Статья на тему "ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОЕКТА"
статья (9 класс)

Губернаторова Елена Николаевна

Дистанционный проект для учащихся старшей и средней школы формирует среду, которая позволяет отработать компетенции: информационную - умения работать с информацией; коммуникативную - умение построить продуктивное общение, навык формулировать вопрос и ответ. Формирует навыки эффективного пользования сервисами интернет, информационным полем. В проекте интегрируются знания разных предметных областей. Участники могут быть разделены расстоянием, ограничены в возможностях здоровья. Дистанционный проект дает возможность эффективного использования времени, сглаживает отличия, позволяет организовать работу в удобное время. Дети с ОВЗ получают возможность почувствовать свою социальную значимость, решить проблемы в общении. Метод проектной деятельности активизирует процесс познания, повышая социальный статус и содействуя развитию коммуникативных навыков. Планируя деятельность, необходимо учитывать каждый аспект дистанционной работы. Интернет-сервисы позволяют организовать деятельность проекта дистанционно. Для каждого этапа можно подобрать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx12.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОЕКТА

Губернаторова Елена Николаевна

(binom-mega@yandex.ru)

учитель математики и информатики,  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 370 Московского района, г. Санкт-Петербурга

Печерина Светлана Владимировна

(pecherinacv@mail.ru)

учитель изобразительного искусства и черчения, методист, Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 524 Московского района г. Санкт-Петербурга

Аннотация

Основные шаги реализации дистанционной проектной деятельности для учащихся средней и старшей школы (в частности с ОВЗ), место сервисов и инструментов интернет в проекте.

Дистанционный проект для учащихся старшей и средней школы формирует среду, которая позволяет отработать компетенции: информационную - умения работать с информацией; коммуникативную - умение построить продуктивное общение, навык формулировать вопрос и ответ. Формирует навыки эффективного пользования сервисами интернет, информационным полем. В проекте интегрируются знания разных предметных областей. Участники могут быть разделены расстоянием, ограничены в возможностях здоровья. Дистанционный проект дает возможность эффективного использования времени, сглаживает отличия, позволяет организовать работу в удобное время. Дети с ОВЗ получают возможность почувствовать свою социальную значимость, решить проблемы в общении. Метод проектной деятельности активизирует процесс познания, повышая социальный статус и содействуя развитию коммуникативных навыков. Планируя деятельность, необходимо учитывать каждый аспект дистанционной работы. Интернет-сервисы позволяют организовать деятельность проекта дистанционно. Для каждого этапа можно подобрать инструмент с необходимыми функциями.

Первый шаг - подготовительный этап: сценарий проекта, информационная площадка, среда общения участников. При подготовке большая роль отводится учителю-координатору. Для дистанционного проекта необходимо составить приблизительный сценарий, в котором будут определены цель и задачи проекта, сроки выполнения этапов, выбраны сервисы для работы, организована площадка для работы и общения, подготовлена справочная информация, онлайн-уроки, тесты, анкеты. При работе в проекте детей с ОВЗ тщательная проработка этого этапа особенно важна.

Помимо дистанционной необходимо планирование очной деятельности: “зоны помощи” -  решение трудностей в работе с ИКТ или предметными навыками (например, освоением произношения) или на участников с ОВЗ. Специфика осуществления проектной деятельности с детьми с ОВЗ заключается в тесном взаимодействии учителя и ребенка на всех этапах проектной деятельности.

В качестве площадки проекта могут быть использованы сайт, блог, сетевое сообщество. Бесплатные конструкторы сайтов - сайты Google, Jimdo, Wix, конструкторы блогов Blogger, KidBlog. Сайт и блог - это информационные области проекта. До начала работы размещается информация: сроки реализации проекта, ссылки на форумы, сообщества и др. зоны работы участников. Например, темы сетевого сообщества G+ могут соответствовать этапам проектной деятельности.

Второй шаг - приглашение участников, обратная связь. Оповестить о наборе участников и времени работы проекта можно в электронном виде. Необходимо кратко сформулировать текст приглашения: цель работы, описание планируемого результата, интересных знаний и навыков, которыми можно овладеть в проекте,  подобрать иллюстрацию.

