Авторский электронный учебно-тренировочный комплекс по развитию речи «Умение красиво говорить – это искусство»
учебно-методическое пособие (9, 10, 11 класс)
Авторский электронный учебно - тренировочный комплекс по развитию речи "Умение красиво говорить - это искусство" - эффективный помощник при дистанционном обучении, при защите проектов, дипломов и других исследовательских работ как для школьников, так и для студентов. Комплексы речевых упражнений и разминок помогут школьникам и студентам не бояться "включенной камеры" на видеозанятиях, помогут решить "проблему страха" перед публичным выступлением, помогут "преодолеть неуверенность в себе" и "раскрыть свои речевые возможности".
В тренировочном комплексе представлены разные виды речевых заданий, выполняя их, можно создать индивидуальный тренажер, выбрать определенный алгоритм подготовки к устным видам работы, что и является целью предлагаемого электронного учебно - тренировочного комплекса. Практическая значимость комплекса определяется актуальностью и востребованностью изучения навыков публичного выступления в системе инновационных практик в области образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umenie_krasivo_govorit_-_eto_iskusstvo.docx | 34.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Загороднева Ирина Петровна
Учитель русского языка и литературы
Средняя общеобразовательная школа №4
Усинск
zagorodneva.ir@yandex.ru
УМЕНИЕ КРАСИВО ГОВОРИТЬ- ЭТО ИСКУССТВО
Аннотация. Авторский электронный учебно-тренировочный комплекс по развитию речи «Умение красиво говорить – это искусство» - эффективный помощник при дистанционном обучении, при защите проектов, дипломов, и других исследовательских работ как для школьников, так и для студентов. Комплексы речевых упражнений и разминок помогут школьникам и студентам не бояться «включенной камеры» на видеозанятиях, помогут решить «проблему страха» перед публичным выступлением, помогут «преодолеть неуверенность в себе» и «раскрыть свои речевые возможности».
В тренировочном комплексе представлены разные виды речевых заданий, выполняя их, можно создать индивидуальный тренажер, выбрать определенный алгоритм подготовки к устным видам работы, что и является целью предлагаемого электронного учебно – тренировочного комплекса. Обучающийся сможет воздействовать на мысли и чувства слушателей, вызвать у него стремление изменить жизнь и самому измениться в поступках, отношении к труду, к людям, делая что – то хорошее, доброе. Практическая значимость комплекса определяется актуальностью и востребованностью изучения навыков публичного выступления в системе инновационных практик в области образования.
Ключевые слова: учебно-тренировочный комплекс; дистанционное обучение; ораторское искусство; речь; дикция; лексикон; упражнения; речевая разминка.
Zagorodneva Irina Petrovna
Teacher of Russian language and literature
Srednyaya obscheobrazovatelnaya shkola №4
Usinsk
zagorodneva.ir@yandex.ru
«THE ABILITY TO SPEAK BEAUTIFULLY IS AN ART”
Annotation. The author’s electronic educational and training complex on speech development “The ability to speak beautifully is an art” is an effective assistant for distance learning, while protecting projects, diplomas, and other research works for both schoolchildren and students. Complexes of speech exercises and warm-ups will help schoolchildren and students not to be afraid of the “turned on camera” in video classes, will help solve the “problem of fear” before public speaking, will help “overcome self-doubt” and “reveal their speech capabilities”.
In the training complex, different types of speech tasks are presented, performing them, you can create an individual simulator choose a specific algorithm for preparing for oral types of work, which is the purpose of the proposed electronic educational - training complex. The student will be able to influence the thoughts and feelings of the students, cause him to strive to change his life and to change himself in his actions, attitude to work, to people, doing something good, good. The practical significance of the complex is determined by the relevance and relevance of studying the skills of public speaking in the system of innovative practices in the field of education.
Keywords: educational and training complex; distance learning; oratory; speech; diction; lexicon; exercises; speech warm-up.
ГЛАВА 1
«Артикуляционные упражнения»
Артикуляция – это понятие, которое означает, насколько правильно и отчетливо вы произносите звуки. И для её грамотного построения обязательно необходимо овладеть основами артикуляции. Если вы сосредоточите все свое внимание на себе и на своих мышечных ощущениях, то в процессе этой разминки у вас могут возникать различные ощущения: онемение, тяжесть, неповоротливость губ и языка, излишнее напряжение. Нижняя челюсть покажется каменной и почти неподвижной, закостеневшей. Прислушивайтесь к себе, чтобы в дальнейшем сравнить эти ощущения. Со временем вы «почувствуете» свой речевой аппарат, и будете получать удовольствие от мышечной свободы органов. Они «проснутся», станут активнее и подвижнее, и начнут подчиняться вам.
Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)
1. «Заборчик» (1 минута). Улыбнуться так, чтобы было видно, как верхние зубы стоят на нижних, как будто это заборчик. Про себя говорить звук «И».
2. «Горка». (2 минуты). Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнята горкой, а боковые края языка прижаты к верхним зубам. Держать 10 счетов, затем покусать спинку языка и «скатиться» зубами по языку вниз.
Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)
1. «Варенье» (2 минуты). Рот немного приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот намазан вареньем. Широким краем языка нужно облизать нижнюю губу движениями сверху вниз, но не из стороны в сторону.
2. «Грибочек». (3 минуты) Нужно улыбнуться, приоткрыв рот и показав зубы. Затем прижать широкий язык полностью к поверхности нёба и широко открыть рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы все время улыбались, а боковые стороны языка не опускались. Натянутая подъязычная связка будет напоминать ножку грибочка.
Упражнения для снятия зажимов нижней челюсти:
1.Держите руку под нижней челюстью на удобном расстоянии, при котором вы могли бы, раскрывая челюсть, достать до тыльной стороны руки. Произносите текст с большим количеством гласных «А».
2. Сжатые в кулак пальцы лежат на груди под подбородком. Большой палец упирается в нижнюю челюсть. Максимально откидываем верхнюю часть головы, удерживая большим пальцем нижнюю челюсть. Произносим: «абба», «авва», «агга», «адда», «анна», «амма», «алла», «арра».
ГЛАВА 2
«Дикционные упражнения»
Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции. Всем известный Демосфен, удачно исправивший себе дикцию с помощью камней во рту, оставался бы образцом для подражания и в наше время, если бы не современные цены на стоматологию. Потому вместо камней сейчас используют винную пробку или держа её передними зубами, или просто держа её во рту. Приведу пример небольшой дикционной разминки, которую можно после артикуляционных упражнений.
Упражнение: Сочетания для вялых губ.
Произносите эти сочетания четко, с усилием, преувеличенно артикулируя, чтобы возросла нагрузка на мышцы:
- Пткупт – пткопт – пткапт – пткэпт – пткыпт – пткипт;
- Пткупт – бдгупт пткопт – бдгопт пткапт – бдгапт пткэпт – бдгэпт;
- Бупти – птупти – птупти – птупт;
- Бопти – птопти – птопти – птопт – бапти – птапти – птапти – птапт.
Упражнение: Сочетания для вялого языка.
Выполнять эти дикционные упражнения следует до полного освоения, чтобы они стали для вас привычными и не вызывали затруднения при произношении.
- люлюлюлюль – лёлёлёлёль – ляляляляль – лелелелель – лилилилиль;
- нюнюнюнюнь – нёнёнёнёнь – нянянянянь – ненененень – нининининь;
- рну – нру рно – нро рна – нра рнэ – нрэ рны – нры рни – нри;
- рлу – лру рло – лро рла – лра рлэ – лрэ рлы – лры рли – лри;
- нструр – нстрор – нстрар – нстрэр – нстрыр – нстрир.
ГЛАВА 3
«Чистоговорки и скороговорки»
Каждый диктор знает, что с помощью скороговорок можно добиться объемного и полного звучания голоса, а также значительно улучшить четкость произношения. Начинать чтение любой скороговорки диктору стоит по следующему принципу: все гласные звуки должны быть почти беззвучным, но согласные, напротив, необходимо произносить четко и звонко. После этого скороговорка уже должна произноситься в полный голос. При этом диктор должен прислушиваться к себе, чтобы определить, при какой артикуляции голос будет звучать наиболее плавно и четко. Во время прочтения скороговорок наклоняйте голову из стороны в сторону. При этом нужно пытаться выдвинуть язык к губам, это даст эффект тихих гласных звуков.
1. Прочтите считалочки чётко, постоянно увеличивая темп:
- «Раз дрова, два дрова, три дрова. Два шара, три шара, четыре шара. Раз трава, два трава, три трава. Выходи поскорей со двора».
