Методическая разработка.Генетическая связь и генеалогическое древо.
методическая разработка (8 класс)
В методической разработке представлен урок химии 8 класса по теме " Генетическая связь" Новизна:Проведена параллель между генетической связью и генеалогическими древами участников Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 309.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Генетическая связь между основными классами неорганических веществ
Глушкова Лилия Эриковна
Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме:
Генетическая связь между основными классами неорганических веществ
Проблемная тема:
Ген [6] — структурная и функциональная единица наследственности живых организмов. Почему этот биологический термин составляет основу нашего урока? И только ли урока?
Урок посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Урок – воспоминание о подвигах прадедов.
В основе концепции урока – судьбы участников Великой Отечественной войны.
Аннотация:
Данная разработка показывает, что и на уроках естественнонаучного цикла актуальна проблема формирования нравственных качеств личности, воспитание гражданина своей родины. Важным фактором является то, что на уроках химии можно соединить лирику и науку, заставить учеников задуматься не только над химическими реакциями в окружающей жизни, но и над вопросами ценности человека и его жизни. Содержание материала основано на фактах, событиях Великой Отечественной войны, которое вызывает большой интерес детей. Мотивация к уроку вызывается на основе решения учеников жизненных и научных проблем человека.
Пояснительная записка:
Методическая разработка урока химии в 8 классе «Генетическая связь между основными классами неорганических веществ» написана с целью систематизации пройденного учебного материала и освоения новой темы. Актуальность данной темы определяется необходимостью использования накопленных знаний о химических свойствах и реакциях в вопросах формирования кругозора учащихся. Химическая реакция является одним из наиболее важных факторов развития жизни на Земле.
В методической разработке показана широкая реализация межпредметных связей, большое внимание уделяется актуализации опорных знаний, которые мотивируют учащихся на освоение новых знаний.
Положительным является и то, что интерактивный урок с использованием беседы позволяет учащимся высказать собственное мнение(https://vk.com/club......), выслушать другие точки зрения и прийти к общему решению.
Данная методическая разработка показывает принципы планирования учебного материала, формы и методы проведения урока, формы достижения планируемых результатов и способы оценки планируемых результатов обучения.
Яркий иллюстрированный материал наиболее наглядно и доходчиво, с помощью интересных рисунков представлен в рабочей тетради учащихся, с целью привлечения внимания учащихся к уроку и вызвать максимальную заинтересованность. Особое место в содержании урока уделяется формированию функциональной грамотности.
Важным моментом мотивации учащихся к изучению новой темы является элемент неожиданности через представление «Чёрного ящика» в которой скрыто генеалогическое древо участника (прадеда) Великой Отечественной войны и труженицы тыла, и «зелёные треугольники». Напоминание о солдатских письмах значительно повышают интерес учащихся к уроку. Преимущественно зрительное восприятие материала позволяет учащимся не механически переписывать информацию, а осмысливать и запоминать.
Урок проводится на основе технологии проблемного обучения, интеграции учебного материала русской литературы, истории, биологии и химии
Методы: обучения: исследовательский, творческое сотрудничество, решение проблемы.
Урок открытия новых знаний проходит на основе глубоких размышлений, душевных переживаний участников урока.
Стихотворение Евгения Евтушенко, которое должно затронуть душу каждого ученика, играет большую роль в мотивационной части урока.
Ген
«Я трогаю тихонько ветку вербную.
В ней гены наших прадедов, наверное,
Не прадедов, а дальше – пра-пра-пра…
Им всем воскреснуть на земле пора.
И все деревья – справа или слева,
Как генеалогические древа.
На их ветвях – российские синицы,
А под корой – этруски, ассирийцы.
В движенье соков от корней до кроны
Растворены рабы и фараоны.
Потрогаем замшелые коряги,
А нам из них откликнутся варяги.
