Интегрированная образовательная программа обучения декоративным видам творчества «Кладовая радости»
рабочая программа на тему

Данишвар Оксана Викторовна

Направленность: Художественно-эстетическая

Возраст детей: 8-14 лет

Срок реализации 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc391 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

“Дворец творчества детей и молодёжи”

                                                                       УТВЕРЖДАЮ    

                                                                                    Директор МОУ ДОД ДТДМ

                                                                                 ___________Л.Н. Фокшей

                                       

                                                                                 Принята    на   заседании    

                                                                                 Методического Совета

                                                                                 Протокол№  

                                                                                       От «____»  _________2008 г.                                                                                                                    

Интегрированная образовательная программа

Обучения декоративным видам творчества

«Кладовая радости»

Направленность:

Художественно-эстетическая

Возраст детей: 8-14 лет

Срок реализации 4 года

Автор программы: Данишвар О.В.

Педагог дополнительного

образования ДТДМ

                                       Рецензент:  Христич Л. Н.

                              преподаватель НХШ

г. Норильск 2008г

Введение

На протяжении всей истории человечества народное искусство было                                                                                                                                                  неотъемлемой частью национальной культуры. Народ, не утративший истоки своей культуры, имеет будущее.

Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение.  

Издавна создаются высокохудожественные предметы одежды, обуви, головные уборы, вещи домашнего обихода и убранства.

В изделиях органично соединялись различные виды декоративного творчества: вышивка, шитьё, ткачество, аппликация и.т.д. и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц и др.

Народная вышивка всегда отражала жизнь конкретного народа, украшала одежду и быт. На протяжении столетий вышивка выполнялась шёлком, золотом, серебром, драгоценными камнями, жемчугом, бисером.

Бисер был очень популярен на Руси.

Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в XIX веке. Им украшали сумочки, чехольчики, подушечки, шкатулки, оплетали им сосуды.

Его широко использовали в отделке костюмов. Эти виды декоративно-прикладного искусства очень распространены в наше время, доступны и интересны детям разного возраста.

На сегодняшний день одним из самых популярных видов прикладного искусства является роспись по ткани. Батик ─ искусство, пришедшее из Юго-Восточной Азии. Несложный арсенал средств, необходимый для этого вида росписи, делает её доступной в любых условиях, дети очень любят заниматься этим рукоделием.

Разностороннему развитию школьников способствуют знания в разных областях. В том числе и в народном искусстве. Теперь они обогащают возможности восприятия современного искусства, а традиции дают нам представление о происхождении и самобытности культуры, а частности народных ремёсел.

Народное искусство уходит корнями в древность и наша задача не забывать его.

 

Пояснительная записка

В основу содержания образовательной программы «Кладовая радости» положено изучение народного искусства, которое является неотъемлемой частью национальной культуры на протяжении всей истории человечества.

В сложных условиях сегодняшней жизни очень важно подходить к ребёнку с позицией понимания важности духовной культуры для формирования его личности.

Через освоение ремесла детьми, постигаются традиции народного прикладного искусства его история, открывается эстетическое видение окружающего мира, что означает для учеников, обучающихся по программе, естественное постижение прекрасного, способствующего сформировать их миропонимание возвышенно.

Цель программы: Приобщение детей к ценностям культурного мира через изучение истории и традиций народного прикладного искусства на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.

Задачи: 

  1. Обучение учащихся основам прикладного творчества, создание комплекса знаний и умений в области искусства бисероплетения, вышивки, росписи по ткани, лепке из солёного теста. 
  2. Воспитание интереса к истории ремесла, искусству, культуре. 
  3. Развитие интереса к устному народному творчеству, обычаям, обрядам, праздникам народного календаря;
  4. Развитие творческих способностей детей, формирование их познавательного интереса, самостоятельности и гармоничных эстетических потребностей.
  5. Создание условий для творческой самореализации детей.

Данная образовательная программа является интегрированной, так как она объединяет различные виды творчества: бисероплетение, лепку из солёного теста, ручную вышивку, батик.

Программа «Кладовая радости» составлена с учётом психолого-возрастных и физиологических особенностей детей и предназначена для учащихся в возрасте от 8 до 14 лет.

Форма организации обучения групповая и предполагает занятия для детей начального уровня по 1,5 часа 3 раза в неделю; для учащихся углубленного уровня по 2,5 часа 2 раза в неделю. Учебный материал рассчитан на 216 академических часов, по 6 часов в неделю.

Количественный состав детей в группах начального уровня обучения предусматривает 10 человек, что обусловлено спецификой обучения таким видам творческой деятельности как батик и вышивка требующей индивидуальной работы с воспитанником в ходе занятий. Бисерное рукоделие требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Так же на данном этапе, для успешного усвоения образовательной программы, необходимо создание благоприятного микроклимата на занятии. На углубленном уровне обучения предполагается работа с детьми, которые освоили программу обучения начального уровня. На данном этапе большая часть времени отводится на практическую работу, особое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим замыслам учащихся. Учитывая, эту особенность обучения на углубленном уровне для эффективности выполнения данной программы   оптимальное количество учащихся в группе, составляет 8-10 чел.  

 Только при создании выше перечисленных условий, возможно, достичь высокой результативности обучения.  

Изучение декоративно-прикладных видов творчества предполагается по блокам, после прохождения которых, ребёнку в случае успешного освоения всех видов творчества, предлагается выполнение изделия с соединением нескольких техник.

Последовательность изучения блоков может варьироваться в зависимости от возраста и подготовленности детей.

  Программа рассчитана на 4 года и предполагает два уровня обучения:        

Начальный уровень – два года обучения;

Углублённый уровень – два года обучения.

Начальный уровень первого года обучения – уровень формирования культуры труда, эстетических взглядов, интересов; развитие творческого начала личности.

В первый год обучения предполагается изучение блоков по следующим направлениям: бисероплетение, лепка из солёного теста, ручная вышивка, батик.

По прохождении всех блоков детям,  наиболее успешно занимающимся в течение учебного года, предлагается выполнение панно с соединением нескольких техник. Остальные учащиеся выполняют изделия в одной из изученных техник, но с применением различных технологических приёмов.

Данный уровень обучения рассчитан на детей младшего школьного возраста от 8 до 10 лет.

По окончанию начального уровня первого года обучения дети переходят на начальный уровень второго года обучения. В случае если учащийся не освоил программу в полном объёме, то он продолжает обучение на начальном уровне  первого года обучения, но в практической работе ему предлагается изготовление более сложных изделий.

Начальный уровень второго года обучения – рассчитан на учащихся  9-11 лет.

На начальном уровне второго года обучения занимаются дети, успешно освоившие программу начального уровня первого года обучения. А также данный уровень обучения предусматривает набор в группу новых детей, имеющих навыки работы с бисером, начальные знания и умения в изобразительной деятельности, навыки работы с иглой.

 За время обучения учащиеся освоят более сложные технологии плетения бисером, продолжат знакомство с техникой «Батик» с использованием тканей более сложных в обработке и требующих начальных навыков росписи по ткани, овладеют традиционной техникой гобеленовой вышивки её художественными возможностями в изготовлении современных изделий, научаться разрабатывать композиционно не сложные графические и цветовые эскизы.

В зависимости от освоения учебного материала, а также от возрастных и индивидуальных способностей, при условии усвоения программы второго года обучения, учащиеся переходят на углубленный уровень первого года обучения.

Углубленный уровень первого года обучения.

Направлен на развитие творческого мышления и применение его в разработке изделий, составлении композиции, цветовых и графических эскизов и рассчитан на учащихся 10-13 лет, успешно освоивших программу предыдущего года обучения.  Возможен приём в группу новых детей соответствующих возрастной категории на данном уровне обучения и владеющих мастерством бисероплетения, знающих основы цветоведения.

На  углубленном уровне дети пройдут обучение по трём блокам: бисероплетение, батик, вышивка.

На данном уровне учащимся предстоит, более подробно,  ознакомится с приёмами в композиции, разрабатывать композицию с применением гобеленовых швов, дети изучат технологию выполнения сложных гобеленовых швов с перекрёстом нитей, технологию выполнения узоров, научатся составлять узоры с применением нескольких видов гобеленовых швов, а также разрабатывать узоры для росписи по шёлку.

На углубленном уровне предполагается изготовление изделий в течение учебного года с применением новых и ранее изученных техник, с совмещением нескольких из них в одном изделии.

Углубленный уровень второго года обучения – рассчитан на детей в возрасте от 11 до 14 лет.

Этот уровень обучения является завершающим и предполагает проектирование и изготовление итоговой работы с использование различных техник. Отличительной особенностью, при выполнении изделий, является самостоятельная деятельность учащихся, под руководством педагога. Перед учениками ставится задача, используя полученные знания и умения, придумать оригинальный замысел и воплотить в своей работе, основными критериями, при оценке которого будут служить творческий подход, декоративность, содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе обучения).