- «Акаты — бакаты, чукоты мэ, Шишели — мышели фант домине, Рокоты — мокоты, цуцели фэ, Чичели — бичели, стоп на тебе».
2. Прочитайте чистоговорки:
- Дирижер дирижировал, дирижировал, не додирижировал, задирижировался.
- Один концертмейстер советовал другому концертмейстеру не заниматься концертмейстерской деятельностью.
- Регулировщик ловко регулировал регулировочной палочкой.
Рекомендуемые скороговорки:
1. В представительстве предстоит поговорить об отправлении, в парламенте предстоит поговорить об отправлении. С представителем предстоит поговорить об отправлении, с президентом предстоит поговорить об отправлении. Поговорить об отправлении, поговорить об отправлении.
2. Побегу, побегу, побегу. Побегу по побегам бамбука. Побегу, прокричу: — Я бегу, я бегу! Я бегу по побегам бамбука! По побегам бамбука, по побегам бамбука, я бегу по побегам бамбука! — В спину мне прокричат, прокричат, прокричат: — Ты бежишь по побегам бамбука? Ты бежишь по побегам? Ты бежишь по побегам? Ты бежишь по побегам бамбука? Я отвечу: — Бегу! Я отвечу: — Бегу! Я бегу по побегам бамбука! И еще побегу, и еще побегу, побегу по побегам бамбука!
3. Королева кавалеру каравеллу подарила. Королева в каравелле с кавалером укатила. А другие кавалеры к королеве приплывали на своих каравеллах.
4. Карл Карлович Кларов с Кларой Карловной Кларовой украли кораллы у карлика Кары и спрятали их у Лары. А Лара вернула кораллы, украденные Карлом Карловичем Кларовым и Кларой Карловной Кларовой, карлику Каре.
5. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
6. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
7. Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Циндроний. Жили были три японки: Цыпи, Цыпи Дрипи, Цыпи Дрипи Лимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на Цыпи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Циндроний на Цыпе Дрипе Лимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и Цыпи Дрипи Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Циндроний и Цыпи Дрипи Лимпомпоний Шах Шахмат Шахмат Шахмоний.
ГЛАВА 4
«Орфоэпические нормы русского языка».
Орфоэпические нормы регулируют произношение отдельных звуков в разных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.
Важно соблюдать единообразие в произношения. Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответствует орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения.
Получила я наследство, Изыскать бы только срЕдства, Все налоги заплатить, С тОртом чаю бы попить. · По слову охота запомни легко ты: ВорОта, ломОта, зевОта, сирОты. | В словах на -ИЯ и на -ЕНИЕ особенное ударение: Оно падает на -ИЯ лишь в словах ассиметрИя, симметрИя, терапИя. Допускается на -ИЯ также в слове индустрИя и ещё - кулинарИя. |
Хочу запомнить очень я словечко упрОчение. Ещё знаю точно я, что сосредотОчение. Запомню по «печени» слово обеспЕчение. А ещё я ведаю, что верно исповЕдание. | Ты открой энциклопЕдию - найдёшь слово ортопЕдия, Есть ещё там - агронОмия и, конечно, гастронОмия. Их не путай с астрономией! |
Список слов, в которых наиболее часто встречаются неправильные ударения:
ЖерлО́, ФетИ́ш, ЖалюзИ́, ЧЕ́рпать, СлИ́вовый, ГрУ́шевый, СирО́ты, ТанцО́вщица, ФлюорогрА́фия, РефлЕ́ксия, ПрибылА́, но прИ́были, О́трочество, КровоточА́щий, КУ́хонный, ВероисповЕ́дание, ЗавИ́дно, ОбеспЕ́чение, ДиспансЕ́р, ВручИ́т, ХодА́тайство, ДоговО́р, ФенО́мен, В аэропО́ртах, КрасИ́вее, ОдноврЕ́менно и ОдновремЕ́нно, ПАсквиль, ПЕтля, ПОнял, ПОручни, ПОстриг, ПредвосхИтить, ПремировАть, ОпломбировАть, НакренИт, НалИвший, МастерскИ, МозаИчный, МолОх, МолЯщий.
