Вода, которую мы пьем
проект по биологии

Батуева Марина Борисовна

  Вода - самое распространенное на нашей планете и самое загадочное вещество. Она существует в самых разных состояниях, обладая множеством жизненно важных свойств. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Но в течение последних десятилетий наблюдается постоянное ухудшение качества питьевой воды. Вопрос чистой воды напрямую связан с гомографической проблемой, которая заключается не только в увеличении рождаемости, но и в снижении смертности, увеличении продолжительности жизни россиян.

Вода - источник жизни, именно поэтому проблема защиты воды стоит на первом месте у всех экологических объединений. Физико-химические свойства воды необходимы для жизнедеятельности окружающего мира, животных и людей.

Организм человека на 70% состоит из воды. Она является для нас самым главным ингредиентом для того, чтобы иметь здоровое тело и отличное самочувствие. Ничто так не влияет на наше здоровье, как её потребление. Вода необходима для пищеварения, для деятельности почек и печени. Она так же содержится в мышцах и легких человека, в овощах и фруктах. Талая вода улучшает обмен веществ, усиливает кровоснабжение, снижает количество холестерина в крови и успокаивает сердце. Для существования живого организма необходимо постоянное содержание воды в определенном количестве. Поэтому следует принимать серьезные меры по охране воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_kotoruyu_my_pyom.docx675.21 КБ
Файл Вода, которую мы пьём2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мылинская средняя общеобразовательная школа

им. Героя России Ж.Б. Гомбоева»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Вода, которую мы пьём»

Выполнил: Хандуев Зоригто,

учащийся 6 класса

Руководитель: Батуева М.Б.,

учитель биологии и географии

у. Мыла

2024 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…3

Глава 1. Вода. Что мы знаем о ней?

1. 1 Виды воды и методы её исследования…… …………………….6

1. 2 Влияние воды на физиологию человека …………………….......7

Глава 2. Анализ качества воды улуса Мыла

2. 1 Определение качества воды в пробах путем опытов……………10

2. 2 Анкетирование учащихся и работников школы ………………..13

Заключение ……………………………………………………………15

Список использованной литературы ……………………………...16

Введение

Вода - самое распространенное на нашей планете и самая загадочное вещество. Она существует в самых разных состояниях, обладая множеством жизненно важных свойств. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Но в течение последних десятилетий наблюдается постоянное ухудшение качества питьевой воды. Вопрос чистой воды напрямую связан с гомографической проблемой, которая заключается не только в увеличении рождаемости, но и в снижении смертности, увеличении продолжительности жизни россиян.

Вода - источник жизни, именно поэтому проблема защиты воды стоит на первом месте у всех экологических объединений. Физико-химические свойства воды необходимы для жизнедеятельности окружающего мира, животных и людей. 

Организм человека на 70% состоит из воды. Она является для нас самым главным ингредиентом для того, чтобы иметь здоровое тело и отличное самочувствие. Ничто так не влияет на наше здоровье, как её потребление. Вода необходима для пищеварения, для деятельности почек и печени. Она так же содержится в мышцах и легких человека, в овощах и фруктах. Талая вода улучшает обмен веществ, усиливает кровоснабжение, снижает количество холестерина в крови и успокаивает сердцеДля существования живого организма необходимо постоянное содержание воды в определенном количестве. Поэтому следует принимать серьезные меры по охране воды.

Вода – единственное вещество на Земле, которое имеет сразу три агрегатных состояния: твердое (лед), жидкое (вода) и газообразное (водяной пар).  На Земле содержится примерно 361,13 млн км2 воды, причём пресные воды составляют порядка 10% общего планетарного запаса. 3\4 поверхности нашей планеты занято океанами и морями.  Твердой водой, то есть снегом и льдом – покрыто 20% суши. От воды так же зависит климат планеты. Если бы не вода, земля давно бы остыла.

В данном проекте рассмотрены актуальные вопросы чистоты водных ресурсов родного улуса Мыла. На основе проделанных опытов дана характеристика качества воды, пробы которой взяты из разных источников нашей деревни. Для этого мы изучили различные методы исследования качества воды и  отработали их вместе с учителем биологии и географии.

Актуальность темы: Вода создала нашу планету, и наша жизнь без нее невозможна. Она является главным компонентом жизни. Именно поэтому необходимо её изучение.

