Использование «Экспресс-диагностики» Н.Н.Павловой, Л.Г.Руденко в работе педагогов-психологов
материал по теме
Выступление на областных педагогических чтениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_oblastnyh_pedagogicheskih_chteniyah.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «Экспресс-диагностики» Н.Н.Павловой, Л.Г.Руденко
в работе педагогов-психологов
Я работаю педагогом-психологом в Центре диагностики и консультирования г. Ступино. На базе нашего Центра работает Психолого-медико-педагогическая комиссия и функционируют коррекционно-развивающие группы, в которых работают: учителя-логопеды, занимающиеся с детьми, имеющими отклонения в устной и письменной речи; учителя-дефектологи, проводящие занятия с детьми, имеющими диагноз ранний детский аутизм и задержка психоречевого развития; педагоги-психологи, занимающиеся подготовкой детей к школе и помогающие учащимся начальных классов в преодолении трудностей при овладении программным материалом.
Большинство детей, обучающихся у нас в Центре – это дети дошкольного возраста. Дошкольное детство – это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, у ребенка активно формируется речь, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать как можно раньше, чтобы не допустить отставания в развитии.
Перед зачислением ребенка в коррекционно-развивающую группу проводится диагностика развития психических процессов у детей. Для ее проведения психологи нашего Центра используют «Экспресс-диагностику» Н.Н.Павловой, Л.Г.Руденко. Данное пособие представляет собой набор классических методик, позволяющих выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы ребенка. Диагностические материалы структурированы по возрастам: 3-4 года (вторая младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6 лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В нашем Центре есть дети, которые обучаются ни один год, поэтому данный диагностический комплект позволяет нам, педагогам-психологам, наблюдать за развитием ребенка и обеспечивать непрерывное психологическое сопровождение с момента его прихода в наше учреждение до его выпуска в школу.
По результатам обследования психологи разрабатывают для ребенка индивидуальную коррекционно-развивающую программу.
Очень большим подспорьем для работы психологов является входящее в диагностический комплект методическое пособие, так как в нем описаны возрастные особенности детей от трех до семи лет, а именно, как меняются с возрастом:
- анатомо-физиологические особенности: особенности опорно-двигательного аппарата, дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы;
-развитие личности ребенка;
- развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Так же в пособии представлены: содержание и процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов и необходимые для проведения диагностики материалы.
Стимульные материалы делятся на три вида. Первая группа – предметы (матрешки, коробка форм, игрушки и т.п.), эти предметы в комплект не входят, их психолог подбирает самостоятельно. В пособии приводится только описание процедуры проведения данного теста. Вторая группа – материалы многоразового использования, и третья – расходные материалы, которые потребуются на каждого ребенка, их надо ксерокопировать. Два последних типа материалов включены в Приложения.
Диагностика проводится психологом индивидуально с каждым ребенком, но если ребенок слишком тревожен, то в присутствии родителя.
Данная методика хороша тем, что она позволяет достаточно легко адаптироваться ребенку в новом для него месте. Вы спросите почему? Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. А представленные в диагностическом пособии методики построены на принципах игры. Малыш не знает, что с ним будут делать, отсюда страх, переживания. А тут незнакомая тетя предлагает поиграть. А ведь это совсем не страшно, а наоборот очень даже интересно. Новые игрушки, которых нет дома. Какой малыш откажется в них поиграть! Здесь очень важно доброжелательное, непринужденное поведение психолога: действия ребенка поощряются, ему оказывается эмоциональная поддержка. И тогда малыш раскрывается, раскрепощается и психолог, играя с ребенком, получает необходимую для себя информацию, которую затем вносит в протокол обследования. В протоколе фиксируются результаты выполнения заданий, действий и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы. Результаты по каждому субтесту оцениваются в баллах: 2 балла – высшая оценка, 1 балл – средняя, 0 баллов – низшая. После проведения диагностики по всем субтестам подсчитывается общая сумма баллов. Полученные результаты условно делятся на 3 уровня: высокий, средний, низкий.
Протокол является частью Диагностической карты, которая заполняется на каждого ребенка и включает в себя схему беседы, разделы «Примечания» и «Рекомендации». В примечаниях приводится дополнительная информация, отмечаются особенности работы ребенка: наличие или отсутствие интереса к заданию, темп, аккуратность, проявления утомления, уверенность, умение сосредоточиться; посадка ребенка за столом, сведения о том, какой рукой работает ребенок, правильно ли держит карандаш, характер действий, эмоциональные реакции и т.д.
По результатам проведенного обследования для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации, которые также фиксируются в диагностической карте.
Экспресс-диагностика Н.Н. Павловой, Л.Г.Руденко очень удобна в работе, так как в ней есть весь необходимый комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
Мы, психологи Центра диагностики и консультирования, рекомендуем использовать ее в своей работы.
Баталова Ольга Владимировна
педагог-психолог
Центра диагностики и консультирования г. Ступино
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в работе педагога-психолога
В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...
Использование в работе педагога-психолога сетевых и дистанционных технологий
Важным компонентом образования в современном обществе является воспитание зрелой социализированной личности, способной креативно мыслить и свободно ориентироваться в условиях динамично меняющейся жизн...
«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога.
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...
«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога».
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...
Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Статья к городской научно-практической конференции ноябрь 2014 г. "Современные образовательные технологии"...
Использование экспресс диагностики речевого развития Вербицкая ТЛ
Использование экспресс диагностики речевого развития...