Дистанционный урок для 5 класса по теме «Функциональные разновидности языка. Стили речи»
план-конспект урока (5 класс)

Урок русского родного языка в 5 классе 
Дата проведения: 20 апреля 
Тема урока: «Функциональные разновидности языка. Стили речи»

1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

1) НАБЛЮДЕНИЕ.

1) Прочитайте тексты. Какая тема их объединяет?

А)Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В  воздухе пахло снегом, 148 под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах  — всё было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядывали иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, лёгким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (А. Чехов)

Б) Снег — атмосферные осадки, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков в виде белых пушинок и хлопьев, покрывающая землю зимой. (Из «Толкового словаря русского языка»)

В) С первым снегом вас! Сегодня ночью весь двор завалило! Красота! Маленькая Катенька говорит: «Это лебеди пролетали?» А  Коля стал дурачиться и так ей важно: «У-у, лебеди! Они давно в тёплых странах загорают! Это всё бабушки из нашего дома! Договорились и ночью все разом свои пуховые подушки растрепали». (Из телефонного разговора)

Г) В  результате двенадцатичасового снегопада на дорогах образовались снежные заносы. Городские службы рекомендуют водителям воздержаться от использования личного транспорта. (Официальное сообщение гидрометцентра)

В) Водитель несколько часов простоял на трассе, потому что автомобиль не смог преодолеть снежные заносы, и опоздал на работу. Считается, что виноват сам водитель. Не учёл погодные условия. А  ведь за уборку снега с тротуаров и проезжей части  отвечают коммунальные службы и управляющие компании! Именно они должны обеспечить гражданам комфорт и безопасность! (Из газетной статьи)

 2) Докажите, что тексты различаются сферой и ситуацией общения, для которых они создаются и в которых используются. Характеризуя ситуацию общения, определите: а) обстановку (официальная — неофициальная); б) адресат (один  — много); в) цель создания текста (общение — сообщение — воздействие на читателя).

 

2. ТЕОРИЯ

 В  разных сферах и ситуациях общения язык выполняет различные функции. В  зависимости от функции, в которой мы используем язык, мы отбираем различные языковые средства. Отбор лексических и грамматических языковых средств создаёт функциональные разновидности языка, а также особенности нашей речи — стиль. Выделяют такие функциональные разновидности языка, как научный, официально-деловой, публицистический стили; разговорная речь, язык художественной литературы.


3) ВИДЕОУРОК (обязательно посмотрите! )

 по ссылке >  https://www.youtube.com/watch?v=Be26xKtw9tY


ИЛИ  https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239102%2Fpl_175567841_-2

 


2. СОСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ, ИСПОЛЬЗУЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


 

Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Художественный

Цель

(зачем?)

 

 

 

 

 

Сфера применения

(где?)

 

 

 

 

 

Особенности

 

 

 

 

 

 

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля – общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых, в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать...

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ВИДЕУРОК  > https://www.youtube.com/watch?v=gWMdjV7gQ7M

ИЛИ

https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239100%2Fpl_175567841_-2

 

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_rodnogo_yazyka_v_5_klasse.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского родного языка в 5 классе 
Дата проведения: 20 апреля 
Тема урока: «
Функциональные разновидности языка. Стили речи»

1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

1) НАБЛЮДЕНИЕ.

1) Прочитайте тексты. Какая тема их объединяет?

А)Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В  воздухе пахло снегом, 148 под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах  — всё было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядывали иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, лёгким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (А. Чехов)

Б) Снег — атмосферные осадки, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков в виде белых пушинок и хлопьев, покрывающая землю зимой. (Из «Толкового словаря русского языка»)

В) С первым снегом вас! Сегодня ночью весь двор завалило! Красота! Маленькая Катенька говорит: «Это лебеди пролетали?» А  Коля стал дурачиться и так ей важно: «У-у, лебеди! Они давно в тёплых странах загорают! Это всё бабушки из нашего дома! Договорились и ночью все разом свои пуховые подушки растрепали». (Из телефонного разговора)

Г) В  результате двенадцатичасового снегопада на дорогах образовались снежные заносы. Городские службы рекомендуют водителям воздержаться от использования личного транспорта. (Официальное сообщение гидрометцентра)

В) Водитель несколько часов простоял на трассе, потому что автомобиль не смог преодолеть снежные заносы, и опоздал на работу. Считается, что виноват сам водитель. Не учёл погодные условия. А  ведь за уборку снега с тротуаров и проезжей части  отвечают коммунальные службы и управляющие компании! Именно они должны обеспечить гражданам комфорт и безопасность! (Из газетной статьи)

 2) Докажите, что тексты различаются сферой и ситуацией общения, для которых они создаются и в которых используются. Характеризуя ситуацию общения, определите: а) обстановку (официальная — неофициальная); б) адресат (один  — много); в) цель создания текста (общение — сообщение — воздействие на читателя).

2. ТЕОРИЯ

 В  разных сферах и ситуациях общения язык выполняет различные функции. В  зависимости от функции, в которой мы используем язык, мы отбираем различные языковые средства. Отбор лексических и грамматических языковых средств создаёт функциональные разновидности языка, а также особенности нашей речи — стиль. Выделяют такие функциональные разновидности языка, как научный, официально-деловой, публицистический стили; разговорная речь, язык художественной литературы.


3) ВИДЕОУРОК (обязательно посмотрите! )

 по ссылке >  https://www.youtube.com/watch?v=Be26xKtw9tY


ИЛИ 
https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239102%2Fpl_175567841_-2


2. СОСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ, ИСПОЛЬЗУЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Художественный

Цель

(зачем?)

Сфера применения

(где?)

Особенности

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля – общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых, в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать...

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ВИДЕУРОК  > https://www.youtube.com/watch?v=gWMdjV7gQ7M

ИЛИ

https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239100%2Fpl_175567841_-2

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 11 классе по теме "Функциональные стили речи"

Урок повторения по теме "Стили речи" позволяет повторить изученный материал , отработать навыки выполнения отдельных заданий части А по подготовке к ЕГЭ, способствует развитию творческих способностей ...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Обобщение по теме "Функциональные разновидности речи"

Урок в 8 классе по УМК С.И. Львовой. Обучающиеся должны научиться устанавливать и обосновывать принадлежность текстов  к определённой функциональной разновидности языка . ...

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: "Функциональные стили речи"

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: "Функциональные стили речи". Цель урока: вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки; научиться при...

ТЕМА: « Р.р Повторение. Речь, ее разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи».

laquo; Р.р Повторение. Речь, ее  разновидности. Текст. Его  тема  и  основная  мысль.  Стили  речи; средства  выразительности в художественной  речи...

Дистанционный урок 11 класс по теме"неметаллы" 10.04.2020

Дистанционный урок для 11 класса по теме "Неметаллы"  10.04.2020...