Разработанность:

1. Зацепина Г. Н. Физические свойства и структура воды. – М.: МГУ, 2010.

        Свойства воды интересуют научных работников разных специальностей – физиков, химиков, биологов, геологов. До настоящего времени не разработана теория жидкого состояния и нет теории, объясняющей удивительные свойства воды, которые обычно классифицируются как «аномальные» по сравнению с аналогичными свойствами простых жидкостей. Именно этим свойствам обязаны многие геологические особенности. Земля и сама жизнь настоящая монография является первой книгой на русском языке, где систематически рассмотрены свойства молекулы O, свойства пара, свойства различных кристалловO и свойства воды в жидком состоянии. Одна из глав книги посвящена природе водородной связи, которая наряду с особенностями структуры молекулы воды определяют свойства этой жидкости. Книга рассчитана на научных работников и студентов.

        2.Вода: структура, состояние, сольватизация. Достижения последних лет. – М.: Наука, 2005

        Книга (десятая из серии монографий «Проблемы химии растворов») является коллективным научным трудом, посвященным изучению свойств воды на молекулярном и надмолекулярном уровнях в широком диапазоне p-Т-параметров, включая сверхкритическое и переохлажденное состояния, а также описанию состояния воды в реальных условиях – при контакте с органическими растворителями, твердыми пористыми материалами и на границе раздела жидкость/газ.

3. Дроздов И. В. Удивительная биология. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.

        Книга рассказывает о загадочных и малоизученных явлений природы, об удивительных тайнах «братьев наших меньших», о новейших достижениях в области биологии и зарубежных ученых. Это интересное чтение для школьников и студентов, увлекающихся биологией, а также хорошее подспорье для преподавателей при подготовке к занятиям.

Цели проекта:

Показать важность воды в жизни человека.

Задачи проекта:

1. Собрать и проанализировать информацию из книг, журналов и интернет ресурсов о выбранной теме;

2. Провести анкетирование среди учащихся и работников школы «Мылинская СОШ им. Героя России Ж.Б. Гомбоева»: «Какую воду мы пьем?»;

3. Провести опыты для определения качества воды из различных источников водоснабжения нашей деревни;

4. Изучить роль воды в жизни человека.

Объекты исследования проекта - вода из колодцев улиц Школьная, Советская улуса Мыла Закаменского района Республики Бурятия, колодезная вода из дома, вода из источника Хара Уhан.

Предмет: качество воды у. Мыла.

Методы: исследование, опыты, анкетирование, сбор информации.

Глава 1. Вода. Что мы знаем о ней?

1.1. Виды воды и методы её исследования.

Вода (оксид водорода) - бинарное неорганическое соединение с химической формулой O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного кислорода, которые соединены ковалентной связью. При нормальных условиях вода представляет прозрачную жидкость, не имеющую цвета, запаха и вкуса.  Уникальность воды в том, что она достаточно хорошо растворяет органические и неорганические вещества, обеспечивая высокую скорость протекания химических реакций и в то же время – достаточную сложность образующихся комплексных соединений.

Виды воды по особенностям происхождения, состава или применения:

По содержанию катионов кальция и магния: мягкая, жесткая;

По изотопам водорода в молекуле: легкая, тяжелая, сверхтяжелая;

И другие виды: пресная, дождевая, талая, морская, подземная, поверхностная, минеральная и т.д.

Исследование воды нужно проводить регулярно так как есть такие ситуации, в которых проверка качества воды просто необходима:

- Изменение цвета, вкуса и запаха. Если вода поменяла свои характеристики следует провести анализ воды так как возможно вода стала опасной.

- Строительство промышленного объекта рядом со скважиной. Фабрики, заводы, оживленные шоссе или хранилища удобрений могут испортить качество этой воды.

- Техногенная авария неподалеку от участка.  Исследование в этом случае нужно для того, чтобы удостовериться не отравлены ли подземные воды.

Существуют следующие методы исследований проб сточных и питьевых вод:

Химический — применяется весовой и объемный методы анализа.

Электрохимический — процедура использует полярографический и потенциометрический методы анализа.

Оптический — образец исследуется посредством фотометрических, люминесцентных и спектрометрических методик. Используются для покомпонентного тестирования как питьевых, сточных, так и хозяйственно-бытовых, промышленных вод.