Система обучения построена на принципе от простого к сложному, что позволяет детям без особой нагрузки освоить и теоретический и практический материал.

Каждый из образовательных уровней имеет свои критерии результативности усвоения изучаемого предмета и может предполагать обучение от одного до двух лет, в зависимости от возраста ребёнка, психологических особенностей, индивидуальных способностей и степени освоения им программы данного уровня.

Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. Занятия в творческом объединении направлены на развитие творческого воображения, трудового и эстетического воспитания, формирование интереса к народному искусству, традициям и обрядам русского народа.  Сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества. В процессе обучения предлагаются следующие направления устного народного творчества, отражающие, связь с практической деятельностью на занятиях декоративным творчеством и соответствующие поставленным воспитательным задачам, возрастным возможностям и интересам детей младшего и среднего школьного возраста.

1. «Секреты Марьи-искусницы»

2. «Народный календарь»

3. «Азбука сказки»

4. «Как жили наши предки»

Особенностью программы является возможность применения, при изготовлении изделий,  различных техник, таких как бисероплетение, ручная вышивка, лепка из солёного теста, батик.  

За время обучения дети познакомятся с народным искусством, его традициями, с историей возникновения и развития изучаемых видов декоративно-прикладного искусства, приобретут умения и навыки по данным направлениям, познакомятся с основными приёмами композиции (ритм, симметрия, пропорции и т.д.) цветовыми сочетаниями, пройдут краткий курс материаловедения, ознакомятся с техникой безопасности труда.

Учебно-тематический план

Начальный уровень 1 год обучения

Наименование

темы

Кол-во часов из них

всего

теор.

практ.

1.

Бисероплетение

66

15

51

1.1

Организация учебного процесса

2

2

1.2

История развития бисероплетения

2

2

1.3

Организация учебного места

2

1

1

1.4

Технические приёмы бисероплетения

60

10

50

2.

Лепка из солёного теста

26

7

19

2.1

История возникновения изделий из

солёного теста.

2

1

1

2.2

Способы изготовления изделий из солёного теста.

18

4

14

2.3

Обработка солёного теста.

6

2

4

3.

Ручная вышивка

46

13

33

3.1

Из истории вышивки

2

2

3.2

Материаловедение

4

2

2

3.3

Виды простейших швов

18

4

14

4.

Роспись по ткани

78

19

59

4.1

Организация рабочего места.

Инструменты и приспособления

2

2

4.2

Цветоведение

4

2

2

4.3

Основные приёмы в композиции

4

2

2

4.4

 Технические приёмы росписи по ткани

28

7

21

5.

Технология изготовления изделий

с применением нескольких техник.

40

6

34

Содержание  программы

1. Бисероплетение

1.1. Организация учебного процесса (2 ч.)

Теория:

 Знакомство с задачами и содержанием учебной программы на год. Правила поведения и требования к ученикам. Инструменты и материалы, необходимые для работы.

1.2. История развития бисероплетения (2 ч.)

Теория:

Знакомство с историей развития бисерного производства и рукоделия на Руси. Использование бисера в народном костюме. Знакомство с украшениями и использование их в народном костюме.

  1. 1.3. Организация рабочего места (2 ч.)

Теория (1 ч.):

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с правилами организации рабочего места, правилами, необходимыми при изготовлении бисерных украшений  Разновидности бисера. Варианты правильного низания.

Практика(1ч):

Заполнение рабочего словарика. Низание бисера (на леску, проволоку). Изготовление образцов.

1.4Технические приёмы бисероплетения (60ч.)

1.4.1. Плетение «крестиками» (10 ч.)

Теория (2 ч.):

Краткая характеристика техники плетения. Декоративные возможности. Особенности работы с леской и бисером. Технологические приёмы плетения цепочек «крестики».

Изучение способов плетения цепочек «крестики»:

а) плетение двумя иглами

б) плетение одной иглой (два способа)

Варианты цепочки «крестики»:

а) цепочки «колечки»;                          в) цепочка со стеклярусом;

б) цепочка с бусинами;                                 г) цепочки с узорами.

Знакомство с крестьянским календарем «Месяцеслов». Народные поговорки и приметы о сборе осеннего урожая.

Практика (8 ч.):

Зарисовка схем в рабочую тетрадь. Приобретение навыков плетения «крестиками». Плетение фенечек и браслетов предложенными вариантами. Выполнение цветовых зарисовок с использованием  цветов осени.

1.4.2. Параллельное плетение  (36 ч.)

1. Изделия из бисера на жёсткой основе (проволока). 

Теория (3 ч.):

Краткая характеристика техники плетения. Особенности работы с проволокой и бисером. Ознакомление с правилами работы со схемами. Расчёт материала. Технологические приёмы плетения на жесткой основе. Изучение плетения способом петелек. Инструктаж по технике безопасности перед началом работы, во время работы с колющими и режущими предметами. Твой знак зодиака. Краткая характеристика, влияние на характер человека. Беседа: «Что мы знаем о цветах».

Практика (15 ч.):

Зарисовка схем. Плетение знаков зодиака. Плетение «Бонсая». Плетение цветов (пролеска, василёк, клевер, колокольчик и других не сложных в выполнении цветов). Изготовление тычинок в различных техниках. Составление цветочной композиции.

2. Изделия из бисера на мягкой основе (леска).

Теория (3 ч.):

Технологические приёмы плетения на мягкой основе. Правила работы со схемами. Расчёт материала. Изучение техники плетения объёмной бисерной миниатюры.

Рассказ-беседа о том, что в старину входило в крестьянское хозяйство. Загадки и сказки о животных. Характерные черты зайца, лисы, петуха, волка, кота.

Практика (15 ч.):

Плетение сувениров, брелоков (крокодильчик, пчела, змейка, мышка с сыром, ёжик и др.). Зарисовка схемы нескольких миниатюр, плетение некоторых из них на выбор.

Литература:

1. Тюрина Н.Е. Живой бисер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г.

2. Носирова Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. М, 2003.

1.4.3. Бисерное ткачество (14 ч.)

Теория (2 ч.):

Знакомство с историей развития ткачества на Руси. Правила работы на станке, инструктаж по технике безопасности. Разновидности узоров.

Практика (12 ч.):

Работа со схемами, составление схем с различными узорами. Плетение браслетов с узором.

2. Лепка из солёного теста

2.1. История возникновения изделий из солёного теста (2 ч.)

Теория (1 ч.):

Знакомство с историей возникновения изделий из солёного теста. Ингредиенты для приготовления соленого теста. Технология приготовления теста.

Практика (1 ч.):

Запись последовательного приготовления теста. Изготовление  простейших изделий из теста.

2.2. Способы изготовления изделий из солёного теста (18 ч.)

Теория (4 ч.):

Окрашивание теста. Приемы, используемые для окрашивания отдельных деталей.

Способы изготовления изделий из теста. Способы декорирования изделий из теста. Изучение простейших приемов, используемых при лепке.

Знакомство с филимоновской и абашевской игрушкой их традиционной формой и орнаментом.  

Традиции празднования  Нового года на Руси.  Новогодние игрушки и елочные украшения.

Практика (14 ч.):

Запись способов изготовления и декорирования изделий из теста. Изготовление новогодних сувениров, ёлочных украшений.

2.3. Обработка солёного теста (6 ч.)

Теория (2 ч.):

Способы сушки. Цветовые эффекты и глазурование. Раскрашивание. Лакировка.

Практика (4 ч.):

Запись способов сушки изделий из солёного теста. Раскрашивание и лакировка изделий из неокрашенного теста.

Литература:

Кискальт И. Солёное тесто. М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2003 г.

3. Ручная вышивка

3.1. Из истории вышивки (2 ч.)

Теория:

Знакомство учащихся с русской народной вышивкой – одним из самых древнейших видов декоративного искусства. Дать понятие об эстетической и исторической ценности ручной вышивки, исторические сведения о старинном значении узора вышивки. Демонстрация вышитых изделий.

3.2. Материаловедение (4 ч.)

Теория (2 ч.):

Ознакомить учащихся с инструментами и приспособлениями необходимыми  для вышивания. Краткий курс материаловедения: виды ткани, их структура. Ткани,  применяемые для вышивки. Повторение правил безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами.

Практика (2 ч.):

Работа с картотекой образцов ткани (определение структуры, уточной и долевой нити, тканей для вышивки). Запяливание ткани в пяла. Способы правильной закрепки.

3.3. Виды простейших швов (18 ч.)

3.3.1. Шов «вперёд иголка» (10 ч.)

