дополнительная общеобразовательная программа по начальной робототехнике
учебно-методический материал
Дополнительная общеобразовательтная программа по робототехнике имеет техническую направленность. Расчитана для детей начальной школы. Программа предлагает использование на занятиях образователтных конструкторов серии Lego, Fischertechnik, как инструмента для обученя школьников техническому конструированию и моделированию и начальному программированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obr_progr_nach_rob_start.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9 Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ: методического совета Директор МБОУ СШ № 9 от «_____»________________ 2017 г. ________________Дорохина Е.Н. (подпись) Протокол № _____________________ «______»_______________2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА технической направленности «Начальная робототехника» Стартовый уровень Возраст обучающихся: 7-9 лет Срок реализации программы: 1 год Количество часов в год: 76 ч. Автор-составитель программы: Глущенко Лариса Ивановна СУРГУТ 2017 |
Пояснительная записка
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие школьника. Технический прогресс шагает семинильными шагами, вызывая нарастающий интерес к технике у детей уже младшего школьного возраста. На улицах города, строительных площадках, на воде и в воздухе и даже в бытовом окружении появляется всё больше и больше новейшей техники и интереснейших архитектурных сооружений. Это всё не ускользает от внимания детей, а поэтому побуждает желание познать, разобраться и воссоздать что-то подобное, а порой и своё, отличительное.
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная программа имеет техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Данная программа предлагает использование образовательных конструкторов серии LEGO, LEGO Education WeDo, Fischertechnik и др., как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на занятиях.
Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение разнообразных конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста поможет решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. При работе с Lego-конструкторами используются межпредметные связи с информатикой, математикой, технологией, окружающим миром. Они опираются на естественный интерес обучающихся к игре, разработке и постройке различных механизмов.
Постоянно меняющиеся условия жизни общества, нарастающая информатизация всех сфер деятельности ставят перед школой проблему формирования у детей качеств, присущих успешной, самодостаточной конкурентоспособной личности. Потребность в изменении подходов к проектированию учебного процесса, системе оценивания результатов повлекла за собой появление новых стандартов образования. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) ставит на первый план формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного приобретения нового опыта.
Поэтому именно сегодня актуально использование образовательных конструкторов серии LEGO, LEGO Education WeDo, Fischertechnik и др., которые позволяют воздействовать на формирование регулятивных УУД.
1) Развитие способности к целеполаганию.
Учащиеся учатся ставить цель в начале занятия и, удерживая её на протяжении всего урока, достигает необходимого результата. Самостоятельно разрабатывая техническую модель, обучающийся учится ставить перед собой учебную задачу.
2) Развитие способности к планированию.
Поставив перед собой цель, ученик составляет план деятельности по конструированию новой модели. Учащиеся учатся работать и по готовым инструкциям (входящим в комплект конструктора), и по схемам, разработанным учителем.
Помимо этого, работая в команде, надо уметь правильно распределить обязанности между всеми участниками процесса.
3) Развитие способности к прогнозированию.
Учащиеся учатся прогнозировать результаты своей деятельности, выбирая различные способы выполнения одного и того же задания, так как, изменяя схему или последовательность сбора модели, используя разные детали, ученик получает различные варианты технической модели.
4) Формирование действия контроля. Выполнив задание, учащийся получает готовую модель и имеет возможность самостоятельно проверить правильность её выполнения. Тем самым формируется умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, указанное в числе метапредметных результатов обучения.
5) Формирование действия коррекции.
Обнаружив недочёты в своей работе, младший школьник имеет возможность внести коррективы на любой стадии сборки модели. Он учится критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. 6) Развитие способности к оценке.
Учащийся получает возможность сравнивать свою модель с моделями других обучающихся, а значит, оценить уровень выполнения своей работы: сложность, функциональность, внешнюю эстетичность, рациональность. При этом учится объективно оценивать результат не только своей, но и чужой деятельности. На основе полученных результатов он может сделать выводы об уровне своих знаний и умений.
7) Формирование саморегуляции.
