Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады по экологии
олимпиадные задания по экологии (11 класс) на тему
Материал содержит вопросы школьного тура Всероссийской олимпиады по экологии, матрицу ответов, ключи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
![]() | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2015-2016 гг.)
10-11 класс
Задание 1. Тип задания – выбор правильного ответа (ответ «да» или «нет») из представленных ниже утверждений 10 баллов (правильный ответ-1балл)
- Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов со средой обитания.
- Продуцентами в наземных экосистемах являются микроорганизмы.
- Мощный слой подкожного жира у морских млекопитающих выполняет теплоизоляционную функцию.
- В лесных массивах, как правило, благодаря растительности повышается влажность воздуха, ослабевают температурные колебания, гасятся движения воздуха.
- Ветроопыляемые растения имеют очень короткие неподвижные тычиночные нити.
- Распашка степей привела к сокращению численности и ареалов пушных зверьков соболя и выхухоли.
- Популяции, особи которых быстро достигают половой зрелости, восстанавливают численность быстрее, чем популяции видов с более длительным периодом созревания.
- Н. И. Вавилов создал целостное учение о биосфере, показал геологическую роль живых организмов в преобразовании нашей планеты.
- Явление конкуренции возникает между видами, извлекающими пользу из связи друг с другом.
- Сообществом можно назвать группу растений, обитающих в биогеоценозе.
Задание 2. Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных 25 баллов (правильный ответ – 1 балл).
1. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:
а) филогенеза;
б) конвергенции;
в) анабиоза;
г) адаптации.
2. Улучшают условия для произрастания корней растений, разрыхляют и перемешивают почву, при этом
существенно повышая почвенное плодородие:
а) кроты и землеройки;
б) дождевые черви;
в) личинки хрущей и щелкунов;
г) медведки и мокрицы
3. Наличие у многих наземных растений корневой системы обусловлено:
а) почвенным воздухом;
б) постоянством почвенной температуры;
в) присутствием в почве раствора биогенов;
г) отсутствием в почве солнечной радиации.
4. Озоновый слой атмосферы разрушается под воздействием:
а) жесткой солнечной радиации;
б) хлорфторорганических соединений;
в) углекислого газа;
г) изменения геомагнитных свойств атмосферы.
5. Совокупность особей считают популяцией, если:
а) у них наблюдается определенное внешнее сходство и они населяют общую территорию;
б) они принадлежат к одному виду;
в) они занимают общую территорию и свободно скрещиваются между собой, принося плодовитое потомство;
г) они населяют общую территорию, и между ними наблюдается пищевая конкуренция.
6. Наличие у наземных животных твердого и/или гидростатического скелета обусловлено:
а) дефицитом влаги;
б) низкой плотностью воздуха;
в) солнечной радиацией;
г) колебаниями температуры.
7. Наиболее уязвимой частью биоценозов являются:
а) многочисленные виды;
б) доминирующие виды;
в) малочисленные виды;
г) средообразующие виды
8. Взаимовыгодные отношения между разными видами, без которых существование особей становится
невозможным, называют:
а) симбиоз;
б) комменсализмом;
в) аменсализмом;
г) нейтрализмом
9. Большой процент углерода в процессе существования биосферы накапливается в:
а) сланцах и карбонатных породах;
б) песчаниках;
в) кремнийорганических породах;
г) железных и марганцевых рудах.
10. Основным типом особо охраняемых территорий являются: а) заказники; б) природные парки; в) биосферные заповедники г) национальные парки 11. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных, которые используют почву: а) в качестве убежища от хищников; б) для испарения излишков влаги; в) для внутрипопуляционных контактов; г) при выведении токсичных продуктов обмена 12. К проявлениям действия абиотических факторов среды относят расселение: а) лопуха большого; б) одуванчика лекарственного; в) рябины обыкновенной; г) дуба черешчатого. 13. Основным принципом устойчивости экосистем является: а) многообразие форм жизни; б) пространственный размер экосистем; в) стабильный климат; г) географическая широта места. 14. Осадочные породы на Земле образовались в основном благодаря: а) деятельности живых организмов; б) вулканической деятельности; в) физическим процессам выветривания; г) окислительной деятельности кислорода. 15. Последовательные изменения видового состава экосистемы называют: а) генезисом; б) сукцессией; в) метаморфозом; г) демутацией. 16. Автор учения о биосфере: а) В. Н. Сукачев б) В. В. Докучаев в) В. И. Вернадский г) Г.Ф. Морозов 17. Пастбищная пищевая цепь начинается с: а) зеленых растений б) консументов в) остатков организмов г) жвачных животных 18. Примером отношений типа «хищник-жертва» не является пара: а) щука – карась б) лев – зебра в) пресноводная амеба – бактерия г) шакал - гриф 19. Растением-паразитом не является: а) повилика; б) заразиха; в) омела белая; г) головня. 20. Примером популяции является совокупность особей: а) рдеста обыкновенного, произрастающего в данном водоеме; б) сосны обыкновенной, распространенной по побережью Балтийского моря; в) клеста-еловика, заселяющего таежную зону России; г) сельди тихоокеанской в Тихом океане. 21. С периодическими изменениями в окружающей среде не связано следующее явление: а) фотосинтетическая активность растений; б) зимняя спячка животных; в) осенний листопад; г) активность внутренних паразитов 22. При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции: а) животные быстрее и эффективнее размножаются; б) улучшаются условия жизни для всех особей и возрастает их защита от хищников; в) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни, растет агрессивность, возникает стресс; г) уменьшается конкуренция между самцами за самку. 23. Обычно под структурой популяции понимают: а) соотношение особей разного пола или разного возраста; б) соотношение здоровых и больных особей; в) соотношение почвенных и наземных обитателей; г) соотношение вымерших особей и ныне живущих. 24. Тип взаимоотношений следующих представителей животного мира можно классифицировать как «нахлебничество»: а) рак-отшельник и актиния; б) крокодил и воловья птица; в) акула и рыбы-прилипалы; г) волк и косуля. 25. Закон оптимума означает следующее: а) организмы по-разному переносят отклонения от оптимума; б) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм; в) любой экологический фактор оптимально воздействует на организм; г) любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды. Задание 3. Тип задания – выбор правильности суждения (да или нет) с его последующим обоснованием 12 баллов (3 балла за одно задание).
качество воды водохранилищ.
Задание 4. Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием: 8 баллов (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла). Задача 1. Не являются необходимыми для поддержания круговорота биогенных элементов (азота, углерода, кислорода и т. д.): 1) продуценты; 2) консументы; 3) редуценты; 4) необходимы все. Задача 2. Использование для зарыбления водоёмов Воронежской области чужеродного вида – дальневосточного белого амура – в целях борьбы с зарастанием обусловлено тем, что белый амур: 1) является декоративным видом (может разводиться в домашних аквариумах); 2) не представляет интереса для спортивного и любительского рыболовства; 3) питается практически не использующимися аборигенными видами рыб кормовыми ресурсами (в частности, высшая водная растительность); 4) является одновременно растительноядным и плотоядным видом.
|
Предварительный просмотр:
ОТВЕТЫ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).
Задание 2. 25 баллов (по 1 баллу за каждое задание).
Задание 3. 12 баллов (по 3 балла за каждое задание).
естественного возобновления хорошо и точно рассчитываются. Поэтому при организации промысла диких животных в пределах, не превышающих ежегодное возобновление, можно полностью избежать истощения ресурсов. Однако есть виды, которые находятся под угрозой исчезновения и виды, которые уже исчезли. Они уже могут не быть возобновляемым ресурсом. Популяция комнатных мух способна быстрее, чем популяция галапогосских черепах, приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды. Да – Нет Ответ и обоснование
гидрологический режим рек: замедляется сток воды, образуются застойные зоны, становятся труднопреодолимым препятствием для речных обитателей. При строительстве плотин затапливаются большие территории земель, что приводит к ухудшению качества воды.
поскольку растения производят в процессе фотосинтеза органическое вещество, которое потребляют все остальные организмы. Цепи питания, как правило, заканчиваются редуцентами. Задание 4. 8 баллов (выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование – от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 4 балла). Задача 1. Ответ и обоснование Ответ «4» является верным. Биогеохимический круговорот веществ – повторяющийся обмен химических элементов и их природных соединений между живым веществом и неорганической средой – косным веществом биосферы. Совместная деятельность продуцентов, консументов, редуцентов определяет непрерывное поддержание глобального биологического круговорота веществ в биосфере Земли. Задача 2. Ответ и обоснование Правильный ответ «3». Питаясь, в частности, высшей водной растительностью, белый амур способствует снижению зарастания водоёмов. Этот вид не относится к хищным и не является конкурентом для аборигенных видов рыб по кормовым ресурсам (фито-, зоопланктон, прочие мелкие водные животные), поэтому не должен их вытеснить. Кроме того, белый амур представляет интерес для спортивного и любительского рыболовства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-284700-1478544590.jpg)
Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по химии
Задания для школьного этапа олимпиады учащихся 7-8 класса по химии...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-795234-1585029059.png)
Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах
Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 7-8 классах общеобразовательных учреждений России. Материалы могут быть использованы в системе дополн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-795234-1585029059.png)
Материалы школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах
Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах. Тесты и экологические задачи могут быть использованы в системе дополнительного ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-795234-1585029059.png)
Материалы школьного тура всероссийской олимпиады по экологии в 10-11 классах
Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 10-11 классах. Задания могут быть использованы для подготовки участников экологических оли...
Задания для школьного тура всероссийской олимпиады по литературе
Задания для школьного тура олимпиады по литературе 9, 10, 11 классы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/29/picture-338464-1722210308.jpg)
Олимпиадные задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для обучающихся 5 классов
Олимпиадные задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для обучающихся 5 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/29/picture-338464-1722210308.jpg)
Олимпиадные задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для обучающихся 5 классов
Олимпиадные задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку для обучающихся 5 классов...