Статья "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе"
статья на тему
В статье "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе" рассматриваются вопросы сущности дистанционного образования в современной школе, анализируются преимущества и недостатки данной формы обучения и условия для успешной реализации дистанционного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_distantsionnogo_obucheniya_v_obshcheobrazovatelnoy_shkole.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе
В век стремительно развивающихся информационных технологий наиболее актуальным становится вопрос о такой форме реализации образовательных программ, как дистанционное обучение.
Что же представляет из себя дистанционное обучение в школе?
Согласно ст. 16 ФЗ «Об образовании в РФ», «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.».
То есть, это общение учителя и ученика посредством интернет-технологий. Ученик получает доступ к видео-урокам, методическим материалам, возможно онлайн-общение с учителем. После прохождения урока, ученик выполняет домашнее задание. По итогам периода обучения ученик сдает аттестацию в онлайн-режиме. Некоторые учебные заведения требуют физического присутствия ученика во время аттестации.
Конечно, при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
Средства дистанционного обучения:
- ПК с веб-камерой и подключением к скоростному интернету;
- программы для видеосвязи, мессенджеры для удобного общения: Skype, ICQ и т.д.;
- специализированный сайт для управления обучением, для более удобного перехода по ссылкам интернет-школы.
Для общения ученика с учителем и непосредственно обучения используются следующие формы, которые эволюционируют по мере развития дистанционного обучения:
- электронная переписка – для рассылки заданий и отправки выполненных работ;
- телеконференции – позволяют организовывать настоящие дискуссии между учениками, если того требует тема;
- видеоуроки – полноценный урок с объяснением нового материала можно вполне провести по скайпу или просмотреть в записи.
Практически везде дистанционное школьное обучение учеников средней школы организуется как индивидуальное, групповые формы не используются.
Организация дистанционного обучения в школе строится по традиционной модели:
- Учащиеся общаются с преподавателем;
- Выполняют указания преподавателя;
- Задают вопросы;
- Отвечают на вопросы преподавателя.
На данный момент времени дистанционное обучение активно выбирают следующие категории учащихся:
- Дети с ограниченными возможностями здоровья;
- Желающие получать образование в определенных учебных учреждениях, но не имеющие возможности из-за территориальных условий получить высококвалифицированную педагогическую помощь;
- Дети, желающие получить дополнительное образование;
- Одаренные дети, нуждающиеся в индивидуальном темпе учебной деятельности и готовые к усвоению значительных объемов новой информации;
- Дети из религиозных семей или семей, принадлежащих различным общинам, которые не воспринимают школу, как должный институт социализации и всячески ограничивают нахождение детей в подобных учреждениях.
На сегодняшний день уже существуют школы дистанционного обучения с государственной аккредитацией. Они осуществляют полное общее среднее образование в дистанционной форме и по итогам аттестации и результатов ЕГЭ выдают документы о среднем образовании государственного образца. Как правило, промежуточные аттестации в таких школах альтернативного образования проходят онлайн, а для аттестации старших школьников и прохождения ЕГЭ необходимо личное присутствие ребенка.
Преимущества дистанционного образования детей
- Родители сами устанавливают режим дня своего ребенка. Дети занимаются в комфортном для себя режиме и столько, сколько требуется их ребенку для усвоения материала.
- Родители имеют возможность контролировать круг общения ребенка. В школе дети нередко подвергаются психологическому давлению учителей и сверстников. Это травмирует ребенка и снижает его способности к обучению.
- На усвоение материала тратится меньше времени, чем в школе. Ведь ребенку обеспечен индивидуальный подход.
- Свобода передвижения. Ребенок имеет возможность обучаться из любой точки мира. Главное, чтобы был компьютер и интернет.
- Родители сами выбирают факультативные занятия для ребенка. Вместо физкультуры в школе есть возможность посещать бассейн или заниматься танцами.