Теория (3 ч.):

Знакомство с понятием раппорт, симметрия, ритм, композиция орнамента. Знакомство учащихся с простейшими швами и применением их в быту. Технология выполнения шва «вперёд иголка». Его декоративные возможности. Способы перевода рисунка на ткань.

Практика (7 ч.):

Зарисовка схем, составление орнамента с применением изученных композиционных приёмов. Создание орнамента из сложенной  и вырезанной ножницами бумаги. Перевод рисунка на ткань. Вышивка узора швом «вперёд иголка».

  1. 3.3.2. Тамбурный шов (8 ч.)

Теория (1 ч.):

Технология выполнения «тамбурного» шва. Знакомство с выполнением петли в  «прикреп». Декоративные возможности. Загадки о предметах рукоделия.

Практика (7 ч.):

Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора швами «тамбурный», петли в «прикреп».

3.4. Виды счётных швов (22 ч.)

3.4.1. Шов «косой гобеленовый» (6 ч.)

Теория (2 ч.):

Разновидности косых гобеленовых швов. Технология выполнения шва «косой гобеленовый», «роспись», «рубчатый».

Как одевались русские люди в старину, использование вышивки в праздничной одежде.

Практика (4 ч.):

Зарисовка схемы шва. Выполнение образцов в разном масштабе на различных материалах.

3.4.2. Шов «простой крестик» (16ч.)

Теория (3 ч.):

Знакомство с древнейшей народной вышивкой полукрест и простой крест.  Декоративные возможности. Технологический процесс вышивки разными способами.

Знакомство со скороговорками их значение в выработке хорошей дикции.

Практика (13 ч.):

Зарисовка схем швов. Выполнение стежков крестом различными способами (по горизонтали, вертикали, диагонали). Подбор материалов, цветовой гаммы. Изготовление панно с использованием изученных видов швов.

4. Роспись по ткани

4.1. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления (2 ч.)

Теория:

Краткие сведения из истории росписи по ткани. Показ изделий, иллюстраций с изображением различных изделий из батика. Материалы и инструменты, необходимые для росписи по ткани. Знакомство с организацией рабочего места для работы на ткани. Правила безопасности при работе.

4.2. Цветоведение (4 ч.)

Теория (2 ч.):

Изучение основ цветоведения. Тёплые и холодные тона. Цветовой круг. Основные, дополнительные цвета. Смешение цветов.

Практика (2 ч.):

Запись в тетрадь характеристики цвета. Зарисовка цветового круга. Выполнение упражнений по смешению цветов.

Литература:

Рошаль И.В. Азбука цветов. Спб: «кристалл», 1998 г.

4.3. Основные приёмы в композиции (4 ч.)

Теория (2 ч.):

Знакомство с композицией на ткани: панно – симметричная, ассиметричная форма. Композиционный центр.

Практика (2 ч.):

Зарисовка основных композиционных схем. Составление симметричной и ассиметричной композиции.

4.4.Технические приёмы росписи по ткани (28 ч.)

4.4.1. Свободная роспись (4 ч.)

Теория (1 ч.):

Знакомство с инструментами и приспособлениями, используемыми при росписи. Разновидности технических приёмов росписи по ткани. Подготовка рабочего места для росписи. Инструктаж по технике безопасности при работе с красителями.

Практика (3 ч.):

Ознакомление с приёмами запяливания ткани. Роспись образцов с использованием смешения красок, тональной растяжки, контраста цветов, комбинирование красок и др. упражнений.

4.4.2. Акварельная техника (8 ч.)

Теория (2 ч.):

Технология выполнения. Использование акварельной техники в росписи платков. Особенности композиционного размещения узоров.

Практика (6 ч.):

Подготовка к росписи (оклеивание подрамника, натягивание ткани).

Роспись ткани в акварельной технике. Разработка эскизов графических и цветовых. Перевод контуров рисунка на ткань. Роспись панно по сырому.  

4.4.3. Техника росписи с использованием соли (4 ч.)

Теория (1 ч.):

Декоративные возможности и технология выполнения росписи с использованием соли различной величины.

Практика (3 ч.):

Роспись образцов с использованием солевой техники.  

4.4.4. Техника росписи с нанесением контуров (10 ч.)

Теория (2 ч.):

Декоративные возможности. Ознакомление с этапами подготовки к росписи. Разновидности и технология нанесения резервирующего состава.

Практика (8 ч.):

Разработка эскизов графических и цветовых. Перенос рисунка на ткань, нанесение контура. Роспись панно с использованием техники гутта.  

4.4.5. Окончательная обработка материала (2 ч.)

Теория (1 ч.):

Фиксация красок утюгом и паром.

Практика (1 ч.):

Окончательная обработка панно, закрепление красок.  

5. Технология изготовления изделий с использованием нескольких

     техник (40 ч.)

Теория (6 ч.):

Изучение последовательности и технологии изготовления изделий с использованием нескольких техник: бисероплетения, ручной вышивки, росписи по ткани. Этапы изготовления коллективной работы. Технология изготовления коллективной работы. Выбор и обоснование техники изготовления, цветовой гаммы, материалов.

Мини-викторина «Русские народные сказки об умелых мастерицах».

Русские традиции празднования Пасхи.

Практика (34 ч.):

Разработка эскизов графических и цветовых. Выбор техники выполнения, подбор материалов. Перенос рисунка на ткань.

Изготовление изделия, панно с использованием нескольких техник. Изготовление коллективного панно.

Критерии  уровня знаний и умений учащихся

Предполагается, что к концу начального уровня первого года обучения

    учащиеся должны знать: 

  • Историко-теоретические сведения о развитии бисероплетения, ручной вышивке, лепке из солёного теста, росписи по ткани на Руси
  • Правила техники безопасности перед началом работы, во время работы с колющими и режущими инструментами
  • Способы перевода рисунка на ткань
  • Технические приёмы бисероплетения
  • Принцип изготовления изделий из солёного теста
  • Технические приёмы росписи по ткани
  • Виды тканей
  • Основные и дополнительные цвета
  • Виды простейших швов
  • Виды счётных швов
  • Правила поведения в общественных местах
  • Украшения, используемые в народном костюме
  • Что такое крестьянский календарь «Месяцеслов», народные поговорки и       приметы об осени  
  • Традиции празднования Нового года на Руси
  • Художественные промыслы Филимоново и Абашево их традиционную форму и орнамент

   учащиеся должны уметь:

  • Организовать рабочее место
  • Смешивать цвета
  • Переносить рисунок на ткань
  • Правильно запяливать ткань
  • Отличать симметричную форму от ассиметричной
  • Выполнять простейшие швы
  • Выполнять счётные швы
  • Владеть техническими приёмами росписи по ткани, предусмотренные программой
  • Владеть техническими приёмами бисероплетения, бисерного ткачества.
  • Лепить изделия из теста предусмотренные программой.

 

Учебно-тематический план

Начальный уровень 2 год обучения

Наименование

темы

Кол-во часов из них

всего

теор.

практ.

1.

Бисероплетение

68

19

49

1.1

Организация учебного процесса

2

2

1.2

Технические приёмы бисероплетения

92

25

67

   2.

Лепка из солёного теста

24

4

20

   2.1

Способы изготовления изделий из солёного теста.

10

2

8

   2.2

Объёмные композиции.

14

2

12

3.

Ручная вышивка

44

10

34

3.1

Виды простейших швов

16

4

12

3.2

Виды счётных швов

28

6

22

4.

Роспись по ткани

80

17

63

4.1

Цветоведение

6

2

4

4.2

Основные приёмы в композиции

8

3

5

4.3

Технические приёмы росписи по ткани

22

4

18

5.

Технология изготовления изделий

с применением нескольких техник

44

8

36

Содержание программы

1. Бисероплетение

  1.  Организация учебного процесса (2 ч.)

Теория:

Задачи и содержание учебной программы на учебный год. Правила поведения в детском учреждении и творческом объединении. Инструменты и материалы, необходимые для работы.

1.2.Технические приёмы бисероплетения (66 ч.)

1.2.1. Плетение «крестиками» (12 ч.)

Теория (3 ч.):

1. Способы плоского и объёмного соединения цепочек.

2. Наплетения на цепочку.

3. Плетение сложных цепочек «крестики» и цепочки «цветы»:

а) «Ромбики»                               в) «Бантики»

б) «Уголки»                                 г) «Цветочки с листиками»

Варианты плетения, технология выполнения, инструктаж по схемам. Технология плетения полотна «крестики».

Практика (9 ч.):

Зарисовка схем в тетрадь объёмного соединения, вариантов наплетения на цепочку.

Плетение фенечки одним из способов объёмного соединения. Низание групп «крестиков». Разработка браслета или колье, подбор цветовой гаммы, плетение способом наплетения на цепочку; плетение сложной цепочки «крестики» или «цветы».  Плетение изделия в технике полотна «крестики».

