Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие натуралистических умений учащихся средствами изобразительного искусства "
учебно-методический материал по биологии (6 класс) по теме
Интеграция биологии и изобразительного искусства позволяет преодолеть один из недостатков традиционного образования. Он выражается в том, что знания, получаемые учащимися при изучении биологии, в их сознании не связываются с искусством. С другой стороны, школьники не видят возможности применения умений, полученных на уроках изобразительного искусства, к урокам биологии. Развитие натуралистических умений учащихся средствами изобразительного искусства становятся реальной ориентировочной основой их практической деятельности в жизни.
В условиях такой интеграции создается возможность для учащихся привести в действие багаж имеющихся у них знаний по данным предметам, почувствовать их значимость, а также убедиться в необходимости их совершенствования и пополнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.9 МБ |
Подписи к слайдам:
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет»Естественно-географический факультетКафедра биологии Развитие натуралистических умений учащихся средствами изобразительного искусства Выполнила:студентка 6 курса специальности Биология Поникаровских Татьяна АнатольевнаНаучный руководитель: ст.преподаватель Канина Лариса Георгиевна Киров-2011
*
Актуальность
Музыка
Физич. культура
Мате-матика
ОБЖ
Лите-ратура
Русский язык
ИЗО
Техно-логия
Биология
МПС?????
*
Цель: выявление МПС биологии и ИЗО для развития натуралистических умений обучающихся 6 классов общеобразовательной школыЗадачи:обосновать значение МПС в биологии и изобразительном искусстве в образовании школьника; проанализировать программы по биологии и изобразительному искусству 6 класса основной общеобразовательной школы с целью выявления роли и места МПС биологии и изобразительного искусства;разработать рабочую программу по биологии для 6 классов на основе МПС с изобразительным искусством;определить средства изобразительного искусства, способствующие обучению биологии;разработать критерии оценки биологического рисунка учащегося; выявить эффективность использования МПС биологии с изобразительным искусством в повышении уровня развития натуралистических умений и качества знаний обучающихся
Характеристика исследования
*
Характеристика исследования
Объект исследования процесс преподавания биологии в 6 классеПредмет исследования процесс осуществления МПС биологии и изобразительного искусства на уроках и во внеклассной деятельности в 6 классах общеобразовательной школыГипотеза исследованияв условиях общеобразовательной школы возможно развитие натуралистических умений учащихся 6 классов средствами изобразительного искусстваМетоды научно – педагогического исследования1.Изучение и анализ произведений классиков-педагогов и психологов, освещающих данную проблему, современных педагогических технологий, программ общеобразовательных учреждений по биологии и изобразительному искусству, методик преподавания данных предметов. 2.Изучение трудов педагогов, психологов и методистов с целью определения теоретических основ по данному вопросу.3.Изучение и обобщение передового педагогического опыта по данному вопросу.4.Наблюдение и собеседование с обучающимися 6-го класса.5.Психолого-педагогический, развивающий эксперимент.
*
Понятийный аппарат
Умения
специальные (предметные)
общеучебные
метапредметные
натуралистические
*
Средства изобразительного искусства
Средства ИЗО
изобразительные
плоскостные
ТСО
ИКТ
объемные
рисунки
репродукции с картин
модели
муляжи
фотографии
мультимедийные
*
Проведение эксперимента
Место проведения:МОУ СОШ пгт Свеча
1. Разработка рабочей программы по биологии для 6 класса на основе МПС с ИЗО.2. Опытное преподавание биологии и ИЗО на основе МПС.3. Проведение внеклассных мероприятий с использованием МПС.4. Анализ педагогического опыта работы учителей биологии.5. Разработка рекомендаций для учителей биологии и ИЗО по осуществлению МПС.
