Индивидуальная образовательная программа «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов».
методическая разработка по литературе (5, 7, 9 класс)
Данная программа на уровне межпредметных связей. Ее цель – расширить рамки понимания изучаемого текста, художественной литературы; познакомиться с работами художников-иллюстраторов; познакомить с историей развития этого жанра.
Существует очевидная необходимость углубления литературных знаний, расширений культурного контекста преподавания. Необходимо учитывать возраст учащегося и соответствующие этому возрасту знания, навыки, умения, недостаточность начитанности, неразвитость навыков творческой деятельности.
На преодоление этого и направлена данная программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ioprusskaya_literatura_v_tvorchestve_hudozhnikov-illyustratorov_.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная образовательная программа «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов»
Руководители: Гайдукова Т.М.
Таращенко Л.В.
Пояснительная записка.
Данная программа на уровне межпредметных связей. Ее цель – расширить рамки понимания изучаемого текста, художественной литературы; познакомиться с работами художников-иллюстраторов; познакомить с историей развития этого жанра.
Существует очевидная необходимость углубления литературных знаний, расширений культурного контекста преподавания. Необходимо учитывать возраст учащегося и соответствующие этому возрасту знания, навыки, умения, недостаточность начитанности, неразвитость навыков творческой деятельности.
На преодоление этого и направлена данная программа.
Хотелось бы, чтобы ученик, освоив эту программу, продолжил свое литературное образование, выбрав класс гуманитарного или эстетического профиля.
Отрицательное решение ученика – это тоже положительный педагогический результат: ведь ученик определился в своих предпочтениях, удалив, по крайней мере, одну из возможных для себя образовательных (а может и профессиональных) альтернатив.
Использование этой программы открывает новые возможности для углубления содержания литературного образования и становления личности учащегося и поможет в выборе профессии.
Индивидуальная образовательная программа.
Тема: «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов».
I этап (подготовительный)
1. Создание условий для организации исследовательской деятельности. | 1. Создание разновозрастного клуба «Усть-Илимские читатели». 2.Провести индивидуальный отбор через анкетирование с целью выявления готовности к самостоятельной работе по индивидуальной программе. Анкета. 1.Привлекает ли поисковая исследовательская деятельность? 2. Какая область литературы особенно привлекает? 3.Хотел бы ты работать по индивидуальной программе? 4. Нужна ли помощь в работе учителя, родителей? |
2. Определить и обосновать для каждой возрастной группы оптимальный уровень возможностей в исследовательской работе. | Тестирование. Помощь психолога. 1. Зачем мне это нужно? 2. Чему хочу научиться? 3. Какие темы хочу изучать? 4. Тема творческой работы. 5. В чем будут выражены результаты? |
3. Отслеживание динамики роста, продвижения учащихся. | Тестирование. Контроль. |
4. Разработка методических рекомендаций для организации исследовательской деятельности в начальной школе основных звеньях школы. | Показать, какие навыки и умения понадобятся в работе. |
Стадия проведения исследовательской работы.
II этап.
- Выбор темы.
- Отбор литературы.
- Анализ и систематизация литературных данных.
- Специальная работа со словарем по уточнению терминологии.
- Составление плана работы.
- Работа над черновиком.
- Корректировка.
- Чистовик.
- Реализация (конференция, выставка и т.д.)
III этап. (основной)
2005-2006 учебный год 1 – 8 класс
1. Выбор темы.
2. Отбор литературы.
3. Работа со словарем по уточнению терминологии.
4. Составление плана работы.
2006-2007 учебный год 2 – 9 класс
I полугодие
1. Работа над черновиком, учитывая отработанный и новый материал.
2. Систематизация, корректировка плана.
II полугодие.
- Работа над чистовиком.
- Промежуточный отчет о проделанной работе.
2007-2009 учебные года 3 – 4 класс
1. Рефераты.
2. Выставки.
3. Отчеты.
Индивидуальный образовательный план.
