Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады по экологии
олимпиадные задания по экологии (11 класс) на тему

Материал содержит вопросы школьного тура Всероссийской олимпиады по экологии, матрицу ответов, ключи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_ekologii_10-11.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon matritsa_i_klyuch_ekologiya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  (2015-2016 гг.)

10-11 класс

Задание 1. Тип задания – выбор правильного ответа (ответ «да» или «нет») из представленных ниже утверждений  10 баллов (правильный ответ-1балл)

  1. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов со средой обитания.
  2. Продуцентами в наземных экосистемах являются микроорганизмы.
  3. Мощный слой подкожного жира у морских млекопитающих выполняет теплоизоляционную функцию.
  4. В лесных массивах, как правило, благодаря растительности повышается влажность воздуха, ослабевают температурные колебания, гасятся движения воздуха.
  5. Ветроопыляемые растения имеют очень короткие неподвижные тычиночные нити.
  6. Распашка степей привела к сокращению численности и ареалов  пушных зверьков соболя и выхухоли.
  7. Популяции, особи которых быстро достигают половой зрелости, восстанавливают численность быстрее, чем популяции видов с более длительным периодом созревания.
  8. Н. И. Вавилов создал целостное учение о биосфере, показал геологическую роль живых организмов в преобразовании нашей планеты.
  9. Явление конкуренции возникает между видами, извлекающими пользу из связи друг с другом.
  10. Сообществом можно назвать группу растений, обитающих в биогеоценозе.

Задание 2. Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных  25 баллов (правильный ответ – 1 балл).

1. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

а) филогенеза;

б) конвергенции;

в) анабиоза;

г) адаптации.

2. Улучшают условия для произрастания корней растений, разрыхляют и перемешивают почву, при этом

существенно повышая почвенное плодородие:

а) кроты и землеройки;

б) дождевые черви;

в) личинки хрущей и щелкунов;

г) медведки и  мокрицы

3. Наличие у многих наземных растений корневой системы обусловлено:

а) почвенным воздухом;

б) постоянством почвенной температуры;

в) присутствием в почве раствора биогенов;

г) отсутствием в почве солнечной радиации.

4. Озоновый слой атмосферы разрушается под воздействием:

а) жесткой солнечной радиации;

б) хлорфторорганических соединений;

в) углекислого газа;

г) изменения геомагнитных свойств атмосферы.

5. Совокупность особей считают популяцией, если:

а) у них наблюдается определенное внешнее сходство и они населяют общую территорию;

б) они принадлежат к одному виду;

в) они занимают общую территорию и свободно скрещиваются между собой, принося плодовитое потомство;

г) они населяют общую территорию, и между ними наблюдается пищевая конкуренция.

6. Наличие у наземных животных твердого и/или гидростатического скелета обусловлено:

а) дефицитом влаги;

б) низкой плотностью воздуха;

в) солнечной радиацией;

г) колебаниями температуры.

7. Наиболее уязвимой частью биоценозов являются:

а) многочисленные виды;

б) доминирующие виды;

в) малочисленные виды;

г) средообразующие виды

8. Взаимовыгодные отношения между разными видами, без которых существование особей становится

 невозможным, называют:

а) симбиоз;

б) комменсализмом;

в) аменсализмом;

г) нейтрализмом

9. Большой процент углерода в процессе существования биосферы накапливается в:

а) сланцах и карбонатных породах;

б) песчаниках;

в) кремнийорганических породах;

г) железных и марганцевых рудах.

10.  Основным типом особо охраняемых территорий являются:

а) заказники;

б) природные парки;

в) биосферные заповедники

г) национальные парки

11. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных,

 которые используют почву:

а) в качестве убежища от хищников;

б) для испарения излишков влаги;

в) для внутрипопуляционных контактов;

г) при выведении токсичных продуктов обмена

12. К проявлениям действия абиотических факторов среды относят расселение:

а) лопуха большого;

б) одуванчика лекарственного;

в) рябины обыкновенной;

г) дуба черешчатого.