Фотохимический — покомпонентный состав пробы определяется фотохимическим методом.

Хроматографический — один из самых сложных типов исследования, который использует метод тонкослойной хроматографии, жидкостной колоночной хроматографии и высокоэффективной жидкостной хроматографии.

Органолептический — эталонный метод исследования проб. Применяется исключительно к питьевым видам образцов.

Токсикологический и радиационный — приборные способы проверки наличия в предъявленном образце вредных для здоровья токсинов, α и β-частичек.

Перечисленные типы исследований разработаны для проверки качества жидкости применяемой для приготовления пищи, питья и используемой в хозяйственно-бытовых нуждах.

1.2. Влияние воды на физиологию человека.

Вода очень сильно влияет на физиологию человека. Она доставляет питательные вещества в клетки организма и уносит отходы жизнедеятельности. Вода самый ценный для человека продукт так как наш организм на 60-70% состоит из воды. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Содержание в различных органах составляет 70 - 90%. Так же с возрастом количество воды в организме меняется. В новорожденном ребенке содержится около 80% воды, а во взрослом около 70%. Вода присутствует во всех тканях и органах нашего организма, например,

 - Мозг содержит - 75 %

- Сердце - 75%

- Легкие - 85%

- Печень - 86%

- Почки - 83%

- Мышцы - 75%

- Кровь - 83%.

При потере воды менее 2% появляется чувство жажды, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при 10% - галлюцинации, а потеря 10-20% воды опасна для жизни. Для работы всех систем человеку необходимо как минимум 2 литра воды в день. Недостаток воды тяжело переносится организмом. Вода так же участвует в процессе дыхания потому, что дышать сухим воздухом человек сможет относительно недолго. Вода необходима для жизнедеятельности организма; её количество должно вновь пополняться. Внутриклеточная жидкость необходима для восстановления и исцеления организма природным способом. Она регулирует температуру тела и не дает клеткам слипаться.

Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины с помощью мочеиспускания и потоотделения. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества. Расщепляясь в пищеварительной системе, питательные вещества становятся водорастворимыми. Вода позволяет питательным элементам проходить через капилляры в стенках кишечника в кровь, где цельные питательные вещества и кислород доставляется по всему телу. Кроме того, она служит смазкой для суставов и костей, защищает от ударов внутренние органы. Поскольку в мышцах содержится больше воды, чем в жире, то, чем мы стройнее, тем больше воды в нашем теле. Обезвоживание способствует развитию многих болезней.

     Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для огорода. Конечно, многие овощи будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.

Но вода несет в себе и опасность. Известно, что потребление воды приводит к перегрузке сердечно-сосудистой системы и ослабляет организм. Вода ещё может выступать как передатчик инфекционных заболеваний.  Поэтому, питьевая вода всегда должна быть чистой и без загрязнений, которые могут повлиять на здоровье человека и его самочувствие. Итак, я убедилась, что вода играет огромную роль в жизни каждого человека и природы в целом.

Глава 2. Анализ качества воды улуса Мыла

2.1. Определение качества воды в пробах путем опытов

Для исследования питьевой воды существует много способов и опытов. Среди них есть опыты, проводящиеся на уроках химии, показывающие качество исследуемой воды, её щелочность, содержание твердых примесей и примесей органического происхождения.

В ходе своей работы я выполнила опыты с водой из разных источников нашей деревни и провела анкетирование учащихся и работников школы.

Опыт №1

Определим имеет ли вода твердые примеси. Приготовим бумажный фильтр и отфильтруем воду. Вода из источника имеет незначительный осадок. Вода из колодца имеет небольшой осадок из твердых примесей. Вода из водопровода имеет осадок, в ней присутствует небольшое количество твердых примесей

(рисунок 1).

Вывод: следуя из результатов этого опыта, мы получили, что вода из источника чище и её можно употреблять.

Рисунок 1. Проверка наличия твердых примесей опытом.

Опыт №2

Определим прозрачность воды. Установим цилиндр на печатный лист и нальем в него воду. Через воду можно прочитать текст. Вода из родника чистая и текст прочитать легко. Вода из колодцев мутная, но текст можно прочитать. Вода из дома прозрачная, текст читается легко (рис.2)

Вывод: проведенный опыт показал, что вода из источника и из дома является прозрачнее, чем вода из колодцев.

