ЭКСПРЕСС-МЕТОД для оценки звукопроизношения и выявления легкой степени дизартрии. ЭКСПРЕСС-МЕТОД для диагностики лексико-грамматического недоразвития «Повторение фраз»
опыты и эксперименты по теме
В процессе обследования ребенку предлагается проговаривать речевой материал, насыщенный сложными для произнесения звуками. В основе данного метода лежит идея о том, что предельная длина фразы, которую ребенок способен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspress_metod.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКСПРЕСС-МЕТОД
для оценки звукопроизношения и выявления легкой степени дизартрии
В процессе обследования ребенку предлагается проговаривать речевой материал, насыщенный сложными для произнесения звуками. Предлагаемый материал состоит из двух частей:
- двустишья, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно сложные согласные звуки
- Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
- Часовщик прищурил глаз,
Чинит часики для нас.
- Стоит воз овса,
Возле воза – овца.
- Клала Клава лук на полку.
- Зоя зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.
- Клара у Вали играла на рояли.
- фразы со сложной слоговой структурой (проговаривать каждую два раза)
- Рыбки в аквариуме.
- Милиционер остановил мотоциклиста.
- Велосипедист едет по трассе.
- Сыворотка из-под простокваши.
- Полполдника проболтали.
При исследовании каждая фраза или двустишье произносится логопедом только 1 раз, после чего ребенку предлагается повторить речевой материал самому.
Оценки:
- если после повторного прочтения ребенок не смог повторить двустишье или фразу – 1 штрафной балл,
- замена звука – 0,5 балла,
- искажение звука – 0,25 баллов,
- пропуск слога или звука – 0,5 балла,
- перестановка слогов – 0,5 баллов,
- скандированная речь – 0,5 баллов,
- общая нечленораздельность речи – 1 балл.
(По материалам Л.И. Вассермана, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон «Методы нейропсихологической диагностики» С-Пб., 1997)
ЭКСПРЕСС-МЕТОД
для диагностики лексико-грамматического недоразвития
«Повторение фраз»
В основе данного метода лежит идея о том, что предельная длина фразы, которую ребенок способен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи.
Для повторения детям предлагаются следующие фразы (длина оценивается в слогах).
Длина фразы в слогах
1. Дети, ложитесь спать! Дети пошли гулять. 6
2. Часы висят на стене. Чашка стоит на столе. 7
3. Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы. 8
4. Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно. 9
5. Посмотрите в окошко на детей. Бедная собачка замерзает. 10
6. Летом солнышко греет очень сильно. Книги и карандаш лежат на столе. 11
7. Курочка повела своих деток гулять. Уточка быстро плавает по озеру. 12
8. Поросята любят валяться в грязной куче. Сердитый мороз нарумянил детям
щеки. 13
9. Вечером няня рассказывает детям сказки. Дети пошли в лес за грибами и
ягодами. 14
10. Грузовая машина быстро едет по дороге. Страшная буря разрушила избушку
рыбака. 15
Возрастные нормы выполнения задания «Повторение фраз» (мальчики/девочки)
параметры | данные по детям | ||||
4 г. | 5 л. | 6 л. | 7 л. | 8 л. | |
Средняя длина фразы | 10/10 | 12/12 | 13/14 | 16/16 | 16/17 |
Размах колебаний | 8-12 | 11-14 | 12-16 | 13-19 | 13-19 |
Оценкой в данном задании является длина фразы в слогах, которую смог повторить ребенок (засчитывается лучший из полученных результатов).
(По материалам Л.И. Вассермана, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон «Методы нейропсихологической диагностики» С-Пб., 1997)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи....
Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс
В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...
Практикум по развитию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи
Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Задача дошкольного логопеда – устранить речевые нарушения, кач...
Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР
В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Формирование грамотного звукопроизношения и лексико - грамматических конструкций в речи детей дошкольного и школьного возраста.
Данные статьи, презентация, конспекты зянятий - предложены автором для пополнения практического опыта учителей - логопедов. Родителям данный материал поможет в ежедневном общении с р...
Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».
В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...