Сформировать объявление можно в сервисе создания плакатов онлайн Canvas. Используются готовые шаблоны дизайна, можно прикрепить к текстам объявления ссылки на форму записи участников (созданную в Google-формах), на форум, сайт или блог проекта и т.п. Готовое приглашение можно разместить в блоге учителя, на сайте школы и т.п. Познакомить участников можно в теме сообщества G+, предложив им сделать сообщение-визитку.

Третий шаг – “мозговой штурм”. Основная задача - выработать цель, задачи проекта, определить последовательность действий. - может быть полностью решена за счет бесплатных онлайн-инструментов. Применение онлайн-обсуждения делает работу дистанционного проекта эффективной. Работа может быть проведена в сети группой участников. Сервисы для совместной онлайн-работы - интеллект-карты и доски объявлений Padlet, Popplett, LinoIt, Mindmeister.

Организовать обсуждение можно и в Google-документах. Результат будет менее иллюстративным. Но, благодаря легкости в работе (Google-документы аналогичны Microsoft Office), такой способ организации обсуждения один из самых доступных. Учащиеся разного уровня подготовки, а также с ОВЗ успешно осваивают технологию работы Google-документах.

Завершить “мозговой штурм” необходимо разделением обязанностей и определением этапов проекта. Рационально работать в сетевом сообществе G+ или на форуме.

Четвертый шаг - Дистанционная работа над этапами проекта. Участник начинает работу с технических навыков, используя подготовленные справочные материалы (Google-документы, презентации, видеоролики, схемы, коллекции ссылок). Для решения трудностей необходимо создать зону постановки проблемных вопросов в виде раздела сообщества или темы форума.

Важно создать условия для самостоятельной деятельности участников. Детям с ОВЗ могут быть оказаны разные виды помощи: ответы на вопросы, консультирование, обсуждение, использование направляющей помощи: простые инструкции, эмоционально-положительный фон совместной деятельности и т.п. Вести дневник выполнения индивидуальных задач участник может в Google-документе, доступ к которому имеет только он и его куратор. В проект поступает только завершенный документ.

На этапе сбора информации формируется большое количество ссылок, доступ к которым нужен всем участников проекта. Для размещения ссылок и обмена ими используются сервисы Symbaloo, Pinterest. Сложность вызывает контроль времени выполнения этапов и качества работы. Для промежуточной оценки и самоанализа можно использовать заранее подготовленные в Google-документах или выработанные в процессе работы таблицы оценивания, самооценки, таблица продвижения проекта, отражающая выполнение участниками этапов деятельности.

Пятый шаг - презентация итогового продукта, рефлексия. Итоговый проект может быть представлен в виде сайта, а публичные выступления  участников рационально представлять в форме очной или видеоконференции. Куратор выдвигает ряд требований для выступления (работа представляется в форме кратких тезисов и иллюстраций). А итоговый продукт полностью размещается в сети. Обратная связь со зрителями-посетителями сайта проекта дает возможность получить представление о качестве полученного результата и степени достижения цели проекта. Особенно важно получить рецензии и комментарии для участников с ОВЗ, значимость их работы повышается.

Дистанционный проект, не смотря на трудности, связанные с технологиями, отсутствием или сложностью организации отработки некоторых навыков (произношение на иностранном языке, перевод текстов и т.п.) способен сплотить участников. Повысить интерес к учению, создавая условия для применения учебных знаний на практике.

Используемые источники:

1.

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика реализации учебного проекта с использованием сетевых сервисов на уроках литературы

Реализация учебного проекта по литературе с использование сетевых ресурсов...

статья Использование документ камеры, как способ реализации метода проектов

статья Использование  документ камеры, как способ реализации метода проектов...

Статья " Научно-исследовательская деятельность в рамках реализации инновационных проектов общественного объединения молодёжи и школьников"

 Прогресс общества всегда определялся уровнем развития творчества людей. Каждыйребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Важно только в ...

Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения

laquo;Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения»Горина В.С., учитель информатикиМБОУ СОШ №5 г.о.МытищиВ условиях н...

Тема: Проект «Детская творческая очно-дистанционная школа при ДШИ, в рамках реализации национального проекта «Музыка для всех»

В последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения н...