И партизанка вздрогнула в петле
Когда из виселицы плачущей, берёзовой,
Раздался крик боярышни Морозовой,
От глаз фашистских спрятанной в дупле…»
Цели урока:
- обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных классах неорганических веществ;
- рассмотреть генетическую взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- показать, что генетическая связь веществ – основа для осуществления взаимных превращений;
- развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы; формирование интереса к предмету;
- воспитательные: формирование патриотизма и нравственных ценностей учащихся, формировать научное мировоззрение обучающихся, совершенствовать трудовые навыки, формирование культуры межличностного общения: умения слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу, прочувствовать тяжесть испытаний солдат на войне и тружениц тыла.
Задачи урока:
- Деятельностные – организовать совместную деятельность детей по расширению и закреплению знаний, через творческое сотрудничество. Систематизация знаний обучающихся о свойствах основных классах неорганических веществ
- Личностные – воспитание трепетного отношения к участникам, к событиям Великой Отечественной войны
- Метапредметные – расширение кругозора обучающихся, развитие умений и навыков применения полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира.
Цели, поставленные на уроке, реализуются с помощью различных педагогических технологий:
- проблемное обучение (учащиеся сформулировали проблему);
- исследовательское обучение (составление генеалогического древа); - технология критического мышления (анализ и синтез информации);
- технология развивающегося обучения (решение опережающего задания)
- дифференцированное обучение (работа с текстом, иллюстрациями);
- ИКТ - технологии c формированием функциональной грамотности, практической деятельности, метапредметной связи истории, литературы, биологии и химии.
На уроке применяются активные методы обучения: разбор проблемных ситуаций, обсуждение, исследовательская деятельность.
Данные методы дают возможность организовать активную деятельность учащихся по открытию новых знаний, активно сотрудничать в процессе обучения, обмениваться теоретическими и практическими знаниями со своими одноклассниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему.
Кроме того, данные методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу. Учебное занятие с разными формами и методами обучения помогает учащимся лучше усвоить базовые знания по предмету, повысить наглядность и практическую направленность обучения, систематизировать полученные знания, формирует мотивацию к учению, следовательно, значительно повышает результативность обучения.
Планируемые результаты:
- Предметные:
Умение раскрывать сущность генетических рядов веществ. Составлять схемы генетических рядов металлов и неметаллов. Записывать уравнения реакции.
- Метапредметные:
Познавательные УУД: умение составлять схемы.
Личностные УУД: умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные УУД: умение определять цели и задачи деятельности и выполнять.
Коммуникативные УУД: умение с уважением относиться к участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
- Личностные:
Осознание единства и взаимосвязи неорганического мира и окружающего нас мира.
Тип урока:
Урок открытия новых знаний и формирования нравственных ценностей.
Форма урока:
Урок-исследование с элементами проблемного обучения.
Методы и методические приемы:
Проблема для обсуждения, исследовательская работа, рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная исследовательская, аналитическая работа, работа обучающихся.
Межпредметные связи:
Использование учебного материала по истории, биологии, литературе.
Средства обучения:
Рабочая тетрадь, презентация урока, составленные учащимися генеологические древа.
Учебник:
Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 288, [2] с.: ил.
Структура урока
№ | Этап урока Учитель | Ученик |
I | Организационный этап Приветствие: Дарите друг другу тепло и улыбки. Улыбка всесильна. Всего лишь улыбка и вам будут все рады | 1 мин |
II | Мотивация учебной деятельности Проводится настрой учащихся на урок через загадку, игру-противоположности, видео демонстрацию химического опыта. | 3 мин |
III | Актуализация знаний обучающихся Общение с учащимися о металлах и неметаллах приводит к раскрытию учащимися темы и цели урока. | 5 мин |
IV | Первичное усвоение новых знаний Работа с схемой и текстом, развитие функциональной грамотности и исследовательская работа генеалогического древа способствует первичному этапу усвоения | 20 мин |
V | Первичное закрепление знаний Подстановка химических формул в генетические цепочки закрепляет усвоенный материал. | 4 мин |
VI | Первичная проверка понимания изученного. Способность составления химических уравнений по схеме и определение типов химических реакции говорят о понимании изученного материала. | 7 мин |
VII | Информация о домашнем задании Прочтение стихотворения Евтушенко способствует раскрытию тайны «Чёрного ящика». Заострение внимания на генеалогическом древе расширит знания учащихся о целостности мира неживого и живого. И бережное отношения к старшему поколению поможет не только продлить память о войне .и воспитанию духовно развитой личности | 2 мин |
VIII | Рефлексия |
Победители войны и победители сегодняшнего дня. Кто я сегодня на уроке?