Темы | Виды деятельности |
1. Развитие жанра иллюстрации. Работа со словарем. | Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря. |
2. Лубочные картины, иллюстрирующие литературу (на усмотрение учащегося) | Иллюстрирование произведений (выбор учащегося). |
3. Творчество Пушкина в творчестве русских художников. | Исследования учащегося (1 кл) и подготовка доклада. Оформление читательских дневников. Чтение текста. |
4. Творчество Крылова в иллюстрациях. | Исследования. Иллюстрации. |
5. Творчество Лермонтова в иллюстрациях. | Исследования. Иллюстрации. |
6. Презентация. Конференция, индивидуальная и исследовательская конференция. Выставка. |
Индивидуальный образовательный план работы учащихся 1 класса
Мелентьевой Т., Колокольцевой Д.
Тема № 1.
Что такое иллюстрация?
Что такое лубок? Гравюра?
Первые рукописные книги и рисунки к ним.
Первые печатные книги. Лубочные иллюстрации. Художники-иллюстраторы (по выбору учащихся).
Деятельность учащихся: работа со справочной литературой, составление
понятийного словаря.
Консультация учителя.
Тема № 2.
Лубочные картины, иллюстрирующие литературу. Сказки Пушкина в произведениях народной картины. Лубочная картина.
Деятельность учащихся: чтение и иллюстрирование (произведений) сказок
Пушкина.
Консультация учителя.
Сопоставительный анализ иллюстраций В. Дудова к сказкам А.С. Пушкина, А.Д. Константинова к поэме «Руслан и Людмила», М. Врубеля, В. Фаворского
к роману «Евгений Онегин», А. Бенуа, А. Пластов.
Деятельность учащихся: исследование и подготовка докладов, рефератов.
Тема № 3.
Басни Крылова в творчестве русских художников.
Деятельность учащихся: чтение и иллюстрирование басен Крылова.
Тема № 4.
Иллюстрации М.Врубеля к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Сопоставительный анализ иллюстраций М. Врубеля и М.Ю. Лермонтова.
Деятельность учащихся : подготовка сообщений, свои варианты иллюстраций.
Тема № 5.
«Мои любимые иллюстрации и иллюстраторы»
Деятельность учащихся : - прочитать произведение;
- найти иллюстрации;
- литература о художниках-
иллюстраторов;
- сравнительный анализ;
- оформление читательских дневников;
- создание собственных иллюстраций;
- участие в работе чительского клуба;
- подведение итогов – реферат, доклад.
Используемая литература:
- «Детская энциклопедия», М., 1976г.
- «Крылов И.А. и его произведения в русской народной картине»,
- «М.Ю. Лермонтов и его произведения в лубочной картине»,
- Мифологический словарь, М., 1991г.
- Подобедова О.И. «О природе книжной иллюстрации», М., 1973г.
- «А.С. Пушкин и его произведения в русской народной картине»,
- Энциклопедический словарь, М., 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуальной образовательной программы повышения квалификации Иванниковой В.И., учителя русского языка и литературы высшей категории МБОУ лицея №8 г. Ставрополя на 5 лет (2010 -2014 г.г.)
в помощь аттестующимся...
Индивидуальная образовательная программа по русскому языку
Планирование...
Классный час по теме:"Жизнь и творчество художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова"
Данная разработка классного часа помогает доступно рассказать детям начальных классов о жизни и деятельности художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова....
Презентация к классному часу: "Жизнь и творчество художника иллюстратора Ю.А.Васнецова"
Даннаая презентация ярко и доступно помогает рассказать детям о жизни и творчестве художника-иллюстратора Ю.А.Васнецова....
Индивидуальная образовательная программа по литературе
Индивидуальная образовательная программа для работы с одаренными учащимися. Включает пояснительную записку, КТП, список литературыю...
Индивидуальная образовательная программа учителя русского языка и литературы МАОУ «БайкаловскаяСОШ» Поспеловой Лидии Николаевны
Индивидуальная образовательная программаучителя русского языка и литературы МАОУ «БайкаловскаяСОШ»Поспеловой Лидии Николаевны...
индивидуальная образовательная программа по литературе
индивидуальная образовательная программа по литературе...