Занятие-путешествие "Весёлый экспресс"
методическая разработка (5 класс) по теме

Антонина  Петровна Новикова

  

Это  вводное занятие  для  воспитанников  первого года обучения  творческого  объединения «Вдохновение» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie-puteshestvie_vesyolyy_ekspress.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ – ПУТЕШЕСТВИЕ

« ВЕСЕЛЫЙ   ЭКСПРЕСС»

/ введение  в  образовательную  программу  /

Цель:      популяризация  театрального искусства

Задачи:  

 -  знакомство с основными понятиями, театральными терминами

-  формирование  навыков культуры поведения в театре

-  формирование  навыков коллективной творческой работы

В занятии-путешествии принимают участие воспитанники первого года обучения объединения «Вдохновение»

Оборудование:          

 -  20 стульев

- костюмы Царя и   Несмеяны

- стенд «Азбука поведения в театре»

- стенд  «Театральный алфавит»

- карточки с репликами

- карточки со скороговорками

- записи  оркестровой музыки

ПЛАН   ЗАНЯТИЯ:

I. Вступительное  слово педагога.

II. Занятие-путешествие

а) Введение. Знакомство с понятиями:

- техника речи, выразительное чтение

- основные театральные профессии и термины

б) - правила поведения в театре

- художественно-театральный этюд

- дикция, речевая моторика

в)  мини- драматизация

г)  закрепление материала:    - игра «Лишнее слово»

- работа со стендом «Театральный алфавит»

III. Заключительное слово педагога. Итоги занятия.

ХОД   ЗАНЯТИЯ:

I.Педагог:

- Добрый день! Рада приветствовать всех, находящихся в этой аудитории!

Сыро ль, хмуро ль за окном, снег ли, дождь ли моросит,

Низко ль небо серое над крышами висит,

А в этом зале – чистота, уют, у нас своя погода тут.

Улыбнемся мы друг другу ясно и тепло –

Вот уже и солнышко здесь у нас взошло!

  1. Дорогие ребята, хочу спросить: любите ли вы играть? Да? Замечательно! Значит, вы любите и театр с его спектаклями, представлениями, игрой?! В таком случае, приглашаю всех в увлекательное путешествие в мир игры, удивительный мир театрального искусства. Вот только нужно подумать, на каком виде транспорта мы поедем в театр? Придумала: предлагаю отправиться в путешествие на «веселом экспрессе»! Занимайте в нем пассажирские места!

/дети  садятся на стулья, расставленные в два ряда, впереди – один стул – для машиниста /

Педагог:   -   Чтобы сесть в его вагоны, не спешите на вокзал –

Стал вокзалом и перроном наш нарядный светлый зал!

На экспрессе нашем быстром никому скучать нельзя!

Ведь зовется он «веселым»! отправляемся, друзья!

Предлагаю в такт стуку колес, негромко топая ножками и, делая вращательные движения руками, произнести слова:

Я вперед лечу-лечу и колесами стучу! Ту-у-у-у-у-у-у-у-у!

Мы едем-едем-едем в далекие края, хорошие соседи, веселые друзья1

Мы едем, улыбаясь, и песенку поем, а в песенке поется,

Как дружно мы живем!

а)    Хочу открыть вам секрет: это одно из упражнений, которое используется актерами для развития техники речи – так упражняются и воспитанники объединения «Вдохновение». Речь актера должна быть не просто грамотной и правильной, но и  выразительной, технически верной.

Едем дальше! Но что это? Вижу впереди красный свет семафора! Это означает, что нужно сделать остановку, ведь мы едем в театр, а с правилами поведения – не знакомы…

б)     Это легко исправить! Посмотрите, пожалуйста, на стенд «Азбука поведения в театре»! Ребята, попрошу вас по очереди зачитать основные правила!

/ дети   читают:/

«Посещение театра – это праздник, к которому мы рекомендуем тщательно подготовиться – одеться получше, привести себя в порядок. Найдя нужный ряд в зале, повернись к уже сидящим там зрителям лицом, а не спиной и пройди на свое место.    Вежливая улыбка на твоем лице будет означать, что ты просишь прощения за беспокойство. После того, как ты устроился, и занавес поднялся, единственным источником звуков может быть только сцена. Все, что тебе хочется сказать, отложи до антракта.

