«Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся»
методическая разработка по биологии (5, 6, 7 класс)

Важную роль  при изучении биологии, в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению предмета, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Ефимова Г.В., учитель биологии МКОУ СОШ № 16 г.Бирюсинска

«Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся»

Для оценки качества общего образования используют международную программу по оценке образовательных достижений учащихся PISA

В данной программе исследуется функциональная грамотность, которая имеет 6 направлений:

  1. Читательская грамотность
  2. Математическая грамотность
  3. Естественно-научная грамотность
  4. Глобальные компетенции
  5. Финансовая грамотность
  6. Креативное мышление

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования.

Он должен:

• уметь самостоятельно приобретать знания;

• применять их на практике для решения разнообразных проблем;

• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

То есть владеть естественно-научной  грамотностью.

Важную роль в этом, при изучении биологии, в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению предмета, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала

В ходе изучения биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний.

Я остановлюсь на нескольких примерах такого рода работ, на которых и формируется естественно-научная функциональная грамотность.

  1. Класс: Лабораторная работа «

Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

1. Цель: Создать условия для изучения особенностей эритроцитов человека в сравнительном плане и выявление связи особенности строения с выполняемой функцией.

2.  Планируемые результаты обучения:

Личностные: Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, развитие интеллектуальных умений.

Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности.

Познавательные: Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу  в виде текстов, рисунков, таблиц, выводов.

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение организовывать свою деятельность (самостоятельная работа по инструкции за установленное время); оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные: Проводить наблюдение и описание клеток крови человека и лягушки на готовых микропрепаратах; выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.

При выполнении лабораторной работы учащиеся работают с микропрепаратами, делают рисунки, заполняют таблицу «Сравнительная характеристика форменных элементов крови»:

Элемент крови

Продолжительность жизни

Наличие ядра

Количество в 1 мм. куб

Форма

Функции

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

По окончании работы учащиеся выполняют следующее задание.

В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь

врачу придется определять, где, чей анализ. У него три пациента, с разными

симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Свой выбор

обоснуйте.

Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость.

Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах.

Обильное потоотделение.

Анализ № Х (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Учреждение Поликлиника

Результат

Норма

Гемоглобин

140г/л

120-160 г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4-5 млн/л

Лейкоциты

247 тыс/л

180-320 тыс./л

Тромбоциты

12 тыс/л

4-9 тыл

СОЯ (v оседания эритроцитов)

10 мм/ч

2-10 мм/ч

Анализ крови №Z (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Учреждение Поликлиника

Результат

Результат

Норма

Гемоглобин

100г/л

120-160 г/л

Эритроциты

3,2 млн/л

4-5 млн/л

Лейкоциты

247 тыс/л

180-320 тыс./л

Тромбоциты

4,5 тыс/л

4-9 тыл

СОЯ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2-10 мм/ч

Анализ крови № Y (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Учреждение Поликлиника

Результат

Норма

Гемоглобин

130г/л

120-160 г/л

Эритроциты

4,3 млн/л

4-5 млн/л

Лейкоциты

410 тыс/л

180-320 тыс./л

Тромбоциты

5 тыс/л

4-9 тыл

СОЯ (v оседания эритроцитов)

7 мм/ч

2-10 мм/ч

        Лабораторная работа, 9, 11 класс «Модификационная изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

На совещании руководства  животноводческого комплекса решался вопрос о закупке 36 коров одной породы обанкротившегося соседского хозяйства. Главный зоотехник, выступавший на совещании по данному вопросу, предоставил членам правления таблицу, в которой приводился среднегодовой процент содержания жира в молоке у каждой из коров (см. Таблицу № 1), и свои соображения о необходимости покупки стада. Так, он утверждал, что покупка нерентабельна, так как она приведет к снижению общей жирности молока в одном из хозяйств комплекса(средняя жирность молока в этом стаде на момент проведения совещания составляла 4,1, а количество коров-42).

  1. Составьте вариационный ряд изменчивости жирности коровьего молока в стаде коров.
  2. Постройте график вариационной кривой жирности молока в стаде коров одной породы, используя для этого следующие обозначения:

Х-значение признака (жирность молока);

У-частота встречаемости признака.

Убедительны ли аргументы зоотехника? Докажите свой ответ, вычислив среднюю жирность молока в покупаемом стаде.

Жирность коровьего молока в стаде коров (%)

3,9

3,8

3,7

3,5

4,0

3,9

3,8

3,8

4,1

4,2

3,9

3,8

3,9

3,6

3,9

4,0

4,3

4,0

3,9

3,8

3,6

4,0

4,1

3,7

4,2

3,9

4,0

4,1

4,0

3,6

3,7

3,8

3,7

3,9

4,1

3,9

Лабораторная работа по фотосинтезу растений с использованием цифрового оборудования «Точка роста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место лабораторных и практических работ на уроках биологи

пример оформления дневника экологической практики...

«Самостоятельные и практические работы на уроках географии как средство развития универсальных учебных действий у учащихся».

Статья о роли самостоятельных и практических работ в формировании   универсальных учебных действий у учащихся на уроках географии....

Место лабораторных и практических работ на уроках биологии

В докладе говорится о том, как правильно организовать и провести лабораторные работы по биологии....

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МБОУ СОШ с.Хумалаг на тему: Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучения предмету.

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МКОУ СОШ с.Хумалаг на тему: "Самостоятельная работа на уроке   биологии как средство повышения качества обучени...

Презентация "Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся"

Для оценки качества общего образования используют международную программу по оценке образовательных достижений учащихся PISAВ данной программе исследуется функциональная грамотность, которая имеет 6 н...