Дополнительная общеобразовательная программа «Студия академического вокала"
рабочая программа
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании, а также на организацию их свободного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
studiaacadvok.docx | 47.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Дополнительная общеобразовательная программа
Наименование программы | Студия академического вокала |
Вид программы | дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая |
Направленность программы [1] | художественная |
Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) | очная |
Категория обучающихся | обучающиеся 1-4 курсов |
Требования к уровню образования обучающихся | любые лица без предъявления требований к уровню образования |
Срок освоения программы | 1 год |
Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану | 1 год |
Количество часов всего | 36 |
Количество часов в неделю | 1 |
После освоения образовательной программы обучающему выдается | сертификат |
г. Нижневартовск
- Пояснительная записка дополнительной
общеобразовательной программы
«Студия академического вокала»
1.1. Направленность программы:
Программа «Студия академического вокала» реализуется в рамках художественной направленности дополнительного образования.
По своему функциональному предназначению – эта программа является общекультурной, учебно-познавательной, досуговой; по форме организации - групповой, общедоступной.
1.2.Автор программы: Коробейникова Дина Александровна
1.3.Актуальность программы:
Академический вокал, являясь классическим пением и одним из основных исполнительских и практических дисциплин, играет важную роль в обучении и воспитании молодых специалистов – будущих учителей музыки образовательных школ, музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, центрах эстетического воспитания. Данная программа направлена на изучение основных методик обучения по академическому вокалу.
- Цель и задачи программы:
Целью курса является подготовка студентов к самостоятельной и практической работе с детьми дошкольного и школьного возрастов.
Задачи курса:
- Сформировать умения и навыки работы с детьми разных возрастных категорий;
- Овладеть основными методиками по постановке голоса;
- Систематизировать полученные знания и практические умения по данному курсу;
- Заложить основы педагогических качеств и навыков работы с детьми разных возрастов.
1.5 Возраст и количество слушателей:
Участниками являются студенты 1-4 курсов, имеющие минимальную музыкальную подготовку (умение читать ноты, первоначальные вокальные навыки). Количество слушателей в группе до 10 человек.
1.6 Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии:
Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических частей. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. Занятия включают следующие разделы репетиционной работы:
• распевание
• интонационно-слуховые упражнения
• разучивание произведений
• повторение выученных произведений
• чтение с листа
• проверка выученных хоровых партий
• рабочая и генеральная репетиция
• концертное выступлени
2. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной программы
«Студия академического вокала»
Год освоения 2023-2024 учебный год
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.9 | 11.9 | 18.9 | 25.9 | 2.10 | 9.10 | 16.10 | 23.10 | 30.10 | 6.11 | 13.11 | 20.11 | 27.11 | 4.12 | 11.12 | 18.12 | 25.12 | 1.1 | 8.1 | 15.1 | 22.1 | 29.1 | 5.1 | 12.2 | 19.2 | 20.2 | 26.2 | 4.3 | 11.3 | 18.3 | 25.3 | 1.4 | 8.4 | 15.4 | 22.4 | 29.4 | 6.5 | 13.5 | 20.5 | 27.5 | |||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
10.9 | 16.9 | 23.9 | 30.10 | 7.10 | 14.10 | 21.10 | 28.10 | 4.11 | 11.11 | 18.11 | 25.11 | 2.12 | 9.12 | 16.12 | 23.12 | 30.12 | 6.1 | 13.1 | 20.1 | 27.1 | 3.2 | 10.2 | 17.2 | 24.2 | 25.2 | 2.3 | 9.3 | 16.3 | 23.3 | 30.3 | 6.4 | 13.4 | 20.4 | 27.4 | 4.5 | 11.5 | 18.5 | 25.5 | 1.6 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | |||
|
|
| = | = | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
= | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 :: | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Условные обозначения
Аудиторные занятия (часов) | Промежуточная аттестация | Итоговая аттестация | Каникулы | ||||||||||||
1 | :: | - | = | ||||||||||||
3. Планируемые результаты освоения программы:
В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы, обучающийся должен:
Уметь:
- пользоваться вокально-техническими приемами;
- находить пути решения трудностей по обучению постановке голоса;
- выбирать педагогический репертуар с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- подбирать вокальные упражнения;
- выявлять трудности на начальном этапе работы по постановке голоса.
Знать:
- о жанрах и особенностях исполнения академической музыки;
- иметь понятие о тембровом качестве звучания голосов;
- основные направления пения и их характеристики;
- возрастные особенности обучающихся;
- основные методики по постановке голоса;
- принцип индивидуальной работы с обучающимся;
- педагогический репертуар по возрастным особенностям.
4. Учебный план дополнительной общеобразовательной программы «Студия академического пения»
№ | Раздел, тема | Виды занятий (в часах) | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа | Форма промежуточной аттестации | ||
Раздел 1 | |||||
1.1 | Певческая установка и дыхание. Выработка правильного певческого дыхания. | 2 | |||
1.2 | Упражнения на развитие певческого голоса. | 4 | |||
1.3 | Развитие основных свойств певческого голоса (работа над развитие звукового и динамического диапазона голоса) | 2 | |||
1.4 | Работа над развитие певческой дикции и артикуляции. Правильное формирование гласных и согласных, округление и выравнивание звучания. | 4 | |||
Раздел 2 Работа над певческой интонацией при изучении вокальных произведений | |||||
2.1 | Работа над чистотой интонирования при разборе вокального произведения. | 4 | |||
2.2 | Работа над артикуляцией, дикционным ансамблем. | 4 | |||
2.3 | Работа над тембровой окраской голоса. | 2 | |||
2.4 | Работа над развитием вокального слуха. | 2 | |||
2.5 | Работа над формированием вокального звука. | 2 | |||
2.6 | Работа над художественно-исполнительскими приемами и навыками раскрытия идейно-художественного образа. | 2 | |||
2.7 | Агогические отклонения при исполнении произведения. | 2 | |||
2.8 | Концертная деятельность. | 6 | |||
Итого: | 36 |
5. Рабочая программа дополнительной общеобразовательной программы «Студия академического вокала»
Раздел 1. Теоретические сведения об особенностях вокальной деятельности
Тема 1.1 Беседа о природе певческого голоса, положение корпуса, головы, артикуляция. Знать основные типы певческого дыхания, применять их на практике в зависимости от исполнительских задач. Смена дыхания в процессе пения в зависимости от характера произведения. На первом этапе обучения необходимо объяснить устройство и принцип работы голосового аппарата, основы профессионального владения им. Познакомить учащихся с голосовым режимом, с вопросами ухода за голосовым аппаратом и условиями правильного питания.