1.2.2. Круговая (французская) техника (12 ч.)

Теория (2 ч.):

Краткая характеристика, декоративные возможности. Особенности плетения. Технология плетения округлых и остроконечных деталей. Технология сборки деталей в единую композицию.

Практика (10 ч.):

Работа со схемами, зарисовка. Плетение образцов округлых лепестков и остроконечных листьев. Плетение деталей цветка с применением круговой техники, сборка деталей, составление букета, композиции.

1.2.3. Сетчатое (ажурное) плетение (16ч.)

Теория (4 ч.):

Краткая характеристика плетения. Варианты и технология плетения, ажурных цепочек:

а) ячейки-ромбы                                  

б) ячейки-«фонарики»  

в) ячейки двух видов

Варианты и технология плетения ажурных цепочек с рисунком, с зубчиками.

Практика (12 ч.):

Зарисовка схем в тетрадь. Плетение образцов ажурных цепочек. Работа со схемами, выбор колье и подходящего варианта плетения. Подбор материалов и цветовой гаммы. Изготовление колье.

1.2.4  Вышивка бисером (26 ч.)    

Теория (8 ч.):

Техника вышивания простейшими способами: «полукрест», «вприкреп».

Этапы подготовки к вышивке панно. Способы оформления панно.

Ознакомление с элементами мужского и женского костюма восточных славян. Составные части северного русского женского костюма 19 в. Использование бисера в декоре деталей костюма, кокошника.

Практика (18 ч.):

Вышивка образцов. Разработка эскиза, схемы узора. Вышивка узора (мини панно).

Вышивка узора или мини панно предлагается только тем детям, которые хорошо освоили технологию, остальные отрабатывают навыки вышивки  стежком «полукрест» или «вприкреп» с использованием бисера.

2. Лепка из солёного теста

2.1. Способы изготовления изделий из солёного теста (10 ч.)

Теория (2 ч.):

Конструктивный и скульптурный способы изготовления изделий.

Традиции празднования русских Святок и Рождества. Традиционные образы святочных ряженых.

Практика (8 ч.):

Изготовление ёлочных украшений, животных, портретов, настенных панно.

2.2. Объёмные композиции (14 ч.)

Теория (2 ч.):

Закрепление технологии изготовления соленого теста. Материалы для окрашивания теста. Использование различных рамок и дополнительных материалов, технология изготовления различных композиций.

Знакомство с художественными промыслами Дымково, Каргополь.  

Практика (12 ч.):

Изготовление сюжетов, композиций «Герои из страны сказок». Изготовление коллективной работы с использованием орнамента и цвета дымковской и каргопольской игрушки.

3. Ручная вышивка

3.1.Виды простейших швов (16 ч.)

3.1.1. Соединительные швы (8 ч.)

Теория (2 ч.):

Разновидности соединительных швов и их краткая характеристика. Декоративные возможности. Технология выполнения швов:

ажурные соединительные (косой, французский, двойной), прямой и косой швы, стежёк через край.

Народная символика в рисунках и вышивках, традиционные узоры.

Практика (6 ч.):

Зарисовка схем швов. Составление геометрических и растительных узоров. Выполнение образцов швов.

3.1.2. Украшающие швы (8 ч.)

Теория (2 ч.):

Разновидности украшающих швов. Декоративные возможности. Технология    выполнения швов «ёлочка», «шевроны», «русский». Знакомство с народными куклами, как и из чего они создавались.

Практика (6 ч.):

Зарисовка схем швов в тетрадь. Изготовление образцов швов. Создание кукол из ниток; кусочков материи.

3.2.Виды счётных швов (28 ч.)

3.2.1. Прямые гобеленовые швы (8 ч.)

Теория (2 ч.): 

Технология выполнения прямых гобеленовых швов: «прямой», «парижский». Их декоративные возможности.

Практика (6 ч.):

Разработка геометрического узора, перевод на ткань. Вышивка узора прямыми гобеленовыми швами.

3.2.2. Косые гобеленовые швы (20 ч.)

Теория (4 ч.):

Декоративные возможности. Технология выполнения косых гобеленовых швов: «византийский», «захватывающий», «флорентийский», «шотландский».

Знакомство с пословицами и поговорками о рукоделие, труде, ученье.

Практика (16 ч.):

Выполнение образцов. Выбор рисунка, стежков, цветовой гаммы для панно. Изготовление мини-панно.

4. Роспись по ткани

4.1. Цветоведение (6 ч.)

Теория (2 ч.):

Эмоциональное, психологическое и символическое значение цвета. Типы гармонии. Цветовой контраст.

Практика (4 ч.):

Запись в тетрадь новых терминов. Выполнение упражнений по типам гармонии. Разработка композиции в цвете.

4.2. Основные приёмы в композиции (8 ч.)

Теория (3 ч.):

Разновидности орнаментов. Понятие ритма и рапорта в композиции.

Композиция платка. Композиция шарфа. Правила работы с шаблонами и трафаретами.

Практика (5 ч.):

Создание разных видов орнамента (аппликация и рисование). Создание орнамента из сложенной  и вырезанной ножницами бумаги.  

Зарисовка цветочных мотивов для росписи платков. Составление композиции с помощью шаблонов, для платков и шарфиков.

Литература:

Буткевич Л. М. История орнамента. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,         2003 г.

4.3.Технические приёмы росписи по ткани (22 ч.)

4.3.1. Техника гутта (14 ч.)

Теория (2 ч.):

Особенности работы с шёлком. Подготовка к работе.

Инструктаж по технике безопасности.

Рецепты окрашивания пасхальных яиц.

Практика (12 ч.):

Роспись платка, шарфика или декоративной подушки в технике гутта.

Разработка эскизов. Перевод рисунка на ткань. Оклеивание подрамника. Натягивание шёлка. Окончательная обработка и оформление изделия.

4.3.2. Техника вымывания (8 ч.)  

Теория (2 ч.):

Технология выполнения. Декоративные возможности.

Техника росписи декоративных элементов, выбор кисточек для работы.

Практика (6 ч.):

Выполнение упражнений по зарисовке декоративных элементов (завитков разной длины и ширины, спиралей и др.).

Запяливание ткани в пяла. Выполнение образцов. Изготовление панно «абстракция» в технике вымывания. Окончательная обработка и оформление изделия и образцов.

5.  Технология изготовления изделий с применением нескольких техник (44 ч.)

Теория (8 ч.):

Технология изготовления изделий с использованием нескольких

техник: бисероплетения, ручной вышивки, росписи по ткани.

Технология и этапы изготовления коллективной работы.

Технология изготовления изделия с применением нескольких технологических приёмов. Инструктаж по техники безопасности.

Основные правила составления родословной. Составление  родословной.

Практика (36 ч.):

Изготовление изделия на выбор из предложенных вариантов:

  1. Изготовление изделия с соединением изученных видов декоративно-прикладного творчества: бисероплетения, вышивки, батика.
  2. Изготовление изделия с применением разных технологических приёмов изученных за время обучения.
  3. Выполнение коллективной работы.
  4. Выполнение изделия в какой-либо технике, с применением технологии трудоёмкой в изготовлении.

Учащимся предлагается сделать выбор и обоснование в предпочтении изготовления изделия из выше перечисленных вариантов. Так же, при выборе изготовления изделия, учитывается уровень креативности ребёнка

 и усвоение им учебного материала.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Разработка эскизов графических и цветовых. Выбор техники выполнения, материалов. Выполнение образцов. Перенос рисунка на ткань. Окончательная обработка и оформление изделия.

        

Критерии  уровня знаний и умений учащихся

Предполагается, что к концу начального уровня второго года обучения

 учащиеся должны знать: 

  • Правила поведения в общественных местах
  •  Основные приёмы построения композиции
  •  Разновидности орнаментов и принципы их построения
  •  Правила техники безопасности при работе с красителями и резервирующими составами
  • Технические приёмы бисероплетения
  • Принципы изготовления объёмной композиции из солёного теста
  •  Технические приёмы росписи по ткани
  •  Виды простейших швов
  •  Виды счётных швов
  • Рецепты окрашивания пасхальных яиц
  • Элементы мужского и женского костюма восточных славян
  • Художественные промыслы Дымково и Каргополь их традиционный орнамент
  • Традиционные узоры в русской народной вышивке
  • Традиции празднования Святок и Рождества на Руси
  • Пословицы и поговорки о рукоделии, труде, ученье.

    учащиеся должны уметь:

  •  Организовать рабочее место
  •  Гармонично сочетать цвета
  • Составлять орнамент
  • Разрабатывать цветовые эскизы
  •  Переносить рисунок на ткань
  •  Выполнять простейшие швы
  •  Выполнять прямые и косые гобеленовые швы.
  •  Владеть техническими приёмами росписи по ткани
  •  Владеть техническими приёмами бисероплетения, бисерного ткачества, вышивкой бисером.
  •  Выполнять изделия из теста предусмотренные программой.