- Отпадает необходимость в репетиторах. Школьники старшего возраста могут самостоятельно подтянуть свои знания по некоторым предметам. Есть возможность дистанционной подготовки к ЕГЭ. Это придаст уверенности ребенку, и поможет уменьшить стресс при сдаче экзаменов.
Но, кроме преимуществ в дистанционном обучении есть и свои недостатки:
- Дистанционное образование требует максимального участия родителей. Если родители работают полный рабочий день всю неделю, у них просто не будет возможности контролировать обучение и помогать ребенку в освоении новых знаний.
- Отсутствует авторитет учителя. Есть много примеров, когда учителя вкладывают душу, передают детям свою любовь к предмету. Мы помним таких учителей, и эти воспоминания проносим через всю жизнь.
- Материальный аспект. В некоторых уголках нашей страны доступ к интернету есть не у всех, а компьютер — это роскошь, а не средство обучения.
- Дети на дистанционном обучении лишены общения со сверстниками. Но эту проблему легко решить частыми прогулками, посещением кружков и секций.
- К недостаткам можно отнести еще и время, которое ребенок проводит за компьютером.
Исходя из того, что существую недостатки в дистанционном обучении, необходимо выработать условия для успешной реализации дистанционного образования.
Оно будет продуктивно только в случае его разумного использования в соответствии с определенными нормами и требованиями. Например:
- Дистанционное образование для школьников должно быть представлено в системе;
- Должна быть организована единая электронная образовательная среда, которая будет обеспечивать:
- взаимодействие всех пользователей;
- хранение, регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;
- поддержку участников учебной деятельности с помощью дистанционных технологий;
- мониторинг дистанционного учебного процесса и его эффективности.
- Учебный процесс должен реализовываться на основе учебных планов, адаптированных с позиции количества часов и с учетом специфики организации обучения;
- Все учебно-методические материалы должны проходить обязательное рецензирование (профессиональную экспертизу);
- Обучение должно сочетать аудиторные и дистанционные занятия, самостоятельную работу учащихся, а также включать традиционные учебно-методические материалы;
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;
- Учебный процесс должен реализовываться на разных режимах (как в режиме online, когда учебные мероприятия и взаимодействие с педагогом проводится в режиме реального времени с использованием ИКТ, так и в режиме отложенного времени, который предоставляет ребенку возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время);
- Учебный процесс с использованием технологий дистанционного обучения должен обеспечивать высококвалифицированный педагогический коллектив, постоянно повышающий свою квалификацию.
Представленные условия являются основополагающими и необходимыми при реализации дистанционного обучения. Исполнение каждого условия по отдельности не гарантирует успешное обучение, но в целостности они составляют основательную базу для построения
продуктивного обучения в школе.
Таким образом, дистанционное обучение в школе, предоставляя образовательные услуги удаленным пользователям вне зависимости от временных ограничений, приобретает все более значимую роль, демонстрируя интерактивность, гибкость и разнообразие форм, подчеркивают его инновационность и актуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение в средней школе
Дистанционное обучение является новым образовательным стандартом, появившимся в нашей стране совсем недавно, но уже успевший завоевать свое место в школьном обучении. В этой статье отмечены : факторы,...
«Использование технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе на уроках информатики»
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дистанционное образование начало широко обсуждаться в России в XX веке, в конце 90-х годов. В последнее время мы часто сталкиваемся с дистанционной формой обучения. Так как для нас педагогов это новая...
Опыт использования электронного дистанционного обучения в общеобразовательной школе.
Образование – это трёхсторонний процесс, в котором участвуют учителя, ученики и их родители. Все инновации в этой области направлены на создание максимального удобства для каждой стороны. На...
Дистанционное обучение в общеобразовательной школе
Дистанционное обучение в общеобразовательной школе....
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Дистанционное обучение (далее ДО) — совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и пр...
Опыт организации учебного процесса в дистанционной форме в общеобразовательной школе
В этой статье представлен мой личный опыт организации учебного процесса в дистанционной форме в общеобразовательной школе....