Время проведения: 2010-2011 учебный год
Этапы эксперимента:
*
Примеры МПС биологии и изобразительного искусства в 6 классе
Биология растений
Изобразительное искусство
тема урока
вид деятельности
тема урока
вид деятельности
Побег.Строение побега
Изучение органов побега цветкового растения. Анализ анатомического строения растения
Рисунок – основа изобразительного искусства
Показ и анализ рисунков, набросков растений, цветов А.Дюрера, Л.да Винчи.Зарисовка с натуры или по памяти отдельных травянистых растений
Цветок. Строение и значение цветка
Демонстрация объемных моделей цветка
Цвет в натюрморте
Показ репродукций с картин В.Ван Гога «Ирисы»,И.И.Левитана «Одуванчики».Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете
Многообразие и значение грибов
Демонстрация шляпочных грибов (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Кировской области
Изображение предметного мира - натюрморт
Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов, цветов с помощью графических средств
Плод. Разнообразие и значение
Демонстрация разнообразия плодов. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.Приводить примеры растений различными типами плодов
Выразительные возможности натюрморта
Рисование с натуры натюрморта из фруктов с помощью живописных материалов. Натюрморты М.Сарьяна «Виноград», Б.М.Кустодиев «Купчиха за чаем»
Воздушное питание растений
Объяснение космической роли зеленых растений
Пейзаж как жанр изобразительного искусства
Показ репродукций с картин И.И.Левитана «Золотая осень», И.И. Шишкин «Рожь», «Сосновый бор», «Дубовая роща» и др.Работа в цвете на тему «Мой дом – планета Земля»
Голосеменные
Изучение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных растений
Пейзаж-настроение. Природа и художник.
И.И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем», «Сосновый бор. Мачтовый лес Вятской губернии», «Ручей в лесу», «На севере диком» и др.
Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ
Изучение естественных природных сообществ: лес, степь и др.
Плакат как вид графики
Просмотр и выполнение детских экологических плакатов на тему: «Охрана окружающей среды»
*
Виды рисунков
биологический
с натуры
стилизованный
схематичное изображениевыявление биологических особенностей объекта
реальное изображение выявление пропорций между частями рисунка, соответствие цветовой гамме натуры
фантазийное изображениевыявление необычных форм предмета
Назначение рисунков
формирование понятий;развитие натуралистических умений
развитие наблюдательности;развитие глазомера (пропорциональности объекта);
развитие воображения, фантазии;развитие творческих способностей
*
*
Критерии оценивания изображения биологического объекта(по 5-ти балльной шкале)
№ п/п
Оцениваемый критерий
Балл
1
Размещение на листе бумаги
0,2
2
Соблюдение пропорций
1
3
Прорисовка биологических особенностей объекта
2
4
Соответствие цветовой гамме биологического объекта
0,3
5
Наличие подписей (их правильность)
1
6
Наличие название рисунка
0,3
7
Аккуратность изображения
0,2
*
Рисунки учащихся 6 классов
Ученик ЭК
Ученик ЭК
Ученик КК
*
Сравнительный анализ результатов эксперимента
№3 -Прорисовка биологических особенностей объекта (2 балла)№4 -Соответствие цветовой гамме биологического объекта (0,3 балла)№5 - Наличие подписей (их правильность) (1 балла)№6 -Наличие название рисунка (0,3 балла)
*
1.Систематически изучать и анализировать методическую литературу по вопросам МПС и использовать педагогической деятельности.2. При разработке рабочих программ по биологии для общеобразовательных школ определить разделы и темы, изучение которых способствует развитию натуралистических умений средствами ИЗО.3. Посещать уроки коллег с целью знакомства со способами развития натуралистических умений обучающихся средствами ИЗО4. Эффективно использовать современные педагогические технологии для развития натуралистических умений учащихся средствами ИЗО.5. Создать банк мультимедийных средств интеграции биологии и ИЗО
Рекомендации учителям по реализации МПС
*
Результаты исследований
школьный курс биологии имеет связи с ИЗО, и обладает большими образовательными и воспитательными возможностями; основная часть учебного материала предмета ИЗО связывается с биологией;установлены конкретные МПС биологии и ИЗО;раскрыта, обоснована и экспериментально проверена возможность развития натуралистических умений учащихся средствами ИЗО; осуществление МПС биологии и ИЗО способствуют повышению успеваемости обучающихся.
*
Выводы
Реализация межпредметных связей биологии и изобразительного искусства развивает натуралистические умения и способствует повышению качества знаний учащихся.Программы по биологии и изобразительному искусству 6 класса основной общеобразовательной школы могут и должны быть взаимодополняемыми.Использование средств изобразительного искусства в обучении биологии эффективно.Критерии оценки биологического рисунка учащегося позволяют учителю объективно оценить качество знаний обучающихся.
*
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности
Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"
В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».
Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательнойдеятельности является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Развитие познавательного интереса способствует ро...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие познавательной активности средствами ИКТ на уроках математики"
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития ...

Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность на уроках технологии и во внеурочной работе»
Обобщение педагогического опыта на уроках технологии и во внеурочной деятельности...

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности на уроках ОБЖ»
Выступление на заседании ШМО Федорова Александра Владимировича - преподаватель - организатор ОБЖ. МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм»...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Развития творческих способностей детей средствами музыки»
Обобщение педагогического опыта...