Лабораторные и практические работы как средство мотивации к исследовательской деятельности
учебно-методический материал по биологии

Захарова Оксана Юрьевна

Выступление на МО учителей естественно-математического цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МЫСКАМЕНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Муниципальный семинар

«Эффективные педагогические практики»

«ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

        

Захарова Оксана Юрьевна,

учитель биологии

Мыс Каменный, 2024

Каждому человеку жизненно необходимо обладать знаниями об окружающем его мире. Научную основу этих знаний закладывают такие науки как биология, химия, физика и другие науки. Особое место среди этих наук занимает биология, которая на сегодняшний день включает большое количество направлений, занимающихся изучением различных проявлений жизни на планете. Для познания живой природы важно правильно выбрать научные методы, которые будут использоваться для его исследования. Совокупность методов, используемых в научных исследованиях, обогащают знания человека об окружающем мире, позволяют понимать процессы, предвидеть их и использовать в своей практической деятельности.

Особенностью школьного предмета «Биология» является формирование у обучающихся умений наблюдать за биологическими объектами и явлениями природы, анализировать и обобщать, систематизировать свои знания, выдвигать различные предположения и выводы. Такая деятельность обучающегося способствует развитию логического мышления, познавательной самостоятельности учащихся, и в конечном итоге формированию познавательного интереса к предмету. Несмотря на активное внедрение в процесс обучения различных вспомогательных технических средств, на многих этапах формирования биологических знаний у учащихся нельзя обойтись без такого метода работы, как эксперимент.

На уроке обучающиеся закрепляют полученные теоретические знания выполняя практические работы и учатся проводить эксперимент во время лабораторных работ. В процессе практических занятий ученики лучше усваивают знания и способствует изучить предмет биологии более осмысленно. Так же эти занятия формируют исследовательские умения, развивают творческое мышление и межпредметные связи.

В ходе изучения биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где ученики могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний и началу исследовательской работы.

Выполнение практических работ является необходимым условием изучения биологии в школе. Наблюдая явления, рассматривая организмы, проводя опыты, учащиеся извлекают полезную информацию самостоятельно. Это те знания, которым они доверяют, об этом же написано в учебнике и рассказывал учитель. Но, практическая работа — это не только закрепление теоретических знаний об исследуемом объекте, это формирование ЗУН работы с лабораторным оборудованием, приготовлением препарата, работе с микроскопом, и формирование основ исследовательской деятельности: постановка проблемного вопроса, выдвижение гипотезы, формулирование выводов и визуализация результатов исследования. Проведение лабораторных работ, постановка опытов и наблюдение развивают практическое мышление, требовательность к результатам работы и развивает творческий потенциал учащихся.

Изучение школьной программы по биологии начинается с раздела «Растения», который включает в себя основные элементы ботанической науки: анатомии и морфологии, физиологии и систематики, экологии и географии растений. В тоже время в нем закладываются и общебиологические понятия: клеточное строение, индивидуальное развитие организма, обмен веществ, взаимосвязь организма с окружающей средой и т. д. Одной из важнейших задач биологии на данном этапе изучения является развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями и биологических экспериментов с ними.

Так, например, на уроке в теме: «Класс однодольные и двудольные растения» учащиеся, изучая теоретический материал, сравнивают с живыми растениями растущие в кабинете. На данных экземплярах очень удобно показать строение листьев, отличия листовой пластинки, отличия корневой системы, если растение цветет, то можно акцентировать внимание на строение цветка, рассмотреть в лупу детали, а в микроскоп рассмотреть пыльцу. Эти наблюдения ребята запоминают более прочно, чем рассматривая рисунки в учебнике.

Выполняя практическую работу свои наблюдения и результаты учащиеся записывают в таблицу. Выявляют сходства или различия в строении, морфологии, определяют систематическую принадлежность растений.

Весной зацвел гиппеаструм. И наш исследовательский проект «Размножение цветковых растений на примере класса однодольных семейства Лилейных» начался с проблемного вопроса «А как происходит опыление?» во время практической работы «Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях».  

Мы решили проследить все этапы развития нового растения из семян до цветения и последующего образования семян. Для этого мы применили несколько методов изучения: наблюдение, изучение литературы, поиск информации, описание и поставили эксперимент. Сейчас эксперимент на стадии наблюдения и фиксации изменений.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по теме "Лабораторные и практические работы как средство эффективной реализации аудиторной самостоятельной работы студентов"

Организация аудитрной самостоятельной  деятельности   студентов требует подготовки качественных методических материалов. Предлагаемый презентационный материал - результат обобщения...

Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)

В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в бы...

Основы организации групповой деятельности обучающихся на уроках химии в рамках проведения лабораторных и практических работ

Важную роль на ЛПЗ играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также предварительный инструктаж. Преподаватель дол...

Практическая работа как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроля за знаниями учащихся в настоящее время является актуальной. Поэтому данная статья будет полезна учител...

«Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся»

Важную роль  при изучении биологии, в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению предме...

Презентация "Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся"

Для оценки качества общего образования используют международную программу по оценке образовательных достижений учащихся PISAВ данной программе исследуется функциональная грамотность, которая имеет 6 н...