Урок на тему: «Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности»
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Саркисян СильванаРафиковна
УМК: учебник «Многообразие организмов», 7 класс под редакцией Н. И. Сонина, CD «Многообразие организмов» - 7 класс. Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, растения и гербарные экземпляры папоротников, CD «Многообразие организмов» - 7 класс, видеофильм «Папоротники». Таблицы: «Папоротник», «Хвощи, плауны». Живые экземпляры папоротников (нефролепис, адиантум, аквариумные сальвиния плавающая). Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Планируемые результаты: 1. Систематизация знаний об отделе Папоротникообразные, об их значении в природе и практическом применении. 2. Формирование представлений о практическом использовании папоротников человеком. Задачи урока: Обучающие – познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми корнями; ознакомить учащихся с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля, а также роль папоротниковидных в природе и жизни человека. Развивающие – научить сравнивать и анализировать разные группы высших споровых растений, развивать умение пользоваться дополнительной литературой, ресурсами интернета при подготовке опережающего задания по новой теме. Воспитательные – формирование эстетического и экологического воспитания у учащихся( виды, занесенные в Красную книгу).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_paporotniki.docx494.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности».

УМК: учебник «Многообразие организмов», 7 класс под редакцией Н. И. Сонина, CD «Многообразие организмов» - 7 класс.

Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, растения и гербарные экземпляры папоротников,

CD «Многообразие организмов» - 7 класс, видеофильм «Папоротники». Таблицы: «Папоротник», «Хвощи, плауны».

Живые экземпляры папоротников (нефролепис, адиантум, аквариумные сальвиния плавающая).

Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».

Планируемые результаты:

  1. Систематизация  знаний об отделе Папоротникообразные, об их  значении в природе и практическом применении.
  2. Формирование представлений о практическом использовании папоротников человеком.

Задачи урока: 

Обучающие – познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми корнями; ознакомить учащихся с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля, а также роль папоротниковидных в природе и жизни человека.

Развивающие – научить сравнивать и анализировать разные группы высших споровых растений, развивать умение пользоваться дополнительной литературой, ресурсами интернета при подготовке опережающего задания по новой теме.

Воспитательные – формирование эстетического и экологического воспитания у учащихся( виды, занесенные в Красную книгу).

План – конспект урока.

№                     п /п

Этап урока

Вопросы и задания учителя

Слайды

1

  Организационный момент.

 Озвучивание плана урока.

  1. Опрос по изученному материалу.
  2. Общие представления об отделе Папоротниковидные.
  3. Среда обитания, разнообразие жизненных форм.
  4. Особенности строения папоротника.

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.ebio.ru/images/04020209.jpg&mb=imgdb_preview_457&w=200

2

Опрос по изученному ранее материалу.

Познавательные задания.

1.Выберите четыре предложения и закончите их.

  1. Приведите пример зеленого мха (кукушкин лен)
  2. Пустые клетки имеет мох (сфагнум)
  3. Ризоиды есть у мха (кукушкин лен)
  4. Растение мха, долгоживущее и размножающееся гаметами (гаметофит)
  5. Какие растения произошли ото мхов? (Мхи – тупиковая ветвь в эволюции)
  6. Какие органы имеет плаун? (побег и корни)
  7. Как используют плауны? (в медицине)
  8. Жизненная форма веточки плауна – это (спорофит)
  9. Сколько клеток содержит спора? (1клетка)
  10. Срок жизнедеятельности гаметофитов плаунов (короткоживущий)
  11. Предками хвощей были (псилофиты)
  12. У хвощей есть два вида наземных побегов (весенний и летний)
  13. Корневище – это (видоизмененный побег)
  14. Каким элементом «богат» хвощ (кремнием)
  15. Почему Мхи, Хвощи, Плауны относят к высшим растениям? (есть ткани и органы)
  16. Ограничивающий фактор для изученных отделов споровых растений (вода для оплодотворения)

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//engschool18.ru/uploads/posts/2010-10/1288168743_rrrrr18.jpg&mb=imgdb_preview_1241

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//900igr.net/datai/biologija/Paporotnik/0026-035-Paporotnik.jpg&mb=imgdb_preview_427

3

Методы обучения

 Проблемный.

