Модуль «Основы ТРИЗ» к дополнительной общеобразовательной программе студии начальной робототехники «Новатор» для дистанционного обучения
методическая разработка

Мухин Николай Андреевич

Аннотация модуля

Одним из ведущих направлений современной прикладной науки является робототехника, которая занимается созданием и внедрением в жизнь человека автоматических машин, способных намного облегчить как промышленную сферу жизни, так и бытовую.

Роботостроение сегодня – довольно развитая отрасль промышленности: огромное количество роботов выполняют работу на различных предприятиях, изучение космического пространства или подводных глубин уже не обходится без использования робототехнических манипуляторов подводных или летательных аппаратов с высоким уровнем интеллекта. В стенах лабораторий создается все большее количество роботов бытового назначения, «умные машины» все чаще заменяют человека на рабочем месте.

Занятия походят в виде интерактивных видеороликов, выложенных на видеохостинге YouTube с прикрепленными заданиями в описании видео. Обучающиеся, просматривая и выполняя задания, строят проект по собственным выбранным темам. Таким образом, дистанционные задания дают курс по изучению проектной деятельности. Модуль является пошаговой инструкцией по выполнению проектной работы. Завершающей работой обучающихся является защита своего проекта, которая проходит в дистанционной форме.

Модуль программы «Основы ТРИЗ» направлен на детей в возрасте от 6 до 8 лет, рассчитан на 16 академических часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Форма обучения – дистанционная.

При этом соблюдается режим занятий с использованием ЭВМ:

            - для детей 6 лет и обучающихся в I - IV классах:

не более 15 мин – работа в режиме онлайн с использованием ЭВМ; не менее 5 минут – разминка глаз; не более 25 минут – выполнение теоретических/практических работ без использования ЭВМ.

     Занятия в объединениях для детей дошкольного возраста проводятся в течение 30 минут:

  • для детей 5 лет - 20 минут изучение материала, 10 минут – динамическая пауза;
  • для детей 6-7 лет- 25 минут изучение материала, 5 минут – динамическая пауза.

Занятия в объединениях технического направления, с использованием компьютерной техники, для учащихся в возрасте до 10 лет проводятся в течение 30 минут.

Цель модуля

Основы ТРИЗ как овладение новыми способами решений задач.

Задачи модуля:

1.         Обучающие:

  • получение дополнительного образования при дистанционном обучении с помощью интернет-ресурсов;
  • формирование практических навыков в области ТРИЗ;
  • формирование умения применять теоретические знания на практике.

2.         Развивающие:

  • развитие умения видеть мир в противоречиях;
  • развитие критического мышления;
  • развитие творческой активности;
  • развитие воображения.

3.         Воспитательные:

  • воспитание усидчивости;
  • воспитание умения работать на удаленном режиме, культуры общения и ведения диалога.

Формы и методы проведения занятий

Основная форма работы- дистанционная, с применением Google формы, Google диска, YOU TUBE.

Формы контроля

Контроль за выполнением заданий производится на портале Google формы в виде тестов, анкет и опросов. Также записи в комментариях под видео в виде ответов на вопросы и задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnyy_kurs_novator.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Центр дополнительного образования» г. Мирный

 муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)

                                   

                                 

         

Модуль «Основы ТРИЗ»

к дополнительной общеобразовательной программе

студии начальной робототехники «Новатор»

для дистанционного обучения

(возраст детей- от 6 до 8 лет)

                                                                                                                                                                     

Составил:

Мухин Николай Андреевич,

                                                                                         педагог дополнительного образования

                                                                                                           

Мирный, 2022


Содержание:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1 Аннотация модуль

3

1.2 Цели и задачи модуля

4

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модуль к дополнительной общеобразовательной программе разработан для дистанционного обучения и составлен с учетом:

-Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного детей»;

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

-Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Одной из современных инновационных форм организации учебного процесса является использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих посредством глобальной электронной сети Интернет организовать обучение учеников, находящихся территориально в любом уголке земного шара (естественно, при наличии подключения к Интернет).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ст. 16 ФЗ от 29.12.2012 №273 ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании».

Аннотация модуля

Одним из ведущих направлений современной прикладной науки является робототехника, которая занимается созданием и внедрением в жизнь человека автоматических машин, способных намного облегчить как промышленную сферу жизни, так и бытовую.

Роботостроение сегодня – довольно развитая отрасль промышленности: огромное количество роботов выполняют работу на различных предприятиях, изучение космического пространства или подводных глубин уже не обходится без использования робототехнических манипуляторов подводных или летательных аппаратов с высоким уровнем интеллекта. В стенах лабораторий создается все большее количество роботов бытового назначения, «умные машины» все чаще заменяют человека на рабочем месте.

Занятия походят в виде интерактивных видеороликов, выложенных на видеохостинге YouTube с прикрепленными заданиями в описании видео. Обучающиеся, просматривая и выполняя задания, строят проект по собственным выбранным темам. Таким образом, дистанционные задания дают курс по изучению проектной деятельности. Модуль является пошаговой инструкцией по выполнению проектной работы. Завершающей работой обучающихся является защита своего проекта, которая проходит в дистанционной форме.

Модуль программы «Основы ТРИЗ» направлен на детей в возрасте от 6 до 8 лет, рассчитан на 16 академических часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Форма обучения – дистанционная.