13. Основным принципом устойчивости экосистем является:

а) многообразие форм жизни;

б) пространственный размер экосистем;

в) стабильный климат;

г) географическая широта места.

14.  Осадочные породы на Земле образовались в основном благодаря:

а) деятельности живых организмов;

б) вулканической деятельности;

в) физическим процессам выветривания;

г) окислительной деятельности кислорода.

15. Последовательные изменения видового состава экосистемы называют:

а) генезисом;

б) сукцессией;

в) метаморфозом;

г) демутацией.

16. Автор учения о биосфере:

а) В. Н. Сукачев

б) В. В. Докучаев

в) В. И. Вернадский

г) Г.Ф. Морозов

17. Пастбищная пищевая цепь начинается с:

а) зеленых растений

б) консументов

в) остатков организмов

г) жвачных животных

18. Примером отношений типа «хищник-жертва» не является пара:

а) щука – карась

б) лев – зебра

в) пресноводная амеба – бактерия

г) шакал - гриф

19. Растением-паразитом не является:

а) повилика;

б) заразиха;

в) омела белая;

г) головня.

20. Примером популяции является совокупность особей:

а) рдеста обыкновенного, произрастающего в данном водоеме;

б) сосны обыкновенной, распространенной по побережью Балтийского моря;

в) клеста-еловика, заселяющего таежную зону России;

г) сельди тихоокеанской в Тихом океане.

21.  С периодическими изменениями в окружающей среде не связано

следующее явление:

а) фотосинтетическая активность растений;

б) зимняя спячка животных;

в) осенний листопад;

г) активность внутренних паразитов

22. При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции:

а) животные быстрее и эффективнее размножаются;

б) улучшаются условия жизни для всех особей и возрастает их защита от хищников;

в) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни,

 растет агрессивность, возникает стресс;

г) уменьшается конкуренция между самцами за самку.

23. Обычно под структурой популяции понимают:

а) соотношение особей разного пола или разного возраста;

б) соотношение здоровых и больных особей;

в) соотношение почвенных и наземных обитателей;

г) соотношение вымерших особей и ныне живущих.

24. Тип взаимоотношений следующих представителей животного мира можно

 классифицировать как «нахлебничество»:

а) рак-отшельник и актиния;

б) крокодил и воловья птица;

в) акула и рыбы-прилипалы;

г) волк и косуля.

25. Закон оптимума означает следующее:

а) организмы по-разному переносят отклонения от оптимума;

б) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного

 влияния на организм;

в) любой экологический фактор оптимально воздействует на организм;

г) любой организм оптимально подстраивается под различные условия

 окружающей среды.

Задание 3. Тип задания – выбор правильности суждения (да или нет) с его

 последующим обоснованием  12 баллов  (3 балла за одно задание). 

  1. В настоящее время бóльшая часть человечества расселена в горных районах.
  2. К возобновляемым ресурсам относятся ресурсы животного мира.
  3. Плотины электростанций улучшают гидрологический режим рек, повышают

качество воды водохранилищ.

  1. Каждая цепь питания заканчивается растениями.

Задание 4. Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех

предложенных с его  обоснованием: 8 баллов (выбор правильного ответа – 2 балла;

 обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

Задача 1. Не являются необходимыми для поддержания круговорота биогенных

элементов (азота, углерода, кислорода и т. д.):

1) продуценты;

2) консументы;

 3) редуценты;

 4) необходимы все.

Задача 2. Использование для зарыбления водоёмов Воронежской области

 чужеродного вида – дальневосточного белого амура – в целях борьбы с

 зарастанием обусловлено тем, что белый амур:

1) является декоративным видом (может разводиться в домашних

аквариумах);

2) не представляет интереса для спортивного и любительского рыболовства;

3) питается практически не использующимися аборигенными видами рыб

кормовыми ресурсами (в частности, высшая водная растительность);

4) является одновременно растительноядным и плотоядным видом.

