Индивидуальная образовательная программа «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов».
методическая разработка по литературе (5, 7, 9 класс)

 Гайдукова Татьяна Михайловна

Данная программа на уровне межпредметных связей. Ее цель – расширить рамки понимания изучаемого текста, художественной литературы; познакомиться с работами художников-иллюстраторов; познакомить с историей развития этого жанра.

         Существует очевидная необходимость углубления литературных знаний, расширений культурного контекста преподавания. Необходимо учитывать возраст учащегося и соответствующие этому возрасту знания, навыки, умения, недостаточность начитанности, неразвитость навыков творческой деятельности.

         На преодоление этого и направлена данная программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная программа «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов»

                                                                Руководители: Гайдукова Т.М.

                                                                                     Таращенко Л.В.


Пояснительная записка.

        Данная программа на уровне межпредметных связей. Ее цель – расширить рамки понимания изучаемого текста, художественной литературы; познакомиться с работами художников-иллюстраторов; познакомить с историей развития этого жанра.

        Существует очевидная необходимость углубления литературных знаний, расширений культурного контекста преподавания. Необходимо учитывать возраст учащегося и соответствующие этому возрасту знания, навыки, умения, недостаточность начитанности, неразвитость навыков творческой деятельности.

        На преодоление этого и направлена данная программа.

        Хотелось бы, чтобы ученик, освоив эту программу, продолжил свое литературное образование, выбрав класс гуманитарного или эстетического профиля.

        Отрицательное решение ученика – это тоже положительный педагогический результат: ведь ученик определился в своих предпочтениях, удалив, по крайней мере, одну из возможных для себя образовательных (а может и профессиональных) альтернатив.

        Использование этой программы открывает новые возможности для углубления содержания литературного образования и становления личности учащегося и поможет в выборе профессии.


Индивидуальная образовательная программа.

Тема: «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов».

I этап (подготовительный)

1. Создание условий для организации исследовательской деятельности.

1. Создание разновозрастного клуба «Усть-Илимские читатели».

2.Провести индивидуальный отбор через анкетирование с целью выявления готовности к самостоятельной работе по индивидуальной программе.

Анкета.

1.Привлекает ли поисковая исследовательская деятельность?

2. Какая область литературы особенно привлекает?

3.Хотел бы ты работать по индивидуальной программе?

4. Нужна ли помощь в работе учителя, родителей?

2. Определить и обосновать для каждой возрастной группы оптимальный уровень возможностей в исследовательской работе.

Тестирование. Помощь психолога.

1. Зачем мне это нужно?

2. Чему хочу научиться?

3. Какие темы хочу изучать?

4. Тема творческой работы.

5. В чем будут выражены результаты?

3. Отслеживание динамики роста, продвижения учащихся.

Тестирование. Контроль.

4. Разработка методических рекомендаций для организации исследовательской деятельности в начальной школе основных звеньях школы.

Показать, какие навыки и умения понадобятся в работе.


Стадия проведения исследовательской работы.

II этап.

  1. Выбор темы.
  2. Отбор литературы.
  3. Анализ и систематизация литературных данных.
  4. Специальная работа со словарем по уточнению терминологии.
  5. Составление плана работы.
  6. Работа над черновиком.
  7. Корректировка.
  8. Чистовик.
  9. Реализация (конференция, выставка и т.д.)

III этап. (основной)

2005-2006 учебный год        1 – 8 класс

1. Выбор темы.

2. Отбор литературы.

3. Работа со словарем по уточнению терминологии.

4. Составление плана работы.

2006-2007 учебный год         2 – 9 класс

I полугодие

1. Работа над черновиком, учитывая отработанный и новый материал.

2. Систематизация, корректировка плана.

II полугодие.

  1. Работа над чистовиком.
  2. Промежуточный отчет о проделанной работе.

2007-2009 учебные года        3 – 4 класс

1. Рефераты.

2. Выставки.

3. Отчеты.

