«Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
методическая разработка

Горбарчук Наталия Евгеньевна

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель ВКК

 Горбарчук Н.Е

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов

«Экологическая сказка как метод формирования

экологической культуры воспитанников»

Цель мастер-класса оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи: - совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки; - способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

           Ход мастер класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я продолжу тему экологического воспитания и в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Игра с залом- на экране появляются картинки. - что общего между этими картинками? (экология) - что общего между этими картинками? (сказка) - как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка)

- «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д. Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

 Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Задание участникам мастер-класса - Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу» 

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша. Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На  ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.» - Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу» 

Ошибки: 1. Скворцы улетают в теплые края

 2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

 3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

 5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц в неволе они погибнут.

-  А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку «Ежик и заяц». 

Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.

- Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»

- Заяц:«Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

- Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

- Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

- Ежик: «Ага, зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: «И как же это мы будем проверять»?

 Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».

Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!

Ежик: «Зайчик и ты мне подари цветы».

 Заяц: «Да запросто, держи».

 Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо ежик.

Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

 Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»! .

- Сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку.

(ПРЕЗАНТАЦИЯ)

Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Итак мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

1. Чтение сказок.

2. Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3. Театрализация сказок.

4..Исправление ошибок в сказках.

-Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

 - Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо: «Вы талантливы все»!

 Список литературы:

Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для детских садов, Ростов на Дону Феникс, Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель, Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /В.М.Корнилова- Воспитатель. Москва Смирнова В.В.Тропинка в природу/В.В.Смирнова.- Санкт- Петербург Рыжова Н.А.Э

экологические рассказы, сказки и праздники/Н.А.Рыжова. - Москва 2002

Познавательная сказка

для детей младшей  группы

 «Сказка о том, как мышонок и  листовичок Шур-Шур

побывали в гостях у крота»

 Однажды мышонок пригласил листовичка Шур-Шур попутешествовать по подземным ходам. листовичок очень обрадовался, и они отправились в путь. Шли долго. Вдруг они услышали, что кто-то роет землю. Шур-Шур немного испугался, а мышонок даже начал дрожать. «Кто это?» - тихо спросил листовичок мышонка.

«Это, наверное, крот». Он роет подземные ходы и в день копает до двадцати метров. Сейчас надо быть особенно осторожным. Ведь крот может загрызть меня, да и тебя тоже. Он не откажется от мыши, ящерицы и медянки (змеи). Даже может съесть маленького зайчонка. «Давай будем поосторожнее», - сказал мышонок. Они пошли дальше по подземным переходам, и вдруг они поняли, что попали в жилище крота. Хозяина дома не оказалось. Одна из маленьких комнат была заботливо устлана травами, листьями, мхом. «Что же здесь делает крот»? - спросил листовичок. «Да это, видимо, у него спальня». «А посмотри, что здесь», - сказал мышонок.

«Здесь подземный ход, который прикрыт подстилкой из травы и листьев. В случае опасности он отодвинет подстилку и был таков. Здесь у него весной появляются маленькие детёныши. Кормятся они материнским молоком три недели.

«А что, если гнездо раскопают?»

«Тогда мама схватит своих детёнышей зубами, и тащит в нетронутые норы, прячет в рыхлую землю».

«Сколько интересного ты мне рассказал о кроте», - тихо проговорил листовичок. И они пошли дальше по подземным коридорам. Тут они увидели еще одну комнату. Это была столовая. Листовичок внимательно все рассматривал. Ведь у крота в гостях он был впервые. Вдруг он почувствовал, что сбоку что-то зашевелилось. Листовичок испугался и даже вскрикнул от неожиданности. Мышонок быстро подбежал к Шур-шуру. « Что случилось»? - спросил он.

- Здесь кто-то шевелится, посмотри.

- А, да это крот сделал из червей «консервы». Он откусывает им головы и замуровывает в стенах своих нор (до 100 штук сразу).

- Без голов черви далеко уползти не могут, но и не умирают, поэтому и не портятся.

- А что же они еще едят?  

- А еще личинки майского жука.

- А кроты зимой спят?

- Нет, не спят. Но зарываются глубже в землю.

- А как же нам увидеть крота? Может быть, нам надо выйти на поверхность? Посмотреть издалека - какой он крот? Хотя было и страшно, но листовичку очень хотелось его увидеть. «Как же он может вырыть столько подземных ходов?»

Мышонок улыбнулся и сказал: «Передние лапы у крота настоящие лопаты, когти на них плоские, а кисть вывернута так, чтобы удобнее было рыть землю перед собой и кидать назад.

« А он вылезает на поверхность земли?» - спросил Шур-Шур.

- Да, вылезает, но очень редко, может быстро бегать по земле и плавать в воде. Но в основном живет под землёй и белого света не видит.

Шур-Шур и мышонок уже решили возвращаться домой. Вылезли на поверхность, чтобы захватить немного зёрен и вдруг листовичок услышал, как по близости что-то зашуршало. Когда он присмотрелся, увидел маленького зверька, немного больше мышки. Мех был гладкий, темный. Ушей не было, а лишь была складочка кожи. Глазки были с маковое зёрнышко и веки их плотно закрывались. А хвоста почти не было. И когда листовичок увидел лапы у зверька, то понял, что это крот.

Шур-Шур потихоньку подбежал к мышонку и тихо на ушко сообщил об увиденном. Мышонок быстро схватил листовичка, и они побежали. На их пути почему-то встречались кочки, на которые они натыкались. Когда они отбежали, листовичок глубоко вздохнул и сказал: «Как же я устал бежать по этим кочкам. И что это за кочки?»

- Да, это крот оставил кучки земли. Ведь он тут рыл свои норы.

Листовичок по дороге домой все расспрашивал мышонка: «А крот под землёй видит?»  

- Нет, не видит, Его глаза закрывает складочка. Но зато он хорошо чувствует запах. Это ему помогает, когда он выходит на охоту в свои коридоры.

- Я понял, почему у крота складочки на ушах и глазах! Когда он роет землю, она не попадает в уши и глаза, - сказал Шур-Шур.

Довольные, что остались живы, они возвратились домой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников » МКДОУ Яменский д / с Воспитатель ВКК Горбарчук Н.Е.

Слайд 2

Найдите общее

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как метод экологического воспитания

пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить детей общению с ней;формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее....

Формирование экологической культуры воспитанников в дополнительном образовании

Описание опыта работы по формированию экологической культуры воспитанников в дополнительном образовании....

Экологическая сказка "Зимняя сказка"

Эта сказка была написана для экологического театра "Радуга" гимназии "Логос" .Опубликована в журнале "Воспитание школьников". Участвовала в конкурсе экологических театров детского экологического форум...

Внеклассное мероприятие "Сказка - ложь, да в ней намёк..." (экологическая сказка)

Мероприятие предназначено для учащихся 8 классов.     Цель: формирование целостного взгляда в процессе общественно значимых проблем, связанных с химией, а также продолжение развития  у ...

Статья «Формирование экологической культуры воспитанников посредством работы с комнатными растениями»

В данной статье показано как работая с комнатными растениями  формировать экологическую культуру детей....

Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»

Экологические проблемы  в настоящее время актуальны.Наиболее  благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....

Экологический театр, как метод формирования экологической культуры

Экологический театр, как метод формирования экологической культуры для детей младшего и среднего школьного возраста...