Об этом расскажет цвет солдатского треугольника.
Солдатские треугольники с суммой цифр коэффициентов =15 обеспечат учащимся «отлично» за урок.
Основная часть урока
Проблемная тема
Ген — структурная и функциональная единица наследственности живых организмов. Почему этот биологический термин составляет основу нашего урока? И только ли урока?
Имя нашего урока:
“О……. В………… Г….”
// мотивация учебной деятельности //
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром. Миром химии. Миром ……
Она идет,
она прошла!
Никто не скажет,
что пришла!
Давайте вспомним! А вообще какие типы реакций вы знаете?
Демонстрация опыта [https://www.youtube.com/watch?v=ePFd70GeqCk]
Общение: с какими противоположностями Вы сталкивались в жизни?
- добро и зло
- белое и черное
- плюс и минус, четное нечетное
- притяжение и отталкивание
- наследственность и изменчивость
А есть ли противоположности в химии? Конечно же! Металлы и неметаллы
Имя нашего урока: «О……..В………….Г……….» ”.
О чём мы с вами будем говорить? (очень важен ген)
Перед вами текст по теме нашего урока (опорный конспект).
Прочитав, вы должны сказать тему урока и цели.
Записываем:
IV. | Этап первичного усвоения новых знаний ««Генетическая связь между классами неорганических веществ». | (20 мин) |
- Понять о генетической связи между классами неорганических соединений.
- Закрепить умение записывать химические реакции между оксидами, кислотами, солями, основаниями.
- Определить «ген» в генетической цепочке в неорганической химии.
- Показать связь химии и жизни.
Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ. Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.
Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл
А теперь предлагаю расставить в правильно порядке прямоугольники, показав генетическую цепочку меди!
Обсуждение:
- Почему таков порядок расстановки? (Ме – МеО – МеR - МеОН)
- Что вам подсказала таблица растворимости? (МеОН-нерастворим)
- Что является «геном» в данной цепочке? (Cu)
- Медь-металл или неметалл? (Ме)
- Можно ли провести параллель между генетической цепочкой металла и генологическим древом вашего прадеда-участника Великой Отечественной войны? (Ответы детей. Да. Дети демонстрируют генологическое древо (подготовленное домашнее задание). Обращают внимание на фамилии. Вспоминают подвиги прадедов-победителей.
- Что значит быть победителем? Это значит одержать победу где-либо: в спорте, в учёбе, в конкурсе. Это значит быть первым. Это значит быть лучшим. Сегодня вы можете сказать о себе как о победителе-правнуке своего прадеда?
V. | Первичное закрепление знаний | (4 мин) |
Cа -- ? -- Cа (OH)2 --- CаCl2
? -- MgO – МgCl2 ------ Mg (OH)2
P – P2O5 -- ? → Мg 3 (PO4)2
S --- ? ------ ? -------- ?
VI. | Первичная проверка понимания изученного | (7 мин) |
Д
По генетической цепочке меди записать уравнения реакции и определить тип реакции.
Запись уравнений реакции:
- 2Сu+O2 = 2СuO ( р. Соединения)
- СuO + H2SO4 = СuSO4 + H2O (р. Обмена)
- Сu SO4 + 2NaOH= Сu(OH)2 + Na2SO4 (р. Обмена)
VII Домашнее задание и оценка деятельности.