Индивидуальный образовательный план.

Темы

Виды деятельности

1. Развитие жанра иллюстрации. Работа со словарем.

Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря.

2. Лубочные картины, иллюстрирующие литературу (на усмотрение учащегося)

Иллюстрирование произведений (выбор учащегося).

3. Творчество Пушкина в творчестве русских художников.

Исследования учащегося (1 кл) и подготовка доклада. Оформление читательских дневников. Чтение текста.

4. Творчество Крылова в иллюстрациях.

Исследования. Иллюстрации.

5. Творчество Лермонтова в иллюстрациях.

Исследования. Иллюстрации.

6. Презентация. Конференция, индивидуальная и исследовательская конференция. Выставка.

Индивидуальный образовательный план работы учащихся 1 класса

Мелентьевой Т., Колокольцевой Д.

Тема № 1.

Что такое иллюстрация?

Что такое лубок? Гравюра?

Первые рукописные книги и рисунки к ним.

Первые печатные книги. Лубочные иллюстрации. Художники-иллюстраторы (по выбору учащихся).

Деятельность учащихся:                работа со справочной литературой, составление

понятийного словаря.

Консультация учителя.

Тема № 2.

Лубочные картины, иллюстрирующие литературу. Сказки Пушкина в произведениях народной картины. Лубочная картина.

Деятельность учащихся:                чтение и иллюстрирование (произведений) сказок

Пушкина.

Консультация учителя.

Сопоставительный анализ иллюстраций В. Дудова к сказкам А.С. Пушкина, А.Д. Константинова к поэме «Руслан и Людмила», М. Врубеля, В. Фаворского

к роману «Евгений Онегин», А. Бенуа, А. Пластов.

Деятельность учащихся:                исследование и подготовка докладов, рефератов.

Тема № 3.

Басни Крылова в творчестве русских художников.

Деятельность учащихся:                чтение и иллюстрирование басен Крылова.

Тема № 4.

Иллюстрации М.Врубеля к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Сопоставительный анализ иллюстраций М. Врубеля и М.Ю. Лермонтова.

Деятельность учащихся :                подготовка сообщений, свои варианты   иллюстраций.

Тема № 5.

«Мои любимые иллюстрации и иллюстраторы»

Деятельность учащихся :                - прочитать произведение;

                                                - найти иллюстрации;

                                                - литература о художниках-

иллюстраторов;

- сравнительный анализ;

- оформление читательских дневников;

- создание собственных иллюстраций;

- участие в работе чительского клуба;

- подведение итогов – реферат, доклад.

                           

                     Используемая  литература:

  1. «Детская энциклопедия», М., 1976г.
  2. «Крылов И.А. и его произведения в русской народной картине»,
  3. «М.Ю. Лермонтов и его произведения в лубочной картине»,
  4. Мифологический словарь, М., 1991г.
  5. Подобедова О.И. «О природе книжной иллюстрации», М., 1973г.
  6. «А.С. Пушкин и его произведения  в русской народной картине»,
  7. Энциклопедический словарь, М., 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме:"Жизнь и творчество художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова"

Данная разработка классного часа помогает доступно   рассказать детям начальных классов о жизни и деятельности художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова....

Презентация к классному часу: "Жизнь и творчество художника иллюстратора Ю.А.Васнецова"

Даннаая презентация ярко и доступно помогает рассказать детям о жизни и творчестве художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова....

Индивидуальная образовательная программа по литературе

Индивидуальная образовательная программа для работы с одаренными учащимися. Включает пояснительную записку, КТП, список литературыю...

Индивидуальная образовательная программа учителя русского языка и литературы МАОУ «БайкаловскаяСОШ» Поспеловой Лидии Николаевны

Индивидуальная образовательная программаучителя русского языка и литературы МАОУ «БайкаловскаяСОШ»Поспеловой Лидии Николаевны...

индивидуальная образовательная программа по литературе

индивидуальная образовательная программа по литературе...