«Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся»
методическая разработка по биологии (5, 6, 7 класс)
Важную роль при изучении биологии, в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению предмета, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Ефимова Г.В., учитель биологии МКОУ СОШ № 16 г.Бирюсинска
«Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся»
Для оценки качества общего образования используют международную программу по оценке образовательных достижений учащихся PISA
В данной программе исследуется функциональная грамотность, которая имеет 6 направлений:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Глобальные компетенции
- Финансовая грамотность
- Креативное мышление
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования.
Он должен:
• уметь самостоятельно приобретать знания;
• применять их на практике для решения разнообразных проблем;
• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
То есть владеть естественно-научной грамотностью.
Важную роль в этом, при изучении биологии, в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению предмета, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала
В ходе изучения биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний.
Я остановлюсь на нескольких примерах такого рода работ, на которых и формируется естественно-научная функциональная грамотность.
- Класс: Лабораторная работа «
Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
1. Цель: Создать условия для изучения особенностей эритроцитов человека в сравнительном плане и выявление связи особенности строения с выполняемой функцией.
2. Планируемые результаты обучения:
Личностные: Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, развитие интеллектуальных умений.
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности.
Познавательные: Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу в виде текстов, рисунков, таблиц, выводов.
Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение организовывать свою деятельность (самостоятельная работа по инструкции за установленное время); оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные: Проводить наблюдение и описание клеток крови человека и лягушки на готовых микропрепаратах; выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.
При выполнении лабораторной работы учащиеся работают с микропрепаратами, делают рисунки, заполняют таблицу «Сравнительная характеристика форменных элементов крови»:
Элемент крови | Продолжительность жизни | Наличие ядра | Количество в 1 мм. куб | Форма | Функции |
Эритроциты | |||||
Лейкоциты | |||||
Тромбоциты |
По окончании работы учащиеся выполняют следующее задание.
В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь
врачу придется определять, где, чей анализ. У него три пациента, с разными
симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Свой выбор
обоснуйте.
Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость.
Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.
Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.
Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах.
Обильное потоотделение.
Анализ № Х (фрагмент)
Ф.И.
Возраст
Учреждение Поликлиника
Результат | Норма | |
Гемоглобин | 140г/л | 120-160 г/л |
Эритроциты | 4,3 млн/л | 4-5 млн/л |
Лейкоциты | 247 тыс/л | 180-320 тыс./л |
Тромбоциты | 12 тыс/л | 4-9 тыл |
СОЯ (v оседания эритроцитов) | 10 мм/ч | 2-10 мм/ч |
Анализ крови №Z (фрагмент)
Ф.И.
Возраст
Учреждение Поликлиника
Результат
Результат | Норма | |
Гемоглобин | 100г/л | 120-160 г/л |
Эритроциты | 3,2 млн/л | 4-5 млн/л |
Лейкоциты | 247 тыс/л | 180-320 тыс./л |
Тромбоциты | 4,5 тыс/л | 4-9 тыл |
СОЯ (v оседания эритроцитов) | 7 мм/ч | 2-10 мм/ч |
Анализ крови № Y (фрагмент)
Ф.И.
Возраст
Учреждение Поликлиника
Результат | Норма | |
Гемоглобин | 130г/л | 120-160 г/л |
Эритроциты | 4,3 млн/л | 4-5 млн/л |
Лейкоциты | 410 тыс/л | 180-320 тыс./л |
Тромбоциты | 5 тыс/л | 4-9 тыл |
СОЯ (v оседания эритроцитов) | 7 мм/ч | 2-10 мм/ч |
Лабораторная работа, 9, 11 класс «Модификационная изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
На совещании руководства животноводческого комплекса решался вопрос о закупке 36 коров одной породы обанкротившегося соседского хозяйства. Главный зоотехник, выступавший на совещании по данному вопросу, предоставил членам правления таблицу, в которой приводился среднегодовой процент содержания жира в молоке у каждой из коров (см. Таблицу № 1), и свои соображения о необходимости покупки стада. Так, он утверждал, что покупка нерентабельна, так как она приведет к снижению общей жирности молока в одном из хозяйств комплекса(средняя жирность молока в этом стаде на момент проведения совещания составляла 4,1, а количество коров-42).
- Составьте вариационный ряд изменчивости жирности коровьего молока в стаде коров.
- Постройте график вариационной кривой жирности молока в стаде коров одной породы, используя для этого следующие обозначения:
Х-значение признака (жирность молока);
У-частота встречаемости признака.
Убедительны ли аргументы зоотехника? Докажите свой ответ, вычислив среднюю жирность молока в покупаемом стаде.
Жирность коровьего молока в стаде коров (%)
3,9 | 3,8 | 3,7 | 3,5 | 4,0 | 3,9 | 3,8 | 3,8 | 4,1 |
4,2 | 3,9 | 3,8 | 3,9 | 3,6 | 3,9 | 4,0 | 4,3 | 4,0 |
3,9 | 3,8 | 3,6 | 4,0 | 4,1 | 3,7 | 4,2 | 3,9 | 4,0 |
4,1 | 4,0 | 3,6 | 3,7 | 3,8 | 3,7 | 3,9 | 4,1 | 3,9 |
Лабораторная работа по фотосинтезу растений с использованием цифрового оборудования «Точка роста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место лабораторных и практических работ на уроках биологи
пример оформления дневника экологической практики...
Использование информационных технологий и интернет ресурса на уроках биологии, как средство повышения познавательной активности учащихся
Мастер-класс по использованию ИКТ на уроках биологии...
«Самостоятельные и практические работы на уроках географии как средство развития универсальных учебных действий у учащихся».
Статья о роли самостоятельных и практических работ в формировании универсальных учебных действий у учащихся на уроках географии....
Место лабораторных и практических работ на уроках биологии
В докладе говорится о том, как правильно организовать и провести лабораторные работы по биологии....
Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МБОУ СОШ с.Хумалаг на тему: Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучения предмету.
Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МКОУ СОШ с.Хумалаг на тему: "Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучени...
Презентация "Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся"
Для оценки качества общего образования используют международную программу по оценке образовательных достижений учащихся PISAВ данной программе исследуется функциональная грамотность, которая имеет 6 н...