Обращаем внимание учащихся на «Чёрный ящик» на столе учителя, читая стихотворение.
«Я трогаю тихонько ветку вербную.
В ней гены наших прадедов, наверное,
Не прадедов, а дальше – пра-пра-пра…
Им всем воскреснуть на земле пора.
И все деревья – справа или слева,
Как генеалогические древа.
На их ветвях – российские синицы,
А под корой – этруски, ассирийцы.
В движенье соков от корней до кроны
Растворены рабы и фараоны.
Потрогаем замшелые коряги,
А нам из них откликнутся варяги.
И партизанка вздрогнула в петле
Когда из виселицы плачущей, берёзовой,
Раздался крик боярышни Морозовой,
От глаз фашистских спрятанной в дупле…»
- Что в «Чёрном ящике?
- Генеалогическое древо прабабушки?
- Почему фамилии ваши не совпадает с фамилией прабабушки?
- Можно ли провести параллель между генетической цепочкой неметалла и генеалогическим древом прабабушки? Если согласны, то решите цепочки неметаллов, составленные на уроке.
VIII. | Рефлексия | (3 мин) |
Великая Отечественная война затронула судьбы миллионов человек, изменила жизнь целых семей, вырвала 5 лет из жизни каждого. Сегодня мы с гордостью носим титул народа-победителя, не всегда отдавая отчет себе в том, что за этим титулом стоит.
Что значит быть победителем? Это значит одержать победу где-либо: в спорте, в учёбе, в конкурсе. Это значит быть первым. Это значит быть лучшим. Сегодня мы можем привести множество таких примеров, каждый день мы узнаём о различных победах, каждый день появляется новый победитель.
Чувствуете ли вы сегодня себя победителем на уроке?
Победители войны и победители сегодняшнего дня. Кто я сегодня на уроке?
Об этом расскажет цвет солдатского треугольника.
Солдатские треугольники с суммой цифр коэффициентов =15 обеспечат учащимся «отлично» за урок.
- Если «да» - то покрасьте треугольник в зелёный цвет
- Если «сомневаетесь»-жёлтый.
- Если «нет»- красный
Оценивание
Рассчитайте сумму коэффициентов в уравнениях реакции.
(Если сумма-15. Вы заслужили «5»)
Спасибо за урок!
Литература.
1. Химия. 8 класс. Учебник. Габриелян О.С. (2013, 288с.)
2 Изучаем химию в 8 классе. Дидактическое пособие. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. (2002, 224с.)
3.Методика обучения химии в средней школе. Чернобельская Г.М. (2000, 336с.)
4.Настольная книга учителя химии. 8 класс. Габриелян О.С. (2001, 256с.)
5.Занимательная химия. 8-11 классы. В 2-х ч. Леенсон И.А. (1996, 400с.)
6. https://biology.su/molecular/gene
7. https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka1876listat/num1876.html#prettyPhoto/129/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие элективного курса КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА по теме Создание коллажа в Adobe Photoshop. Генеалогическое древо
Создание коллажа, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, опирается на положительные эмоциональн...
«Исследование генеалогического древа рода А. С. Пушкина и составление своих родословных».
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9 классе. Цель его – провести исследование родословной А. С. Пушкина и составить родословную своей семьи....
Интегрированный урок литературы и биологии на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»
научиться находить подтверждения передачи признаков по наследству, прикоснуться к прошлому семьи великого поэта земли русской и своей семьи....
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ
Учебно-исследовательский проект...
генеалогическое древо
•Формирование представлений о себе, о своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;•Обучение методике составлен...
генеалогическое древо
Генеалогическое древо семьи....
Методическая разработка "Генетическое определение пола"
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Генетическое определение пола» предназначена для преподавателей и составлена в соответствии с примерной программой среднего общего о...