Тема 1.2 Строение, функции и взаимосвязь всех частей голосового аппарата. Основные части голосового аппарата человека: дыхательный аппарат - легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, и артикуляционный аппарат - совокупность резонаторов.
Тема 1.3 Работа над развитием звукового диапазона, динамического диапазона на различных участках звукового диапазона голоса, над качеством тембра качество дикции (разборчивость, осмысленность, грамотность произношения). При работе над основными свойствами певческого голоса, необходимо учитывать природные данные обучающегося, уровень развития основных вокальных навыков, возрастные нормы и индивидуальные особенности протекания физиологических и психических процессов.
Тема 1.4 Работа над артикуляцией, дикционным ансамблем. Артикуляция внутренняя - мышцы глотки, мягкое нёбо, корень языка. Формирование вокальных гласных, высокая и низкая певческие форманты. Артикуляция внешняя - губы, нижняя челюсть, кончик языка. Формирования согласных и их воздействия на дыхание. Формирование речевых гласных. Упражнения для развития дикции, скороговорки.
Раздел 2 Работа над певческой интонацией при изучении вокальных произведений
Работа над чистотой интонирования при разборе вокального произведения.
Работа над артикуляцией, дикционным ансамблем.
Работа над тембровой окраской голоса.
Работа над развитием вокального слуха.
Работа над формированием вокального звука.
Работа над художественно-исполнительскими приемами и навыками раскрытия идейно-художественного образа.
Агогические отклонения при исполнении произведения.
Программа включает изучение и исполнение за год 4-6 произведений и 2-3 концертных выступления в течении года.
6. Комплект оценочных материалов
Мероприятия промежуточной аттестации проводятся в сроки, определенные календарным учебным графиком, и реализуются в форме зачета.
Зачетное занятие включает в себя контрольный урок в виде индивидуального прослушивания и пения в дуэте, трио, квартете или в виде академического концерта.
Оценка | Критерии оценивания выступления |
«зачет» | Сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности голоса для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста. |
Знание в соответствии с программными требованиями вокального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров. | |
знание художественно-исполнительских возможностей голоса. | |
знание профессиональной терминологии. | |
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений. | |
владение различными видами техники исполнительства. | |
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха. |
7. Условия реализации программы
7.1 Для реализации программы в учебном кабинете необходим музыкальный инструмент (фортепиано), скамейки по количеству певцов хора.
- компьютер оснащенный аудиосистемой (аудиоколонки), экран, мультимедиапроектор.
7.2 Информационное обеспечение
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
№ п.п. | Автор, наименование учебного пособия, реквизиты Основные источники |
Абдуллин Э.Б. Теория и практика вокального образования в общеобразовательной школе. – М., 1983. | |
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. | |
Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка,1965 | |
Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977. | |
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987. | |
Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002. |
№ | Электронные ресурсы |
ЭБС ( электронно-библиотечная система) Znanium.com | |
http://nlib.narod.ru/ Виртуальная нотная библиотека (Киев). | |
http://classic.manual.ru/ Информация о классической музыке (Минск). | |
http://muzland.ru/ Музыкальный портал (Санкт-Петербург). | |
http://notes.tarakanov.net/ Нотный архив Бориса Тараканова (Москва). | |
http://www.uchportal.ru/ учительский портал | |
[1] технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной (приказ от 21.12.2020 г. №529-ОД)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа студии батика «Магия шелка»
Дополнительная образовательная программа студии батика «Магия шелка».Направленность – художественная.Срок реализации программы – 2 года.Тип программы – общая.Вид программы – модифи...
Дополнительная общеразвивающая программа студия раннего развития "Малыш"
Программа студии раннего развития "малыш" предназначена для детей в возрасте 4-6лет. Программа разработа с использованием новых технологий согласно рекомендациям . Программа состоит из 5 разделов : "В...
Дополнительная общеобразовательная программа "Студия юного дизайнера"
Данная программма является нормативным документом образовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с воспитанниками 6-14 лет....
Взаимодействие с родителями при реализации дополнительных общеобразовательных программ "Студия юного дизайнера", "Проектная мастерская Арт-Модерн"
В данном материале рассаматривается вопрос как установить доверительные отношения педагога и родителей воспитанников.Даются основные характеристики различных форм работы с родителями....
Дополнительная общеобразовательная программа студия «Декоративно-прикладное искусство»
Студия «Декоративно-прикладное искусство» авторская программа по изучению различных видов прикладного и художественного искусства. На первых годах обучения школьники изучают основы несколь...
Модуль «Основы ТРИЗ» к дополнительной общеобразовательной программе студии начальной робототехники «Новатор» для дистанционного обучения
Аннотация модуляОдним из ведущих направлений современной прикладной науки является робототехника, которая занимается созданием и внедрением в жизнь человека автоматических машин, способных намного обл...