Есть во время спектакля, шелестеть бумажками, ерзать в кресле, которое скрипит, шептаться, пересмеиваться ни в коем случае нельзя. Это мешает и зрителям, и актерам.

В театре ставят различные пьесы. Рассмеяться в трагический для героя момент, не сумев подавить веселое настроение, было бы верхом неприличия.

Рассмеяться от души можно, наверняка, над комическими репликами и забавными ситуациями. Ни в коем случае не надо « помогать» актерам разными выкриками, вроде: «Не верь ему, он врет!» О судьбе героев пьесы  позаботился ее автор, и изменить уже ничего нельзя.

Когда спектакль окончился, не срывайся с места, будто в театре вспыхнул пожар, не кидайся опрометью в гардероб. Сначала надо поблагодарить аплодисментами актеров, им приятно будет увидеть ваши сияющие благодарные глаза, а не ваши спины… и пустеющий зал…

Не торопись, внимательно посмотри вокруг: ты только что прикоснулся к удивительному миру театра!»

Педагог:

- Очень хорошо! Теперь можно ехать дальше! Кстати говоря, мы и сами не заметили, как оказались на месте! Сейчас купим билеты в кассе, пройдем в фойе театра, разденемся в гардеробе и зайдем в зал…Проходите  к кассе: билеты продает театральный кассир, проверяет- билетер. Занимайте места, указанные в ваших билетах. Итак, мы с вами в зрительном зале. Перед нами – сцена, занавес закрыт. Актеры готовятся к выходу на театральные подмостки. А знаете ли вы, что раньше перед каждым спектаклем в театре играл оркестр, и зрители могли слышать «живую» музыку. Давайте воссоздадим ту атмосферу: мы сами станем оркестром – каждый из вас будет изображать игру на определенном инструменте: скрипке, флейте, трубе, аккордеоне, контрабасе, арфе, барабане…Итак, начали!

/ педагог включает запись, дети выполняют этюд «Оркестр»/

Педагог:           -   Молодцы, ребята! Открою вам еще один секрет: только что  вы выполнили  коллективный художественно-драматический этюд. Этюды - это упражнения для развития пластики сценического движения, они очень помогают актерам в их профессии. Скажите, ребята, знаете ли вы, кто в театре – самый главный человек? Думаете – директор?!

/ дети отвечают:  режиссер – человек, который…………………..

Костюмер- ……………………………………….

Художник -………………………………………

Декоратор - ……………………………………...

Бутафор - ………………………………………...

Осветитель - ……………………………………..

Актер -…………………………………………… /

Педагог:  - Мы назвали множество театральных профессий, но «властелином театра и сцены» великий К.С.Станиславский назвал  актера… Именно актер воплощает образ любого персонажа пьесы. Мысль, заключенная в спектакле, выражается прежде всего через игру актера, а все остальное в театре – свет, музыка, костюмы, декорации, бутафория – направлено на то, чтобы дополнить игру. Работая на сцене над образом героя, актер перевоплощается: не только говорит, передает жесты, мимику, походку персонажа, но и раскрывает его внутренний мир, выражает мысли и переживания… Вот поэтому для актера важны: речь, тело, память, наблюдательность. В актерской профессии важно заниматься техникой речи, дикцией, совершенствовать пластику сценического движения.

А сейчас нам предстоит посмотреть небольшое представление. Правда, должна заметить, что актерами в нем будете вы сами.

Обратите внимание6 это костюмы Царя Гороха и Несмеяны… Есть среди вас желающие сыграть их роли?

в)

/педагог раздает карточки с репликами. Пока «актеры» готовятся, остальные воспитанники получают карточки со скороговорками/

Педагог:  - Итак, актеры, зрители, готовы? Начинаем…

Царь:  -  Ох-ох-ох -ох! Что же мне делать? Сил уже нет!

Несмеяна:   - А-а-а-а-а-а-а-а-а! /плачет/

Царь:    - Доченька, ну  что же ты все плачешь?

Несмеяна:  - Хочу и плачу-у-у-у!