При этом соблюдается режим занятий с использованием ЭВМ:

        - для детей 6 лет и обучающихся в I - IV классах:

не более 15 мин – работа в режиме онлайн с использованием ЭВМ; не менее 5 минут – разминка глаз; не более 25 минут – выполнение теоретических/практических работ без использования ЭВМ.

        Занятия в объединениях для детей дошкольного возраста проводятся в течение 30 минут:

  • для детей 5 лет - 20 минут изучение материала, 10 минут – динамическая пауза;
  • для детей 6-7 лет- 25 минут изучение материала, 5 минут – динамическая пауза.

Занятия в объединениях технического направления, с использованием компьютерной техники, для учащихся в возрасте до 10 лет проводятся в течение 30 минут.

Цель модуля

Основы ТРИЗ как овладение новыми способами решений задач.

Задачи модуля:

1.        Обучающие:

  • получение дополнительного образования при дистанционном обучении с помощью интернет-ресурсов;
  • формирование практических навыков в области ТРИЗ;
  • формирование умения применять теоретические знания на практике.

2.        Развивающие:

  • развитие умения видеть мир в противоречиях;
  • развитие критического мышления;
  • развитие творческой активности;
  • развитие воображения.

3.        Воспитательные:

  • воспитание усидчивости;
  • воспитание умения работать на удаленном режиме, культуры общения и ведения диалога.

Формы и методы проведения занятий

Основная форма работы- дистанционная, с применением Google формы, Google диска, YOU TUBE.

Формы контроля

Контроль за выполнением заданий производится на портале Google формы в виде тестов, анкет и опросов. Также записи в комментариях под видео в виде ответов на вопросы и задачи.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы/кейса

Объем часов

Форма контроля

всего

в том числе

теория

практика

Раздел «Основы ТРИЗ»

16

8

8

Тема 1. Введение. Что такое ТРИЗ.

2

1

1

Видеоурок. Решение задачи

Тема 2. Алгоритм

2

1

1

Видеоурок

Тема 3. Алгоритм

2

1

1

Видеоурок. Решение задачи

Тема 4. Итоговая аттестация

2

1

1

Видеоурок. Тест

Тема 5. Диаграмма Эйлера-Венна

2

1

1

Видеоурок

Тема 6. Диаграмма Эйлера-Венна

2

1

1

Видеоурок. Решение задачи

Тема 7. Методика разрешения противоречий

2

1

1

Видеоурок

Тема 8. Методика разрешения противоречий

2

1

1

Видеоурок,  Фотоотчет

Итого

16

8

8

        Содержание модуля

Раздел 1. «Основы ТРИЗ» (16 часов)

Основы ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.

Модуль является серией видеоуроков с привязанными заданиями. Курс предоставляет учащимся знания о теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а также алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Выполняя задания воспитанники познают основы ТРИЗ и учатся их применять в повседневной жизни. В модуле включены понятия о поиске идеи, дата-скаутинг, методы решения изобретательских задач, мозговой штурм, вепольный анализ и т д.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Ноутбук, павильон для сьемки видео (студия, локация), освещение, видеокамера, программа для монтажа видео.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Петров Владимир «ТРИЗ от А до Я» М.: Солон-пресс, 2019 г. – 256 с.
  2. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/695147/Лифанова О. А. «Конструируем роботов на LEGO Education WeDo 2.0.» - М.: Лаборатория знаний 2019.-56 с.
  3. Методические аспекты изучения темы «Основы робототехники» с использованием Lego Mindstorms, Выпускная квалификационная работа Пророковой А.А.
  4. https://infourok.ru/
  5. https://www.youtube.com/channel/UC7QaS5p4MTbz7D2bpd7xofA
  6. https://www.youtube.com/channel/UCUmlB9SwrBVevETZV0wrVRw
  7. https://www.youtube.com/channel/UCZVp_jfW09KT9ZILG5isksQ
  8. https://www.youtube.com/user/PlurrimiTube


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная программа по начальной робототехнике

Дополнительная общеобразовательтная программа по робототехнике имеет техническую направленность. Расчитана для детей начальной школы. Программа предлагает использование на занятиях образователтных кон...

Образовательная программа технической направленности студии начальной робототехники "Новатор"

Современный этап развития общества характеризуется социально-экономическими преобразованиями, ставящими достаточно сложные, трудноразрешимые задачи. Обществу требуются личности интеллектуально развиты...

Дополнительная общеобразовательная программа "Студия юного дизайнера"

Данная программма является нормативным документом образовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с воспитанниками 6-14 лет....

Взаимодействие с родителями при реализации дополнительных общеобразовательных программ "Студия юного дизайнера", "Проектная мастерская Арт-Модерн"

В данном материале рассаматривается вопрос как установить доверительные отношения педагога и родителей воспитанников.Даются основные характеристики различных форм работы с родителями....

дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Робототехника» для начинающих

Роботы сегодня входят в нашу жизнь в различных областях. Они летают в космос, исследуют другие планеты; помогают в военных целях – разминируют бомбы и разведывают обстановку с воздуха. В промышл...

Дополнительная общеобразовательная программа студия «Декоративно-прикладное искусство»

Студия «Декоративно-прикладное искусство» авторская программа по изучению различных видов прикладного и художественного искусства. На первых годах обучения школьники изучают основы несколь...

Дополнительная общеобразовательная программа «Студия академического вокала"

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравствен...