11 кл Технологическая карта "Видовая и пространственная структура экосистемы"
план-конспект урока по биологии (11 класс)
11 класс Технологическая карта- конспект. Тема: " Видова и пространственная структура экосистемы" . Биология : 11 класс: базовый уровень: учебник / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, А.М. Рубцов (и др); под ред. В.В. Пасечника - 6-е изд - Москва: Просвящение, 2024 - 272 с
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl_tk_p20_str_soobshchestva.docx | 48.92 КБ |
Предварительный просмотр:
11 кл П10
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: «Видовая и пространственная структура экосистемы»
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Экологические факторы делятся: (биотические, абиотические, антропогенные)
Формы отношений биотических факторов: (симбиоз, антибиот, нейтрализм)
Аменсализм- это (когда один з совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы)
Комменсализм- это (один из партнеров (комменсал) возлагает на другого (хозяина) регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой. При этом комменсал получает пользу от таких отношений, а хозяин не получаен ни вреда, ни польза)
Мутуализм-это (организмы-симбиоты не могут существовать друг без друга)
- Актуализация
На прошлом уроке изучили , что такое экосистема. Из чего она состоит? Вспомним факторы живой природы? (биотические, абиотические и антропогенные). Сегодня рассмотрим структуры экосистемы.
4.Новая тема
Тема: «Видовая и пространственная структура экосистемы»
Структура сообщества - соотношение групп организмов по какому-либо признаку или по характеру их распределения в среде обитания.
Структура экосистемы
видовая пространственная экологическа
- Видовая структура сообщества включает видовой состав входящих в него организмов и количественное соотношение видовых популяций.
компонент | особенности |
видовое богатство | общий набор видов сообщества, который выражается списками представителей разных групп организмов |
видовое разнообразие | показатель, отражающий не только качественный состав биоценоза, но и количественные взаимоотношения видов |
Видовое разнообразие- признак устойчивости сообщества.
- Пространственная структура
компонент | особенности |
вертикальная (ярусность) | расположение видов в вертикальном направлении. Формируется благодаря наличию растений разной высоты, образующих ярусы |
горизонтальная (мозаичность) | расположение видов в горизонтальном направлении. Формируется вследствие неоднородности почвы и рельефа в биотопе. Благодаря формированию горизонтальной структуры экосистема более полно использует возможности биотопа: активно потребляются пищевые ресурсы, увеличивается количество видов и , как следствие, возрастает стабильность системы |
- Экологическая структура
По способу питания живые организмы
автотрофы гетеротрофы
(самопитающиеся) (питающиеся другими)
организмы, образующие органическое организмы, потребляющие готовое
вещество своего тела из неорганических органическое вещество других организмов
веществ в результате процессов фотосин- и продуктов их жизнедеятельности
теза и хемосинтеза
фототрофы хемотрофы
компонент | особенности |
продуценты | автотрофные организмы, которые преобразуют энергию Солнца или химических реакций в энергию органических соединений. Сюда относятся растения и некоторые бактерии. |
консументы | гетеротрофные организмы, использующие готовые органические вещества (в виде пищи) как источник энергии и веществ, необходимых для их жизнедеятельности. Чаще всего животные, некоторые (паразитические) грибы и бактерии, а также растения- хищники и растения-паразиты |
редуценты | Грибы и гетеротрофные микроорганизмы, разлагающие органические вещества до неорганических |
Продуценты, консументы, редуценты образуют в экосистеме трофические уровни, которые тесно взаимосвязаны между собой переносом питательных веществ и энергии -процессом, который необходим для круговорота веществ, рождения новой жизни.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Трофический уровень- совокупность организмов, получающих преобразованную в пищу энергию Солнца через одинаковое число посредников пищевой цепи.
Трофические уровни пастбищной цепи
уровень | описание |
первый | образуют продуценты- производители биологического вещества -автотрофы |
второй | образуют консументы - первого порядка, или первичные консументы (растительноядные животные, которые питаются консументами)- фитофаги |
третий | образуют консументы, которые поедают растительноядных животных первого порядка,- консументы второго порядка, или вторичные консументы, или первичные хищники (плотоядные животные-хищники)- зоофаги |
четвертый и тд | образуют консументы третьего порядка, или третьичные консументы, или вторичные хищники (хищники, питающиеся вторичными консументами)- зоофаги |
последний | образуют редуценты, которые превращают отмершее органическое вещество в неорганическое соединение- детритофаги |
Природные сообщества могут коренным образом различаться по составу организмов, однако по трофической структуре они сходны: в них присутствуют основные экологические компоненты - продуценты (автотрофы), консументы различных порядков и редуценты (гетеротрофы).
Пищевые цепи (цепью питания) - это ряд организмов, последовательно связанных друг с другом пищевыми отношениями.
Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней отражаются в пищевых цепочках (трофических цепях), в которых каждое предыдущее звено служит пищей для последующего звена. Поток энергии и веществ идет однонаправленно: продуценты консументы редуценты
вид цепи | описание | пример |
пастбищная (консументная, или цепь выедания) | начинается с продуцентов (растений), производителей органического вещества. Преобладает в травянистых, водных экосистемах | живое растение растительноядное насекомое хищное насекомое насекомоядная птица хищная птица |
детритная (редуцентная, или цепь разложения) | начинается с органических веществ отмерших растений и животных. Преобладает в лесных экосистемах. | опавшие листья(детрит) почвенные бактерии, черви, грибы (детритофаги) почвенные насекомые и клещи хищные насекомые и насекомоядные животные |
- Закрепление материала
1.Выделяют структуры сообщества: . Охарактеризуйте.
2.По способу питания живые организмы:
3.Трофический уровень- это
4.Пищевая цепь- это
5.Структура пищевой цепи. Охарактеризуйте. Примеры.
6.Рефлексия
Закончите предложения:
- сегодня я узнала…
- было интересно…
- было трудно…
- я поняла, что…
- у меня получилось …
- меня удивило
7.Домашнее задание
П 20 чит, пересказ, знать понятия
11 кл П19 КАРТОЧКА
1.Экологические факторы делятся:
- Формы отношений биотических факторов:
3.Аменсализм- это
4.Комменсализм- это
5.Мутуализм-это
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Предмет: химия (9 класс), Тип урока Комбинированный. Урок изучения нового материалаЦель урока: Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в фор...
Структура экосистемы
Структура экосистемы...
Технологическая карта с дидактической структурой урока "Степень с натуральным показателем"
Урок разработан по ФГОС...
Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс
Тема урока: «Упрощение выражений»Урок первичного предъявления новых знаний...
Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...
Технологическая карта с дидактической структурой урока.
Технологическая карта с дидактической структурой урока....
презентация "История открытия пространственной структуры молекулы ДНК"
Модель строения пространственной структуры молекулы ДНК полностью подтверждена экспериментально и сыграла исключительно важную роль в развитии молекулярной биологии и генетики, а также ген...