C:\Users\школа\Desktop\Заброденко Яна\сделанное\DSCN9894.JPG

Рисунок 2. Определение прозрачности воды путем опыта.

Опыт №3

   Определим наличие микроорганизмов в воде из разных источников. Для этого мы взяли пробы воды и посмотрели через микроскоп. В результате оказалось, что микроорганизмов в воде из дома и источника нет, а в воде из колодцев есть какие-то микроорганизмы. Микроорганизмы – это группа настолько маленьких живых организмов, что они не видны человеческим зрением. Также я заметил двигающиеся объекты в воде из колодцев – это бактерии, которые наносят вред здоровью человека и очень быстро размножаются в теплой среде.

   Вывод: Вода из источника и из дома более пригодна к употреблению нежели колодезная.

C:\Users\User\Desktop\-5289935898374432521_121.jpgC:\Users\User\Desktop\-5289935898374432522_121.jpg

C:\Users\User\Desktop\-5289935898374432523_121.jpgC:\Users\User\Desktop\-5289935898374432527_121.jpg

В ходе проведенных опытов было доказано, что вода из колодца не очень чистая и применять ее в пищу желательно после кипячения, но человеку для поддержания здоровья нужна «живая» родниковая вода (вода из источника).

2.2. Анкетирование учащихся и работников школы

Для того чтобы выяснить мнение учащихся и работников школы о качестве воды, мы провели анкетирование среди учеников и работников школы.

В ходе анкетирования мы задали несколько вопросов:

- Пьете ли вы воду из колодцев?  

- Пользуетесь ли вы фильтром? (таблица 1)

- Где еще вы берете воду? (таблица 2)

- Что вы думаете о качестве воды? (таблица 3)

       Вот что вышло:

Таблица 1.

Результаты 1-2 вопросов

Вопрос\ ответ

да

нет

Пьете ли вы воду из колодцев?

6

34

Пользуетесь ли бытовым фильтром?

8

32


Диаграмма 1. Пьете ли вы воду из колодцев?    Диаграмма 2. Пользуетесь ли вы бытовым фильтром?

Вывод: в результате данного опроса сделан вывод, что 85% опрошенных не пьют воду из колодцев. 20% людей, принявших участие в анкетировании, пользуются бытовым фильтром.

Таблица 2.

Результат 3 вопроса анкеты.

Вопрос\ ответ

Дома

В источнике

Где вы берете воду?

24

10

        

Вывод: опрос показал, что 70% опрошенных берут воду дома, 30% в источнике.

Таблица 3. Результат 4 вопроса анкеты.

Вопрос\ответ

плохое

хорошее

нормальное

Что вы думаете о качестве воды?

7

6

27

Вывод: 18% людей, принявших участие в анкетировании, считают, что вода в Мыле плохая. 15% опрошенных считают, что хорошая и 67% считают, что нормальная.

Исходя из результатов, проведенного анкетирования, сделан вывод о том, что данная проблема актуальна и важна для каждого из нас. Поэтому следует прежде всего заботиться о качестве воды: вовремя очищать водонапорные башни, менять старые ржавые трубы и по возможности ставить фильтры.

Заключение

Человек – это часть природы.  Люди, используя ресурсы, а также, производя огромное количество различных бытовых и химических отходов нарушают круговорот веществ, и природа их просто не в силах переработать.

Именно из-за жизнедеятельности человечества водная проблема стала одной из самых главных. Вода на нашей планете зародила жизнь. Из-за того, что мы привыкли к ней и часто забываем о том, что вода – это иссекаемый ресурс, и она не безгранична. А если исчезнет вода, то исчезнет и жизнь

В связи с этим я хочу предложить ряд мероприятий:  

1.  Не сбрасывать в реку и не оставлять на берегу бытовой мусор, промышленные и сельскохозяйственные отходы;

2.  Не мыть автомобили у рек и источников;

3.  Проводить мероприятия по уборке улиц от бытового мусора.

   Изучая этот вопрос, я многое узнал о качестве воды и её свойствах. Как зависит здоровье человека от воды. Проверить качество воды мне помогли опыты. От людей зависит будущее, да и вообще жизнь планеты. Опрос учащихся и работников Мылинской СОШ показал, что они не довольны качеством воды из колодцев. Хотелось бы, чтобы люди установили фильтры для очищения воды, и администрация занялась ремонтом и очищением водонапорных башен. Ведь вода – источник жизни!