Царь:  - что же делать? Народ! Слушай мой указ: « кто рассмешит – развеселит царевну Несмеяну, получит полцарства в награду!»

Несмеяна:  - А-а-а-а-а-а-а!

Педагог:  - Царевна, миленькая, неужели вы никогда не смеетесь?

Несмеяна:  - Никогда! Зато я часто плачу и капризничаю!

Педагог:  - но ведь так недолго и заболеть! Ничего, это дело поправимое! Мы с ребятами вас сейчас рассмешим!

/ дети по очереди произносят скороговорки-небылицы:

== На заборе бабушка жарила варенье, куры съели петуха в это воскресенье…

== Рано утром, вечерком, поздно, на рассвете бабка ехала пешком в ситцевой карете…

== Ехала деревня мимо мужика, а из-под собаки лают ворота:

Караул, деревня! Мужики горят! Бабы сарафаном заливать хотят!

== Я сегодня не в порядке, завтра лучше наряжусь:

Дыни на ноги надену, кукурузой подвяжусь…

== Шла торговка мимо рынка и споткнулась о корзинку,

И упала в яму – бух! Раздавила сорок мух…

== Между небом и землей поросенок рылся

И нечаянно хвостом к небу прицепился…

Царевна /хохочет /: - Ой, не могу-у-у-у-у-у! Умо-о-о-ора-а-а-а-а!!!

Педагог:

- Вот видите, вы уже и поправились! Садитесь-ка в наш «Веселый экспресс»! С нами  не будет скучно, и в конце нашего путешествия вы превратитесь в царевну Смеяну!

Прошу вас, ребята, поаплодировать нашим актерам и занять свои места , ведь нам пора в дорогу. Повторяем за мной:

-Мы едем-едем-едем в далекие края! Ту-у-у-у-у-у-у-у-у!

г)     Почему останавливаемся? Опять красный свет? О – нет! Ребята, кажется, в нашем экспрессе какая-то деталь вышла из строя…Мы не двинемся с места, пока не устраним поломку! А давайте попробуем, ведь все инструменты, запасные части у нас есть, вот они, перед вами – посмотрите на стенд «Театральный алфавит». Сыграем в игру «Лишнее слово»! Задание такое: из списка слов нужно убрать одно - лишнее,  не относящееся  к       театру      / читает карточки/:

== антракт, спектакль, грим, грамм

==костюмер, кондитер, режиссер, зритель

== артист, каратист, сцена, декорации

== дуршлаг, муза, пантомима, аншлаг

III.

Педагог:

-  Молодцы! Мы справились! Дорогие друзья, наше путешествие подходит к концу. За время, проведенное здесь, мы многое успели узнать о театре, театральных профессиях и о тех качествах, которыми должен обладать актер. Надеюсь, вам не было скучно…

Всем спасибо за вниманье, за задор, за звонкий смех,

За улыбки, пониманье – это наш большой успех!

Вот настал момент прощанья – будет краткой моя речь:

Говорю вам: «До свиданья, до счастливых новых встреч!»

ЛИТЕРАТУРА:

1.Журнал  «АБВГД» , №2 – 1999 г.

2. «Педсовет», №3 – 2005 г.

3. «Последний звонок», №4 – 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Армейский экспресс"

Воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству...

Пособие для экспресс-подготовки к срезу знаний по химии, 9 класс

Настоящее  пособие предназначено для   экспресс – подготовки к проведению среза знаний по химии в 9 классах ...

Оценка состояния здоровья школьников посредством экспресс-диагностических методов

Применение постых экспресс-методов позволяет быстро и без лишних затрат оценить состояние своего здоровья в очень короткие сроки и достаточно объективно....

Экспресс-диагностика

Материал для обследования учащихся коррекционных классов....

Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ  по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . автор-составитель...

ЭКСПРЕСС-МЕТОД для оценки звукопроизношения и выявления легкой степени дизартрии. ЭКСПРЕСС-МЕТОД для диагностики лексико-грамматического недоразвития «Повторение фраз»

В процессе обследования ребенку предлагается проговаривать речевой материал, насыщенный сложными для произнесения звуками. В основе данного метода лежит идея о том, что предельная длина фразы, к...