Учебно-тематический план

Углубленный уровень 1 год обучения

Наименование

темы

Кол-во часов из них

всего

теор.

практ.

1.

Бисероплетение

90

20

70

1.1

Организация учебного процесса

2

2

1.2

Бисерное ткачество

16

3

13

1.3

Объёмное плетение.

14

3

11

1.4

Вышивка бисером. Виды швов.

58

12

46

2.

Ручная вышивка

30

7

23

2.1

Гобеленовые швы

16

4

12

2.2

Вышивка лентами

14

3

11

3.

Роспись по ткани

96

14

82

3.1

Технические приёмы росписи по ткани

38

6

32

   4.

Технология изготовления изделий

с применением нескольких техник

58

8

50

Содержание программы

1. Бисероплетение

1.1. Организация учебного процесса (2 ч.)

Теория:

Задачи и содержание учебной программы на учебный год. Правила поведения и требования к ученикам. Инструменты и материалы, необходимые для работы.

1.2. Бисерное ткачество (16 ч.)

Теория (3 ч.):

Стилизованный орнамент и его значение в бисероплетение. Технология изготовления тканых закладок, шкатулок. Знакомство с народном календарём, приметами на сентябрь.

Практика (13 ч.):

Выполнение упражнений по стилизации орнамента. Разработка графического и цветового эскиза. Подбор материалов и цветовой гаммы. Подготовка станка к работе. Изготовление закладки или шкатулки. Оформление изделия.

1.3. Объёмное плетение (14 ч.)

Теория (3 ч.):

Краткая характеристика, декоративные возможности. Технология плетения изделий. Разновидности украшений. Разновидности жгутов и технология изготовления. Способы подплетения лески. Технология изготовления объёмных цветов.

Ознакомление с историей появления и использования бисера. Украшения шейные, нагрудные, поясные, головные, наспинные.

Практика (11 ч.):

Работа со схемами. Плетение жгута одним из способов. Изготовление украшений в технике объёмного плетения.

1.4.Вышивка бисером. Виды швов (58 ч.)

1.4.1. Шов «вперёд иголку» (4 ч.)

Теория (1 ч.):

Разновидности швов и их декоративные возможности. Технологический процесс вышивки шва «вперёд иголка». Особенности вышивки изделий. Традиционное искусство народов Таймыра. Вышивка бисером (долганы).

Практика (3 ч.):

Зарисовка схемы стежка. Вышивка образцов.

1.4.2. Шов «талисманный» (10 ч.)

Теория (2 ч.):

Возможности применения. Варианты выполнения «талисманного стежка». Применение пайеток в вышивке, сочетание с бисером и стеклярусом. Технологический процесс вышивки.

Практика (8 ч.):

Зарисовка схем. Выполнение образцов. Вышивка круглой розетки или цветочного мотива.

1.4.3. Шов «арочный» (16 ч.)

Теория (3 ч.):

Краткая характеристика. Технологический процесс вышивки шва «арочный». Этапы разработки и технологический процесс изготовления изделия.

Практика (13 ч.):

Вышивка панно с применением пройденных швов. Зарисовка схемы шва, выполнение образцов. Разработка графических и цветовых эскизов. Выбор материалов и подбор цветов. Перевод рисунка на ткань. Вышивка изделия. Окончательная обработка и оформление готовых изделий.

1.4.4. Шов «вприкреп» (28 ч.)

Теория (6 ч.):

Технологический процесс вышивки шва «вприкреп». Особенности выполнения и применения в современных изделиях. Знакомство с вышивкой, используемой в костюмах разных народов.

Практика (22 ч.):

Зарисовка схем швов в тетрадь. Выполнение образцов. Разработка узора вышивки изделия. Выбор материалов и цветовой гаммы. Перевод рисунка на ткань. Вышивка сумочки для мелочей с применением изученных швов.

Литература:

Гринченко А.С. Вышивка бисером. – М.: Изд-во Эскимо, 2006 г.

2. Ручная вышивка

2.1. Гобеленовые швы с перекрёстом нитей (28 ч.)

2.1.1. Шов «папоротниковый» (4 ч.)

Теория (1 ч.):

Декоративные возможности и особенности выполнения гобеленовых швов с перекрёстом нитей. Технологический процесс выполнения шва «папоротниковый».

Использование вышивки в аксессуарах и маскарадном костюме эпохи искусства барокко в России.

Практика (3 ч.):

Зарисовка схемы шва «папоротниковый». Выполнение образцов на разных по структуре материалах (рогожка, двунитка, канва), нитями разной толщины.

2.1.2. Шов «греческий» (4 ч.)

Теория (1 ч.):

Технологический процесс выполнения шва «греческий». Стилизованный орнамент и его значение в русской народной вышивке.

Практика (3 ч.):

Зарисовка схемы шва «греческий». Составление геометрического орнамента в полосе, в квадрате, треугольнике, круге. Вышивка простых геометрических узоров нитями мулине и ирис.

2.1.3. Шов «рыбий» (4 ч.)

Теория (1 ч.):

Технологический процесс выполнения шва «рыбий». Традиционные орнаменты и вышивка народов севера (нганасаны, ненцы).

Практика (3 ч.):

Зарисовка схемы шва «рыбий». Выполнение образцов.

2.1.4. Шов «плетёный» (4 ч.)

Теория (1 ч.):

Технологический процесс выполнения шва «плетёный». Технология вышивки изделия с использованием нескольких швов.  

Практика (3 ч.):

Зарисовка схемы шва «плетёный». Разработка графических и цветовых эскизов. Выбор материалов и подбор цветов. Вышивка образцов.

2.2. Вышивка лентами (14 ч.)

Теория (3 ч.):

Техника вышивания и правила обращения с шёлковой лентой.  Разновидности стежков при вышивании шёлковой лентой и их декоративные возможности. Технологический процесс выполнения стежков: стежёк «за иголку», стежёк с бусиной, петельный стежёк, бегущий стежёк, плетёнка с бегущим стежком, кручёный прямой стежёк.

Практика (11 ч.):

Выполнение образцов стежков: стежёк «за иголку», стежёк с бусиной, петельный стежёк, бегущий стежёк, плетёнка с бегущим стежком, кручёный прямой стежёк.

Разработка рисунка и выбор стежков. Перевод рисунка на ткань. Вышивка фрагмента для открытки. Оформление поздравительной открытки.

3. Роспись по ткани

3.1.Технические приёмы росписи по ткани (38 ч.)

  1. 3.1.1. Контурная роспись (28 ч.)

Теория (4 ч.):

Особенности росписи шёлка и шифона. Технологический процесс росписи.

Знакомство с творчеством художников эпохи Возрождения. Знакомство с творчеством русских художников.

Практика (24 ч.):

Выбор и зарисовка орнамента для росписи. Составление итоговой композиции. Подготовка к работе. Роспись изделия. Окончательная обработка.

3.1.2.  Трафаретная роспись (10 ч.)

Теория (2 ч.):

Технология выполнения трафаретной росписи её декоративные возможности.

Знакомство с видами матрёшек: загорская, полх-майданская, семёновская.

Практика (8 ч.):

Работа с трафаретами, выполнение образцов. Изготовление поздравительной открытки. Роспись картонных матрёшек.

  1. 4.     Технология изготовления изделий с применением нескольких

техник (58 ч.)

Теория (8 ч.):

Технология соединения нескольких технических приёмов в одном изделии (вышивка бисером, вышивка лентами, гобеленовая вышивка и др.).  Этапы изготовления коллективной работы с применением различных техник или нескольких технологических приёмов. Инструктаж по техники безопасности.

Знакомство с художественными промыслами Гжель. Традиции празднования Масленицы на Руси.

Практика (50 ч.):

1. Выполнение коллективной работы с применением пройденных техник.

2. Изготовление изделия на выбор из предложенных вариантов:

а) Изготовление изделия с соединением изученных видов декоративно-прикладного творчества: бисероплетения, вышивки, батика.

б) Изготовление изделия с применением разных технологических приёмов изученных за время обучения.

в) Выполнение изделия в какой-либо одной технике, но трудоёмкой в изготовлении.

Учащимся предлагается сделать выбор и обоснование в предпочтении изготовления изделия из выше перечисленных вариантов. Так же, при выборе изготовления изделия, учитывается уровень креативности ребёнка и усвоение им учебного материала.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Разработка эскизов графических и цветовых. Выбор техники выполнения и технологических приёмов, подбор материалов и цветовой гаммы. Выполнение образцов. Перенос рисунка на ткань. Изготовление изделия.

Окончательная обработка и оформление изделия.

