Дистанционный урок для 5 класса по теме "Буквы Е -И в корнях с чередованием"
план-конспект урока (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе
Дата проведения: 30 апреля
Темы урока: «Буквы Е-И в корне слова » ( параграф 112)
Ход урока:
1. Объяснение новой темы «Буквы Е-И в корне слова » ( параграф 112)
1) ТЕОРИЯ
При образовании видов глаголов возможно чередование звуков в корне.
Может происходить чередование гласных и и е. Например, собирает и соберёт. В слове собирает корень -бир-, в слове соберёт корень -бер-. Зависит написание этих гласных от суффикса, который стоит после корня.
В корнях с чередованием гласных е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.
Корни с чередованием гласных е – и:
-бер- – -бир- (соберут – собирать)
-мер- – -мир- (умереть – умирать)
-стел- – -стил- (подстелить – подстилать)
-блест- – -блист- (блестеть – блистать)
-пер- – -пир- (запереть – запирать)
-тер- – -тир- (вытереть – вытирать)
-дер- – -дир- (выдерет– выдирать)
-жег- – -жиг- (выжег– выжигать)
-чет- – -чит- (вычет – вычитать)
Знание этого правила поможет избежать орфографических ошибок в большом количестве слов. В качестве примера приведём некоторые глаголы с корнями -бер- (-бир-): беру, заберу, подберу, уберу, переберу, забираю, подбираю, перебираю, избираю, набираю.
2) ВИДЕОУРОК →
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=uqAqGBjjQIM&feature=emb_logo
или https://vk.com/id175567841?z=video175567841_456239138%2Fvideos175567841%2Fpl_175567841_-2
3) Чтение параграфа 112 на стр.112.
4. АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ:
1. Выделяю в слове корень.
2. Ставлю знак ударения.
3. Нахожу безударную гласную в корне
4. Вспоминаю корни с чередованием Е-И
5. Проверяю, есть ли суффикс А после корня)
6. Если есть суффикс А, пишу И), если нет (пишу Е
5 ПОДСКАЗКИ
1. Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».
Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.
Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.
А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».
Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.
И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.
«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.
Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
2. ВЫУЧИТЬ И ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАВИЛ СТИХОТВОРЕНИЕ:
Если после корня – А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? - ВытИрай!
Собирать, стирать, задира,
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
3. ПРАВИЛО «ОСЛИКА»
Правило ослика Иа. Оно звучит так: пиши, как кричит ослик: «И-а!», то есть пиши в корне И, если за корнем стоит А
4. ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ КОРНЕЙ
}б/п д/т м
| -бер – бИрА - пер – пИрА- -дер – дИрА- тер – тИрА- - мер -мИрА - | |
-стел- – -стИлА- -блест- – -блИстА- | ||
жег- – -жИгА- -чет- – -чИтА- |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНО → https://vk.com/id175567841?z=video175567841_456239139%2Fvideos175567841%2Fpl_175567841_-2
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ: упражнение 647 ( письменно)
7. Домашняя работа: выучить корни, стихотворение – подсказку, упражнение 649 ( письменно)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klass30.docx | 531.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Дата проведения: 30 апреля
Темы урока: «Буквы Е-И в корне слова » ( параграф 112)
Ход урока:
1. Объяснение новой темы «Буквы Е-И в корне слова » ( параграф 112)
1) ТЕОРИЯ
При образовании видов глаголов возможно чередование звуков в корне.
Может происходить чередование гласных и и е. Например, собирает и соберёт. В слове собирает корень -бир-, в слове соберёт корень -бер-. Зависит написание этих гласных от суффикса, который стоит после корня.
В корнях с чередованием гласных е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.
Корни с чередованием гласных е – и:
-бер- – -бир- (соберут – собирать)
-мер- – -мир- (умереть – умирать)
-стел- – -стил- (подстелить – подстилать)
-блест- – -блист- (блестеть – блистать)
-пер- – -пир- (запереть – запирать)
-тер- – -тир- (вытереть – вытирать)
-дер- – -дир- (выдерет– выдирать)
-жег- – -жиг- (выжег– выжигать)
-чет- – -чит- (вычет – вычитать)
Знание этого правила поможет избежать орфографических ошибок в большом количестве слов. В качестве примера приведём некоторые глаголы с корнями -бер- (-бир-): беру, заберу, подберу, уберу, переберу, забираю, подбираю, перебираю, избираю, набираю.
2) ВИДЕОУРОК →
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=uqAqGBjjQIM&feature=emb_logo
или https://vk.com/id175567841?z=video175567841_456239138%2Fvideos175567841%2Fpl_175567841_-2
3) Чтение параграфа 112 на стр.112.
4. АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ:
1. Выделяю в слове корень.
2. Ставлю знак ударения.
3. Нахожу безударную гласную в корне
4. Вспоминаю корни с чередованием Е-И
5. Проверяю, есть ли суффикс А после корня)
6. Если есть суффикс А, пишу И), если нет (пишу Е
5 ПОДСКАЗКИ
1. Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».
Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.
Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.
А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».
Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.
И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.
«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.
Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
2. ВЫУЧИТЬ И ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАВИЛ СТИХОТВОРЕНИЕ:
Если после корня – А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? - ВытИрай!
Собирать, стирать, задира,
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
3. ПРАВИЛО «ОСЛИКА»
Правило ослика Иа. Оно звучит так: пиши, как кричит ослик: «И-а!», то есть пиши в корне И, если за корнем стоит А
4. ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ КОРНЕЙ
б/п д/т м | -бер – бИрА - пер – пИрА- -дер – дИрА- тер – тИрА- - мер -мИрА - | |
-стел- – -стИлА- -блест- – -блИстА- | ||
жег- – -жИгА- -чет- – -чИтА- |
ДОПОЛНИТЕЛЬНО → https://vk.com/id175567841?z=video175567841_456239139%2Fvideos175567841%2Fpl_175567841_-2
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ: упражнение 647 ( письменно)
7. Домашняя работа: выучить корни, стихотворение – подсказку, упражнение 649 ( письменно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматическое время the Present Perfect tense. Дистанционный урок. 7 класс
Дистанционный урок. 7 класс. УМК Кауфман К. И "Happy English .ru" Представленная разработка получила 1 место на III Региональном фестивале "Дистанционный урок 2012"...
План - конспект по русскому языку в 5 классе. "Правописание гласных О – А в корнях с чередованием."
разработка урока по русскому языку в 5 классе....
Урок русского языка в комбинированных по вертикали 5-6 классах по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием"
Данный урок предназначен для использования на уроках русского языка в 5-6 классах по программе Т.А, Ладыженской...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы Е и И в корнях с чередованием"
ПредметРусский языкКласс,профиль класса5 класс общеобразовательной школы Методическая информацияТема урокаБуквы Е и И в корнях с чередованиемАвторы учебникаЛадыженская Т.А.Классификация уро...
Конспект урока по русскому языку " Буквы Е - И в корнях с чередованием"
Дана полная разработка урока и конспект...
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы е–и в корнях с чередованием" (с приложениями) 5 класс
С приложениями: самоанализ, лингтвистическая сказка, презентация....
Урок русского языка .5 класс .Тема "Буквы е-и в корнях с чередованием. "
Формировать навык правильного написания корней с чередованием...