11 кл Технологическая карта "Видовая и пространственная структура экосистемы"
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Нестерова Татьяна Валерьяновна

11 класс Технологическая карта- конспект. Тема: " Видова и пространственная структура экосистемы" . Биология : 11 класс: базовый уровень: учебник / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, А.М. Рубцов (и др); под ред. В.В. Пасечника - 6-е изд - Москва: Просвящение, 2024 - 272 с

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl_tk_p20_str_soobshchestva.docx48.92 КБ

Предварительный просмотр:

11 кл П10

                                           ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема: «Видовая и пространственная структура экосистемы»

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Экологические факторы делятся: (биотические, абиотические, антропогенные)

Формы отношений биотических факторов: (симбиоз, антибиот, нейтрализм)

Аменсализм- это (когда один  з совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы)

Комменсализм- это (один из партнеров (комменсал) возлагает на другого (хозяина) регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой. При этом комменсал получает пользу от таких отношений, а хозяин не получаен ни вреда, ни польза)

Мутуализм-это (организмы-симбиоты не могут существовать друг без друга)

  1. Актуализация

На прошлом уроке изучили , что такое экосистема. Из чего она состоит? Вспомним факторы живой природы? (биотические, абиотические и антропогенные). Сегодня рассмотрим структуры экосистемы.

4.Новая тема

Тема: «Видовая и пространственная структура экосистемы»

Структура сообщества - соотношение групп организмов по какому-либо признаку или по характеру их распределения в среде обитания.

                                          Структура  экосистемы

видовая                                      пространственная                              экологическа

  • Видовая структура сообщества включает видовой состав входящих в него организмов и количественное соотношение видовых популяций.

компонент

особенности

видовое богатство

общий набор видов сообщества, который выражается списками представителей разных групп организмов

видовое разнообразие

показатель, отражающий не только качественный состав биоценоза, но и количественные взаимоотношения видов

Видовое разнообразие- признак устойчивости сообщества.

  • Пространственная структура

компонент

особенности

вертикальная (ярусность)

расположение видов в вертикальном направлении. Формируется благодаря наличию растений разной высоты, образующих ярусы

горизонтальная (мозаичность)

расположение видов в горизонтальном направлении. Формируется вследствие неоднородности почвы и рельефа в биотопе. Благодаря формированию горизонтальной структуры экосистема более полно использует возможности биотопа: активно потребляются пищевые ресурсы, увеличивается количество видов и , как следствие, возрастает стабильность системы

  • Экологическая структура

                                    По способу питания живые организмы

автотрофы                                                                                      гетеротрофы

(самопитающиеся)                                                                    (питающиеся другими)

организмы, образующие органическое              организмы, потребляющие готовое

вещество своего тела из неорганических          органическое вещество других организмов  

веществ в результате процессов фотосин-        и продуктов их жизнедеятельности

теза и хемосинтеза

фототрофы                              хемотрофы

компонент

особенности

продуценты

автотрофные организмы, которые преобразуют энергию Солнца или химических реакций в энергию органических соединений. Сюда относятся растения и некоторые бактерии.

консументы

гетеротрофные организмы, использующие готовые органические вещества (в виде пищи) как источник энергии и веществ, необходимых для их жизнедеятельности. Чаще всего животные, некоторые (паразитические) грибы и бактерии, а также растения- хищники и растения-паразиты

редуценты

Грибы и гетеротрофные микроорганизмы, разлагающие органические вещества до неорганических

Продуценты, консументы, редуценты образуют в экосистеме трофические уровни, которые тесно взаимосвязаны между собой переносом питательных веществ и энергии  -процессом, который необходим для круговорота веществ, рождения новой жизни.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Трофический уровень- совокупность организмов, получающих преобразованную в пищу энергию Солнца через одинаковое число посредников пищевой цепи.

                           Трофические уровни пастбищной цепи

уровень

описание

первый

образуют продуценты- производители биологического вещества -автотрофы

второй

образуют консументы - первого порядка, или первичные консументы (растительноядные животные, которые питаются консументами)- фитофаги

третий

образуют консументы, которые поедают растительноядных животных первого порядка,- консументы второго порядка, или вторичные консументы, или первичные хищники (плотоядные животные-хищники)- зоофаги

четвертый и тд

образуют консументы третьего порядка, или третьичные консументы, или вторичные хищники (хищники, питающиеся вторичными консументами)- зоофаги

последний

образуют редуценты, которые превращают отмершее органическое вещество в неорганическое соединение- детритофаги

Природные сообщества могут коренным образом различаться по составу организмов, однако по трофической структуре они сходны: в них присутствуют основные экологические компоненты - продуценты (автотрофы), консументы различных порядков и редуценты (гетеротрофы).

Пищевые цепи (цепью питания) - это ряд организмов, последовательно связанных друг с другом пищевыми отношениями.

Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней отражаются в пищевых цепочках (трофических цепях), в которых каждое предыдущее звено служит пищей для последующего звена. Поток энергии и веществ идет однонаправленно: продуценты      консументы      редуценты

вид цепи

описание

пример

пастбищная (консументная, или цепь выедания)

начинается с продуцентов (растений), производителей органического вещества. Преобладает в травянистых, водных экосистемах

живое растение    растительноядное  насекомое       хищное насекомое        насекомоядная птица             хищная птица

детритная (редуцентная, или цепь разложения)

начинается с органических веществ отмерших растений и животных. Преобладает в лесных экосистемах.

опавшие листья(детрит)         почвенные бактерии, черви, грибы (детритофаги)      почвенные насекомые и клещи         хищные насекомые и насекомоядные животные

  1. Закрепление материала      

1.Выделяют структуры сообщества: . Охарактеризуйте.

2.По способу питания живые организмы:

3.Трофический уровень- это

4.Пищевая цепь- это

5.Структура пищевой цепи. Охарактеризуйте. Примеры.

6.Рефлексия

Закончите предложения:

  • сегодня я узнала…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я поняла, что…
  • у меня получилось …
  • меня удивило

7.Домашнее задание

П 20 чит, пересказ, знать понятия

             

11 кл П19      КАРТОЧКА

1.Экологические факторы делятся:

  1. Формы отношений биотических факторов:

3.Аменсализм- это

4.Комменсализм- это

5.Мутуализм-это

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Предмет: химия (9 класс), Тип урока  Комбинированный.  Урок изучения нового материалаЦель  урока: Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в фор...

Структура экосистемы

Структура экосистемы...

Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс

Тема урока: «Упрощение выражений»Урок  первичного предъявления  новых знаний...

Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...

Технологическая карта с дидактической структурой урока.

Технологическая карта с дидактической структурой урока....

презентация "История открытия пространственной структуры молекулы ДНК"

Модель строения пространственной структуры молекулы  ДНК полностью подтверждена экспериментально  и сыграла исключительно важную роль в развитии молекулярной биологии и генетики, а также ген...