Статья «Особенности дистанционного обучения химии в средней школе»
статья

Балеева Алла Сергеевна

Дистанционное обучение – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distant.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Особенности дистанционного обучения

  химии в средней школе»

Дистанционное обучение – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися.  Технология заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, а это дает возможность привлечь все больший круг учителей щкол к освоению и использованию компьютера в своей работе.
Дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая по своему компонентному составу схожа с современной системой обучения.
В процессе дистанционного обучения могут применяться следующие методы:
 -   метод подбора информации, при котором преподаватель подбирает     разнообразные  источники: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, размешенные в  интернет;

  - метод индивидуального преподавания реализуется между преподавателем и одним обучающимся по средствам таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта и т.д.;

Что дает дистанционное обучение? Для школьников – это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Для старшеклассников существует возможность получить профильное изучение выбранных предметов. Абитуриентам предоставлена возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ по профильным предметам, а также обучаться на подготовительных курсах к выпускным и вступительным экзаменам. А для начинающих при изучении химии?
Уже на первом уроке в 8 классе мы знакомим учащихся с предметом химии: вещества, их свойства и превращения.
Исторически изучение свойств веществ начиналось с наблюдения и описания чисто физических явлений, которые всегда сопровождают химические реакции: изменение окраски, запаха, агрегатного состояния, выделение или поглощение тепла и т.д. — т.е. всего того, что сегодня  называют признаками химических реакций. Для школьника, переступившего порог кабинета химии, на первом месте оказывается непосредственное действие с веществом: смешать, поджечь, может быть, даже взорвать. Таким образом, если мы хотим уничтожить стремление ученика к изучению химии, достаточно убрать из курса то, что обычно называют практической частью: демонстрационный и ученический эксперимент, «который является своеобразным использованием в обучении экспериментального метода, широко применяемого в науке для раскрытия закономерных связей и отношений веществ, для изучения сущности химических процессов и условий их протекания. Эксперимент является одновременно и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность» [2, с. 282].  
Важной составной частью химического образования является практикум – реальная работа с веществами. Поэтому дистанционное обучение химии как единственная форма химического образования не может быть полноценным, ведь адекватный практикум без непосредственного руководства преподавателя и соответствующей материальной базы невозможен.

Чтобы хотя бы частично компенсировать этот недостаток дистанционного обучения, демонстрирую видеоролики с записями экспериментов, или использую средства для так называемого виртуального эксперимента . Однако, чем младше школьник, тем сильнее у него потребность проводить опыты самому. По этой причине в курс «Введение в химию» для VIII класса введены рекомендации по безопасным экспериментальным работам, которые школьник может проделать сам с помощью веществ и посуды, имеющихся в любом доме.

Например, при изучении темы: «Признаки химических реакций» в 8 классе, можно порекомендовать школьникам провести реакцию между содой и уксусной кислотой, последить за процессом скисания молока, проанализировать процесс горения спички, ржавления гвоздя
  Дистанционные формы обучения, в первую очередь, сталкиваются именно с этой проблемой — проблемой организации и проведения химического эксперимента обучающимися. Ряд опытов можно провести дома, т.к. они не требуют использования  труднодоступных веществ и безопасны для начинающего экспериментатора. В подавляющем большинстве случаев учащиеся должны иметь дело или с агрессивными веществами (концентрированная уксусная кислота, например), или с ядовитыми (медный купорос), хотя их можно свободно приобрести в магазине. Так появляется еще одна проблема дистанционного обучения химии — проблема техники безопасности.

Разумеется, и при обучении более старших школьников экспериментальная часть необходима. К сожалению, достаточно серьезными экспериментами невозможно руководить заочно. И переписка не заменяет личное общение с учителем, а эксперимент «на кухне» не дает полноценной возможности «почувствовать» вещество. Также в дистанционном обучении остаётся проблема несамостоятельного решения заданий.
Любая форма обучения имеет как свои преимущества, так и недостатки. Дистанционное обучение школьников, несомненно, менее эффективно, чем очное. Особенно это сказывается при преподавании химии, где, помимо личного общения с преподавателем, важно развитие навыков постановки и проведения эксперимента. Частично компенсировать недостатки дистанционного обучения, помогают яркие фото- и видеоролики, домашние эксперименты, а также сочетание дистанционных занятий с очными.  Возможно проведения лабораторных и практических работ, используя видеоопыты, по которым учащиеся составляют отчеты, используя методы опосредованного наблюдения.

Недостатки дистанционного обучения:

1.Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем.
2. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность
3. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
4. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий, химического эксперимента .
5.Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для   многих является мощным побудительным стимулом.
6.Социальная изоляция, которую не все дети могут восполнить другим общением.
7. Не подходит для несамостоятельных детей с низкой мотивацией к обучению.

  Преимуществами дистанционного подхода являются:

 1. Гибкий график обучения;
2. Вариативная продолжительность;
3. Возможность занятий в любом удобном для вас месте, главное, наличия  необходимость средств связи, это обучение в комфортной обстановке.

 4. Доступ ко многим источникам учебной информации
5.
 В нынешних условиях родители могут участвовать вместе с детьми в учебном процессе.

6. Ребенок учится самообразовываться.

Таким образом, дистанционное обучение в школе имеет плюсы и минусы. Плюсов много. Но и недостатков тоже хватает. Конечно, такая форма хороша, когда нет возможности посещать уроки в школе. Но живого учителя никакой самый современный супергаджет не заменит.

Список литературы:

  1. Зайченко, Т. П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 167 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др.; под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009, - 272 с.
  3. Тихомиров, В. П. Мир на пути smarteducation. Новые возможности для развития // Открытое образование. – 2011. – No 3. – С. 22-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Статья "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе"

В статье "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе" рассматриваются вопросы сущности дистанционного образования в современной школе, анализируются преимущества и недостатки...

«Методические особенности использования задач с экологическим содержанием на уроках органической химии в средней школе»

laquo;Методические особенности использования задач с экологическим содержанием на уроках органической химии в средней школе»...

Введение в проблему дистанционного обучения химии в средней школе

Введение в проблему дистанционного обучения химии в средней школе. В работе представлен краткий обзор преимуществ дистанционного формата и инструментария, необходимого для дистанционного обучения. Для...

Статья: «Особенности дистанционного обучения на примере реализации ДООП «Искусство компьютерной графики»

Всего пару десятилетий назад для того, чтобы получать новые знания, человек был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Но все резко поменялось... Сегодня для обучения нам ...

Особенности дистанционного обучение химии в средней школе.

Что дает дистанционное обучение? Для школьников – это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Для старшеклассников сущ...