Статья на тему "ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОЕКТА"
статья (9 класс)
Дистанционный проект для учащихся старшей и средней школы формирует среду, которая позволяет отработать компетенции: информационную - умения работать с информацией; коммуникативную - умение построить продуктивное общение, навык формулировать вопрос и ответ. Формирует навыки эффективного пользования сервисами интернет, информационным полем. В проекте интегрируются знания разных предметных областей. Участники могут быть разделены расстоянием, ограничены в возможностях здоровья. Дистанционный проект дает возможность эффективного использования времени, сглаживает отличия, позволяет организовать работу в удобное время. Дети с ОВЗ получают возможность почувствовать свою социальную значимость, решить проблемы в общении. Метод проектной деятельности активизирует процесс познания, повышая социальный статус и содействуя развитию коммуникативных навыков. Планируя деятельность, необходимо учитывать каждый аспект дистанционной работы. Интернет-сервисы позволяют организовать деятельность проекта дистанционно. Для каждого этапа можно подобрать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 12.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОЕКТА
Губернаторова Елена Николаевна
(binom-mega@yandex.ru)
учитель математики и информатики, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 370 Московского района, г. Санкт-Петербурга
Печерина Светлана Владимировна
(pecherinacv@mail.ru)
учитель изобразительного искусства и черчения, методист, Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 524 Московского района г. Санкт-Петербурга
Аннотация
Основные шаги реализации дистанционной проектной деятельности для учащихся средней и старшей школы (в частности с ОВЗ), место сервисов и инструментов интернет в проекте.
Дистанционный проект для учащихся старшей и средней школы формирует среду, которая позволяет отработать компетенции: информационную - умения работать с информацией; коммуникативную - умение построить продуктивное общение, навык формулировать вопрос и ответ. Формирует навыки эффективного пользования сервисами интернет, информационным полем. В проекте интегрируются знания разных предметных областей. Участники могут быть разделены расстоянием, ограничены в возможностях здоровья. Дистанционный проект дает возможность эффективного использования времени, сглаживает отличия, позволяет организовать работу в удобное время. Дети с ОВЗ получают возможность почувствовать свою социальную значимость, решить проблемы в общении. Метод проектной деятельности активизирует процесс познания, повышая социальный статус и содействуя развитию коммуникативных навыков. Планируя деятельность, необходимо учитывать каждый аспект дистанционной работы. Интернет-сервисы позволяют организовать деятельность проекта дистанционно. Для каждого этапа можно подобрать инструмент с необходимыми функциями.
Первый шаг - подготовительный этап: сценарий проекта, информационная площадка, среда общения участников. При подготовке большая роль отводится учителю-координатору. Для дистанционного проекта необходимо составить приблизительный сценарий, в котором будут определены цель и задачи проекта, сроки выполнения этапов, выбраны сервисы для работы, организована площадка для работы и общения, подготовлена справочная информация, онлайн-уроки, тесты, анкеты. При работе в проекте детей с ОВЗ тщательная проработка этого этапа особенно важна.
Помимо дистанционной необходимо планирование очной деятельности: “зоны помощи” - решение трудностей в работе с ИКТ или предметными навыками (например, освоением произношения) или на участников с ОВЗ. Специфика осуществления проектной деятельности с детьми с ОВЗ заключается в тесном взаимодействии учителя и ребенка на всех этапах проектной деятельности.
В качестве площадки проекта могут быть использованы сайт, блог, сетевое сообщество. Бесплатные конструкторы сайтов - сайты Google, Jimdo, Wix, конструкторы блогов Blogger, KidBlog. Сайт и блог - это информационные области проекта. До начала работы размещается информация: сроки реализации проекта, ссылки на форумы, сообщества и др. зоны работы участников. Например, темы сетевого сообщества G+ могут соответствовать этапам проектной деятельности.
Второй шаг - приглашение участников, обратная связь. Оповестить о наборе участников и времени работы проекта можно в электронном виде. Необходимо кратко сформулировать текст приглашения: цель работы, описание планируемого результата, интересных знаний и навыков, которыми можно овладеть в проекте, подобрать иллюстрацию.
Сформировать объявление можно в сервисе создания плакатов онлайн Canvas. Используются готовые шаблоны дизайна, можно прикрепить к текстам объявления ссылки на форму записи участников (созданную в Google-формах), на форум, сайт или блог проекта и т.п. Готовое приглашение можно разместить в блоге учителя, на сайте школы и т.п. Познакомить участников можно в теме сообщества G+, предложив им сделать сообщение-визитку.