 

 



Предварительный просмотр:

Фамилия ________________________                         Шифр __________

Имя         ________________________

Класс      ________________________

Школа   ________________________

Задание 1. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«да»

«нет»

Задание 2. 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ответ

№ вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ответ

Задание 3. 12 баллов (по 3 балла за каждое задание).  

  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.  8 баллов (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

  1. Примерное обоснование:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Примерное обоснование:_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОТВЕТЫ 
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по экологии. Школьный этап. 2015-2016 уч. год. 10-11 класс

Задание 1. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«да»

«нет»

да

нет

да

да

нет

нет

да

нет

нет

да

Задание 2. 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ответ

б

б

в

б

в

б

в

а

а

в

а

б

а

№ вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ответ

а

б

в

а

г

г

а

г

в

а

в

б

Задание 3.  12 баллов (по 3 балла за каждое задание).  

  1. Ответ «нет». В горных районах условия более тяжёлые для проживания и расселения, чем, например, по берегам рек и в долинах. Горные территории, как правило, беднее природными ресурсами, как, например, плодородная почва. В настоящее время большая часть человечества проживает по берегам морей и океанов.
  2. Ответ «да». Этот ресурс восстанавливается довольно быстро, и объёмы

естественного возобновления хорошо и точно рассчитываются. Поэтому при

организации промысла диких животных в пределах, не превышающих

ежегодное возобновление, можно полностью избежать истощения ресурсов.

Однако есть виды, которые находятся под угрозой исчезновения и виды,

которые уже исчезли. Они уже могут не быть возобновляемым ресурсом.

Популяция комнатных мух способна быстрее, чем популяция галапогосских

черепах, приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды.

Да – Нет

Ответ и обоснование

  1. Ответ «нет». Плотины электростанций, как правило, ухудшают

гидрологический режим рек: замедляется сток воды, образуются застойные

зоны, становятся труднопреодолимым препятствием для речных обитателей.

При строительстве плотин затапливаются большие территории земель, что

приводит к ухудшению качества воды.

  1. Ответ «нет».  Пастбищные цепи, как правило, начинаются растениями,

поскольку растения производят в процессе фотосинтеза органическое

вещество, которое потребляют все остальные организмы. Цепи питания, как

правило, заканчиваются редуцентами.

Задание 4.

8 баллов (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла).

Задача 1. Ответ и обоснование

Ответ «4» является верным.

Биогеохимический круговорот веществ – повторяющийся обмен химических элементов и их природных соединений между живым веществом и неорганической средой – косным веществом биосферы. Совместная деятельность продуцентов, консументов, редуцентов определяет непрерывное поддержание глобального биологического круговорота веществ в биосфере Земли.

 Задача 2. Ответ и обоснование

Правильный ответ «3».

 Питаясь, в частности, высшей водной растительностью, белый амур способствует снижению зарастания водоёмов. Этот вид не относится к хищным и не является конкурентом для аборигенных видов рыб по кормовым ресурсам (фито-, зоопланктон, прочие мелкие водные животные), поэтому не должен их вытеснить. Кроме того, белый амур представляет интерес для спортивного и любительского рыболовства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по химии

Задания для школьного этапа олимпиады  учащихся 7-8 класса по химии...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах

Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах общеобразовательных учреждений России. Материалы могут быть использованы в системе дополн...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах

Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах. Тесты и экологические задачи могут быть использованы в системе дополнительного ...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 10-11 классах

Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 10-11 классах. Задания могут быть использованы для подготовки участников экологических оли...

Задания для школьного тура всероссийской олимпиады по литературе

Задания для школьного тура олимпиады по литературе 9, 10, 11 классы....

Олимпиадные задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для обучающихся 5 классов

Олимпиадные задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для обучающихся 5 классов...

Олимпиадные задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для обучающихся 5 классов

Олимпиадные задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для обучающихся 5 классов...