Согласны ли вы с представлением о том, что в ночь на Ивана Купалу (31 июля) с помощью цветка папоротника можно найти клад?

 

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//loveflora.ru/wp-content/uploads/2012/07/paporotnik-3_cr.jpg&mb=imgdb_preview_934

4

Формы организации учебной деятельности

Контрольно-учетный урок.

Лабораторная работа «Строение папоротника»

 

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//knigazdorovya.com/wp-content/uploads/2012/07/paporotnik2.jpg&mb=imgdb_preview_656

5

Приемы деятельностного подхода

Познавательные задания

  1. Организация опроса.
  2. Постановка проблемы.
  3. Организация лабораторной работы.

2. Выполните лабораторную работу «Строение папоротника».

3. Рассмотрите растение папоротник и сделайте выводы об особенностях его строения и среде обитания.

3. Ответьте на проблемный вопрос урока.

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.sad-florans.ru/photo/Katalog-photo/Flowers/Polypodiophyta/IMG/Adiantum_pedatum_f._aleuticum_sf.jpg&mb=imgdb_preview_1036

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//flowers.cveti-sadi.ru/files/2010/06/Ferns.jpg&mb=imgdb_preview_937

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//j.foto.radikal.ru/0611/978bc62d3888.jpg&mb=imgdb_preview_1173&w=152

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//elementy.ru/images/news/tree-fern_600.jpg&mb=imgdb_preview_1014

6

Основные понятия урока

Отдел Папоротникообразные, побег, корневище, придаточные корни, жизненные формы, среды обитания, происхождение.

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//900igr.net/datas/biologija/Etapy-razvitija-zhizni/0011-011-Obitateli-paleozoja.jpg&mb=imgdb_preview_427

7

Закрепление новой темы.

 - Что интересного вы узнали о папоротниках?

        

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//oblepiha.com/uploads/posts/2010-11/1290668946_p06.jpg&mb=imgdb_preview_210

10

Итог урока.

Рефлексия.

Самооценка.

 - Вспомните,  пожалуйста, о чем сегодня говорили на уроке?

 - Перечислите вопросы и задания, которые мы сегодня выполняли.

 - Какие задания вам особенно понравились?

 - Ответьте на вопросы.

-Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

- Смогли мы достичь поставленных целей и задач?

- Какой материал был трудным, непонятным?

- Довольны вы собой или нет?

 

  1. К группе папоротникообразных относят три отдела растений: папоротники, хвощи и плауны.
  2. Папоротники, хвощи и плауны – одни из самых древних растений на планете.
  3. Древние папоротникообразные послужили источником образования залежей каменного угля.
  4. Высшие споровые растения – живые ископаемые, дошедшие до наших дней, поэтому их нужно охранять

11.

Домашнее задание.

 Учебник, с.62-65.

Подготовить сообщения о происхождении каменного угля.

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//darwin.museum.ru/expos/livenature/images/2_papor_b.jpg&mb=imgdb_preview_665


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отдел моховидные, особенности строения и жизнедеятельности

Разработка плана урока по теме "Отдел моховидные, особенности строения и жизнедеятельности", 7 класс...

Урок-путешествие "Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности"

Данная разработка урока позволяет изучить особенности строения, жизнедеятельности растений отдела плауновидных, усложнение организации плаунов в ходе эволюции; выявить роль плауновидных в природе и и...

Тема: Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. «Защита незаслуженно гонимых».

Раскрытие особенностей внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанных с жизнью на суше и в воде. Преодоление негативного отношения к земноводным....

Разработка урока по теме "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности"

Представляю разработку урока "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности". Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации....

Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Технологическая карта урока подробно описывает урок с применением исследовательской технологии и технологии продуктивного чтения...

Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»

Разработка урока по биологии по технологии развития критическогомышления...