Процесс сборки модели требует терпения и самообладания. Если по каким-то причинам обучающемуся приходится делать работу сначала, ему нужно приложить некоторое волевое усилие для успешного устранения недочётов. При общении с напарниками по заданию необходим самоконтроль, поскольку в ходе планирования или выполнения модели у обучающихся могут возникать разногласия. Таким образом, происходит формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Новизной данной образовательной программы является использование новых леготехнологий (технологий образовательных конструкторов LEGO, LEGO Еducation WeDo, Fischertechnik и др.) в проведении занятий для детей младшего школьного возраста, где наряду с техническими задачами каждое занятие программы направлено на решение общепознавательных и развивающих задач.
Занятия делятся на два типа:
– занятие построения новой модели, когда учащийся самостоятельно или с помощью педагога знакомится с новыми деталями, способами крепления, приёмами программирования;
– занятие рефлексии, когда обучающиеся собирают модели, базирующиеся на уже освоенных ранее с добавлением новых элементов.
Технология проведения занятий каждого типа базируется на личностно-ориентированном и деятельностном подходах.
Выделим этапы занятия:
1. Актуализация знаний. На этом этапе на основе имеющегося у учащихся опыта выявляются их знания, касающиеся того или иного вопроса. При этом происходит понимание учащимися недостаточности или поверхностности их знаний, что позволяет педагогу подвести детей к формулировке проблемы.
2. Постановка цели занятия. Дети совместно с педагогом ставят цели занятия, проговаривая, что должно получиться в итоге работы, какая модель будет сконструирована, какими функциями она должна обладать.
3. Разработка алгоритма действий. Если занятие предполагает самостоятельную работу над проектом, то прежде, чем начать конструирование, обучающиеся вместе с педагогом составляют план действий: педагог даёт рекомендации по выполнению задания, дети проговаривают последовательность работы над моделью, распределяют обязанности внутри группы. Лишь после того, как у всех обучающихся сложится понимание того, что и как он будет делать, можно приступать непосредственно к конструированию.
При сборке модели по инструкции, заранее подготовленной педагогом, перед тем как приступить к выполнению пошагового алгоритма, обучающиеся пытаются прогнозировать свою работу: какие элементы должны присутствовать в работе, каким способом удобнее собрать модель, какие этапы в выполнении задания должны быть пройдены.
4. Конструирование. Дети самостоятельно работают над сборкой модели, однако имеют возможность обратиться за помощью как к педагогу, так и друг к другу. Конструируют по технологическим картам, а так же по замыслу, разрабатывают простейшие технические проекты.
5. Оценивание. Обучающиеся оценивают не только конечные модели (свои и друг друга), но и анализируют способы выполнения задания: верно ли составлен план, удалось ли достигнуть цели, какие трудности возникали в ходе работы, какие способы были бы более эффективны.
6. Подведение итогов. Обучающиеся, подводя итог работы, проговаривают то новое, что они узнали или чему научились на занятии; анализируют, как новые знания соотносятся с полученными ранее. Педагог может дать домашнее задание, которое подведёт к постановке проблемы на следующем занятии.
Применение образовательных конструкторов серии LEGO, LEGO Еducation WeDo, Fischertechnik и др. во внеурочной деятельности позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Отличительной особенностью данной программы является направленность образовательного процесса на формирование у обучающихся элементов проектной и технологической культуры. Обучающиеся учатся разрабатывать простейшие технические проекты, создают собственные первые механизмы, движущие и программируемые модели. Итогом деятельности обучающихся являются призовые места за участие в муниципальных, областных, региональных, всероссийских выставках и конкурсах по техническому творчеству.
Программный курс рассчитан на один учебный год, с учетом возрастных особенностей обучающихся и их подготовленности.
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Количество обучающихся в группе в текущем году: 12-15
Количество часов в неделю: 2 часа один раз в неделю
Общее количество часов в год: 76 часов
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа, игра, экскурсии, выставки и др. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного, демонстрационного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Программа предусматривает проведение занятий и с нетрадиционными формами обучения (игровые упражнения, творческие упражнения, создание проектов).