Критерии  уровня знаний и умений учащихся

Предполагается, что к концу углубленного уровня первого года обучения

   учащиеся должны знать: 

  • Правила техники безопасности перед началом работы, во время работы, при работе с колющими и режущими инструментами
  • Технические приёмы бисероплетения
  • Разновидности бисерных украшений
  • Технические приёмы росписи по ткани
  •  Разновидности приёмов вышивки лентой
  •  Виды гобеленовых швов с перекрёстом нитей.
  • Знаменитых русских художников
  • Виды матрёшек
  • Традиции празднования Масленицы на Руси
  • Художественные промыслы Гжель, отличительные особенности.

    учащиеся должны уметь:

  •  Стилизовать простейший орнамент
  •  Разрабатывать композицию
  •  Владеть приёмами вышивки шёлковой лентой
  •  Владеть техническими приёмами бисероплетения, вышивкой бисером
  •  Выполнять гобеленовые швы с перекрёстом нитей.
  •  Владеть техническими приёмами росписи по ткани
  • Самостоятельно подготавливать станок к работе
  • Выполнять совместную творческую деятельность
  • Эстетически грамотно оформлять изделия.

 

Учебно-тематический план

Углубленный уровень 2 год обучения

Наименование

темы

Кол-во часов из них

всего

теор.

практ.

1.

Бисероплетение

60

14

46

1.1

Организация учебного процесса

2

2

1.2

Технические приёмы бисероплетения

58

12

46

2.

Ручная вышивка

62

14

48

2.1

Гобеленовая вышивка

24

5

19

2.2

Вышивка лентами

38

9

29

3.

Роспись по ткани

94

14

80

3.1

Технические приёмы росписи

36

6

30

   4.

Технология изготовления изделий

с применением нескольких техник

58

8

50

Содержание программы

1. Бисероплетение

1.1 Организация учебного процесса (2 ч.)

Теория:

Задачи и содержание учебной программы на учебный год. Правила поведения и требования к ученикам. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Составление расписания.

1.2. Технические приёмы бисероплетения (58 ч.)

1.2.1.Техника «кирпичики» (20 ч.)

Теория (4 ч.):

Краткая характеристика. Технологические приёмы плетения, прибавления и убавления рядов.

Практика (16 ч.):

Зарисовка схемы плетения. Изготовление броши «бабочка», изготовление медальона «разбитое сердце».

1.2.2. Мозаичное плетение (20 ч.)

Теория (4 ч.):

Краткая характеристика техники плетения. Технологические приёмы плетения уголка, увеличение и уменьшение рядов. Разновидности украшений в технике «мозайка», технология их изготовления.

Практика (16 ч.):

Плетение цепочки «мозаика»

а) двумя иглами

б) одной иглой

в) варианты цепочек «мозаика»

г) плетение с рисунком.

Зарисовка схем, плетение образцов, изготовление фенечки одним из понравившихся способов. Изготовление броши.

1.2.3.Ажурное плетение (18 ч.)

Теория (4 ч.):

Краткая характеристика, декоративные возможности. Разновидности и технология оплетения пасхальных яиц. Технология плетения серёжек и брошей.

Практика (14 ч.):

Зарисовка схем плетения различных вариантов серёжек и брошей.

Выбор цветовой гаммы. Изготовление серёжек.

Литература:

Божко Л.А. Бисер. М., 2004 г.

2. Ручная вышивка

2.1. Гобеленовая вышивка (24 ч.)

2.1.1. Шов «мавританский» (4 ч.)

Теория (1 ч.):

Технологический процесс выполнения шва «мавританский». Особенности совмещения с прямыми гобеленовыми швами.

Практика (3 ч.):

Зарисовка схемы шва «мавританский». Вышивка геометрических узоров нитями мулине и ирис.

Литература:

Курс женских рукоделий. М.: АО «Толика», 1992 г.

2.1.2. Гобеленовые узоры (20 ч.)

Теория (4 ч.):

Разновидности гобеленовых узоров, их декоративные возможности.

Технология выполнения узоров: «квадраты», «полосатый», «зигзагами», «мозаичный», «венгерский».

Практика (16 ч.):

Зарисовка схем узоров.

Изготовление декоративной подушки. Разработка эскизов. Подбор материалов. Вышивка узора. Оформление изделия.

2.2. Вышивка лентами (16 ч.)

2.2.1. Техника вышивания шёлковой лентой (2 ч.)

Теория (1 ч.):

Инструменты и материалы, применяемые для вышивки лентой. Разновидности лент и тканей используемых для вышивки. Способы закрепления нити в игле и на ткани. Техника вышивания и правила обращения с шёлковой лентой.  Уход за изделием.

Практика (1 ч.):

Запись в тетрадь необходимых требований для вышивки шелковой лентой.

Приобретение навыков работы с шелковой лентой.

Литература:

Уильямс М. Шёлковая лента. М.: Эскимо, 2007 г.

2.2.2. Прямые стежки (6 ч.)

Теория(2 ч.):

Разновидности стежков при вышивании шёлковой лентой и их декоративные возможности.

Технология выполнения стежков: «за иголку», «ползучий», «длинный-короткий»,  «ленточный», «бегущий».

Практика (4 ч.):

Зарисовка схем стежков в тетрадь. Выполнение образцов стежков.

2.2.3. Плетёные стежки (10 ч.)

Теория (2 ч.):

Технологический процесс выполнения стежков: «бегущий с нахлёстом», «плетёнка», «плетёнка с бегущим стежком».

Практика (8 ч.):

Разработка рисунка и выбор стежков. Перевод рисунка на ткань. Вышивка фрагмента для открытки. Оформление поздравительной открытки.

2.2.4. Петельные стежки (20 ч.)

Теория (4 ч.):

Технологический процесс выполнения стежков: «корал», «цепочка», «петельный», «ленивая дейзи», и др.

Практика (16 ч.):

Выполнение образцов стежков. Разработка рисунка и выбор стежков. Перевод рисунка на ткань. Вышивка панно. Оформление.

3. Роспись по ткани

3.1. Технические приёмы росписи ( ч.)

3.1.1. Техника «плисе» (8 ч.)

Теория (2 ч.):

Декоративные возможности.  Технологические особенности росписи в технике «плисе».

Практика (6 ч.):

Выполнение образцов на разных материалах (х./б полотно, шифон, шёлк, крепдешин).

3.2.2. Витражи (28 ч.)

Теория (4 ч.):

Знакомство с персонажами сказок А.С. Пушкина их костюмами, характерных для эпохи 16-17 вв. Знакомство с иллюстративным материалом, связанным с изображением костюма, архитектуры, пейзажа, характерных для эпохи 16-17 вв.

Практика (24 ч.):

Разработка эскизов в цвете, составление композиции. Выполнение витражей по сюжетам сказок А.С. Пушкина.

Литература:

1. Пермон Ф.М. Русский народный костюм. М.: «Легпромбытиздат», 1994 г.

2. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: «Молодая гвардия», 1998 г

4. Технология изготовления изделий с применением нескольких

техник (58 ч.)

Теория (50 ч.):

Технология соединения нескольких технических приёмов в одном изделии (вышивка бисером, вышивка лентами, гобеленовая вышивка и др.).  Этапы изготовления коллективной работы с применением различных техник или нескольких технологических приёмов. Инструктаж по техники безопасности.

Практика (8 ч.):

1. Разработка и выполнение коллективной работы с применением пройденных техник.

2. Изготовление изделия на выбор из предложенных вариантов:

а) Изготовление изделия с соединением изученных видов декоративно-прикладного творчества: бисероплетения, вышивки, батика.

б) Изготовление изделия с применением разных технологических приёмов изученных за время обучения.

в) Выполнение изделия в какой-либо одной технике, но трудоёмкой в изготовлении.

Учащимся предлагается сделать выбор и обоснование в предпочтении изготовления изделия из выше перечисленных вариантов. При выборе изготовления изделия, учитывается уровень креативности ребёнка и усвоение им учебного материала.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Разработка эскизов графических и цветовых. Выбор техники выполнения и технологических приёмов, подбор материалов и цветовой гаммы. Выполнение образцов. Перенос рисунка на ткань. Изготовление изделия. Окончательная обработка и оформление изделия.

Критерии  уровня знаний и умений учащихся

Предполагается, что к концу углубленного уровня второго года обучения

   учащиеся должны знать: 

  • Технологию прибавления и убавления рядов
  • Правила техники безопасности перед началом работы, во время работы, при работе с колющими и режущими инструментами
  •  Технические приёмы бисероплетения
  • Технические приёмы росписи по ткани
  •  Разновидности приёмов вышивки лентой
  •  Разновидности гобеленовых узоров
  • Характерные особенности костюма в эпоху 16-17 вв.
  • Традиционные обряды и праздники на Руси

    учащиеся должны уметь:

  •  Изготавливать медальоны и броши
  • Самостоятельно разрабатывать композицию с применением нескольких техник
  • Гармонично соединять несколько технических приёмов в одном изделии
  • Выполнять гобеленовые узоры
  •  Владеть навыками росписи по шифону, крепдышину.
  •  Владеть техническими приёмами бисероплетения, вышивкой лентой.
  • Оформлять выставку декоративно-прикладного искусства.
  • Грамотно анализировать точность исполнения изделий, творческих заданий

Методическое обеспечение образовательной программы.

Одним из условий успешной реализации образовательной программы является  связь с другими образовательными областями:

Наполнение образовательной области по уровням обучения

Кол-во часов (всего)

Образова-

тельная

область

Начальный

Кол-во часов

Углубленный

Кол-во часов

Т

П

Т

П

Т

П

Психология

Начальный 1 год:

Выполнение игровых упражнений, и заданий,  направленных на

создание комфортного микроклимата, повышение

уровня положительных эмоций, усиление мотивации учащихся,

создание атмосферы принятия, доверия и сотрудничества.

Начальный 2 год:

Создание комфортного микроклимата. Развитие способностей – мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.

3

3

5

9

Углубленный 1, 2 год:

Создание комфортного микроклимата, отработка эффективности различных моделей поведения, бесконфликтного общения через создание «ситуаций».

5

8

11

22

МХК

(искусство, история, культура)

Начальный 1 год:

Знакомство с историей развития и становления народных промыслов и ремёсел. Роль промыслов и ремёсел в жизни людей. Изучение народных традиций и праздников на Руси.

Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

Начальный 2 год:

Знакомство с элементами костюма. Освоение понятия красоты,  созданных человеком

произведений. Понятие о художественном вкусе, цвете и декоративном искусстве.

Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиций и обычаев русского народа.

12

10

8

8

Углубленный 1 год:

Знакомство с историческими сведениями о костюмах разных регионов и губерний на Руси.

Знакомство с творчеством русских художников и эпохи  Возрождения.  Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

Углубленный 2 год:

Изучение художественных промыслов на Руси.

Изучение народных традиций, обычаев и праздников на Руси.

Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

12

6

8

6

40

30

Естествознание (физика,

химия, ботаника, зоология)

Начальный 1, 2 год:

Изучение структуры волокон ткани.

Изучение разновидностей растений, составные части цветка.

Изучение явлений природы.

Знакомство с некоторыми представителями  флоры и фауны.

Знакомство с устройством станка для бисерного ткачества.

6

4

Углубленный 1, 2 год:

Проведение лабораторных исследований по определению состава волокон и их свойств.

Целебные свойства минералов (янтарь, кошачий глаз, бирюза и др.).

2

2

8

6

Словесность

Начальный 1, 2 год:

Овладение терминами и понятиями, принятыми в народных промыслах

и ремеслах. Использование литературных и поэтических произведений во взаимодействии с другими видами искусства: устное

народнопоэтическое творчество, фольклор (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, скороговорки, считалки).

6

8

Углубленный 1, 2 год:

Изучение терминов и

понятий принятых в

народных промыслах и ремёслах.

Изучение устного народнопоэтического творчества.

4

6

10

14

Физическая культура

Начальный 1, 2  год:

 Применение здоровье- сберегающей технологии: рабочая поза (поддержание ровной осанки), освещение рабочего места, гигиена труда и отдыха.

Гимнастика для глаз, упражнения для пальцев  и кистей рук, а так же для других частей тела (шея, плечевой пояс, поясница и др.).

4

16

Углубленный 1, 2 год:

Проведение бесед: «В здоровом теле, здоровый дух».

 Применение приемов, направленных  на поддержание положительной физической культуры   (рабочая поза, освещение рабочего места, гигиена труда и отдыха.)

Гимнастика для глаз, упражнения для пальцев  и кистей рук.

4

14

8

30

Физиология

Начальный 1, 2 год:

Знакомство с процессом дыхания, использование дыхательной гимнастики.

Знакомство со строением тела, органов человека.

2

2

Углубленный 1, 2 год:

Проведение бесед: «Что происходит с лёгкими курящего человека»?

«Влияние алкогольных напитков на развитие растущего организма»,  «Губительное воздействие наркотиков на органы человека».

4

  -

6

2

Социальная практика

Начальный 1 год:

Знакомство с правилами поведения в детском учреждении и творческом объединении, правила поведения в общественных местах. Ознакомление с правилами организации рабочего места. Изучение правил дорожного движения.

Начальный 2 год:

Изучение и применение правил поведения в коллективе, в театре.

Понятие о правилах хорошего тона, правилах совместного труда и отдыха.

3

2

1

1

Углубленный 1, 2 год:

Знакомство с основами этикета.

Развитие организаторских

навыков при проведении

выставок декоративного творчества,  тематических мероприятий. Самоорганизация.

Понятие об авторском праве и об интеллектуальной собственности. Участие в конкурсах, выставках, фестивалях.

4

6

9

8

Математика

(экономика)

Начальный 1, 2 год:

Понятие о рыночной цене и себестоимости изделий народных ремёсел. Расход материала при изготовлении изделий. Расчёт швов при изучении счётной вышивки.

Изучение геометрических фигур при создании геометрического и антропоморфного орнамента.

4

4

Углубленный 1, 2 год:

Выполнение расчётов в процессе подготовки материала к работе, простейших экономических

расчётов по себестоимости выполненных изделий.

3

4

7

8

Технология

Начальный 1год:

Изучение технологий и технологических приёмов

обработки различных материалов. Понятия о назначении рабочих инструментов, о приёмах безопасности труда. Технологическая оснастка.

Начальный 2 год:

Изучение технологий и технологических приёмов

обработки различных материалов. Понятия о назначении рабочих инструментов, о приёмах безопасности труда. Технологическая оснастка.

40

38

116

117

Углубленный 1 год:

Разработка цветовых и графических эскизов, создание композиции. Изготовление изделий.

Оформление готовых изделий.

Углубленный 2 год:

Разработка цветовых и графических эскизов, создание композиции.

Изготовление изделий.

Оформление готовых изделий.

42

40

121

131

160

485

Начальный 1 год:

69

147

Углубленный 1 год:

68

149

259

605

Начальный 2 год:

64

152

Углубленный 2 год:

58

157

ИТОГО

(часов)

133

299

126

306

Для успешного достижения целей и решения задач, поставленных в программе, используются следующие методы:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, частично-поисковый, эвристический методы);

- наглядные (демонстрация, показ);

- практические (выполнение графических работ, изделий)

- игровые методы (дидактические, подвижные).

На занятиях используются в сочетании все четыре группы методов обучения, что способствует поддержанию постоянного интереса учащихся, активизации внимания и мышления.

Особо популярны комбинированные занятия, так как этот тип занятия включает в себя различные виды деятельности и способствует глубокому осмыслению и усвоению материала.

Применение различных типов занятий помогает успешно реализовывать принцип дифференциации и индивидуализации образования.

Занятие-погружение. Опираясь на принцип «от чувств - к разуму, от эмоционального восприятия к анализу и знаниям, увлечь ребёнка и «зарядить» желанием поближе познакомится с историей зарождения и развития народных ремёсел, в том числе вышивки на Руси, бисероплетения и росписи по ткани. Почувствовать колорит и характер произведений народных умельцев, понять их значение и место в истории культуры. Основу урока-погружения составляет эмоционально-образный рассказ педагога, обогащённый соответствующими теме фрагментами литературных произведений, репродукций, альбомов по изобразительному искусству, художественные произведения народных мастеров декоративно-прикладного творчества.

Занятие-экскурсия. Занятия этого типа предполагают выход в картинную галерею, музей, на выставки декоративно-прикладного искусства и изобразительного творчества. Знакомство с различными произведениями художественного творчества позволяет учащимся по-новому взглянуть на художественные произведения, народного творчества и оценить их с точки зрения полученных знаний. Экскурсии имеют большое значение для развития творческого воображения ребёнка. Каждая экскурсия несёт в себе заряд положительных эмоций, даёт толчок к творческой фантазии ребёнка, которая затем выражается в его творчестве.

Занятие – самостоятельная работа. Цель – сформировать навык самостоятельного использования различных информационных средств: печатных (книги, энциклопедии, справочники); произведения искусств, с которыми учащиеся познакомились ранее. На занятиях этого типа учащиеся работают самостоятельно: индивидуально или в мини-группах. При необходимости обращаются к педагогу за консультацией. Так обеспечивается  формирование навыка самостоятельной работы каждого учащегося.

В результате проведения занятия самостоятельной работы учащиеся не только повышают уровень знаний, приобретают соответствующие умения и навыки, но и получают возможность творческой самореализации в форме свободного предъявления своих достижений, переживания «ситуации успеха» и удовлетворения от проделанной работы.

Интегрированный метод обучения, применяемый на занятиях, направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Примером тому может служить метод проектов, который даёт возможность учащимся интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности.

Теоретический материал преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к учащимся. Вопросы должны быть сформулированы чётко, и быть краткими по форме. Вопросы также могут иметь проблемную постановку, что способствует активизации мышления у детей.

Рассказ помогает глубже осмыслить и воспринять учебную тему, а также исторические сведения.

Рассказ, проходящий в форме беседы, даёт возможность учащимся высказывать своё мнение, оно оживляет занятие, служит активизации мышления. Беседа является неотъемлемой частью занятия, так как позволяет выявить качество подготовки и глубину усвоения материала.

Большую роль в освоении учащимися нового материала играет применение на занятии наглядного метода обучения.

Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов (иллюстрации из книг и журналов), показ образцов выполнения работы и изделия, выполнение графической работы.

Немаловажную роль играет практический метод, где показывается, как нужно применять изучаемый материал на практике, а затем учащиеся самостоятельно выполняют задание. Большое значение для усвоения знаний имеет практическая работа. Она должна являться естественным продолжением и закреплением полученных учащимся теоретических сведений.

Для подготовки учащихся к выполнению практической работы, проводится инструктаж. Инструктаж бывает вводный, текущий и заключительный.

Вводный  инструктаж проводится непосредственно перед практической работой. Текущий инструктаж проводится во время работы, чаще всего индивидуально, или групповой. Заключительный инструктаж проводится после выполнения работы, разбираются недостатки, которые были допущены в ходе работы.

Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно. Это зависит и от возрастных особенностей учащихся и от их индивидуальных особенностей. Поэтому возникает необходимость индивидуальной работы с учащимися, зачастую дополнительного объяснения задания.

Для более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, для обеспечения условий создания устойчивого интереса ребёнка к творчеству, к выбранному роду деятельности, большое значение имеют разнообразные формы занятий. К ним относятся творческие отчёты, выставки, конкурсы мастерства, игры.

Такая форма занятия как, как игра, очень актуальна на начальном уровне обучения. Игра для ребёнка – источник радости и почти всегда творческая работа. Она упражняет и развивает все силы и способности детей.

Игра может быть и одной из форм занятия, одним из механизмов учебного процесса.

Игра в учебном процессе одновременно является и формой, и методом обучения, она может быть развивающей и познавательной. Через различные игровые методы можно определить степень подготовленности учащихся.

Игровой метод – это умелое соединение игры и труда. С помощью игр познаётся мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность. На занятиях применяется разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, шарад, лабиринтов и т.д. Они развивают ум, память, внимание смекалку, различные дидактические игры помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.

В процессе обучения применяются приёмы, направленные на включение каждого учащегося в активную учебную деятельность.

Используя на занятиях различные формы и методы обучения, комбинируя их, достигаются те цели и задачи, которые были поставлены в данной программе.

Так при подготовке к занятиям и их проведении  используются эмпирический метод (подбор литературы); метод стимулирования (словами «молодцы»); метод мотивации (заинтересованность в приобретении знаний); метод закрепления изучаемого материала (текущий опрос); метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (устный опрос, тестирование); иллюстративный метод, игровой метод.

 Механизм оценки получаемых результатов

Следующим условием успешной реализации дополнительной образовательной программы является использование нетрадиционных способов контроля над усвоением знаний и умений, в основе которых лежит стремление использовать контроль не столько для проверки того, что знает и умеет ребёнок, столько для повторения материала, закрепления полученных знаний, развития познавательной потребности, пробуждения творческой активности.

Большое значение имеет анализ и оценка работы учащегося. Уровень знаний, умений, навыков учащихся, выражений в оценке, отражает качество педагогического труда, результат его деятельности, умение ставить задачи, владение набором средств и методов при организации учебного процесса.

Чтобы проверить усвоение учащимися материала, используется устный, письменный и практический контроль, а также самоконтроль.

Устный контроль проходит в форме индивидуального и фронтального опроса учащихся, письменный – в форме тестирования, а практический – выполнение практических заданий, проведение выставки.

Итоги работы детей проводятся на отчётной выставке коллектива. За лучшие работы учащиеся награждаются грамотами, дипломами и подарками.

Уровень усвоения программы отслеживается через качества учебных занятий,  качество выполненных работ, развития и воспитанности детей, с помощью тестирования, анкетирования, участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях.  

 Условия реализации программы

Для качественной реализации программы необходимо: 

–  кабинет (эстетически оформленный, освещённый);

–  столы (соответствующие росту учащихся);

–  лампы настольные

–  гладильная доска

–  утюг

–  аудио-магнитофон

–  шкаф для хранения инструментов, наглядных пособий;

–  доска

–  стенд для выставки работ учащихся;

–  материалы необходимые для работы;

–  специальная литература;

–  видеоматериалы;

–  наглядные пособия – плакаты, схемы, журналы, папки наборов рисунков и т.д.;

–  дидактический материал – образцы готовых изделий, технологические карты, карточки, схемы и т.д.

 Список литературы

  1.  Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Метод. Пособие. – СПб.: Паритет, 2003 г.
  2.  Божко Л.А. Бисер. М., 2004 г.
  3.  Божко Л.А. Изделия из бисера. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Мартин»,

2006 г.

4. Буткевич Л. М. История орнамента. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,         2003 г.

5. Гипсон Р. Обучающие игры. М.: «Росмен», 1996 г.

6. Гипсон Р., Тайлер Д. Весёлые игры. М.: «Росмен», 1996 г.

7. Готанова Н., Тунина Е. Развиваю мелкую моторику. Спб: «Питер»,

     2000 г.  

8. Гринченко А.С. Вышивка бисером. – М.: Изд-во Эскимо, 2006 г.

9. Золотая книга для девочек. Ред. Борисова Е. и др. – М.: Внешсигма, Фирма «Издательство АСТ», 1999 г.

10. Калугина М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль: «Академия развития», 1997 г.

11. Камагорова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М.: «ПОР», 2001 г.

12. Кискальт И. Солёное тесто. М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2003 г.

13. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1998 г.

14. Курс женских рукоделий. М.: АО «Толика», 1992 г.

15. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. Спб: «Паритет», 2000 г.

16. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: «Молодая гвардия», 1998 г.

17. Михайлова М.А. Детские праздники. Ярославль: «Академия развития», 2000 г.

18. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: «Академия развития», 1997 г.

19. Немов Р.С. Психология. М.: «Владос», 1997 г.

20. Николас К. Дизайнерская вышивка. М.: Эскимо, 2007 г.

21. Носирова Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. М, 2003.

22. Пермон Ф.М. Русский народный костюм. М.: «Легпромбытиздат»,

      1994 г.

23. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: «ПОР», 2001 г.

24. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: «Гном Пресс», 1999 г.

25. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 3. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002 г.

26. Рошаль И.В. Азбука цветов. Спб: «кристалл», 1998 г.

27. Русская вышивка и кружево. / Авт. – сост. Л.В. Ефимова, Р.М. Белозёрская. – М.: ИЗО искусство. – 1985 г.

28. Русская вышивка XVII-нач. XX в. / Авт.-сост. Маисеенко. – Л.: «Художник РСБСР», 1978 г.

29. Русская народная вышивка. / Авт.-сост. И.Я. Богуславская. – М.: ИЗО искусство.- 1989 г.

30. Современная энциклопедия для девочек: Для ст. шк. возраста /авт. Сост. Е.Г. Добрицкая, Н.М. Волчек. – М.: Современный литератор, 1999 г.

31. Тюрина Н.Е. Живой бисер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г.

32. Уильямс М. Шёлковая лента. М.: Эскимо, 2007 г.

33. Шитьё и рукоделие. Энциклопедия. / Гл. ред. И.А. Андреева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999 г.

34. Шпикалова Т. Я., Поровская Г.А. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. М.: «Владос», 2000 г.

35. Я вхожу в мир искусств. Репертуарно-методическая библиотечка.

      2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...

" Калейдоскоп чудесных ремесел" Образовательная программа декоративно-прикладного творчества.

Программа «Калейдоскоп чудесных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству, к истокам культуры своего народа....

Программа интегрированного кружка краеведения и декоративно - прикладного творчества "Народная жемчужина"

Данная программа разработана мной лично, ориентаруясь на предыдущие годы работы по данному направлению....

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

« Интегрирование народной и региональной тематики в уроки изобразительного искусства и занятия декоративно – прикладного творчества».

Методическая разработка представляет программу  внеурочной деятельности для  кружка «Душа народа в декоративно – прикладном искусстве». Программа разработана в рамках ФГОС ...