Только сравнительно недавно люди стали осознавать, что природа – храм, а не мастерская, а человек – часть природы. Поэтому использовать все природные ресурсы нужно рационально, и необходимо позаботиться об очистке вод в чистую и пригодную для питья воду.

Список используемой литературы1. Вода: структура, состояние, сольватизация. Достижения последних лет. – М.: Наука, 2005.

2. Дроздов И. В. Удивительная биология. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.

3. Зацепина Г. Н. Физические свойства и структура воды. – М.: МГУ, 2010.

     4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вода

5. http://www.rodina-portal.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мылинская средняя о бщеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Ж.Б.Гомбоева » Вода, которую мы пьем Батуева Мария Борисовна, учитель биологии и географии

Слайд 2

Задача Определить качество воды в с.Мыла Проблема Ухудшение качества воды

Слайд 3

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Вода из разных источников с.Мыла ГИПОТЕЗА Воду надо фильтровать

Слайд 4

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАН Исследуем объект (опыты). Результаты занесём в «Лист наблюдений». Сравним полученные результаты с эталоном «Свойства воды». Сделаем выводы.

Слайд 7

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ГРУППА 1 Опустить предметы в стакан с жидкостью ГРУППА 2 Сравнить цвет жидкости с цветом полоски ГРУППА 3 Определить жидкость по запаху ГРУППА 4 Определить жидкость на вкус ГРУППА 5 Определить, исследуемая жидкость – растворитель? ГРУППА 6 Очистить жидкость при помощи фильтра

Слайд 8

ОПЫТ №1 Определение прозрачности ВЫВОД: ЖИДКОСТЬ ПРОЗРАЧНА

Слайд 9

ОПЫТ №2 Определение цвета ВЫВОД: ЖИДКОСТЬ БЕСЦВЕТНА

Слайд 10

ОПЫТ №3 Определение запаха ВЫВОД: ЖИДКОСТЬ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА

Слайд 11

ОПЫТ №4 Определение вкуса ВЫВОД: ЖИДКОСТЬ НЕ ИМЕЕТ ВКУСА

Слайд 12

ОПЫТ №6 Очистить жидкость при помощи фильтра ВЫВОД: ЖИДКОСТЬ ПОСЛЕ ФИЛЬТРАЦИИ СТАНОВИТСЯ ЧИЩЕ

Слайд 13

ГИПОТЕЗА ВОДУ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ФИЛЬТРОВАТЬ!!!!

Слайд 14

Свойства воды. Выводы. № опыта Вывод Опыт №1. Вода прозрачна. Опыт №2. Вода бесцветна. Опыт №3,4. Чистая вода не имеет запаха и вкуса. Опыт №5. Вода – растворитель. Опыт №6. Воду можно, НУЖНО очищать (фильтровать). Решение проблемы. Вода. Свойства воды.

Слайд 15

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАН Исследуем объект (опыты). Результаты занесём в «Лист наблюдений». Сравним полученные результаты с эталоном «Свойства воды». Сделаем выводы.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проект по теме Вода которую мы пьем

Проектно-исследовательская работа группы учащихся на элективном курсе по химии "Химический анализ окружающей среды". Сформированная группа ребят по теме экологическое состояние питьевой воды в п. Петр...

Кружок по химии "Вода, которую мы пьем"

Кружок по химии "Вода, которую мы пьем"...

Проект по теме "Вода, которую мы пьем"

Проект по теме "Вода, которую мы пьем"...

Презентация проект по теме "Вода, которую мы пьем"

Презентация проект по теме "Вода, которую мы пьем"...

Исследование воды, которую мы пьем

Какую воду мы пьём? Как и чем определяется качество питьевой воды? Как от состава воды зависит здоровье человека? Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со ...

Проектная работа моих учеников на тему: "Вода, которую мы пьем"

1.     Полное название проекта  Вода, которую мы пьём2.     ФИО  автора 1  Сазонов Александр Сергеевич...

Исследование воды, которую мы пьем

Исслледовательская работа о качествах воды, выполненная Ухаловой динарой под моим руководством....