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для самореализации обучающихся в техническом творчестве, развития их индивидуальности средствами технического моделирования и конструирования
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование навыков работы с образовательными конструкторами серии LEGO, Fischertechnik и др., обучение правилам ТБ;
- обучение технической терминологии по начальному конструированию и моделированию;
- изучение основных видов простых конструкций, способов их соединения;
- изучение простых механизмов;
- изучение принципов передачи движения;
- изучение интерфейса и программного обеспечения LEGO Еducation WeDo;
- обучение приемам программирования на основе программного обеспечения LEGO Еducation WeDo.
Развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
- развитие умения самостоятельно собирать модели, базирующиеся на уже освоенных ранее знаниях с добавлением новых элементов;
- развитие технических и творческих способностей;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие общеучебных навыков, связанных с поиском, обработкой информации и представлением результатов своей деятельности;
- развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- формирование интереса к технике и техническим видам деятельности;
- формирование творческого отношения к выполняемой работе;
- развитие умений организации рабочего места;
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2017 – 2018 учебный год
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | |||
теория | практи ка | всего | форма контроля | ||
1. | Введение. Знакомство с программой курса. Вводный инструктаж | 2 | - | 2 | |
2. | Основы конструирования 2.1. Построение конструкций. Способы их соединения. Первичный инструктаж 2.2. Устойчивость конструкций. Конструирование по фантазии 2.3. Оптимальная форма конструкции. Игра в архитекторов 2.4. Творческий проект "Город". Мини-выставка | 3 | 9 | 12 2 4 4 2 | 2 |
3. | Простые механизмы и их применение 3.1. Рычаги, принцип конструирования механических игрушек 3.2. Колеса и оси 3.3. Блоки и шкивы 3.4. Шестерни 3.5. Конструирование моделей с использованием механических видов передач 3.6. Подготовка к выставкам и конкурсам по техническому творчеству 3.7. Мини-выставка. Тестирование | 6 | 16 | 22 4 2 2 4 4 4 2 | 2 |
4. | Среда программирования LEGO Еducation WeDo 4.1. Интерфейс и программное обеспечение LEGO Еducation WeDo 4.2. Сборка и программирование моделей по технологическим картам 4.3. Сборка и программирование моделей по фантазии 4.4. Мини-выставка | 7 | 17 | 24 2 14 6 2 | 2 |
5. | Проектная деятельность 5.1.Творческий проект "Роботы" 5.2.Творческий проект "Гоночные автомобили". Соревнования 5.3. Подготовка к выставкам и конкурсам по техническому творчеству 5.4. Защита творческого проекта | 4 | 10 | 14 4 4 4 2 | 2 |
6. | Итоговое занятие. Итоговая выставка | 2 | - | 2 | 2 |
Итого: | 24 | 52 | 76 | 10 |
1. Введение
Знакомство с программой курса. Вводный инструктаж
Теория: Содержание работы объединения, презентация и демонстрация готовых работ. Вводный инструктаж по соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности при работе. Правила поведения в образовательном учреждении. Требования педагога к обучающимся на период обучения. Показ готовых технических моделей из конструкторов серии LEGO, Fischertechnik , действующей модели робота и его программ.
Знакомство с наборами LEGO education, LEGO Education WeDo, Fischertechnik с технологическими картами. Понятие технологические карты, их условные обозначения.
Знакомство с элементами конструктора LEGO Education и свойствами материала, из которого он изготовлен. Название деталей конструктора, лучшие способы соединения кубиков (стопка, внахлест, ступенчатое).
2. Первые конструкции
2.1. Построение конструкций, способы соединения. Первичный инструктаж
Теория: Характеристики строительных конструкций: прочность, жесткость, устойчивость. Виды и способы соединений деталей конструктора (перекрещивание, полное перекрытие, частичное перекрытие).
Зависимость прочности конструкции от способов и видов соединения деталей. Первичный инструктаж
Практика: Работа по технологическим картам (ТК).
1) Стены зданий.
2) Соединение стен.
3) Крыши и навесы
Исследование предложенных моделей, их доработка и испытания. Творческие проекты: «Теремок», «Башни». Закрепление навыков способов соединения конструкций.
2.2. Устойчивость конструкций
Теория: Основные принципы статики: устойчивость конструкций. Способы увеличения прочности конструкций. Понятия трос, опора, балки, колонны, подпорка, устойчивость, прочность.
Практика: Работа по технологическим картам (ТК).
1) Подпорки
2) Балки и колонны
3) Тросы
4) Мосты
Исследование предложенных моделей и разработка новых с применением различных способов увеличения прочности.
Творческий проект «Мост через реку»
2.3. Оптимальная форма конструкции. Игра в архитекторов
Теория: Структуры конструкций: сплошная, каркасная.
Понятия арка, гибкость, жесткость, форма, функция.
Способы соединения арок, V- образных опор и других элементов между собой для создания функциональных сооружений. Подвижные соединения.
Практика: Работа по технологическим картам:
1) Арочный мост
2) Двойной V-образный мост
3) Жесткость и гибкость
Исследование предложенных моделей, их доработка и испытания
Небоскребы. Исследование гибкости конструкций.
Разработка оригинальных конструкций по проблемным ситуациям.
Игра в архитекторов.
2.4. Творческий проект "Город". Мини-выставка
Практика: Конструирование по фантазии, работа группами.
Мини-выставка
3. Простые механизмы и их применение
3.1. Рычаги, принцип конструирования механических игрушек
Теория: Рычаги. Основное правило рычага. Что такое точка опоры, усиление и нагрузка. Плечи рычага. Ось вращения. Подвижные игровые механизмы.
Практика: Работа по технологическим картам: сборка модели перекидных качелей. Самостоятельное конструирование по замыслу игрушек с использованием рычага. Игра.
3.2. Колеса и оси
Теория: Внеплановый инструктаж. Закрепление понятий энергия, трение, тяга и толчок. Изучение работы колеса. Поступательное движение конструкции за счет вращения колес. Наклонная плоскость, трение, оси.
Практика: Сборка колесной модели, которая легко поворачивает.
Сборка модели, которой можно управлять при помощи руля.
Сборка и испытание моделей, исследование и анализ полученных результатов. (Пусковая установка для машинок).
Соревнования «Кто дальше»
Творческий проект: «Транспорт для перемещения тяжелых предметов».
3.3. Блоки и шкивы
Теория: Колеса с желобком по ободу. Блоки, шкивы.
Применение блока для изменения направления действия силы.
Ременная передача.
Практика: Конструирование по технологическим картам:
Модель «Подъемный кран», «Колодец» и.т.д.
Испытание моделей и обсуждение полученных результатов. Игра.
3.4. Шестерни
Теория: Закрепление понятия энергия, знакомство с методами измерения, изучение вращения. Понятия ведущая и ведомая шестерня, зубчатая передача зацепление.
Практика: Работа по технологическим картам: сборка моделей волчок, хоккеист и др. Исследование и анализ полученных результатов.
Придумывание игр, игрушек с использованием зубчатой передачи.
3.5. Конструирование моделей с механическими видами передач
Теория: Закрепление полученных знаний и умений. Виды механических передач: ременная, зубчатая, червячная
Практика: Закрепление полученных знаний и умений. Конструирование модели с использованием ременной, зубчатой передач.
Испытание моделей
3.6. Подготовка к выставкам и конкурсам по техническому творчеству Практика: Конструирование технических моделей к выставкам и конкурсам по техническому творчеству.
3.6. Мини-выставка. Тестирование
Теория: Тестирование (Приложение 1)
Практика: Выставка работ обучающихся в объединении. Демонстрация движущих моделей, выполненных по фантазии.
4. Среда программирования LEGO education WeDo:
4.1. Интерфейс и программное обеспечение LEGO Еducation WeDo
Теория: Знакомство с правилами техники безопасности работы с персональным компьютером. Знакомство с элементами конструктора LEGO education WeDо, с интерфейсом и программным обеспечением (термины, звуки и фоны экрана, сочетания клавиш).
Понятие «программные блоки», «вкладки: связь, содержание, проект, экран», USB LEGO-коммутатор, мотор, датчики наклона и расстояния
Практика. Работа с персональным компьютером, с программным интерфейсом.
4.2. Сборка и программирование моделей по технологическим картам
Теория: Закрепление основных принципов передачи движения, знаний по работе с простыми механизмами: колесами и осями, шестеренками, шкивами, рычагами. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели.
Знакомство со средой программирования LEGO Еducation WeDo.
Основные приемы сборки и программирования моделей с помощью ПО LEGO Еducation WeDо:
- программные блоки и их взаимодействие с механическими узлами модели;
- порядок создания алгоритма программы для модели;
Практика: Сборка и программирование моделей по заданию Комплекта.
Конструирование и программирование моделей с помощью технологических карт; создание алгоритма программы. Испытание модели.
4.3. Сборка и программирование моделей по фантазии
Теория: Закрепление полученных знаний, умений и навыков по начальному программированию.
Практика: Сборка и программирование моделей по фантазии.
Испытание модели и создание собственной программы.
4.4. Мини-выставка
Практика: Выставка работ обучающихся в объединении. Демонстрация программируемых моделей, выполненных по фантазии.
5. Проектная деятельность
Проектная работа по темам:
Творческий проект "Роботы". Мини-выставка. Игра
Творческий проект "Гоночные автомобили". Соревнования
Подготовка к выставкам и конкурсам по техническому творчеству
Защита творческого проекта
6. Итоговое занятие.
Итоговая выставка
Теория: Подведение итогов за учебный год.
Практика: Итоговая выставка
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструкторов;
- конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям, схемам;
- уметь излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о модели;
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметные результаты
По окончании курса обучающиеся должны ЗНАТЬ:
- правила ТБ при работе с конструкторами, персональным компьютером (ПК);
- техническую терминологию по начальному конструированию и моделированию;
- основные виды простых конструкций и способов их соединения;
- основные виды простых механизмов и типы механических передач;
- основные приемы сборки и программирования моделей с помощью программного обеспечения LEGO Education WeDо.
По окончании курса обучающиеся должны УМЕТЬ:
- проводить сборку технических моделей с применением конструкторов LEGO Еducation, LEGO Еducation WeDo, Fischertechnik и др.;
- соблюдать ТБ при работе с конструкторами;
- правильно организовывать рабочее место;
- конструировать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
- самостоятельно конструировать простые конструкции, простые механизмы и виды механических передач;
- самостоятельно решать вопросы при конструировании моделей;
- разрабатывать простейшие технические проекты;
- создавать простые программы при помощи программного обеспечения Lego Education WeDo;
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- организованно работать в группе.
Комплекс организационно педагогических условий
Календарный учебный график
Начало учебного года – 01.09.2017 г.
Окончание учебного года: – 30.05.2018 г.
Количество учебных недель: 38 недель
Праздничные дни:
- 4 ноября – День народного единства;
- 1- 8 января - Новогодние каникулы;
- 23 февраля - День защитника Отечества;
- 8 марта - Международный женский день;
- 1 мая - Праздник Весны и Труда;
- 9 мая - День Победы;
Реализация программы предполагает использование групповой формы занятий. При этом акцент делается на разнообразные приемы активизации познавательной, исследовательской деятельности, рефлексии собственных процедур, осуществляемых на занятиях. Подача материала строится, прежде всего, на эвристической основе, мобилизующей внимание, поддерживающей высокую степень мотивации в успешном обучении. Большое внимание отводится практическому методу обучения. Кроме традиционных методов на уроках запланировано и активно применяются творческие методы, которые выражаются в конструировании роботов под конкретные условия и задачи, разработке новых алгоритмов, оптимизации готовых конструкций. Совершенствование изученного материала проходит во внеурочной деятельности, используется такая форма работы как демонстрация готовых конструкций другим, участие в конкурсах и выставках. В рамках этих форм работы обучающиеся самостоятельно разрабатывают конструкции технических моделей, составляют простые алгоритмы и программы.
По результатам работ будет создаваться фото-материалы, которые можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль (середина учебного года);
- итоговый контроль (конец учебного года).
Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений, самостоятельных творческих работ обучающихся, мини-выставок. Форма промежуточной аттестации – тестирование, защита творческого проекта, выставка работ обучающихся. (Приложение 1, 3). Для оценки планируемых используется диагностическая программа Mytest, с помощью которой можно составлять и проводить тестирование знаний обучающихся.
Итоговый контроль проходит в виде итоговой выставки работ обучающихся.
Оценочные материалы:
- Тест по теме: «Основы конструирования. Простые механизмы» в
ПО Mytest (Приложение 1),
- Творческое задание по начальному программированию (см. Презентацию)
- Критерии оценивания выставки работ (проектов) обучающихся в объединении (см. Приложение 3)
- Диагностика параметров самостоятельной деятельности обучающихся (см. Приложение 4)
Материально-техническое оснащение, оборудование.
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда:
- столы, стулья (по росту и количеству детей)
- технические средства обучения (ТСО) – персональные компьютеры;
- презентации (по темам занятий);
- Образовательные наборы LEGO:
9660 Набор Первые конструкции, инструкции к набору;
9689 Набор «Простые механизмы»
9630 Набор LEGO Education, инструкции к набору;
9896 Набор LEGO Education, инструкции к набору;
9580 Набор LEGO Education WeDo;
9585 Набор LEGO Education WeDo.
- Дополнительные ресурсные наборы LEGO.
- Fischertechnik
- На компьютерах установлено программное обеспечение 2000095 LEGO Education WeDo.
- На каждом компьютере установлен комплект заданий 2009580 LEGO Education WeDo Activity Pack.
- Элементы каждого конструктора 9580 LEGO Education WeDo cложены в контейнер.
- Для каждого учащегося или группы организовано рабочее место для сборки моделей.
- Оборудован отдельный шкаф для хранения наборов, собранных моделей.
- Результаты работы фиксируются в виде фотографий, видеоматериалов, презентаций и т.д.
- Наглядные пособия: плакаты, фотографии, репродукции, презентации для уроков, видеоматериалы, работы учащихся (образцы технических моделей), раздаточный материал.
Используются такие педагогические технологии как обучение в
сотрудничестве, индивидуализация и дифференциация обучения, проектные методы обучения, технологии использования в обучении игровых методов, информационно – коммуникационные технологии.
Коллективное творческое дело: схематично ход КТД в деятельности детских объединениях можно представить следующим образом:
планирование → подготовка → проведение → анализ → последействие, связанное с изменением внутри и вне детских объединений. Технологичность КТД объясняется обеспеченностью цепочки коллективного творческого дела мощными социально-педагогическими методами, характер которых предполагает взаимодействие: обсуждение проблем, импровизация.
ИКТ: особенности методики - компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Технология коллективного взаимообучения (КСО): «работа в парах сменного состава» по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Технология проектного обучения: в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Так же эффективны на занятиях по начальному техническому конструированию игровые технологии. Например, игра «Крестики-Нолики» (Приложение 2) в совершенно новом ключе, где обучающиеся могут проявить с блеском свои знания и умения.
Литература для педагога:
1) Детская энциклопедия техники / А.И. Мерников. - Издательство: Харвест, 2011 г. – 207 с.
2) Злаказов А.С., Горшков Г.А, Шевалдина С.Г. Уроки легоконструирования в школе: методическое пособие. – Москва, 2011. – 120 с.
3) Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику. – М.: Бином, 2012. – 286 с
4) Развитие технического творчества младших школьников: книга для учителя / П. Н. Андрианов, М. А.Галагузова, Л. А. Каюкова и др.; под ред. П. Н. Андрианова, М. А. Галагузовой. - М.: Просвещение., 1990. – 110 с.
5) Сергеева Н. Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников // Воспитание школьников, № 4, 2003. – С. 42-45
6) Трактуева С. Первые конструкции. Книга для учителя. – М.: ИНТ, 2012. – 16 с.
7) Троицкая И. Формирование саморегуляции у младших школьников. // Воспитание школьников. — 2003. №6. - С. 40-42.
8) Халамов В.Н (рук.) и др. Образовательная робототехника в начальной школе: учеб.-метод. пособие. – Челябинск, 2012. –176 с.
9) Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
10) Яшнова О. Успешность обучения и воспитания младших школьников: новые исследования // Воспитание школьников, № 8, 2002.- С. 35-37.
11) Lego. Секретная инструкция. – пер. с англ. / А. Бедфорд – М.: ЭКОМ, 2011. – 119 с.
12) Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2000.
13) Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
14) Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов: Изд-во «Учитель», 2007.
15) Конова В.В., Маланчик Г.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в образовательном процессе. Методические рекомендации. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2009.
16) Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.
17) Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. – 1999. - № 7-8. – С. 37.
18) Фришман И.И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. - № 2.
19) Современные педагогические технологии обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: |
http://www.cross-kpk.ru/ims/ims%202014/2/index72.html
20) Космическая техника [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.walkspace.ru/kt/search_f1f2f0eee5ede8e520eaeef1ece8f7e5f1eaeee920f0e0eae5f2fb20e4ebff20e4e5f2e5e9.html
21) Интересные факты о космосе для школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://1000interes.ucoz.ru/publ/interesnye_fakty/astronomija_kosmos/interesnye_fakty_o_kosmose_dlja_shkolnikov/25-1-0-56
22) Устройство автомобиля. Из чего состоит автомобиль [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://unit-car.com/ustroystvo/4-obshee-ustroistvo-avtomobilya.html
судно
23) ПервоРобот LEGO WeDo. Книга для учителя [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://static2.insales.ru/files/1/6403/858371/original/Книга_учителя_Wedo.pdf
Литература для обучающихся:
1) Детская энциклопедия техники / А.И. Мерников. - Издательство: Харвест, 2011 г. – 207 с.
2) Lego. Секретная инструкция. – пер. с англ. / А. Бедфорд – М.: ЭКОМ, 2011. – 119 с.
3) Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - Санкт-Петербург «НАУКА», 2013. - 200 с.
4) Горькавый Н. Небесные механики. - Издательство: АСТ, 2013. – 120 с.
5) Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002. - С. 30
6) Интересные факты о космосе для школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://1000interes.ucoz.ru/publ/interesnye_fakty/astronomija_kosmos/interesnye_fakty_o_kosmose_dlja_shkolnikov/25-1-0-56
7) Устройство автомобиля. Из чего состоит автомобиль [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://unit-car.com/ustroystvo/4-obshee-ustroistvo-avtomobilya.html
8) Судно.Векипедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Судно
9) Воздушное судно. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Воздушное
10) LEGO Technic «Tora no Maki»
11) Odno- Lego.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
направленность: научно-техническаяуровень: начального общего образованияОбъединение формируется из учащихся 6-10 летСрок реализации программы 1 год...
Дополнительная общеобразовательная программа объединения начального технического моделирования ( с элементами художественного конструирования) «Кузница Гефеста»
Методические разработки и материалы по начальному техническому моделированию....
«Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «ЛЕГО - робототехника»
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности Лего - робототехника...
Дополнительная общеобразовательная программа "Начальное авиамоделирование" Техническая направленность Возраст детей: с 7 лет Срок реализации программы: 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Начальное авиамоделирование – первая ступень овладения авиационнойтехникой, увлекательное и серьезное занятие, способствующее раскрытию и развитию творческих способнос...
дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Робототехника» для начинающих
Роботы сегодня входят в нашу жизнь в различных областях. Они летают в космос, исследуют другие планеты; помогают в военных целях – разминируют бомбы и разведывают обстановку с воздуха. В промышл...
Модуль «Основы ТРИЗ» к дополнительной общеобразовательной программе студии начальной робототехники «Новатор» для дистанционного обучения
Аннотация модуляОдним из ведущих направлений современной прикладной науки является робототехника, которая занимается созданием и внедрением в жизнь человека автоматических машин, способных намного обл...
Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Основы робототехники» 5 – 9 классы
Дополнительная общеобразовательная программавнеурочной деятельности«Основы робототехники»5 – 9 классы...