элемент/Обтекание текстом. Она открывает диалоговое окно, в котором задаются варианты обтекания и размещения текста.
Практическая работа
1. Создайте на развороте страниц орнамент, используя многократную вклейку и зеркальное отображение.
2. Создайте изображение с использованием маски.
3. Расположите текст файла в три колонки, с размещением заголовка и первого абзаца по ширине двух колонок.
4. Вставьте в публикацию две иллюстрации, используя различные способы размещения графики и текста.
5. Создайте страницу-шаблон для двустороннего разворота, используя прием зеркального отображения на двух страницах разворота.
Урок 15. Подготовка проекта (резервный урок)
Рекомендуемые темы:
1. Рекламный проспект.
2. Информационный листок или бюллетень.
3. Школьный журнал или газета.
4. Сборник творческих работ.
5. Буклеты.
6. Доклад, реферат.
7. Резюме.
Урок 16. Итоговый контроль (защита проекта)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макарова Н.В, Акимов В. Б., Петухова Е.В., Смирнова О.Н. Информатика: 10-11 кл. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
2. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. - М.: АСТ; АВГ, 2002. - 424 с.
3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.: Учебник для 10-11 кл. - М.: Лаборатория базовых знаний 2003. - 512 с.
4. Карпеченко Н. Таблица таблице рознь // Publish - 2002. - № 1. http://www.osp.ru/ publish/2002/01/072.htm.
5. Русских С.И. Шаблоны MS Word // Информатика и образование. - 2003. - № 8. - С. 11.
6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Занятия по MS Word 7.0 // Информатика и образование. - 1999. - № 5-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «Пресс-центр»
Большое значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. В России издается много газ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСВОЕНИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Смотри файл презентацию программы "Слайдер"...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...
Рабочая программа дополнительного образования "Школьный пресс-центр"
Программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-цент» нацелена на знакомство с детскими печатными и электронными изданиями, совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаи...