Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения
статья

Горина Виктория Сергеевна

 

«Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения»

Горина В.С., учитель информатики

МБОУ СОШ №5 г.о.Мытищи

В условиях нарастающей нестабильной эпидемиологической обстановки в нашей стране всерьез обсуждается необходимость и возможность перехода в процессе обучения к его дистанционным формам, тем боле что это возможно, поскольку на данный момент в современном обществе происходит развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Отличительными особенностями дистанционной формы обучения являются:

  • стимулирование самостоятельного мышления;
  • переход от передачи готовых знаний к самостоятельному управлению познавательной деятельности;
  • информационно-методическое обеспечение обучения;
  • центрирование на личности обучающегося;
  • активизация деятельности участников учебного процесса конструирования знания;
  • опора на формирование интеллектуальных умений – анализа, синтеза и оценки;
  • активизация самостоятельной познавательной деятельности;
  • опора на совместную групповую деятельность, обучение в сотрудничестве;
  • обеспечение разных уровней взаимодействия.

Среди множества информационных ресурсов, которые можно использовать в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения и которые наиболее соответствуют ФГОС являются сервисы Google.

Сервисы Google – это целостная система, доступ к которой получает любой владелец аккаунта Google. Они являются удобным и достаточно простым инструментом инновационных педагогических технологий деятельностного типа. Суть технологии Google заключается в возможности привлечения обучающихся в качестве активных создателей образовательного контента, она способствует тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывался обучающийся.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения»

Горина В.С., учитель информатики

МБОУ СОШ №5 г.о.Мытищи

В условиях нарастающей нестабильной эпидемиологической обстановки в нашей стране всерьез обсуждается необходимость и возможность перехода в процессе обучения к его дистанционным формам, тем боле что это возможно, поскольку на данный момент в современном обществе происходит развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Отличительными особенностями дистанционной формы обучения являются:

  • стимулирование самостоятельного мышления;
  • переход от передачи готовых знаний к самостоятельному управлению познавательной деятельности;
  • информационно-методическое обеспечение обучения;
  • центрирование на личности обучающегося;
  • активизация деятельности участников учебного процесса конструирования знания;
  • опора на формирование интеллектуальных умений – анализа, синтеза и оценки;
  • активизация самостоятельной познавательной деятельности;
  • опора на совместную групповую деятельность, обучение в сотрудничестве;
  • обеспечение разных уровней взаимодействия.

Среди множества информационных ресурсов, которые можно использовать в педагогической практике в условиях реализации дистанционного обучения и которые наиболее соответствуют ФГОС являются сервисы Google.

Сервисы Google – это целостная система, доступ к которой получает любой владелец аккаунта Google. Они являются удобным и достаточно простым инструментом инновационных педагогических технологий деятельностного типа. Суть технологии Google заключается в возможности привлечения обучающихся в качестве активных создателей образовательного контента, она способствует тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывался обучающийся.

Основные преимущества использования сервисов Google в образовании с точки зрения пользователя:

•        минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условие – наличие доступа в Интернет);

•        Google-технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера);

•        Google поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями;

•        все инструменты Google бесплатны.

Среди сервисов Google, наиболее востребованными и способствующими решению основных образовательных задач, можно выделить «Google Формы», «Google Презентации», «Google Документы», «Google Диск», видеохостинг YouTube. Данные сервисы позволяют не только осуществлять разработку и предоставление доступа к электронным образовательным ресурсам, но и способствуют организация коммуникации и совместной работы учащихся, помогают учителю осуществлять контроль и оценку учебных достижений, дистанционно управлять обучением и создавать индивидуальную стратегию обучения в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса.

Сервис «Google Формы» – это инструмент, обеспечивающий обратную связь. С помощью формы можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. Для этого пользователь настраивает анкету с нужными полями, отправляет ссылку на неё участникам и получает доступ к статистике на основе полученных ответов. Формы можно оформлять на свой вкус, дополнять их изображениями и видеороликами. При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой автоматически накапливаются результаты заполнения формы. Таблица предоставляет удобные возможности хранения и обработки собранных данных.

Google Формы позволяют создавать следующие типы вопросов:

  • Короткий текст (респонденту предлагается вписать короткий ответ);
  • Длинный текст (респондент вписывает развернутый ответ);
  • Один из множества (респондент должен выбрать один вариант ответа из нескольких);
  • Несколько из множества (респондент может выбрать несколько вариантов ответа);
  • Выпадающий список (респондент выбирает один вариант из раскрывающегося списка-меню);
  • Шкала (респондент должен поставить оценку, используя цифровую шкалу, например, от 0 до 10);
  • Сетка (респондент выбирает определенные точки в сетке, состоящей из столбцов и строк).

Основными преимуществами использования сервиса «Google Формы» являются:

  • Простота в использовании, интерфейс удобный и понятный, форму не надо скачивать, пересылать своим респондентам и получать от них по почте заполненный вариант;
  • Доступность – форма хранится в облаке и останется доступна с любых устройств, при наличии ссылки;
  • Индивидуальное оформление – возможность создать свой дизайн для формы, выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой;
  • Мобильность – «Google Формы» адаптированы под мобильные устройства. Создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона и планшета с помощью облегченной мобильной с полной функциональностью.
  • Понятность – «Google Формы» собирают и профессионально оформляют статистику по ответам, не нужно дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов.

Создать опрос или тест с помощью данного сервиса достаточно просто. Для этого необходимо перейти на страницу сайта forms.google.com., выбрать шаблон, отредактировать и оформить опрос или тест, выбрав типы вопросов. Сервис позволяет добавить в форму видеоролики с YouTube и фотографии, позволяет настроить форму так, чтобы респонденты попадали на разные страницы в зависимости от того, какой вариант ответа выберут. После создания необходимо отправить форму респондентам по электронной почте или через социальные сети, а также её можно встроить в веб-страницу. Статистика ответов, в том числе в виде диаграммы, встроена в форму, а ответы респондентов – в автоматически созданную таблицу Google.

Данный сервис может быть использован в образовательном процессе как для организации работы с учащимися, так и для совершенствования методической работы педагогов, а также для налаживания эффективного взаимодействия с законными представителями учащихся.

Сервис «Google Формы» позволит проводить оперативный контроль знаний учащихся по изучаемым темам с помощью системы тестов, а также поможет классным руководителям проводить анкетирование учащихся в течение учебного года для организации воспитательной работы. Сервис является удобным инструментом опроса, сбора и обработки данных при проведении учебно-исследовательских работ учащимися. Ресурс может быть использован для анкетирования родителей учащихся, для заполнения классной документации, поскольку Формы предоставляют аналитическую информацию в виде таблиц.

Сервис «Google Презентации» – это удобный инструмент для создания презентаций, редактирования и совместной работы над ними, который позволяет учителю (или обучающемуся) и тем, кого он выбирает в качестве соавторов, редактировать файлы в реальном режиме времени со своих домашних компьютеров, смартфонов, планшетов, ноутбуков. Каждую презентацию можно открыть для совместного чтения и редактирования и опубликовать в сети как html-документ. Читатели могут только просматривать документ, но не могут его редактировать. Соавторы могут изменять документ и, если разрешено автором документа, приглашать других пользователей. Каждый из соавторов может делать в этом документе свои исправления – редактировать фрагменты текста по своему усмотрению. В процессе работы над документом можно видеть соавторов, которые одновременно редактируют материал в режиме реального времени. При этом за каждым из них закреплен определенный цвет. Это помогает распознать, кому из соавторов и какие правки принадлежат. Именно эти замечательные возможности и стали главными помощниками уже многих учителей.

Презентации, создаваемые индивидуально или в совместном режиме, позволяют визуализировать информацию, узнать что-то новое по предмету, учат работать в группе.

Сервис «Google Документы» помимо возможностей стандартных текстовых редакторов обладает рядом дополнительных преимуществ, основными из которых являются:

  • С Google Документом одновременно может работать сразу несколько пользователей, которым был открыт к ним доступ. Они могут вносить в документ какие-либо правки, редактировать его, оставлять собственные комментарии по поводу содержания документа, его оформления, общаться при помощи чата в режиме реального времени;
  • Сервис поддерживает большое количество популярных форматов (docx, pdf, odt, rtf, txt, html);
  • При работе с сервисом всегда сохраняется история всех когда-либо вносимых в документ правок, что очень важно при коррекции содержания;
  • Возможно создание и редактирование Google Документов на iPhone, iPad и Android, что обеспечивает мобильность процесса;
  • При необходимости возможна работа c сервисом в режиме офлайн;
  • Есть возможность выбора прав доступа для каждого пользователя или же для отдельных групп. В сервисе есть три режима совместной работы над документом: редактирование, чтение, комментирование. В зависимости от того, какие функции вы возлагаете на своих учащихся;
  • Созданные в сервисе документы автоматически сохраняются на Google Диске и просмотреть их можно с любого компьютера или мобильного устройства (нужно лишь знать пароль для входа в свой аккаунт и иметь доступ в интернет).

Сервис «Google Документы» достаточно прост для работы. Он имеет понятийный интерфейс и справочную информацию с инструкцией по созданию текстовых документов. Сервис предлагает несколько шагов в работе с документом: создание документа; внесение изменений; приглашение соавторов.

Все документы, представленные в данном сервисе, могут отображаться на странице в виде списка или сетки. Помимо этого, для более быстрого поиска нужного материала, все документы можно сортировать по дате просмотра, по дате изменений, по названию.

Использование сервиса «Google Документы» в образовательном процессе не ограничивается только совместной работой учителя и учащихся. Данный ресурс может быть использован для совместной методической работы педагогов внутри одного или нескольких учреждений образования, для организации совместной тематической деятельности родителей, учащихся и учителей, а также при выполнении проектной и учебно-исследовательской деятельности в рамках объединения по интересам или факультативных занятий.

Сервис «Google Диск» – это удобное и надежное место для хранения различных типов файлов: текстовых документов, таблиц, графических и иных изображений, аудио- и видеоконтента. Диск – популярное облачное хранилище, которое не позволит потеряться документам и обеспечит возможность удаленно работать с ними на различных устройствах, имеющих доступ к сети Интернет.

На сегодняшний день функциональные возможности данного сервиса достаточно широки:

  • возможность публиковать загруженные в «Google Диск» фотографии в Google+;
  • совместно редактировать документы, делиться ими, не используя при этом электронную почту;
  • создавать новые документы, открывать к ним доступ другим пользователям, и таким образом;
  • имеет конкретный объем памяти: 15 ГБ используется бесплатно и 100 ГБ или 1 ТБ дополнительного пространства можно приобрести;
  • в хранилище автоматически помещаются файлы, прикрепленные к входящим и исходящим сообщениям Gmail, и сами электронные письма, а также все фотографии, загруженные в Google Фото.

Для работы с сервисом достаточно перейти на сервис «Google Диск» в Интернете (адрес сервиса – drive.google.com). В разделе «Мой диск», можно храниться созданные и загруженные вами файлы и папки, а также документы, к которым вам будет предоставлен доступ другими пользователями. Чтобы диск был доступен со всех ваших устройств, в них необходимо войти в аккаунт Google. С помощью поисковой системы Google Диска можно легко и быстро найти нужный вам файл по заданным параметрам. Достаточно в верхнем горизонтальном поле главной страницы ресурса «Поиск на диске» ввести название документа. Все файлы, загруженные на диск или созданные в нём, можно распределить по категориям: доступные мне, недавние, фото, помеченные. Чтобы перейти в нужную категорию, необходимо щелкнуть на её название на левой боковой панели страницы.

Сервис «Google Диск» как интернет-ресурс имеет ряд преимуществ:

  • предоставляет полный контроль над созданными и загруженными файлами (вы можете дать к ним доступ любому пользователю, указать рамки их действий: чтение, редактирование);
  • это не просто место для хранения важных данных и быстрого доступа к ним, а ещё и онлайн-офис, достаточно универсальный и с возможностью расширения его функционала за счет сторонних расширений (создание и редактирование файлов);
  • прямо из браузера можно открывать около 30 типов файлов, даже если эти программы не установлены на компьютере;
  • на диске сохраняются все ваши изменения за предыдущие 30 дней (есть возможность вернуться к правкам, которые вы вносили ранее);
  • удобный интерфейс сервиса позволяет работать с файлами эффективнее;
  • для того чтобы начать пользоваться возможностями облачного хранилища достаточно просто иметь или создать заново аккаунт в Google.

Сервис «Google Диск» органично включается в образовательный процесс, делает его более динамичным и эффективным. Сервис позволяет организовать совместную деятельность коллег и учащихся, дает возможность сэкономить драгоценное время, работать совместно удаленно друг от друга и даже общаться посредством «Google Диска».

Данный сервис будет также крайне эффективен для организации работы учащихся выпускных классов по подготовке к сдаче Единого государственного экзамена. Общий диск может содержать тематические тесты, дополнительную литературу, подборку презентаций, разборы заданий экзамена прошлых лет.

Диск с общим доступом может также использоваться и в работе классного руководителя. Данный ресурс позволит организовать совместную работу родителей и учащихся по созданию альбомов фотографий, видеоотчетов о воспитательных мероприятиях на протяжении всего курса обучения в школе и послужить ценным источником материалов для организации выпускных мероприятий.

Полезен будет сервис «Google Диск» и для организации работы методических объединений учителей. Сервис позволит обмениваться эффективным педагогическим опытом и послужит ресурсом для повышения качества преподавания учебных предметов.

Видеохостинг YouTube – сервис, совмещающий видеохостинг пользовательских видеороликов и поисковую систему по ним. С помощью этого сервиса видеоролики можно безопасно размещать и просматривать. Для просмотра и добавления комментария не требуется никакого специального программного обеспечения, кроме обычного браузера. Обучающийся может просматривать материал столько раз, сколько захочет, в любое время и в любом месте при наличии интернета и взаимодействовать с преподавателем и другими участниками посредством комментариев. Кроме того, видеохостинг YouTube фактически представляет «облачное» хранилище видеофайлов.

YouTube можно рассматривать как платформу для размещения учителем образовательного контента и организации трансляций в режиме реального времени.

Таким образом, использование сервисов Google в образовательном процессе предоставляет широкие возможности для разработки и распространения образовательных продуктов, которые помогут обучающимся освоить образовательные программы по предметам в условиях дистанционного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей сервисов Google в образовательной деятельности

компетентности, необходимые 21 веку: информационная грамотность умение искать информацию, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию; медийная грамотность способность распознавать ...

Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся

Статья  посвящена исследованию вопроса создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов....

Методическая разработка мастер-класса «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google» – новый мастер-класс в цикле ма...

Использование онлайн-сервиса Google Формы для создания обобщающего урока в формате, пригодном для очной и дистанционной форм обучения

Представленная статья посвящена актуальной в период пандемии и в угрожаемый период проблеме - созданию и организации урока, в равной мере пригодного как для проведения при очной форме обучения, так и ...

Использование онлайн-сервиса Google Forms для проверки знаний обучающихся в период дистанционного обучения

Несколько лет назад педагоги преимущественно использовали Интернет с целью поиска информационных материалов для обеспечения образовательного процесса. В последнее время ясно обозначена еще одна устойч...

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Цель мастер-класса – предоставить методические рекомендации и материалы для учителей по использованию сервисов Google в педагогической практике на примере создания коллективной презентации, выпо...

Презентация к мастер-классу «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Презентация к мастер-классу «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»...