Третий шаг – “мозговой штурм”. Основная задача - выработать цель, задачи проекта, определить последовательность действий. - может быть полностью решена за счет бесплатных онлайн-инструментов. Применение онлайн-обсуждения делает работу дистанционного проекта эффективной. Работа может быть проведена в сети группой участников. Сервисы для совместной онлайн-работы - интеллект-карты и доски объявлений Padlet, Popplett, LinoIt, Mindmeister.
Организовать обсуждение можно и в Google-документах. Результат будет менее иллюстративным. Но, благодаря легкости в работе (Google-документы аналогичны Microsoft Office), такой способ организации обсуждения один из самых доступных. Учащиеся разного уровня подготовки, а также с ОВЗ успешно осваивают технологию работы Google-документах.
Завершить “мозговой штурм” необходимо разделением обязанностей и определением этапов проекта. Рационально работать в сетевом сообществе G+ или на форуме.
Четвертый шаг - Дистанционная работа над этапами проекта. Участник начинает работу с технических навыков, используя подготовленные справочные материалы (Google-документы, презентации, видеоролики, схемы, коллекции ссылок). Для решения трудностей необходимо создать зону постановки проблемных вопросов в виде раздела сообщества или темы форума.
Важно создать условия для самостоятельной деятельности участников. Детям с ОВЗ могут быть оказаны разные виды помощи: ответы на вопросы, консультирование, обсуждение, использование направляющей помощи: простые инструкции, эмоционально-положительный фон совместной деятельности и т.п. Вести дневник выполнения индивидуальных задач участник может в Google-документе, доступ к которому имеет только он и его куратор. В проект поступает только завершенный документ.
На этапе сбора информации формируется большое количество ссылок, доступ к которым нужен всем участников проекта. Для размещения ссылок и обмена ими используются сервисы Symbaloo, Pinterest. Сложность вызывает контроль времени выполнения этапов и качества работы. Для промежуточной оценки и самоанализа можно использовать заранее подготовленные в Google-документах или выработанные в процессе работы таблицы оценивания, самооценки, таблица продвижения проекта, отражающая выполнение участниками этапов деятельности.
Пятый шаг - презентация итогового продукта, рефлексия. Итоговый проект может быть представлен в виде сайта, а публичные выступления участников рационально представлять в форме очной или видеоконференции. Куратор выдвигает ряд требований для выступления (работа представляется в форме кратких тезисов и иллюстраций). А итоговый продукт полностью размещается в сети. Обратная связь со зрителями-посетителями сайта проекта дает возможность получить представление о качестве полученного результата и степени достижения цели проекта. Особенно важно получить рецензии и комментарии для участников с ОВЗ, значимость их работы повышается.
Дистанционный проект, не смотря на трудности, связанные с технологиями, отсутствием или сложностью организации отработки некоторых навыков (произношение на иностранном языке, перевод текстов и т.п.) способен сплотить участников. Повысить интерес к учению, создавая условия для применения учебных знаний на практике.
Используемые источники:
1.
2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика реализации учебного проекта с использованием сетевых сервисов на уроках литературы
Реализация учебного проекта по литературе с использование сетевых ресурсов...
Статья "Формирование патриотических чувств обучающихся посредством реализации социальных проектов в условиях внеурочной деятельности" - 2013 г.
Статья создана как итоговая выпускная работа курсовой подготовки...
статья Использование документ камеры, как способ реализации метода проектов
статья Использование документ камеры, как способ реализации метода проектов...
Статья на тему: "Изучение путей реализации дистанционной помощи. Достоинства и недостатки дистанционной помощи."
Дистанционное обучение. Достоинства и недостатки....
Статья " Научно-исследовательская деятельность в рамках реализации инновационных проектов общественного объединения молодёжи и школьников"
Прогресс общества всегда определялся уровнем развития творчества людей. Каждыйребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Важно только в ...
Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения
laquo;Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения»Горина В.С., учитель информатикиМБОУ СОШ №5 г.о.МытищиВ условиях н...
Тема: Проект «Детская творческая очно-дистанционная школа при ДШИ, в рамках реализации национального проекта «Музыка для всех»
В последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения н...