ГЛАВА 5
«Речевые ошибки»
Морфолого-стилистические ошибки объясняются нарушением правил образования различных форм слова. Например: доктора, но инструкторы; профессора, но ректоры; диспетчеры, но инспектора. Часто приходится слышать неправильное склонение сложных и составных числительных. Ошибаются и при употреблении собирательных числительных. Лексико-стилистические ошибки случаются при незнании всех смысловых значений слова, которое оно имеет в литературном языке, а так же особенностей лексической сочетаемости слов в русском языке. Часто встречающаяся ошибка — неточное употребление устойчивых оборотов.
Стоит измениться одной букве или поменяться ударению, как слово полностью меняет свое значение. Есть много слов похожих друг на друга, но имеющих разный смысл. Не путайте их.
- АДРЕСАТ – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель). АДРЕСАНТ – лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).
- БЛАГОДАРНЫЙ– чувствующий или испытывающий признательность. БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ– содержащий, заключающий в себе благодарность, признательность: благодарственное письмо, телеграмма.
- ВОСПОЛНИТЬ – возместить. ДОПОЛНИТЬ – добавить новые данные к тому, что сказано другими, сделать более полным, прибавив к чему-нибудь. ПОПОЛНИТЬ – увеличить прибавлением нового к чему-нибудь имеющемуся
- ДЕЛОВИТЫЙ - толковый, серьезный, предприимчивый: деловитый работник; деловитый вид; деловитая походка. ДЕЛОВОЙ - относящийся к служебной деятельности, работе: деловой разговор, заседание. ДЕЛЬНЫЙ-способный к серьезной работе: дельный работник; серьезный, заслуживающий внимания: дельный проект. ДЕЛЯЧЕСКИЙ– в основе которого узкий практицизм, упускающий из виду общественную сторону дела.
ЕДИНИЧНЫЙ – только один, единственный; отдельный, обособленный, индивидуальный. ЕДИНСТВЕННЫЙ - только один, такой, кроме которого нет никакого другого; исключительный. ЕДИНЫЙ- общий, одинаковый, один для всех, обладающий внутренним единством.
- ЗАПОЛНИТЬ - занять целиком; вписать нужные сведения во что-нибудь. НАПОЛНИТЬ - сделать полным, занятым, насыщенным чем-нибудь. ПЕРЕПОЛНИТЬ - наполнить сверх меры
- ИНФОРМАТИВНЫЙ – несущий информацию, насыщенный информацией. ИНФОРМАЦИОННЫЙ – относящийся к информации.
- КОСТНЫЙ – прилагательное к существительному кость; добываемый из костей. КОСТЯНОЙ- сделанный из кости, добываемый из кости животных.
- ЛИЧНОСТНЫЙ– относящийся к личности. ЛИЧНЫЙ - принадлежащий определенному лицу; принадлежащий личности; затрагивающий интересы какого-либо лица.
- НЕУДАЧНЫЙ – сопровождающийся, закончившийся неудачей; неудовлетворительный, не такой, каким должен быть. НЕУДАЧЛИВЫЙ - преследуемый неудачами.
- ОБРЫВОК - оторванный, оборванный кусок, отдельные, несвязные, разрозненные части чего-нибудь. ОТРЫВОК - часть, выделенная из какого-нибудь произведения, из повествования.
- ПЕРЕТЕРПЕТЬ - многое вытерпеть; терпя, преодолеть. ПРЕТЕРПЕТЬ- перенести многое (лишения); подвергнуться переработке, изменению.
- РОМАНТИЧЕСКИЙ – относящийся к романтизму как направлению в литературе и искусстве и как художественному методу; свойственный романтику; исполненный романтики; эмоционально-приподнятый, привлекающий своей таинственностью. РОМАНТИЧНЫЙ- содержащий элементы романтизма, таинственности, мечтательности
- СЦЕНИЧЕСКИЙ – относящийся к сцене; связанный с театром, театральным искусством, театральной деятельностью. СЦЕНИЧНЫЙ - пригодный для сцены, для театрального представления, обладающий свойствами, нужными для сцены.
- ТЕХНИЧЕСКИЙ– относящийся к технике, связанный с ней, с научной разработкой её; действующий только по указанию руководителя, не ответственный. ТЕХНИЧНЫЙ - обладающий мастерством, высокой техникой; исполненный с большим искусством, умением (в спорте, искусстве).
- УДАЧЛИВЫЙ – счастливый; тот, кому везет (удачливый исследователь). УДАЧНЫЙ – успешный (удачный день).
- ФАКТИЧЕСКИЙ– действительный, соответствующий фактам; реальный. ФАКТИЧНЫЙ- соответствующий действительности, фактам, требованиям точности.
- ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – относящийся к эстетике (науке о прекрасном в искусстве и в жизни, об общих законах художественного творчества); связанный с созданием и восприятием прекрасного. ЭСТЕТИЧНЫЙ- красивый, изящный; содержащий элементы эстетизма.
ГЛАВА 6
«Дыхательные упражнения»
Основой красивой и правильной речи является правильное дыхание. Чтобы научиться говорить плавно, четко следует в совершенстве владеть своим дыханием. Приведенные в комплексе дыхательные упражнения помогут научиться правильно использовать выдыхаемый воздух, контролировать дыхание, увеличить объем легких, сохранять четкость и громкость речи.
Упражнение 1: Выдох «через соломинку».
Представьте, что у Вас в руках тоненькая соломинка. Поднесите ее ко рту и, вдохнув, постарайтесь весь запас воздуха выдохнуть через маленькое отверстие в этой воображаемой соломинке.
Упражнение 2: Посчитаем Егорок.
Проговорите скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки», после этого выдохните остаток воздуха, сделайте новый глубокий вдох и считайте Егорок, не склоняя это имя. Например, «Раз Егорка, два Егорка…» Как только воздух закончится, упражнение прекращается. При повторении упражнения старайтесь улучшить свой результат.
ГЛАВА 7
«Упражнение на осанку»
Правильная осанка улучшает дикцию и произношение. Упражнения на осанку особенно необходимы в период дистанционного обучения. Они помогут улучшить как физическое, так и психологическое состояние. Когда выступающий заходит в аудиторию, учитель включает камеру на видеоуроке, слушатель обращает внимание на вашу позу и осанку. Не забывайте, она сможет «расположить» к вам слушателя.
1. Сидя за столом (исходное положение: голова наклонена к столу, руки свободно опущены). Выпрямитесь, руками потянитесь вверх, одновременно зевая, прогнитесь назад, запрокинув голову и опустив руки за спиной.
2. Следует вернуться в исходное положение, а затем, медленно наклоняясь вперед, сделать вдох. Спину следует держать ровной, а на выдохе начать подниматься и продолжительно тянуть «гм-м-м».
Список используемой литературы:
1. Техника сценической речи : речевые проблемы и их решение : [учеб.-метод. пособие] / Е.Г. Царегородцева; М-во культуры Рос. Федерации, Екат. гос. театр. инс-т. — Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2016. — 102 с.
2. Полный словарь паронимов к 5 заданию ЕГЭ по русскому языку: https://4ege.ru/ russkiy/53968-paronimy-so-znacheniyami.html
3. Артикуляционная гимнастика для детей. Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/artikulyacionnaya-gimnastika/
4.Орфоэпические запоминалки. Источник:https://www.sites.google.com/site/gialochern/orfoepiceskiezapominalki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Будущим вокалистам Электронное учебно-игровое средство Презентация Microsoft PowerPoint для самостоятельного развития исполнительских умений обучающихся по программе «Основы вокального искусства»
Данная презентация является электронным учебно-игровым средством, ориентированным на обеспечение взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятель...
Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие натуралистических умений учащихся средствами изобразительного искусства "
Интеграция биологии и изобразительного искусства позволяет преодолеть один из недостатков традиционного образования. Он выражается в том, что знания, получаемые учащимися п...
Учебно-тренировочное занятие на тему развитие координационных способностей. констатирующий срез. 1 комплекс. 7 класс. УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (7-8 кл.).
Тема: Комплексная тренировкаЦель: Развитие координации у волейболистовЗадачи:1. совершенствование технических и тактических навыков в волейболе2. развитие координационных способностей3. воспитывать ди...
Учебно-тренировочное занятие на тему развитие координационных способностей. 2 комплекс. 7 класс. УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (7-8 кл.).
Тема: Комплексная тренировкаЦель: Развитие координации у волейболистовЗадачи:1. совершенствование технических и тактических навыков в волейболе2. развитие координационных способностей3. воспитывать ди...
Учебно-тренировочное занятие на тему развитие координационных способностей. 3 комплекс. 7 класс. УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (7-8 кл.).
Тема: Комплексная тренировкаЦель: Развитие координации у волейболистовЗадачи:1. совершенствование технических и тактических навыков в волейболе2. развитие координационных способностей3. воспитывать ди...