Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: "Функциональные стили речи"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему: "Функциональные стили речи". Цель урока: вспомнить и повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки; научиться применять стили речи по ситуации общения, научиться обобщать и систематизировать изученное; воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok2_stili_rechi.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 10 классе
Тема урока: "Функциональные стили речи"
Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.
Образовательные: вспомнить и повторить с учащимися стили речи и
присущие им признаки; научиться применять стили
речи по ситуации, научиться обобщать и
систематизировать изученное.
Развивающие: актуализировать знания учащихся о функциональных стилях
речи и сфере их использования; закрепить умение определять
стиль речи.
Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких
мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка,
обобщение.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), мультимедийное оборудование.
Цели:
- Образовательные:
- углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, способность к анализу; формировать навыки самоконтроля.
- развивать умение из текста выделять главное и обобщать полученный материал.
- развивать навыки пользоваться словарями.
- Воспитательные:
- воспитывать культуру речи студентов: соблюдать речевые нормы РЛЯ.
- воспитывать интерес к предмету.
- воспитывать умение высказывать собственную точку зрения.
Планируемый результат:
Студент должен знать: о функциональных стилях (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.
Студент должен уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ.
Организационные формы обучения:
Тип урока: изучение и закрепления нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый.
1. Словесные – беседа, объяснение.
2. Наглядные – слайды на ПК, словари.
3. Практические – работа с материалом.
Метод контроля: индивидуальный и фронтальный виды контроля.
Средства обучения: программное обеспечение, учебники, словари, ПК, проектор, экран.
Поэтапные задачи хода занятия:
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала
Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.
Д.Свифт
1) Как вы думаете, что можно считать языковой нормой?
– Что такое языковая норма?
– Языковая норма обязательна для всех?
(Ответы студентов)
2) В БСЭ есть научное определение. Норма языковая – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, прознаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Языковые нормы являются обязательными для всех говорящих,
они зафиксированы в учебниках и справочниках. Однако в жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда говорить одинаково просто нельзя, порой это может вызвать смех. К примеру, какую реакцию окружающих может вызвать такое обращение: «Милостивый государь, не соблаговолите ли Вы передать некоторую сумму наличных денег для оплаты стоимости проезда в этом замечательном автобусе?»
С точки зрения нормы и литературности обращения, всё правильно. Но, согласитесь что-то здесь не так. Что, как вы думаете?
(Ответы студентов)
Всё дело в том , что язык, как и любая знаковая система, может претерпевать некоторые изменения в зависимости от сферы использования или функций. Поэтому в языке выделены функциональные стили.
3) Система функциональных стилей русского языка. Стилеобразующие факторы
Функциональные стили речи – разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
Выделяют пять функциональных сталей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Стилеобразующие факторы – ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля последовательно задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности текста, написанного в этом стиле. Это в конечном счете определяет отбор языковых средств.
Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора (сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр.
Система каждого функционального стиля складывается из следующих языковых единиц:
– нейтральных (общеязыковых) единиц;
– стилистически окрашенных единиц;
– единиц, которые становятся стилистически значимыми в определенном тексте.
– От чего зависит выбор того или иного стиля?
(Ответы студентов)
4) Работа со словарями русского языка С.И.Ожегова. (Значение слова стиль)
5) Групповая работа
Задание: Определить функциональный стиль, найти свойственные стилю языковые элементы, обосновать свой выбор. (Работа с карточками)
6) Выступления учащихся и заполнение таблицы.
Задание: Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок.
Материал для справок
1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бьгговая.
2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.
3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.
4. Функция языка и речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
6. Форма речи: письменная, устная.
7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация
8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (–).
| Научный | Официально-деловой | Публицистический | Разговорный | Художественный |
1. Сфера общений |
|
|
|
|
|
2. Основные цели общения |
|
|
|
|
|
3. Способ общения |
|
|
|
|
|
4. Основная функция (языка и) речи |
|
|
|
|
|
5. Типичный вид речи |
|
|
|
|
|
6. Основная форма речи |
|
|
|
|
|
7. Способ изложения материала |
|
|
|
|
|
8. Полнота изложения (смысловая законченность) |
|
|
|
|
|
9. Объективность |
|
|
|
|
|
10. Точность |
|
|
|
|
|
11. Ясность |
|
|
|
|
|
12. Экспрессивность |
|
|
|
|
|
13. Стандартизированность |
|
|
|
|
|
Научный стиль
Деловой стиль
Публицистический стиль
Художественный стиль
Разговорный стиль
4. Рабрта по закреплению пройденного материала (работа с текстами)
Задание: Определить стиль текста (Приложения)
5. Итог работы
Вопросы побуждающие к рефлексии:
– Какую проблему мы сегодня обсуждали?
– Что для вас на уроке явилось открытием?
– Какой вид работы наиболее запомнился?
6. Домашнее задание (на выбор)
1. Найти в художественной литературе или периодике тексты различных стилей.
2. Написать текст для каждого стиля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи
Показать необходимость владения официально-деловым стилем речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС
Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.
Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....
Конспект урока по русскому языку 5 класс «Фонетика. Звуки речи. Алфавит»
Тип урока: Урок изучения нового материала...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Части речи"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку ( 5 класс) "Глагол как часть речи"
Конспект урока " Глагол как часть речи". Пятиклассники вспоминают, что изучили об этой части речи в начальной школе. Особое внимание уделяется изменению глаголов по лицам и числам....